Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Три склонения имен существительных" 9 класс.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Конспект урока"Три склонения имен существительных" 9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_skloneniya_sushchestvitelnyh.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Три склонения имен существительных" 9 класс.
Цель: вторичное осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”.
Задачи:
- Образовательные: обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.
- Коррекционно-развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебниками, текстами упражнений; коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
- Воспитательные: способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.
План урока
I. Организационный момент
Основная часть.
- Сообщение целей и задач урока.
- Актуализация имеющихся знаний.
- Словарная работа.
- Объявление темы урока.
- Заполнение таблицы по теме.
- Отгадать ребусы.
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного материала, отработка полученных умений.
- Индивидуальные задания.
Заключительная часть
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
II. Сообщение целей и задач урока
На море-окияне, на острове буяне,
Стоит град велик, о себе знать велит.
В граде том живет властитель-
Языка он повелитель
Много мы приложим сил, чтобы в город он пустил.
Чтоб до города доплыть – очень умным надо быть.
Одолеем все преграды и заслужим мы награду!
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по океану Знаний к острову, название которого узнаем позже. Давайте познакомимся с картой нашего путешествия.
Знакомство с картой “путешествия”.
III. Актуализация имеющихся знаний. Остров “Припоминай-ка”
Цель: активизировать знания учащихся о грамматических категориях имени существительного. Развитие связной письменной речи через составление предложений.
- Соединить слова с грамматическими характеристиками.
- Составить с этими существительными предложения.
В лесу | ж.р., мн.ч., пр.п |
Водосток | ж.р., ед. ч, им. п. |
Водянка | м.р., ед.ч., д.п |
Пересказом | м.р, ед.ч., пр.п. |
Сказителю | ж.р., ед. ч, тв. п. |
Сказочницей | м.р., ед.ч., им.п. |
О сказках | м.р., 2 ед.ч., тв.п |
IV. Словарная работа. Остров “Вспоминай-ка”
Цель: отработать умение детей писать правильно слова с безударными гласными в корне слова. Учить мыслить логически.
Заполнить кроссворд со словарными словами, изученными ранее. Из ключевых букв составить слово (склонение).
По горизонтали:
2. И попались нам в садки.
Только шустрые ....
5. Учит в школе нас не зря
... первая.
6. Крутится – вертится ветряная …
7. Принес хлопот немало
Подарок Скоропеи:
…. жена украла,
Мартын в тюрьме за дверью.
По вертикали:
1. Мы возьмем с собой ….
И отправимся гулять,
Нам ребята предложили
В хоккей с ними поиграть.
2. Держись, мой….
На свете два раза не умирать…
3. Вдаль бежит дорога,
…. без конца,
Поезду осталось
Ехать два часа
4. Стал натягивать гамаши,
Говорят ему: “Не ваши!”.
Одевать он стал …,
Говорят ему: “Не то!”.
Какое слово у нас получилось? Как выдумаете, зачем оно здесь появилось?
V. Объявление темы урока
До берегов мы добрались, к воротам дружно собрались,
Но стоит за ними в ряд повелителя отряд.
Три защитника, без сомнения, называются – склонения.
Защитить владыку рад – и проверить всех ребят.
Отвечайте дружно – вот и все что нужно!
VI. Заполнение таблицы по теме
Цель: на примере заполнения таблицы повторить понятие склонения имени существительного, вспомнить какие слова к какому склонению относятся, подобрать самостоятельные примеры.
. Что нужно сделать, чтобы данные существительные стали существительными другого склонения?
лень (олень)
тетрадь (тетрадка)
ветвь (ветка)
раб (раба)
Определите, какие существительные к какому склонению относятся, сделайте краткие выводы.
Заполните перфокарты (по вариантам).
Цель: закрепить полученные знания, определить учащихся, которые затрудняются в определении склонения имени существительного.
1 вариант.
| 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
капуста |
|
|
|
ночь |
|
|
|
зверь |
|
|
|
мышь |
|
|
|
дерево |
|
|
|
2 вариант.
| 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
брат |
|
|
|
печь |
|
|
|
река |
|
|
|
море |
|
|
|
яблоня |
|
|
|
VII. А теперь давайте с вами немного поиграем и покажем “защитникам”, что в игре тоже можно проявить свои знания. Отгадать ребусы.
VIII. Физкультминутка
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)
Через левое плечо. (Поворот влево.)
IX. Закрепление изученного материала, отработка полученных умений
Цель: закрепить и отработать на практике умению актуализированные и полученные во время урока. Работать над развитием мыслительных операций детей.
1) (Устная работа с компьютером.) Прочитайте группы существительных. В каждом столбике найдите ошибку. Правильно запиши существительные по склонениям. Что обозначают эти существительные?
1 скл. Тревога | 2 скл. испуг | 3 скл. печаль |
2) (Письменная работа в тетрадях). Прочитай имена существительные. Подумай, что общего у существительных каждого ряда. Выпиши имена существительные в три столбика (учитывая склонение).
Помощь, помощник, помощница;
Злость, зло, злоба;
Медведь, медведица, медвежонок;
Лень, лентяй, ленивица;
Пень, пенек, опенок;
Дождь, дождинка, дождевик;
Лошадь, лошадник, лошадка;
Огонь, огонек, огниво.
X. Индивидуальные задания (письменная работа учащихся)
3 дифференцированная группа: прочитать слова, определить их склонение, соединить линиями.
Солнце | ракета |
XI. Итоги урока
- Сколько склонений существительных имеется в русском языке?
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие существительные относятся к 3 склонению?
Разгадай и запиши существительные, определи склонение.
дохсов (восход)
растна (страна)
ремо (море)
токрос (росток)
песть (степь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 5 кл. "Третье склонение имен существительных"
разработка урока...
Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 5 класс
Урок обобщения по теме "Склонение имен существительных". Работа по теме идет с опорой на понятия "положительные " и "отрицательные" качества характера человека...
Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"
Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...
Конспект урока русского языка "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения. Закрепление." в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Урок русского языка в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида....
конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Именительный падеж имен существительных 1-го склонения".
Конспект открытого урока по письму и развитию речи в 5 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Именительный падеж существительных первого склонения"...
Конспект урока по русскому языку "Второе склонение имён существительных" 4 класс
Данный материал является конспектом урока по русскому языку по УМК "Школа России" и содержит в себе информацию, необходимую для проведения данного урока....
Конспект урока русского языка на тему "Окончания имен существительных 2-го склонения в Д.п."
Представлен конспект комбинированного урока , цель которого: формирование навыка правописания окончаний имен существительных 2-го склонения в Д.п.....