Урок-путешествие
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Матюкова Виктория Сергеевна

Обобщающий материал по основным разделам русского языка( 5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5  классе (обобщающий материал по основным разделам русского языка) 

Цель: обобщение изученного материала по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).

Задачи:

  1. Формировать умения применять полученные знания на практике.

2.Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

3.Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

4.Воспитывать умение работать в группах.

5.Воспитывать любовь к родному языку.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент

Класс делится на 4 команды. Каждая группа выбирает командира и придумывает название своей команде. Командир представляет свою команду.

Во время движения паровозика (на слайдах) учитель загадывает название станций.

Управление презентацией осуществляется по щелчку мышки

2. Вводная часть

- Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”

(смотри слайд №3)

Ответ:

Л

И

Н

Г

В

И

С

Т

И

К

А

- Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)

- Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.

3. Основная часть

- Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?

  1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА

Дети отвечают, что такое фонетика

       Слова для фонетического разбора (по группам)

  • Здравствуйте                                      
  • Юбилей                                                              проверка
  • Суббота                                    
  • Поехали                                        

-

Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задания на этой станции “Оживи бабочку”.

(смотри слайд №5, раздаточный материал “Фонетика” - иллюстрация бабочки)

- На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).

Загадки.

  1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

  1. Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.

А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)

  1. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,

И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)

  1. Далеко мой стук слышится вокруг,
    Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

Назовите то слово, в котором звуков меньше, чем букв.

- Проверим ваши ответы (смотри слайд №5)

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

2. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Что такое словообразование. Дети отвечают :раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов

- Выполните задание: С помощью различных морфем образуйте однокоренные слова

“шли”, плыли, бежали, писали

Ответ:  - Назовите способ образования слов.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

3. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА

Дети отвечают : раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.

- Отгадайте шарады “Из волшебного короба” (смотри слайд №9)

Учитель читает шарады:

1 команда

Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)

2 команда

Начало слова – лес, конец – стихотворение, 
А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)

3 команда

Начало – голос птицы, конец на дне пруда,
А целое в музее найдете без труда. (Картина)

4 команда

Начало деревом зовется, конец – местоимение.

Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Буквы)

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

  1. СТАНЦИЯ МОРФОЛОГИЯ.

Дети отвечают, что такое Морфология раздел лингвистики, изучающий части речи

  1. Образуйте:
  • Мн. число от существительных

Дуга—дуги,            рука—руки          мука—нет формы мн. ч.

Житель—жители,   любитель—любители, учитель—учителЯ.

День—дни, пень—пни, лень—нет формы мн. ч.

  • Ед. число от существительных

Певцы—певец, гонцы—гонец, щипцы—нет формы ед. ч.

  • От существительных мужского рода образуйте существительные женского рода

          Повар—повариха, портной—портниха, купец—купчиха,

Храбрец—только мужского рода

  • От существительных женского рода образуйте существительные мужского рода

           Жница—жнец, жрица—жрец, чтица—чтец, львица—лев

  1. Цветок – ромашка (5 лепесточков)

(ученики выходят, срывают лепестки, на которых написаны вопросы и отвечают):

- глагол – часть речи,

- виды глагола,

- спряжение глагола,

- время глагола,

 (слайд5).

3. Распределите слова на 4 рода

конь, бедняга мальчик, папа, белоручка
воевода;земля, мать,
грязнуля
дочь, рожь;кольцо,
 забияка

 знамя, жадина 
село, плакса, нытик, тихоня, сирота

  1. Распределите имена существительные на одушевленные и неодушевленные:

Туз, картина, собака, Дама, Матрешка, стол, кровать, кукла, сумка, погода, Маша, Бобик, покойник, мертвец, бумага, кабинет, человек, кошка, Валет, ручей.

  1. Отгадайте кроссворд (смотри слайды №18, №19, раздаточный материал “Морфология”)

Кроссворд.

  1. Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?
  2. Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?
  3. Как называется изменение имен существительных?
  4. Какой частью речи является  слово  забияка?
  5. Определи часть речи выделенного слова:

Снежное покрывало землю покрывало.

http://festival.1september.ru/articles/503687/img1.gif

5. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ

- Игра “Третий лишний”. Вставьте пропущенную орфограмму “ лишнее слово и объясните свой выбор. (смотри слайд №16, раздаточный материал “Орфография”)

1 команда

Бе…брежный,

бе…сменный,

бе…вкусный

Ра…веселить

3 команда

 без...мянная речка

  по...ск                      

 из...сканные манеры

  роз...ск  

2 команда

  щ...тка,

ш...лк,

 ж...рнов,

 бесш...вный

4 команда

предпол…гать

распол…житься

р…стительность

выр…щенный

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

7. СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС

Станция «Разбиралочка»

 Синтаксический разбор предложения.

1)Ребята остановились у обрывистого берега, положили свои рюкзаки, набрали сухих веток и разожгли костер.

2)Летом мы гостили у бабушки в деревне, ходили в лес, собирали грибы и ягоды, купались в реке.

- Соберите предложение, выполнив ряд действий (смотри слайд №21, раздаточный материал “Синтаксис”)

1. Из предложения

Стеной стоят желтые колосья пшеницы

возьмите определение, выраженное причастием, и согласуйте его с существительным листья.

2. Из предложения

Пушкин очень любил осень

возьмите дополнение.

3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения

Осень щедро одаривает леса краской.

4. Добавьте сказуемое из предложения

Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.

5. Из предложения

Куда ведете нас, дороги?

возьмите имя существительное, которое является обращением.

Ответ: Желтыми  листьями осень щедро выстлала дороги.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и их постановку.

8. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ

- Игра “Шифровальщик” 

Придумайте предложения по схемам. Тема «Моя школьная жизнь»

ООООООО

ООООООО

ООООООО

ООООООО

-  Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.

4. Заключительная часть

Подведение итогов игры (учащиеся подсчитывают количество красных и зеленых карточек), награждение команд.


432


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...