План-конспект урока по теме "Правильное употребление имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

План-конспект урока по теме "Правильное употребление имен прилагательных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_pravilnoe_upotreblenie_imen_prilagatelnykh.rar1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык  5 класс

Раздел: «Морфология»

Тема: «Правильное употребление имён прилагательных» (в соответствии с «Программой по  русскому  языку для 5-11 классы», авторы: С.И.Львова, В.В. Львов Мнемозина, М : 2008

Предполагаемый  результат: в ходе урока познакомить учащихся с орфоэпическими , грамматическими, лексическими нормами в употребление имён прилагательных,  формировать  коммуникативные умения в использовании  прилагательных ( эпитетов ) в устной и письменной речи, , повторить морфемные признаки имён прилагательных.

Цели урока:

Предметные: 1.Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.2.Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.

 Развитие проблемного мышления.

Метапредметные: развивать способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний. формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.

Личностные: уметь высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность, формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать, учиться слышать и слушать другого человека, вызвать интерес к русскому языку

Реализация принципов обучения на уроке:

Принцип наглядности обучения в комплексном решении задач, научность обучения, соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ: презентация.

Используемые интернет ресурсы: http://school.baltinform.ru/files/3/documents_10619_file.ppt 

Ход урока:

I. Организационный момент.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Организационная структура урока.

Этапы урока

Формы работы

Конкретные виды деятельности

(учителя и ученика)

I Вхождение в тему урока

Цель этапа:

 создание условий для осознанного восприятия.

Коллективная

Проблемно-поисковая деятельность

(Слайд 1)

Как вы думаете , какая ошибка допущена в употреблении прилагательных:

1. Этот дом более высок.

2.Комната низкая для такой мебели.

3.Указанный признак здесь более сильнее.

4.Показатели у первой группы более выше , чем у второй.

Исправьте ошибки, докажите правильность  своего суждения.

-Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

Объявление темы урока. Постановка цели.  

II  Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося 

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и закрепления учащимися понятия языковая норма

Предполагаемый результат: уметь определять морфемный состав прилагательных.  

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Предполагаемый  результат : усвоение понятий орфоэпические грамматические  лексические нормы

Предполагаемый  результат: употребление прилагательных в тексте.

Домашнее задание.

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Устная фронтальная работа

Работа в парах

Самопроверка

Физкультминутка

Творческая работа

Игровой метод,

Движение темы.( Слайд 2)

-Как вы думаете ,для чего необходимо знать нормы употребления прилагательных?

-Что такое норма?

-Какие нормы вам уже знакомы?(СЛАЙД 3)

 

С понятием ЯЗЫКОВАЯ НОРМА вы уже знакомились.

ЯЗЫКОВАЯ НОРМА-ЭТО  ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В ОПРЕДЕЛЁННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА

Орфоэпические нормы (Слайд 4  )

Произнесите прилагательные БЕСШУМНЫЙ, СКУЧНЫЙ,СЕРДЕЧНЫЙ, КУХОННЫЙ. ДОМОВАЯ КНИГА,КЕДРОВЫЙ,ОВОЩНОЙ,КРЕМОВЫЙ

(при затруднении обращайтесь к словарику

« Говорите правильно»)

-Сделайте вывод; что относится к орфоэпическим нормам (нормы произношения и ударения)

Грамматические  нормы(Слайд 5 )

От данных прилагательных(КРАСИВЫЙ, ЛЁГКИЙ, МЯГКИЙ, ТВЁРДЫЙ,СВОБОДНЫЙ СПОКОЙНЫЙ, УДОБНЫЙ, РЕЗКИЙ)  образуйте простые формы сравнительной и превосходной степени. Запишите, поставьте ударение. Проверьте себя по словарику

« Говорите правильно».

- Продолжите мысль: грамматические нормы – это… нормы образования форм слова, нормы построения словосочетания и предложения.

Конструирование Составьте словосочетания, в которых прилагательные лёгкий, мягкий имели бы переносное значение.

Лексические   нормы (Слайд 6 )

Определите разницу между словами дождливый- дождевой ,удачливый- удачный. Составьте предложения с этими словами.

Знаково-символическая технолоия.

- Выполните морфемный разбор прилагательных. Какую орфограмму нужно помнить, чтобы не ошибиться в написании этих прилагательных.

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке будут грамотно писать.

Пальцы вытянулись дружно,

А теперь сцепить их нужно.

Кто работает дружней,

Тот найдёт себе друзей.

 Работа по учебнику

 (стр. 120 упр.881)

По рисунку попробуйте определить различие в значениях однокоренных слов каждой пары. Проверьте себя по толковому словарю. Составьте предложения с этими словами.

Генеральный- генеральский, горючий- горячий, запасливый- запасной, игольный- игольчатый.

В какой форме записаны прилагательные?

Что нужно сделать, чтобы правильно вставить их в предложение? ( изменить форму прилагательных)

Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

Творческое задание.Упр.885

Разъясните, в чём заключаются ошибки в употреблении имён прилагательных. Исправьте эти ошибки.

Сделайте вывод.

Работа по составлению рассказа Упр.889

-Подумайте и ответьте на вопрос: Почему прилагательное можно назвать «самой изобразительной частью речи?»

 ( В.В. Виноградов) «Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении»

- Докажите верность этой мысли.

-Что такое эпитет?

Игра- аукцион. Подберите , глядя на рисунки, как можно больше эпитетов к словам небо, ветер

-Какой тип речи будет основным в тексте?

- Какой тип речи необходимо использовать для характеристики героев, погоды, ветра?

( повествование с элементами описания)

Написать текст рассказа по рисункам Н.Э.Радлова Упр.889,

1. Озаглавьте текст 2. Разделите на абзацы.

-Так для чего нужны имена прилагательные?

-Что нового вы узнали об употреблении прилагательных в речи  ?

-Почему нужно уметь правильно использовать прилагательные?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»

Открытый урок по теме "Употребление имен прилагательных в речи"Цели:    1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в...

Урок-презентация по русскому языку "Употребление имен прилагательных в речи"(6 класс).

Урок носит обучающий, воспитывающий и развивающий характер, отличается разнообразием приемов, типов заданий....

План-конспект урока по теме "Правильное употребление имен прилагательных"

План-конспект урока по теме "Правильное употребление имен прилагательных"...

Урок русского языка на тему: "Употребление имен прилагательных в речи"

Тема урока : «Употребление имён прилагательных в речи» Цели:     1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательны...

Презентация к уроку русского языка "Употребление имени прилагательного в речи".

Презентация к обобщающему уроку по русскому языку в 8 классе школы для глухих детей по теме "Употребление имени прилагательного в речи"....