Урок-путешествие по Княжеству Морфологии (обобщающее повторение в 6 классе)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Материалы для проведения обобщающего урока в 6 классе по теме "Имя существительное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie.docx | 41.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - сказочное путешествие
Княжество Морфология. Имя существительное.
Урок русского языка в 6 классе
ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Обобщить знания о существительном: значение, морфологические
признаки, синтаксическая роль.
2. Доказать справедливость высказывания Л.В.Успенского, что «имя существительное - хлеб языка».
ОБОРУДОВАНИЕ.
1.Тема, цель урока, эпиграф.
Давно живу я в мире этом,
Даю названья всем предметам.
Загадка.
2. Карты «Княжество Морфология», «Владения Существительного».
Ход урока.
- ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
Сегодня совершим удивительное путешествие по княжеству Морфология. Большинство жителей этой страны знатного происхождения - это самостоятельные части речи. Они относятся к древним княжеским родам, имеют своё имя: князь Существительное, князь Прилагательное, князь Глагол. Но, как и в любом государстве, пусть даже и в сказочном, живут в княжестве и менее знатные жители - служебные части речи.
А на этом уроке мы побываем во владениях князя Существительного. Цель нашего путешествия - вспомнить всё, что нам известно об этом знатном жителе Морфологии, его значении, морфологических признаках, роли в предложении.
Как и положено настоящим путешественникам, вы будете вести путевые заметки. Откройте свои тетради, запишите дату отправления, место прибытия.
Но как же нам найти земли Имени Существительного? Да это самые большие владения в Морфологии! 40 % от общей площади! Недаром Л. Успенский сказал, что «имя существительное - хлеб языка».
2. ЗНАЧЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
А поможет нам в путешествии волшебный клубок. Итак, в путь!
Нам идти, клубку катиться,
А потом остановиться
У дубовых у ворот,
Где сам князь с семьёй живёт,
И узнать у самого
Нам значение его.
(Входит ученик в роли князя Существительного).
Учитель: Здравствуй, князь ты наш прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
К нам поближе подойди,
Про себя всё расскажи.
Задание № 1 из ларца.
Посмотрев на иллюстрацию к сказке Пушкина, запишите по 3 одушевлённых и неодушевлённых существительных. Скажите, как мы отличаем одушевлённые существительные от неодушевлённых?
2. А наше путешествие продолжается.
Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться...
Озеро мы видим здесь, что-то странное в нём есть. Какие знатные жители обитают вокруг озера Собственного! Все они имеют свои наименования, являются названиями единичных предметов.
- Что обозначают собственные существительные?
- В чём особенность их написания?
Посмотрите на карту: неподалёку расположена нарицательная долина, населённая многочисленными жителями.
- Как мы пишем нарицательные существительные?
Задание № 2 из ларца.
Узнайте героев пушкинских сказок, запишите их, указав собственное или нарицательное это существительное.
- Высока , стройна ,бела
И умом ,и всем взяла,
Но зато горда , ломлива, Своенравна и ревнива. (царица)
- Ты гоняешь стаи туч ,
Ты волнуешь сине море , Всюду веешь на просторе... (ветер)
- Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет.
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён.
( королевич Елисей)
- Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить... (царь Додон )
Дорогие путешественники, в чём же различие в значении между собственными и нарицательными существительными? Молодцы! И с этим заданием справились! Держим путь дальше!
3. Нам идти, клубку катиться,
А потом остановиться
У тесовых у ворот,
Где Склонение живёт.
- Вот и замок. В нём 3 этажа. Почему?
- Кто живёт на 1 этаже? На 2? На 3?
- А что нужно сделать, чтобы определить склонение?
- К какому роду могут относиться существительные?
Путь к замку Склонения проходит по мосту через речку Род.
Задание М 3 из ларца.
Выпишите из предложений только существительные. Распределите их по этажам склонениям, поставив в начальную форму.
1.Ты не коршуна убил - чародея подстрелил.
2. И царевича венчают княжей шапкой.
3.Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.
Ещё раз скажите, что нужно сделать, чтобы определить склонение.
- О каких признаках Существительного мы уже говорили?
- Могут ли эти признаки изменяться? (Мы шли вдоль реки Постоянной)
Но Существительное может, хотя и не полностью, менять свой характер. Может быть непостоянным. Вот и пойдём вдоль реки Непостоянной.
4. Нам идти, клубку катиться,
А потом остановиться,
Посмотри-ка, посмотри! Что виднеется вдали? Кромка леса и луга, там течёт приток Числа.
- Скажите, в форме какого числа могут употребляться имена существительные?
Задание № 4 из ларца.
Образуйте форму множественного числа у существительных: богатырь, остров, корыто, море, князь лебедь, ветер.
5. Нам идти, клубку катиться,
А потом остановиться... Загляните в камыши,
Здесь притоки — Падежи.
Ученица: Учитель:
Ох, и не люблю я падежи!
А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи!
Ученица:
В том не моя вина. Пусть им сперва учёные изменят имена. Ведь я падеж творительный Нарочно не учу:
Трудиться, а тем более Творить я не хочу.
Такой падеж, как дательный
Князь
Вместе мы пойдём по свету,
У клубка спросив совета.
Не таи от нас ответа:
Что ты знаешь в мире этом?
Вас приветствую, друзья! Времени не тратя даром
Свой секрет открою я!
В мире этом всем предметам Я даю названья.
Учитель: Теперь, дорогие путешественники, вы можете отгадать загадку.
(смотри эпиграф)
Что же обозначает Существительное? ( Предмет)
Князь: Да, я обозначаю предметы. Но иногда и действие могу обозначать. Хотя
в отличие от своего соседа, князя Глагола, не суечусь, не тороплюсь. И даже признак, бывает, обозначаю. Считаю, что всё должно быть основательным: действие как предмет, признак как предмет. Теперь вы знанья покажите, моё значенье укажите.
Учитель: Князь Существительное сказал, что может обозначать предмет, признак как предмет и действие как предмет. Начертим в путевых заметках таблицу.
предмет
действие как предмет
признак как предмет
Сделайте вывод о значении Существительного
А поскольку наше путешествие сказочное, то и примеры постарайтесь подобрать из сказок.
3. МОРФОЛОГИЧЕСИЕ ПРИЗНАКИ.
1. Учитель: Каждый княжеский род имеет своё лицо. Есть оно и у князя
Существительного. А говоря языком грамматики - это морфологические признаки. Вот их нам и нужно вспомнить.
(Обращаясь к Существительному) Куда же дальше путь держать ?
Князь: Отправляйтесь вдоль реки Постоянной. Первое, что встретиться вам на пути - это деревня Оживлённая, а рядом расположена поляна Неодушевлённая. В пути вам поможет карта моих владений. А вот и ларец с заданиями. Дальше вас не провожу, извините, я спешу. Учитель: Ребята, посмотрите на карту. Вот она деревня Оживлённая с одушевлёнными жителями, которые могут двигаться и « разговаривать». А всё ,что находится на поляне Неодушевлённой, застыло без движения и в молчании.
Вспомните, какой вопрос мы зададим одушевлённым существительным, а какой - неодушевленным?
Я с детства не терплю,
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю. Предложный ненавижу я.
Чтоб не учить урок,
Приходится придумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
Учитель: Да дело тут не в падежах, а в тебе самой. А ведь совсем не трудно запомнить порядок падежей. Посмотрите.
- Как эта запись связана с падежами? Назовите падежные вопросы.
Иван Рубил Дрова Велел Тащить Полено
Задание № 5 из ларца.
Спишите предложения, поставив существительные в скобках в нужном падеже. Обозначьте пропущенные орфограммы.
1. И невеста молодая. 2. Ядра - чистый изумру... .
До ( з...ря) в (лес) блуждая Между тем всё шла да шла
И на терем н.. .брела.
З. Час (обед) пр.. .ближался, Топот по (двор) ра.. .дался.
Вот и непостоянные признаки имени Существительного вспомнили. Назовите их. Но нам ещё предстоит определить синтаксическую роль Существительного.
4. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ.
Посмотрите на предложения ещё раз. Найдите существительные в именительном падеже. Какова их синтаксическая роль?
- Какую ещё роль в предложении могут выполнять существительные?
- Подчеркните существительные в предложениях.
- А в каком случае существительное не является членом предложения?
(обращение)
- Приведите примеры предложений с обращениями, используя сказки Пушкина.
5. РОЛЬ В РЕЧИ.
Наше путешествие подходит к концу. Значение Существительного, его морфологические признаки, синтаксическая роль прошли перед нашими глазами, а в путевых заметках появились важные записи. Существительное - « хлеб языка» и его роль в речи значительна.
Послушайте предложения. И можно ли это назвать предложениями ?
*** Жил со своею...
У самого синего...
Они жили в ветхой...
(Нет существительных, основы языка ,нет и смысла).
*** Море. Буря. Сумерки. Землянка. Старуха. ( Рядом ) корыто.
Перед нами картина, созданная только при помощи существительных.
Мы убедились в правоте слов Успенского.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Написать зарисовку к любой сказке Пушкина, используя только существительные.
6. ВЫВОДЫ ПО УРОКУ, ОЦЕНКИ.
Рефлексия: Мне сегодня…
На уроке я….
Этот урок…
Составление синквейна об имени существительном.
Сегодня мы сделали первый и самый важный шаг по владениям Существительного. Но путешествие по княжеству Морфология продолжается. Впереди - новые открытия!
ПЕСНЯ. Ничего на свете лучше нету,
Чем идти дорогой знанья к свету.
Пусть упорство в этом нам поможет,
Будет путь тогда не так уж сложен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие с использованием элементов здоровьесберегающих технологий в 7 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие»
Урок русского языка в 7 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме "Деепричастие"....
Презентация "Линейная функция" для урока обобщающего повторения, 7 класс
Представленная презентация является пощником для урока обобщения по теме "Линейная функция". На уроке повторяется понятие линейной функции, вид линейной функции, метод построени...
Урок по теме: "Функции и графики.Обобщающее повторение" 9 класс
Цель: повторить и обобщить знания и умения учащихся по теме урока. Ззадачи: систематизировать знания и умения по данной теме; используя знания и умения учащихся, направлять их деятельность ...
Конспект урока: «Синтаксис и пунктуация» (обобщающее повторение), 11 класс
Цели: повторить основные виды словосочетаний и предложений, закрепить умения учащихся определять грамматическую основу, виды сказуемых, разбор сложных во¬просов синтаксиса, отработка навыков поста...
"Функции, их свойства и графики". Урок обобщающего повторения. 10 класс.
Презентация к уроку"Функции, их свойства и графики". Закрепление навыка читать графики функций. Обощение и систематизация знаний по теме " Свойства функций"...
Конспект урока "Путешествие в страну дорожных знаков. (Тема: "Повторение изученного материала по орфографии, морфологии, лексике в начальной школе".)" для 5 класса
Цели урока:Повторить и закрепить полученные знания по орфографии, морфологии, лексике.Обогатить словарный запас учащихся.Формировать интерес к русскому языку....