Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе «Программы основной и средней школы. Русский язык и литература. V-XI классы национальных школ РФ» /Г. Н. Никольская. Н. М. Хасанов/, С-П: «Просвещение», 2002г и учебника Р.Б Сабаткоева /Русский язык 10-11 классы, Просвещение/.
Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
В учебном плане МБОУ Самагалтайской СОШ №1 на изучение русского языка в 10 классе отведено всего 34 часа, в разрезе 1 час в неделю
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 10 класса.
В результате изучения русского языка ученик должен уметь:
в аудировании:
- понимать объяснение и рассуждение учителя;
- вычленять в воспринимаемом тексте главное и второстепенное;
в чтении:
- анализировать текст: определять стиль, тип, жанр, выделять основные структурные части текста;
в говорении:
- активно участвовать в беседе на темы, связанные с жизнью, трудом учащихся, прочитанными, изученными произведениями, просмотренными кинофильмами, спектаклями;
- давать устный отзыв о книге, кинофильме, телепередаче;
в письменной речи:
- строить высказывание логически последовательно, доказательно, с использованием различных средств связи предложений в тексте, с учетом темы и цели высказывания, стиля речи;
- использовать в связном высказывании различные средства языка - лексические, фразеологические, грамматические (различные формы слов, словосочетания, простые и сложные предложения, обособленные второстепенные члены, прямую и косвенную речь, диалоги, цитаты);
- строить сложные синтаксические целые с цепной и параллельной связью и выделять абзацы в тексте;
- выделять и оформлять абзацы текста с учетом содержания высказывания;
- пользоваться усвоенными фразеологическими оборотами, крылатыми выражениями;
- использовать различные синонимы для выразительности речи и связи предложений в тексте;
- составлять сочинение-рассуждение проблемного характера;
- составлять план доклада, реферата на предложенную тему с использованием различных источников;
- писать рецензию на прочитанную книгу, просмотренный кинофильм или телепередачу;
- вести запись лекций и рассказа учителя в форме плана, тезисов, конспекта.
Учебно – тематический план
№ | Раздел | Количество часов | Контрольные работы | Уроки развития речи | Практические работы | Лабораторные работы | Экскурсии |
1 | Введение. | 1 | - | - | - | - | - |
2 | Лексика и фразеология | 1 | - | - | - | - | - |
3 | Культура речи | 1 | - | - | - | - | - |
4 | Орфография и пунктуация | 1 | - | - | - | - | - |
5 | Состав слова и словообразование. | 2 | 1 | - | - | - | - |
6 | Морфология | 26 | 2 | 2 | - | - | - |
7 | Повторение в конце года | 2 | 2 | - | -- | - | - |
Итого | 34 | 5 | 2 | - | - | - |
Учебно – методический комплект:
1.Программы основной и средней школы. Русский язык и литература. V-XI классы национальных школ РФ» /Г. Н. Никольская. Н. М. Хасанов/, С-П: «Просвещение»,
2. Учебник Р.Б Сабаткоева /Русский язык 10-11 классы, Просвещение/.
3. Анненкова И. Русский язык в тестах и упражнениях Санкт - Петербург, «Литера», 2004
4. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Рудникова А. В. Русский язык справочные материалы Москва, « Просвещение», 2007
5. Блинов Г. И., Антохина В. А. Сборник диктантов Москва, « Просвещение», 1986
6. Быстрова Е.А., Окунева А. П., Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка Ленинград «Просвещение» 1984
7. Гайбарян О. Е. Школьный словарь ударений Ростов – на – Дону, «Феникс», 2010
8. ГИМЦ РО г. Мурманска Готовимся к олимпиаде по русскому языку Москва, «Аркти», 2008
9. Гольберг И. М., Иванов С. В Словарь грамматических трудностей русского языка. 5 – 11 кл. Москва, «АСТ – ПРЕСС» 2012
10. Гольдин З. Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах Москва, «Дрофа», 2007
11. Гусарова И. В. Тесты по русскому языку 5 – 11 классы Москва, «Олимп», 2002
12. Дмитриева И. А. Русский язык. Все виды разбора Санкт - Петербург, «Литера», 2004
13. Егорова Н. В. Контрольно - измерительные материалы. Русский язык. 10 кл. Москва, «Вако», 2011
14. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс Москва, «Вако», 2013
15. Еремина Е. А. Виды разбора на уроках русского языка. 5 – 11 классы Санкт - Петербург, «Паритет», 2003
16. Калзан А. К., Бабушкин Г. Ф. Русско –тувинский словарь Кызыл, «Тувин. книж. изд-во», 1962
17. Никулина М. Ю. Все правила русского языка Москва, «Экзамен», 2010
18. Новиченок И. К. Русский язык. Грамматика в таблицах и схемах Санкт - Петербург, «Литера», 2004
19.Одинцов В. В., Иванов В. В., Смолицкая, Г. П., Голанова, Е. И., Василевская Школьный словарь иностранных слов Москва, « Просвещение», 2006
20. Ожегов С. И. Словарь русского языка Москва, « Русский язык», 1989
21. Потиха З. А. Школьный словообразовательный словарь Москва, « Просвещение», 1964
22. Попова Г.П. Диктанты. Русский язык. 5 – 11 классы Волгоград, «Учитель», 2009
23.Ткаченко Н. Г. 300 диктантов Москва, «АЙРИС – пресс», 2002
24. Цыганенко Г. П. Словарь служебных морфем русского языка. Киев, «Радянська школа», 1982
25. Шарова Н. А. Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11 классы Волгоград, «Учитель», 2006
26. Шильнова Н. И. Большой словарь синонимов и антонимов русского языка Москва, «Дом Славянской книги», 2010
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки | Тип урока | Кол-во часов | Дата проведения | |||
план | факт | ||||||||
1 | Русский язык – государственный язык Российской Федерации.
| Знакомство с учебником, сферами деятельности, в которых русский язык функционирует как государственный. | Расширять знания о взаимосвязи развития языка и истории народа. Овладевать культурой межнационального общения. | Вводный урок | 1 | ||||
2 | Лексика и фразеология | Знакомство с книжной и разговорной лексикой | Уметь употреблять в речи синонимы, антонимы, слова с переносным значением, фразеологизмы с учетом стиля речи. | Повторительно - обобщающий урок | 1 | ||||
3 | Культура речи. Понятие о нормах литературного языка. | Знакомство с основными требованиями к устной и письменной литературной речи. | Уметь строить устную и письменную речь. | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | ||||
4 | Орфография и пунктуация | Повторение основных орфографических и пунктуационных правил | Уметь соблюдать правила русской орфографии и пунктуации | Урок развивающего контроля | 1 | ||||
5 | Состав слова и словообразование | Повторение морфологических и неморфологических способов словообразования | Уметь проводить словообразовательный анализ | Стандартный урок | 1 | ||||
6 | Диктант. | Совершенство навыков и умений | урок контроля и коррекции знаний и умений | 1 | |||||
7 | Морфология и практическая стилистика. Имя существительное. | Повторение морфологическихпризнаков имени существительного | Уметь ставить тире между подлежащим и сказуемым | Комбинированный урок | 1 | ||||
8 | Формы именительного и родительного падежей множественного числа существительных | Склонение существительных во множественном числе | Уметь правильно употреблять предлоги с определенными падежами | урок освоения новых умений и навыков | 1 | ||||
9 | УРР: Сочинение-рассуждение по материалам ЕГЭ
| Составление письменного текста
| Уметь правильно написать текст по материалам части «С» | Урок развития речи | 1 | ||||
10 | Имя прилагательное. Основные признаки прилагательных. | Повторение всех орфограмм, изученных в теме «Имя прилагательное» | Уметь строить словосочетания с прилагательными в роли главного и зависимого слова
| Комбинированный урок | 1 | ||||
11 | Качественные, относительные, притяжательные прилагательные | Определение разряда прилагательных по набору признаков | Знать признаки каждого разряда прилагательных, их значение | урок освоения новых умений и навыков | 1 | ||||
12 | УРР: Сочинение -рассуждение «Какие качества я больше ценю в человеке?» | Составление письменного текста | Уметь правильно составить текст сочинения | Урок развития речи | 1 | ||||
13 | Имя числительное | Знать разряды числительных, их значение, нормы изменения | Уметь произносить, писать, употреблять числительные в речи | Комбинированный урок | 1 | ||||
14 | Основные признаки числительных. | Знать основные морфологические признаки числительного.
| Уметь правильно употреблять числит. разных разрядов, производить морфологический разбор | урок освоения новых умений и навыков | 1 | ||||
15 | Контрольное тестирование | Совершенство навыков и умений | Уметь правильно выполнить тестовые задания | урок контроля и коррекции знаний и умений | 1 | ||||
16 | Местоимение | Строить словосочетания с различными падежами | Уметь находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, правильно употреблять. | урок комплексного применения знаний | 1 | ||||
17 | Глагол | Знать морфологические признаки глагола, морфемный состав. | Уметь владеть глагольной синонимией | Комбинированный урок | 1 | ||||
18 | Виды глагола | Знать о соотнесении вида и времени глагола | Уметь определять вид глагола по вопросу | урок комплексного применения знаний | 1 | ||||
19 | Словообразование глаголов | Знать основные способы образования глаголов | Уметь производить словообразовательный анализ и морфемный разбор глагола | урок освоения новых умений и навыков | 1 | ||||
20 | Причастие | Знать морфологические признаки глагола | Уметь составлять словосочетания и предложения | Комбинированный урок | 1 | ||||
21 | Причастный оборот | Знать понятие о причастном обороте | Уметь соблюдать нормы согласования причастия с определяемым словом. | Комбинированный урок | 1 | ||||
22 | Действительные и страдательные причастия | Знать значение действительных и страдательных причастий. | Уметь различать действительные и страдательные причастия. | Комбинированный урок | 1 | ||||
23 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | Знать правило правописания Не с причастиями | Уметь правильно писать НЕ с причастиями | урок освоения новых умений и навыков | 1 | ||||
24 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола | Знать способы разграничения стр. причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола | Уметь различать прилагательные и причастия | урок освоения новых умений и навыков | 1 | ||||
25 | Деепричастие | Уметь находить деепричастия в тексте, определять постоянные и непостоянные признаки деепричастий | Знать и соблюдать нормы употребления деепричастий в тексте | Комбинированный урок | 1 | ||||
26 | Деепричастный оборот | Уметь находить деепричастные обороты в тексте, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах | Совершенствование навыков употребления деепричастий, деепричастных оборотов в речи | Комбинированный урок | 1 | ||||
27 | Наречие | Знать морфологические признаки наречий | Уметь использовать и изученную часть в речи | урок освоения новых умений и навыков | 1 | ||||
28 | Предлог. Непроизводные и производные предлоги | Знать морфологические признаки предлога, разряды предлогов по значению. Знать производные и непроизводные предлоги | Уметь предупреждать возможные ошибки в употреблении предлогов. Уметь различать предлоги и синонимичные речи, подбирать предлоги-синонимы | урок комплексного применения знаний | 1 | ||||
29 | Контрольный диктант. | Совершенство навыков и умений | урок контроля и коррекции знаний и умений | 1 | |||||
30 | Союзы. Правописание союзов | Знать о классификации союзов по значению, группы сочинительных союзов и их роль в речи, группы подчинительных союзов и их значение | Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы. Уметь отличать союзы от наречий и местоимений с частицей | урок освоения новых умений и навыков | 1 | ||||
31 | Частицы | Знать разряды частиц | Уметь применять изученные орфограммы | урок комплексного применения знаний | 1 | ||||
32 | Повторение в конце года | Повторение изученного материла за год. | повторительно-обобщающий урок | 1 | |||||
33 | Зачетная работа | Повторение изученных тем | -------------------------- | контрольный (проверочный) урок | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....