Методический материал для 7 класса
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Тема «Сочинительные союзы»
1. Повторение пройденного. Повторить материал: «Правописание причастий» (по учебнику)
2. Списать. Вставить пропущенные буквы.
Несолё….ый суп; свежемороже…ая рыба; свежезамороже…ый судак; купле…ые книги; штопа…ые носки; сея…ая мука; рва..ый рукав; пута..ый ответ; лакирова…ые туфли; легкоране..ый солдат; солдат, ране..ый в руку; жаре…ые в масле; тка..ая скатерть; запута…ые нитки; краше…ый пол; краше…ый краской пол; нескоше…ый луг; писа…ая масляной краской; золоче…ые орехи; стира…ое белье; много раз стира…ое белье; писа..ая красавица.
Образец: Квашенная с клюквой капуста (есть зав.сл.)
3. Работа по теме урока:
- Запишем в тетрадь первое предложение
Вы пришли домой из школы и включили радио.
- Найдите союз, определите, что он соединяет? ( Ответ: сочинительный союз и соединяет однородные сказуемые.)
- Запишем второе предложение. Найдем союз и определим, что он соединяет.
Зазвучала музыка, а вы занялись своими делами в ожидании интересной передачи.
( Ответ: сочинительный союз а соединяет два простых предложения в составе сложного.)
- Если союз соединяет предложение, которое, как в данном случае, противопоставлено другому, или устанавливается различие между явлениями, такой союз относится к противительным союзам.
- Запишем третье предложение. Та же самая работа.
Вы то прислушиваетесь к музыке, то отвлекаетесь на телевизор.
( Ответ: сочинительный союз то – то соединяет однородные сказуемые.)
- В подобных предложениях указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких. Такие союзы являются разделительными. Союз то – то – повторяющийся.
Работа с таблицей.
- Обратите внимание на таблицу. Итак, сочинительные союзы по значению делятся на три группы:
1) соединительные (прочитайте, какие союзы относятся к этой группе);
2) разделительные (прочитайте разделительные союзы);
3) противительные (назовите эти союзы).
(Обратить внимание на составные и повторяющиеся союзы)
Закрепление.
Определите, что соединяют союзы.
Грустит не только рояль, но и вы тоже. Союз не только – но и – соединительный, составной, соединяет два простых предложения.)
Музыка помогает как вашим думам, так и воспоминаниям. Сочинительный союз как – так и – соединительный, составной, соединяет однородные дополнения.)
Вы прекрасно слышите музыку, но это и все. Сочинительный союз но – противительный, соединяет два простых предложения. (В случае затруднения учитель подсказывает)
- Обратите внимание на слово и в этом предложении. Союз ли это? Можете ли доказать?
(не соединяет ни однородные члены предложения, ни простые предложения в составе сложного, значит, это не союз. Это частица. О ней будем говорить на других уроках русского языка.)
Ещё несколько минут назад её слышали только ваши уши, а сейчас вы услышали её сердцем. Сочинительный союз а – противительный, соединяет простые предложения.
Вот то бурная, то порывистая, то стремительная музыка. Сочинительный союз то – то – разделительный, повторяющийся, при однородных определениях.
Вы словно слышите страстную или яркую речь. Союз или – сочинительный, разделительный, при однородных определениях.)
4. Самостоятельно: Синтаксический разбор:
Остановитесь, отложите ваши дела и прислушайтесь.
Тема «Сочинительные союзы»
1. Повторение пройденного. Повторить материал: «Правописание причастий» (по учебнику)
2. Списать. Вставить пропущенные буквы.
3. Работа по теме урока:
4. Самостоятельно: Синтаксический разбор:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал 6 класс
Тесты и контрольные работы...
Методический материал 7 класс
Тесты и контрольные работы...
Методический материал 8 класс
Тесты и контрольные работы...
Методический материал 9 класс
Тесты и контрольные работы...
Методический материал 10 класс
Тесты и контрольные работы...
Методический материал 11 класс
Тесты и контрольные работы...
Методический материал 5 класс
Тесты и контрольные работы...