Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Книжные стили речи. Научный стиль"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Методическая разработка предназначена для проведения урока развития речи в 5 классе по теме "Книжные стили. Научный стиль".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_5_klass.razrabotka_uroka_po_teme_knizhnye_stili_rechi._nauchnyy_stil.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 5 класс.
Тема урока: «Книжные стили речи. Научный стиль»
Образовательные цели: расширить и углубить представление о научном стиле речи, его лексических, морфологических и синтаксических особенностях; формировать умение отличать научный стиль речи от других стилей речи; учить определять стилистическую принадлежность текстов.
- Речевая разминка. (слайд презентации)
И вдруг – река.
- Какая?
- Чу.
- Река?
- Да, если захочу,
возьму,
штаны вот засучу,
и эту Чу перескочу,
и даже ног не замочу.
(А. Леднев).
- Прочитайте стихотворение про себя. Какого стиля текст перед вами? Докажите.
- Как оформлен разговор?
- Что помогает автору так живо передать диалог? (Звукопись: частое использование сочетания звуков – чу).
- Обратите внимание на интонацию. Прочитайте по ролям.
- Работа по теме.
- С помощью простой схемы изобразим особенности разговорного стиля речи, с которым вы познакомились на прошлом уроке. (слайд презентации)
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ
Цель – общение
- Послушайте еще один текст:
Чу – река в Киргизской и Казахской республиках, 1067 км, площадь
бассейна 62,5 км². Образуется слиянием рек Кочкор и Джуванарык в Тянь-Шане; теряется во впадине Ащиколь. Средний расход воды около 70 м³/с. Используется для орошения.
(Энциклопедический словарь).
- Чем данный текст похож на текст разминки?
- Что их отличает?
- Какого стиля данный текст?
- Какова его цель?
- Запишите тему нашего урока: «Научный стиль и его языковые средства». (Ученики самостоятельно формулируют цель урока; размышляют о том, чему они должны научиться на уроке)
- Какова цель текстов научного стиля? (Сообщение, точная передача научных знаний, информации).
- Как это можно передать на схеме? (слайд презентации)
Цель – сообщение
- Составим таблицу «Особенности научного стиля речи». (Подобная
таблица составлялась по разговорному стилю). В какой ситуации мы пользуемся научным стилем речи?
А)
- Охарактеризуем основные черты научного стиля речи. Для этого
проанализируем текст из учебника «Природоведение».
Земля вращается вокруг своей оси. Осью обычно называют стержень, вокруг которого вращается тело. Ось Земли – воображаемая линия. Те точки Земного шара, в которых находятся концы этой воображаемой оси, называются полюсами. Один из них Северный полюс, другой – Южный.
- Что является предметом сообщения, информации в тексте научного
стиля?
- Как связаны предложения текста между собой? (Повтор слов «ось», «полюс»).
- Что способствует пониманию смысла текста? (Точность употребления, прямое значение слов).
- Какова интонация текста?
- Итак, отвечая на мои вопросы, вы называли стилевые черты научных текстов (Занесение информации в таблицы на доске и в тетрадях).
Б)
- Понаблюдаем за использованием языковых средств в этом тексте, попутно заполняя третью графу таблицы.
- Термины какой науки употреблены в этом тексте? (Естествознания).
- Посмотрите на текст: какая часть речи чаще всего употребляется в нем? (Можно посчитать количество).
- Правильно. Частое использование имен существительных – еще одна особенность научного стиля.
- Вы знаете, что существительные обозначают не только предметы, но и явления окружающей действительности. Такие слова отвечают на вопрос что?, но не обозначают конкретного предмета. Эти существительные называются отвлеченными. Посмотрите, есть ли отвлеченные существительные в данном тексте? Назовите их. Приведите свои примеры отвлеченных существительных.
- Итак, мы выявили еще одну особенность научного стиля: частое употребление отвлеченных существительных.
- В научной речи для связи предложений чаще всего используются повторы существительных-терминов. Это позволяет выразить мысль наиболее точно. Отметьте повторы терминов в нашем тексте.
- Каковы предложения текста по цели высказывания? (Повествовательные).
- По структуре (Распространенные предложения, повествовательные, сложные).
- Установлено, что средний размер предложения в научных исследованиях – 28 слов, а в художественной прозе – 17 слов.
В)
- Проанализированный нами текст взят из учебника по природоведению. Где еще может использоваться научный стиль в устной речи? В письменной?
- Теперь все основные сведения о научном стиле у нас есть, и вы можете анализировать тексты научного стиля и составлять их.
Общий вид получившейся таблицы (слайд презентации)
«Особенности научного стиля речи»
Ситуация - Сообщение информации, обмен мыслями в
официальной обстановке.
Стилевые черты - Отвлеченность и обобщенность.
- Последовательность изложения.
- Точность, доказательность.
- Неэмоциональность.
Языковые средства - Научные термины.
- Нейтральные и книжные слова с
отвлеченным значением.
- Преобладание имен существительных.
- Распространенные повествовательные
предложения.
- Сложные предложения с союзами «что»,
«так как», «если».
Использование - В научных трудах: энциклопедиях,
учебниках, словарях, научных, научно-
популярных книгах.
- В выступлениях на научные темы: лекциях
на уроках, в докладах и т.п.
- Послушайте несколько текстов и определите, какой из них относится к
научному стилю:
Текст № 1
Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических
разрядах между облаками (молния и гром), сопровождаемых дождем, градом и бурными порывами ветра.
(Энциклопедический словарь).
Текст № 2
- Ну и гроза. Страшно к окну подходить.
- Да, такой грозы давно не было.
- Представляешь, в такую грозу очутиться в поле…
(Из разговора).
Текст № 3
Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застукали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.
(И. Тургенев).
Итак, какое высказывание относится к научному стилю? К каким стилям относятся два других текста? Докажите.
- А теперь поработаем над составлением определений в научном стиле (задание по группам).
Выполним следующеезадание.
Найдите ошибки в определении понятий. Какая часть отсутствует в построении предложения? Исправьте ошибки.
Суффикс – это значимая часть слова.
(Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов).
Квадрат – это когда все стороны и углы равны.
(Квадрат – это геометрическая фигура, стороны и углы которой равны).
6. Задание: в учебниках по математике, истории, литературе найдите научные термины, выпишите их, а затем - выпишите небольшой текст научного стиля, докажите его стилевую принадлежность (индивидуальное задание, учебник по выбору ученика).
7. Сейчас задание посложнее: надо устно отредактировать (исправить)
целый текст – ответ ученика, который я вам сейчас прочитаю.
Ну, существительные – они бывают одушевленными. А еще могут быть неодушевленными, это когда обозначают неодушевленный предмет. Вот такие, например, неодушевленные существительные: забор, дом, стол. А одушевленные обозначают одушевленный предмет, лицо. Например: мужчина, девочка, волк. Падеж могут иметь все существительные, а число, по-моему, не все. Ну, что еще сказать о существительных? Да, о роде. Они имеют род только в единственном числе.
- Итак, найдите все нарушения стиля научной речи и исправьте их. (Зачитываются по 1-2 предложения из данного текста, один учащийся исправляет, остальные ему помогают).
- Я хочу обратить ваше внимание еще на одно правило: никогда не используйте средства научного стиля за его пределами, то есть в других стилях речи. Это будет неуместно, и вы будете выглядеть смешно и нелепо, если, например, в разговорной речи употребите выражение: «введены в строй две новые станции метрополитена» (вместо «открыты две новые станции метро») и т.п. Также недопустимо использовать в научном стиле средства художественного стиля и разговорной речи.
8. Составьте небольшой текст научного стиля, учитывая его особенности (см. таблицу). Объясните письменно, почему в личном окончании глагола поймаешь пишется е.
- Задание на дом.
- Устно составьте небольшое сообщение на тему «Научный стиль и его языковые средства». Планом вам будут служить заголовки итоговой таблицы. В каком стиле вы построите свое сообщение?
2. Анализ текстов научного стиля (карточки, 3 группы сложности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 10 классе по теме "Стили речи"
Данный материал представляет собой разработку урока, презентацию и текст для индивидуальной работы учащихся по русскому языку в 10 классе по УМК Бабайцевой (социально гуманитарный профиль)...
Интегрированный урок русского языка и биологии (11 класc) Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке".
Интегрированный урок русского языка и биологии (11 класc) Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке"....
Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи
Показать необходимость владения официально-деловым стилем речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....
урок русского языка в 11 классе "Особенности публицистического стиля речи"
урок в форме ролевой игры технологии личностно ориентированного обучения...
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"
Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...
Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»
Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...
Методическая разработка урока русского языка "Стили речи", 5 класс
Данный конспект предназначен для проведения урока русского языка в 5 классе, ФГОС....