Научный стиль.
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
Научный стиль
Научный стиль речи характеризуется следующими признаками:
1) сфера использования: в научных статьях, учебниках, докладах;
2) задачи речи – точная передача и доказательное изложение научной информации.
3) основные черты: точность, логичность, отвлеченность, объективность изложения, неэмоциональность;
4) термины, общенаучные слова, общеупотребительные слова, простые распространенные и сложные предложения с союзами что, который, так как, если, предложения без подлежащего, сказуемое выражено существительным или прилагательным.
В зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как:
1) собственно научный – монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и др.;
2) научно-информативный – реферат (краткое изложение содержания научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т. п.), учебник, учебное пособие и др.;
3) научно-популярный – очерк, книга, лекция и др.
- Лексические особенности научного стиля
Наука выражает абстрактную мысль, поэтому язык её лишён конкретности. Слово в научной речи называет обычно не конкретный, индивидуально неповторимый предмет, а целый класс однородных предметов, явлений, то есть выражает не частное, не индивидуальное, а общее научное понятие. Поэтому в первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлечённым значением.
В художественной литературе слово не только понятие, но и художественный образ. Сопоставим слово дуб в научной и художественной речи.
1) Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150—200 и больше.
Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб — порода довольно теплолюбивая.
Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) особенностью. (М. Ткаченко.)
2) На краю дороги стоял дуб... Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной кроной. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. (Л. Толстой.)
Как видим, в научных текстах речь идёт не о конкретном дереве, а о дубе вообще, о любом дубе. В художественном тексте перед нами индивидуальное, конкретное дерево со своими неповторимыми признаками. И это не просто дерево. Оно олицетворено писателем, волнует воображение, вызывает разнообразные ассоциации. Научная речь не только отбирает из языка слова с общим и отвлечённым значением, она изменяет значение общеупотребительных слов в соответствии со своими принципами.
Цель любого научного сообщения – изложение определённых научных сведений и их доказательство. Чувства и переживания автора выносятся за скобки, не участвуют в речи. Вряд ли возможны в современной научной статье фразы типа:
Я бился над решением этой проблемы пять лет; Я горд, что первым сумел решить эту сложную научную проблему.
Личные эмоции здесь недопустимы. Именно поэтому в научной речи используются только нейтральные средства и недопустимы экспрессивные.
Лексики научного стиля состоит из трёх пластов: общеупотребительные слова; общенаучные слова; термины.
К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Например: Прибор работает как при высоких, так и при низких температурах. Здесь нет ни одного специального слова, между тем это научная речь. В любом научном тексте эти слова преобладают, составляют основу изложения.
Благодаря общеупотребительной лексике язык науки сохраняет связь с общеупотребительным языком и не превращается в язык мудрецов, понятный только посвященным, учёным.
В зависимости от состава читателей доля общеупотребительной лексики меняется: она уменьшается в работах, предназначенных для специалистов, и возрастает в сочинениях, обращённых к широкой аудитории.
Общенаучная лексика — второй значительный пласт лексики научной речи. При помощи научных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники. Эти слова закреплены за определёнными понятиями, но не являются терминами: операция, вопрос, задача, явление, процесс, базироваться, поглощать, ускорять и другие.
Так, слово вопрос, как общенаучное, имеет значение «то или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения, проблема». Оно используется в разных отраслях науки в таких контекстах: к вопросу о валентности, изучить вопрос, узловые вопросы, национальный вопрос, крестьянский вопрос, поднять вопрос, оставить вопрос открытым, вопрос требует незамедлительного решения.
Терминология — это ядро научного стиля. Термин — это слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие. Каждая наука и отрасль производства имеет свою систему терминов, которая называется терминологией.
Термин обладает строгим, чётко очерченным значением. Он называет все существенные признаки, показывает общность данного понятия с другими, а также специфичность данного понятия. На пример: Химия — наука о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях. Суть понятия раскрывается кратко, в одном предложении.
Особую группу в составе лексики научного стиля составляют номенклатурные знаки. Они резко отличаются от терминов. Если в основе терминов лежат общие понятия, то в основе номенклатурных знаков — единичные. К номенклатурным знакам относятся серийные марки машин, механизмов, станков, приборов, географические названия, названия электростанций, предприятий, учреждений, организаций, например: Москвич — 408, СМ— 8— передвижная дробильно-сортировочная установка.
Таким образом, структуру лексики научного стиля можно представить следующим образом. Ядро её составляет терминология. Далее близкий по функции и важный пласт — общенаучная лексика. И затем общеупотребительная лексика, в количественном отношении составляет не менее половины всех слов.
2. Морфологические особенности научного стиля
Главная особенность научной речи — преобладание имён (существительных и прилагательных). В некоторых науках (физика, химия, биология и др.), как показал статистический анализ, части речи распределяются следующим образом:
• Существительное — 39,9% • Причастие — 14,8% • Прилагательное — 12% • Местоимение — 5,5% • Деепричастие — 4,6% • Наречие — 2,9% • Числительное — 1,4% • Остальные части речи, в том числе глагол — 18,9%
Высокий процент существительных обусловлен предметным характером научного изложения. Наука прежде всего трактует и объясняет суть вещей, предметов и явлений, для чего нужны существительные — имена этих вещей. Роль же сводится к функции связи.
Сравнительно большое количество прилагательных объясняется задачами описания, характеристики, важными в научном стиле.
Использование глаголов и глагольных форм в научном стиле
Для научного стиля характерно использование глаголов 3-го лица (единственного и множественного числа) и кратких причастий. Например: намечены (намечают) результаты, использованы (используют) растворы.
3. Синтаксические особенности научного стиля
Тексты научного стиля могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, графики и т. п. В большей степени это распространяется на тексты естественных и прикладных наук: математики, химии, физики и др.
4. Жанры
Жанры: статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, конспект, диссертация, учебник, научный доклад, лекция.
Конспект – сжатое изложение содержания первичного текста, состоит из кратких предложений с основной смысловой нагрузкой. В конспекте желательно использовать сокращения.
Реферат – краткое изложение содержания первоисточника (первоисточников).
Рецензия на текст – письменный разбор первоисточника, в котором необходимо прокомментировать основные положения текста (сформулировать основную проблему текста и позицию автора, выразить собственное отношение к проблеме, аргументировать свою оценку), сделать выводы о значимости работы (проблемы).
Отзыв о тексте – общая характеристика работы без подробного анализа, выражение собственного мнения, практические рекомендации.
Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), её содержания и назначения. Композиция аннотации:
1. О чём говорится в книге (статье)
2. Из каких частей состоит работа?
3. Кому предназначена данная книга (статья)?
Сравните
Научный стиль 1) Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150—200 и больше. Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб — порода довольно теплолюбивая. Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) особенностью. (М. Ткаченко.) | Художественный стиль 2) На краю дороги стоял дуб... Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной кроной. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. (Л. Толстой.) |
В научном тексте речь идёт не о конкретном дереве, а о дубе вообще, о любом дубе. Используются слова с общим и отвлечённым значением. | В художественном тексте перед нами конкретное дерево со своими неповторимыми признаками. Оно олицетворено писателем, волнует воображение, вызывает разнообразные ассоциации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест.10 класс. Лексические особенности научного стиля речи
Аннотация.Тестовое задание для обучающихся общеобразовательных школ. Данный тест может бы...
Презентация по теме "Стили речи: научный стиль"
В данной презентации рассматриваются функции, характерные черты и особенности научного стиля....
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Книжные стили речи. Научный стиль"
Методическая разработка предназначена для проведения урока развития речи в 5 классе по теме "Книжные стили. Научный стиль"....
Интегрированный урок развития речи " Научный стиль, его особенности и признаки. Создание текста-рассуждения в научном стиле"./2 часа/
Данный материал представляет собой методическую разработку интегрированного урока развития речи, проеденного с использованием материалов о крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева. Уче...
Основные жанры научного стиля и устной научной речи (выступление, тезисы, дискуссия, реферат, статья, рецензия). Правила корректной дискуссии. Анализ текста.
https://videouroki.net/razrabotki/osnovnyie-zhanry-nauchnogho-stilia-i-ustnoi-riechi-pravila-korriektnoi-diskussii.html...
Материал методического семинара для преподавателей "Научный стиль.Способы построения научного текста"
Материал методического семинара для преподавателей "Научный стиль.Способы построения научного текста"...
Презентация к методическому семинару для преподавателей "Научный стиль. Способы построения научного текста".
Презентация к методическому семинару для преподавателей "Научный стиль. Способы построения научного текста"....