Конспект урока "Имя числительное. Итоговое повторение. 9 класс"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок "Имя числительное. Итоговое повторение. 9 класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chislitelnye.docx | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК
"Имя числительное. Итоговое повторение"
(2 часа)
9 класс
Цель: обратить внимание учащихся на роль числительных в речи; повторить грамматические признаки имени числительного; учить школьников правильно употреблять числительные в устной и письменной речи; обогащать словарный запас учащихся, развивать их логическое мышление, воспитывать интерес к изучению русского языка через ознакомление с новыми сведениями о числительных.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя и постановка цели урока перед учащимися.
Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Однако это не так. Цифра «говорит» с нами об очень многом: она «знает», сколько продукции сделал за день один рабочий и сколько в течение года новых библиотек, театров, школ открылось в стране. Она «знает», сколько ребят учится в школах. Цифра как беспристрастный свидетель рассказывает о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом. Сегодня урок будет посвящен числительным. Наряду с повторением ранее изученного об этой части речи мы узнаем много нового. Итак, за работу!
II. Блицопрос.
- Что такое имя числительное?
- Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?
- На какие две группы делятся числительные?
- Назовите разряды количественных числительных.
- Чем отличаются простые числительные от составных?
- Как склоняются порядковые числительные?
- Какие числительные склоняются, как существительные 3-го склонения?
- В чем особенность склонения количественных числительных, называющих круглые сотни? Какие числительные, называющие круглые десятки, склоняются так же?
- Как склоняются дробные числительные?
- Как склоняются составные количественные числительные?
- Какие числительные имеют только две падежные формы?
- В каких числительных пишется мягкий знак в середине?
III. УПРАЖНЕНИЯ
1. Определите частеречную принадлежность следующих слов:
десяток, двойной, удесятерить, десять, удваивать, пятерка, двумя, тройной, единственный, первый, два, трое, двое, тройка, сотый, втроем, вдесятеро, десятый, вдвоем, второй, две, три, пятеро, впятером, пятый, тройник, пятак, тройчатка, сотня.
Что объединяет эти слова? (Все слова имеют числовое значение.)
2. Перепишите. Вставьте и объясните пропущенные буквы. Числительные запишите словами, объясните их правописание. Охарактеризуйте числительные по структуре (простые, сложные, составные).
Сер_це – ц_нтральный огран кров_носной системы ж_вотных и человека, нагн_тающий кровь в артериальную систему и об_спечивающий ее в_зврат по венам. Сердце некоторых пр_смыкающихся (крокодилы), птиц, млекоп_тающих и человека – полый мышечный орган, разделе_ый на 4 камеры: правое и левое пр_дсердия, правый и левый желудочки. У человека сердце заключе_о в околосердечную сумку (перикард) и распол_ж_о в средостении грудной полости. У взрослых дли_а сердца – 12–15 сантиметров, поперечный р_зрез 8–11 сантиметров, масса (без крови в камерах) в среднем у жен_ин – около 240 граммов, у муж_ин – около 330 граммов. Сердце взрослого человека (в нормальных условиях) сокр_щает_я 55–80 раз в минуту, прог_няя 4,5–5 литров крови; за одно сокращение выбрас_вается 60–75 миллилитров крови.
3. Отгадайте загадки. Укажите грамматические особенности числительных.
Стоит дуб, на нем двенадцать гнезд, в каждом гнезде по четыре яйца, в каждом яйце по семи цыплят (год, месяцы, недели, дни). Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шапкой стоят (стол). Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет (дверь). У двух матерей по пяти сыновей, вес в одно имя (руки, пальцы). Семьдесят одежек, и все без застежек (капуста). Четыре четырки, две растопырки, седьмой – вертун (корова). Два братца в воду глядятся, а все не сойдутся (берега).
4. Фразеологическая пятиминутка.
Заранее подготовленный ученик делает сообщение из истории фразеологизма мерить на свой аршин.
Теперь каждая мера длины или веса в культурных странах имеет всегда одну, установленную законом величину. Повсюду есть свои особые учреждения, которые следят за точностью сантиметровых линеек, гирь, применяемых при взвешивании, и других мер.
Не так было раньше.
На Руси издавна была принята восточная мера длины – аршин, или локоть (арш – по-персидски «локоть»). Но очень долго никто не знал, чему же в точности должен быть равен аршин и с чем его сравнивать.
Выделывали аршины кустари по деревням и, конечно, ни за какой особенной точностью не гнались. Поэтому каждый человек, продавая или покупая что-нибудь, остерегался пользоваться незнакомым ему аршином, а всячески рекомендовал свой. Купцы имели тайный запас аршинов – и покороче, и подлиннее – и нередко ловко подменяли аршины, когда переходили от покупки к продаже и обратно.
Теперь вся эта путаница мер давно забыта, но словами мерить на свой аршин еще пользуются. Мерить на свой аршин – это судить со своей точки зрения, оценивать по собственному вкусу, а не так, как принято.
Ребята! Какие старинные меры длины вы знаете? Чему они равны? В каких фразеологических оборотах встречаются?
Аршин равен 71 см; вершок – 4,45 см; дюйм – 2,54 см; фут – 0,3 м; сажень – 2,13 м (маховая сажень – 1,76 м, косая сажень – 2,48 м); верста – 1,06 км; пядь – 17,78 см.
Как аршин проглотил, мерить на свой аршин, мерить на один аршин, видеть на три аршина в землю, видеть на три аршина под землей, от горшка два (три) вершка, за семь верст киселя хлебать, семь верст до небес, коломенская верста, мерить версты, с коломенскую версту, в косую сажень, косая сажень, косая сажень в плечах, семи пядей во лбу.
5. Игра «Кто больше?»
Подберите как можно больше однокоренных слов различной частеречной принадлежности к слову один.
Один – единица, единый, уединиться, в одиночку, объединение, одиночка, одиночество, единство, уединение, одинаковый, единение, единичный.
6. В течение 5 минут вспомните и запишите как можно больше произведений, в названии которых встречаются числительные.
«Трое» М.Горького, «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «Первые радости» К.Федина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна, «Пятьсот миллионов Бегумы» Ж.Верна.
7. Лингвистический портрет слов тысяча, миллион, миллиард.
До сих пор ученые не пришли к единому мнению по поводу слов тысяча, миллион, миллиард. Одни относят их к числительным, другие – к существительным. Третьи вообще склонны их считать омонимами. Для этого у ученых есть все основания. Какие? Создайте лингвистический портрет этих слов. Для этого выделите в отдельную группу признаки числительных, в другую – признаки существительных.
Вопросы для анализа
1) Входят ли слова тысяча, миллион, миллиард в счетную систему?
2) Какую грамматическую категорию, свойственную существительным, имеют слова тысяча, миллион, миллиард?
3) Образуются ли от них новые слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов?
4) Можно ли их заменить цифровыми обозначениями?
5) Участвуют ли они в образовании составных числительных?
6) Образуют ли они формы множественного числа?
7) Все количественные числительные имеют два лексических значения: «число» и «количество», – а данные?
8) Сочетаются ли они с именами прилагательными?
9) Образуют ли порядковые числительные?
10) Создают ли в сочетании с именами существительными синтаксически неделимые словосочетания «количественное числительное + существительное»?
ПРИЗНАКИ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
(вопросы 1, 4, 5, 7, 9, 10)
Слова тысяча, миллион, миллиард входят в счетную систему, они единственные названия чисел 1000, 1 000 000, 1 000 000 000, их можно заменить цифровыми обозначениями. Данные числительные, как и все количественные, имеют два лексических значения: «число» и «количество», участвуют в образовании составных числительных (тысяча триста тридцать, два миллиона сто одиннадцать), образуют порядковые числительные (миллиардный, тысячный), в сочетании с именами существительными создают синтаксически неделимые словосочетания «количественное числительное + существительное»: тысяча конвертов, миллион тракторов, миллиард лет.
ПРИЗНАКИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
(вопросы 2, 3, 6, 8)
Как и существительные, слова тысяча, миллион, миллиард обладают категорией рода: тысяча – ж. р., миллион, миллиард – м. р.; к слову тысяча можно поставить моя, к словам миллион и миллиард можно поставить мой: моя тысяча, мой миллион, мой миллиард; образуют формы множественного числа: тысячи вещей, миллионы тетрадей. Если слова тысяча, миллион, миллиард употреблены во множественном числе, то они имеют значение неопределенного количества. Данные слова роднит с существительными и то, что они могут сочетаться с именами прилагательными и местоимениями-прилагательными: моя тысяча, эта тысяча, другой миллион, последняя тысяча. От слов тысяча, миллион, миллиард, как и от других существительных, можно образовать новые слова при помощи суффиксов субъективной оценки: книжонка – тысчонка, стульчик – миллиончик и т.д.
8. В каких случаях порядковые числительные имеют форму множественного числа? Ответить на данный вопрос вам помогут следующие примеры: четвертые сутки, вторые брюки; сороковые годы XIX века, шестидесятые годы XX века; первые десять книг, вторые десять книг, третьи десять книг; три восьмых, шесть седьмых; восьмые классы, третьи классы, первые этажи; первые блюда, вторые блюда, третьи блюда.
Порядковые числительные употребляются во множественном числе в следующих случаях: в сочетании с существительными, имеющими форму только множественного числа (данные существительные обозначают считаемые предметы): пятые сутки, вторые очки; в значении десятилетия (сороковые годы XIX века – это годы в XIX веке с 1840 по 1849); при счете группами: первые десять пакетов, вторые десять пакетов; в знаменателе дроби: три пятых, пять девятых; в сочетаниях типа третьи классы, вторые этажи: в соревнованиях примут участие третьи классы, свет горит на вторых этажах, аптеки располагаются на первых этажах зданий; в сочетаниях типа первые блюда, вторые блюда, третьи блюда: первое блюдо – жидкое блюдо, с которого начинают обед; второе блюдо – блюдо в обеде, ужине, обычно следующее после супа; третьи блюда – десерт, сладкое.
Порассуждаем о семантике сочетаний типа шестые классы, вторые блюда. Говоря шестые классы, мы понимаем, что это не третьи и не седьмые классы, а с другой стороны, нам неясно, сколько шестых классов. Сочетания первые блюда, вторые блюда, третьи блюда вообще не называют порядковый номер предмета при счете, значение предметности здесь выступает на первый план.
9. В чем ложность данных суждений?
1) Собирательные числительные сочетаются с названиями животных.
2) Существительные мнение, довод сочетаются как с целыми, так и с собирательными числительными.
3) У количественных числительных отсутствует категория рода и числа.
4) Количественные числительные сочетаются с прилагательными, причастиями, числительными.
5) При склонении сложных количественных числительных склоняется вторая часть.
6) Собирательные числительные не сочетаются с названиями лиц общего рода.
ОТВЕТЫ
1) Собирательные числительные сочетаются не с названиями животных, а с названиями детенышей животных: семеро козлят, пятеро лисят.
2) Существительные мнение, довод сочетаются только с целыми числительными: два мнения, три довода.
3) Категория рода и числа отсутствует у большинства числительных, но не у всех. Категорией рода обладают числительные: один – одна – одно, два – две, полтора – полторы, тысяча, миллион, миллиард. Категорию числа сохраняют только числительные один и тысяча, миллион, миллиард: одни туфли, пять тысяч, шесть миллионов.
4) Количественные числительные не сочетаются с прилагательными, причастиями и числительными.
5) При склонении сложных количественных числительных склоняются обе части: пятьсот – пятьюстами.
6) Собирательные числительные сочетаются с названиями лиц общего рода: трое сирот.
10. В русском языке есть группа слов, которые выражают значение неопределенного количества: много книг, мало времени, несколько человек и т.д. Почему до сих пор ученые-лингвисты не могут прийти к единому мнению относительно частеречной принадлежности этих так называемых неопределенно-количественных слов? Постарайтесь привести как можно больше доводов. Своеобразие неопределенно-количественных слов состоит в том, что они совмещают в себе признаки числительных и наречий.
Под руководством учителя учащиеся находят эти признаки, создавая «портрет» данных слов.
Как и наречия, слова много, мало, немного, немало не изменяются; могут определять глагол: много видел, мало написал; образовывать форму сравнительной степени: прочитал мало – прочитал меньше; способны сочетаться с наречиями степени: очень много читал; у них есть формы субъективной оценки, ср.: слабовато – маловато, многовато, немножко; в результате повторения образуют сложные слова, усиливающие или увеличивающие признак, ср.: далеко-далеко, горько-прегорько, много-много, мало-премало. Как и числительные, слова типа много, мало, сочетаясь с существительными и обозначая неопределенное количество предметов (мало конвертов), образуют синтаксически неделимые словосочетания: много книг, немало груш, ср.: две книги, десять груш.
Значение каких частей речи совмещает слово много в предложении: Абрикосы стоят пятнадцать рублей – это не очень много.
В данном предложении слово много имеет значение числительного и слова состояния.
Поговорим о существительных бездна, гибель, прорва, пропасть, тьма, уйма. Правомерен ли этот вопрос сегодня, когда мы рассматриваем числительные?
Слова бездна, гибель, прорва, пропасть, тьма, уйма являются отвлеченными существительными, которые в определенной речевой ситуации обозначают неопределенно большое количество предметов. Употребляются они в разговорной речи: народу там пропасть, возникла уйма проблем, бездна дел свалилась на меня.
11. Продолжите числовой ряд, запишите несколько числительных, образуйте от них порядковые числительные.
Число 37 обладает одним замечательным свойством: если его умножить на 3, 6, 9, 12, 15 и т.д., то получится любопытный ряд чисел: 111, 222, 333, 444 и т.д.
12. Данные предложения взяты из ученических работ. Наведите в них порядок. Посоветуйте ребятам, что им следует усвоить, чтобы впредь не допускать подобных ошибок.
1) Сестер у Пети только две, и все две окончили школу с золотой медалью.
2) Четверо студенток получают повышенную стипендию.
3) Договор подписан обоими сторонами.
4) У меня есть двое попугаев.
5) Мы ехали пятеро дней.
6) Обоим спортсменкам не повезло в финале.
7) Нас семь в одной квартире – вот так и живем.
8) Пришлось довольствоваться тысячей рублей.
9) И левый, и правый глаз стали плохо видеть.
10) Продано пятьсот сорок трое санок.
ОТВЕТЫ
1, 9) Можно сказать: все три, все пятьдесят, все триста, то есть слово все сочетается с любым числительным, кроме два, две, потому что существуют оба, обе. Числительные оба, обе уже сами по себе означают «все два», «все две». Слова оба, обе содержат указание на ограниченность количества, вот почему нельзя сказать все две. Отсюда вытекает целесообразность предпочтения числительного оба при обозначении количества парных предметов: оба глаза, обе ноги, оба плеча.
1) Сестер у Пети только две, и обе окончили школу с золотой медалью.
9) Оба глаза стали плохо видеть.
3, 6) Собирательное числительное оба (обе) в м. и ср. р. в косвенных падежах имеет основу обо-, а в ж. р. – обе-.
3) Договор подписан обеими сторонами.
6) Обеим спортсменкам не повезло в финале.
10) Поскольку нет составных собирательных числительных, постольку такие сочетания, как пятьсот сорок трое санок, не соответствуют нормам литературной речи и неупотребительны. Для того чтобы передать содержание этих сочетаний, прибегают к синонимическим заменам слов, к таким оборотам, как в течение, в количестве, или, если позволяет контекст, прибавляют слово штука.
Проданы санки в количестве пятисот сорока трех. Продано пятьсот сорок три штуки санок.
8) Слово тысяча в тв. п. ед. числа имеет формы тысячью и тысячей. Первая применяется, когда нужно подчеркнуть точный счет, вторая – в остальных случаях.
Пришлось довольствоваться тысячью рублей.
2, 4, 5, 7) Собирательные числительные характеризуются жесткой сочетаемостью только с определенными группами слов. Они не сочетаются с названиями животных (4), с существительными, обозначающими лиц женского пола (2). Собирательные числительные сочетаются с личными местоимениями в форме множественного числа (7). Существительное дней не называет парный предмет и не относится к существительным, имеющим форму только множественного числа, поэтому с собирательным числительным сочетаться не может (5).
2) Четыре студентки получают повышенную стипендию.
4) У меня есть два попугая.
5) Мы ехали пять дней.
7) Нас семеро в одной квартире – вот так и живем.
13. Составьте предложения, чтобы в них указывалось на приблизительное количество. Для этого используйте различные способы выражения приблизительного количества.
Командировка отца продлится дней пять. Командировка отца продлится пять-шесть дней. Командировка отца продлится около пяти дней. Командировка отца продлится приблизительно (почти, без малого) пять дней.
14. Сделайте синтаксический разбор предложений.
Один рубит, семеро в кулак трубят. Семеро одного не ждут.
15. Орфоэпическая пятиминутка.
Два ряда, три часа, четыре шара, три шага.
По 5 яблок (по пяти яблок – по пять яблок).
Предлог по в распределительном значении допускает в сочетании с числительным начиная со слова пять конструкции с дательным и винительным падежами. Первая присуща книжному стилю, вторая используется в разговорной речи.
С двумястами (рубль). Когда двести, триста... девятьсот употребляются в творительном падеже, возможны варианты: с двумястами рублями – с двумястами рублей. Первый характерен для книжной речи, второй – для разговорной.
Поздравляю с праздником 8 Марта (восьмое).
Поздравляю с (Восьмое марта) – Поздравляю с Восьмым марта.
5,4 (гектар) – 5,4 гектара. 5,4 – смешанное числительное, в таком случае существительным управляет дробная часть, поэтому существительное стоит в форме родительного падежа единственного числа.
16. Прочитайте, используя, где возможно, различные варианты.
х + 25 = 50;
х + 30 = 70;
х = 40;
р – 18 = 20;
р = 38;
175x60;
80x(х + 70);
443 + 135;
333 + 117;
897 – 311;
1 4/6 + 3/6;
8 3/4 – 5 1/2.
В 186 6 содержится 31 раз.
500 разделить на 10 и прибавить к 193.
Сколько кг в 15 000 г?
Сколько м3 в 85 000 дм3?
На сколько 265 780 больше 89 347?
На сколько 49 756 меньше 50 401?
Например: К иксу прибавить двадцать пять – получится пятьдесят.
С иксом сложить двадцать пять – получится пятьдесят.
Сумма икса и двадцати пяти равна пятидесяти.
17. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
Все числительные по значению делятся на ... . (Количественные и порядковые.)
Количественные числительные обозначают отвлеченное число или... . (Количество предметов.)
Среди количественных числительных выделяются ... . (Целые, собирательные и дробные.)
Собирательные числительные представляют собой замкнутую группу из ... слов. (Девяти.)
Собирательные числительные образуются при помощи суффиксов ... от ... . (При помощи суффиксов -ой-, -ер- от количественных числительных.)
Дробные числительные обозначают число или количество предметов, полученных в результате дробления ... . (Единицы.)
Дробные числительные, кроме слов ..., составные. (Полтора/полторы.)
Числитель дроби представляет собой ... числительное, знаменатель – ... . (Количественное, порядковое.)
Порядковые числительные похожи на ... . (Прилагательные.)
Порядковые числительные, кроме слов ..., образуются от количественных. (Первый и второй.)
Если в дробном числе обозначается двадцать пять сотых, семьдесят пять сотых, одна третья, то в разговорной речи употребляются слова: ... . (Четверть, три четверти, треть.)
IV. Творческая работа. Составьте прогноз погоды на завтрашний день.
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание. Подберите пословицы, поговорки, фразеологизмы, включающие числительные. Подберите синонимы к фразеологизмам с первого взгляда – сразу.
III. Результаты исследования. Выводы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок " Итоговое повторение 7 класс" (конспект урока)
В игровой форме организовано обобщающающее повторение 7 класса....
Конспект урока по алгебре 8 класс "Итоговое повторение"
Конспект урока по алгебре 8 класс "Итоговое повторение"...
Конспект урока по алгебре для итогового повторения в 9 классе по теме "Решение уравнений"
На данном уроке учащиеся систематизируют и обобщают знания по различным видам уравнений и способам их решения. В ходе урока учащимся показываются не только правильные решения уравнений, но и подсказки...
Конспект урока русского языка "Повторение по теме "Имя числительное"
Данный конспект урока представлен для заключительных уроков по теме "Имя числительное". Урок разработан в игровой форме, что способствует максимальной заинтересованности шестиклассников, наи...
Конспект урока по теме "Повторение и обобщение темы "Имя числительное"
Материалы открытого урока по теме "Повторение и обощение "Имя числительное" в рамках предметной недели русского языка: конспект урока, презентация, приложения.Методические материалы уро...
План - конспект урока немецкого языка по теме "Повторение числительных" для 5 класса.
План - конспект урока немецкого языка по теме "Повторение числительных" для 5 класса....