Урок-путешествие по волнам математики и физики. 8-9 класс Конспект урока
план-конспект урока по математике (8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Урок : «По волнам математики и физики». 8-9 класс.
Эпиграф к уроку: Слеп физик без математики! М. В. Ломоносов.
Тема урока: Повторение отдельных тем физики и математики
Цель урока: В ходе повторения показать тесную связь между математикой и физикой, которая проявляется, в том числе, в материалах ГИА.
Задачи:
Образовательные: Расширение кругозора учащихся. Развитие творческих и познавательных способностей. Развитие интереса учащихся к физике и математике. Обобщение и углубление изученного материала.
Воспитательные: Воспитание работоспособности, умение работать самостоятельно, веры в свои силы.
Развивающие:
Развитие самостоятельности. Развитие речи, умения выражать и защищать свою точку зрения;
Развитие мышления, логики.
Тип урока: урок повторения.
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная.
Методы: репродуктивный, частично - поисковый, групповой.
Вид работы: самостоятельная работа, фронтальная работа
План урока:
1. Организационный момент
2. Устный счет. Ф+М (Готовность корабля к путешествию)
3. Решение задачи. М (расчет время для путешествия)
4. Решение задачи Ф (Нахождение расстояния в пути )
5. Остров «Угадай-ка» М (Отгадывание кроссворда)
6. Выступление учащихся об Архимеде.
7. Залив «Умники и умницы» (Решение уравнений по группам)
7. Остров «Чудесных открытий» (Опыты «Электричество в природе)
9. Рифы (Преобразование формул) (дополнительно)
10. Итог урока. Рефлексия.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы вместе с вами проведем урок по математике и физике. На этом уроке, в ходе повторения, хотим показать вам тесную связь между математикой и физикой. Все разделы математики и физики на одном уроке не можем охватить, рассмотрим только отдельные темы. В наш урок мы включили лишь те задания, которые часто встречаются в ГИА, как по математике, так и по физике. Мы ещё раз увидим, как в реальной жизни современному человеку необходимы знания по различным предметам. И урок наш необычный. Мы с вами отправимся в путешествие по волнам математики и физики.
Сегодня, вас ждут, различные интересные задачи, которые вы должны решить индивидуально, а затем прийти к единому мнению, к правильному ответу.
А главная цель нашего урока:
*показать тесную связь между математикой и физикой, которая проявляется,
и в том числе, в материалах ГИА.
*Развитие мышления, логики, формирование познавательного интереса к этим
предметам.
Постарайтесь работать дружно, экономьте время. Отвечайте сидя, не вставайте.
2. Устный счёт.
А сейчас ребята давайте подготовим наш корабль к путешествию и устраним все неполадки на корабле. Для этого поработаем устно.
ЗАДАНИЕ: Вспомним ряд понятий по математике и физике, которые нам будут необходимы на уроке при решении заданий.
МАТЕМАТИКА:
Слайды:
1). Выберите описание каждой математической модели…
2).Установить соответствие по графику функции.
3) Определить, какая прямая не имеет общих точек с параболой.
4) На рис изображена часть параболы. Через какую точку пройдет график, если его продолжить, имеются 4 ответа.
ФИЗИКА:
Теперь я предлагаю вам игру «Веришь, не веришь» Я зачитываю утверждения, а Вы либо соглашаетесь, либо не соглашаетесь. Если согласны. Поднимаете руку. Если не согласны, не поднимаете.
1. Вольтметр - прибор для измерения напряжения.(Да)
2. Миллиметр – сотая часть метра. (Нет)
3.300 секунд – это 5 минут. (Да)
4. Сила тока обратно пропорциональна напряжению при постоянном сопротивлении проводника. (Нет)
5. Сопротивление проводника 6 Ом (по графику на слайде) (Нет)
6. В 1 квадратном метре 200 квадратных сантиметров. (Нет)
7. Зависимость между силой тока и сопротивлением проводника при постоянном напряжении является обратной пропорциональностью. (Да)
8. Прибор для измерения силы тока – амперметр. (Да)
9. Сила тока- величина, указывающая, какой заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени. (Да)
10. Единица измерения сопротивления – Вольт (Нет)
МАТЕМАТИКА:
Итак, неисправности устранены, корабль наш выходит с пристани. Наша следующая задача:
Рассчитать время, необходимое для нашего путешествия.
Для этого нужно решить следующую задачу (стр 64 №17 ГИА)
(ПОКАЗАТЬ ТЕСТЫ ГИА, ГДЕ ВЗЯТЫ ЗАДАНИЯ) 1 ученик у доски решает.
Два парохода вышли из порта, следуя один на север, другой на запад. Скорости их равны соответственно 12 км/ч и 16 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 60 км.
Решение: Пусть через х часов расстояние между ними будет 60 км, тогда 12х км пройдёт 1 пароход, а 16х км 2 пароход. Зная, что1 идет на север, 2 идет на запад, мы должны использовать теорему Пифагора и найти гипотенузу, при нахождении расстояния между ними: т.е. (12х)2+ (16х)2 = 602
Х = 3
Через 3 часа встретятся пароходы.
ФИЗИКА:
Время определили, а мы с вами определим путь, который мы сегодня преодолеем во время путешествия.
Определите по графику зависимости пути от времени. Определите путь за 3 часа.
S,км.
150
100
50
1 2 3 t,ч
А как найти путь по следующему графику?
v, км/ч
50
3 t,ч
С точки зрения математики, чем является путь ? ( площадью фигуры под графиком скорости)
Пользуясь геометрическим смыслом пути, определите путь, пройденным телом за 50с (задание из ГИА)
МАТЕМАТИКА:
Чтобы произвести остановку на острове «Великих людей» и отдохнуть там, нам нужно посетить остров «Угадай-ка».
Разгадаем кроссворд, ключевое слово будет в столбике по вертикали.
Это Великий, древнегреческий математик и физик.
А | Р | ||||||||
И | Н | Е | Р | Ц | И | Я | |||
Х | О | Р | Д | А | |||||
С | И | Л | А | ||||||
М | И | Л | Я | ||||||
М | Е | Д | И | А | Н | А | |||
Д | Р | О | Б | Ь | |||||
Вопросы:
1). Единицы измерения площади. (ар)
2). Свойство тел сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. (инерция)
3). Отрезок в окружности. (хорда)
4). Причина изменения скорости тела. (сила)
5). Старинная единица измерения длины. (миля)
6). Отрезок в треугольнике, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны. (медиана)
7). Величина, которая бывает правильной и неправильной. (дробь)
Мы видим зашифрованное слово АРХИМЕД.
Вот мы и прибыли на остров «Великих людей», где немного отдохнём, послушав сообщения, которые приготовили ребята о древнегреческом учёном Архимед.
Слайд: Портрет Архимеда.
Доклад.
Величайший из математиков древности – Архимед родился в Сиракузах в 287 году до нашей эры. Сохранилось много легенд о его жизни. Так, царь Сиракуз Гиерон решил проверить честность своего ювелира при изготовлении золотой короны и поручил Архимеду открыть обман и доказать, что в корону примешано серебро. Для этого надо было знать вес и обьем короны. Взвесить корону было легко, но как найти её объём, ведь корона была очень сложной формы? Решение Архимеду пришло случайно во время купания. Он открыл, что тело, погруженное в жидкость, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная жидкость. Зная вес воды в объёме короны, он определил объём короны и вычислил плотность вещества короны. Легенда гласит, что плотность вещества короны оказалась меньше плотности золота. Тем самым. Мастер был изобличён в обмане, а наука пополнилась замечательным открытием.
Другая легенда рассказывает, что Архимед соорудил систему блоков, с помощью которой один человек смог спустить на воду огромный корабль. Крылатыми стали тогда произнесенные Архимедом слова: «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю».
Его конструкторские способности использовались в военных целях при защите стен города. Во время 2-й Пунической войны он спас родной город от римских войск с помощью созданных им камне метательных катапульт; разработал систему зеркал, которая сожгла корабли римского флота
Огромен вклад Архимеда и в развитие математики. Известны его замечательные линии: спираль Архимеда, циклоида. Ученый вычислил отношение длины окружности к диаметру. Однако его родной город всё же был позже захвачен, и Архимед погиб от рук римского солдата, так как был слишком увлечён решением геометрической задачи.
О его открытиях вы узнаете при дальнейшем изучении геометрии и физики.
МАТЕМАТИКА:
Мы отдохнули и сейчас мы продолжим свой путь через залив «Умники и умницы», чтобы попасть на остров «Чудесных открытий».
У вас на столах лежат карточки с заданием, которые вы должны выполнить и обьяснить затем ход решения.
1 группа: 1). Решить уравнение (стр 18 №4 ГИА)
2х2 + 3х – 3 = х2 – 3х + (-2 + х2)
Отв: 1/6
2 группа: 2). (х + 5)2 + (х – 10)2 = 2х2 (стр 24 №4 ГИА)
Отв: 12,5
3 группа: 3). (х2 – 3х)2 – 2х2 + 6х – 8 = 0 (стр 49 № 21 ГИА)
Отв: -1; +1; 2; 4.
МАТЕМАТИКА:
Ребята вы немного устали давайте отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.
ФИЗИКА:
Продолжаем наше путешествие и сейчас у нас остановка на острове «Чудесных открытий».
(опыты)Выступление девочек. На тему «Электричество в природе»
Эксперимент 1:
При трении многих тел о мех наблюдается электризация. Я задалась целью выяснить, чей мех электризуется больше. Предварительно просушила шерсть котёнка и собаки (электризация существенно ослабляется при большой влажности). Затем натирала расчёску по очереди о шерсть каждого животного одинаковое количество раз, подносила её к гильзе из фольги, подвешенной на нити, и измеряла угол отклонения от вертикали. Вывод:
Чем жестче шерсть, тем лучше способность электризовать другие тела. Возможно, и кошачья шерсть обладает хорошими свойствами электризовать. Однако для проверки этих утверждений требуется дальнейшее исследование с большим числом опытов.
Эксперимент 2:
Электроэнергию можно получить из некоторых фруктов и овощей. Электрический ток можно получить из лимона, яблок и, самое интересное, из обычного картофеля. Мы провели опыты с этими плодами и действительно получили ток.
С развитием современных нано технологий и энергосберегающих решений наука может дойти до такого совершенства, когда например, миниатюрные системы можно будет годами питать, просто воткнув их в ствол. Начало уже положено, а будущее – за нашим молодым поколением, которому предстоит стать разработчиками новейших технологий и производств, направленных на развитие экономики страны.
ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ:
МАТЕМАТИКА:
Дорогие ребята! Наше путешествие подошло к концу. Благодаря дружной и слаженной работе нашей команды, мы снова на родной земле. Теперь вы сможете посмотреть на физику и математику совсем другими глазами. Физика без математики невозможна. Математика вооружает вас математическим аппаратом, который прошел через все этапы нашего урока. Мы с вами повторили математические и физические понятия и формулы, их применение при решении некоторых задач, которые рассматриваются в едином математическом экзамене.
И мне хочется узнать у вас:
Что нового вы узнали, путешествуя по волнам математики и физики.
Что больше всего запомнилось, понравилось?
А сейчас оцените свою работу на уроке:
Выберите для себя каждый свой смайлик.
- Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и отлично поработали, то ………..
- Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и активнее, то ….
- Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять обьяснил, какие то задания, то …….
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
МАТЕМАТИКА:
Тесты ЕГЭ решить подобные задания, стр: 61 №5, стр: 69 №15, стр:82 № 22. Найти в интернете другие виды задач с физическим содержанием в ОБЗ (открытый банк заданий)
ФИЗИКА:
Закончить словами:
ДРУЖИТЬ НАУКАМ МОЖНО ВЕЧНО,
ВСЕЛЕННАЯ ВЕДЬ БЕСКОНЕЧНА!
СПАСИБО ВСЕМ ВАМ ЗА УРОК,
А ГЛАВНОЕ, ЧТОБ БЫЛ ОН ВПРОК!
Это задание, если останется время.
На пути к берегу мы видим рифы, проведём наш корабль, чтобы не попасть на рифы, для этого выполним задание, решение которого необходимо как по физике, так и математике при сдаче экзаменов. Это преобразование формул.
где мы можем отдохнуть, расслабиться и поиграть в игру «Морской бой».(А мы вспомним как отдохнули на каникулах ваши товарищи, послушайте рассказ ребят, но он будет содержать ошибки, которые Вам нужно исправить.)
(Делимся по рядам, 3 команды)
ЗАДАНИЕ:
Выразить неизвестное из формулы:
V = → S = ? ρ = → V = ? P = ρ q h → h = ?
S =→ a = ? S → = → F₂ =?
S = •h → a= ? S = Vo• t + → V0=? a = → V = ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - игра "Путешествие в страну "Физика". 7 класс. Конспект урока с презентацией
Лебедева Ирина Геннадьевна учитель физикиГОУ СОШ №43г. Санкт-ПетербургУрок-игра« Путешествие в страну «Физика»7 класс АннотацияИгра проводится в конце учебного года и несет в себе по...
План-конспект урока физики в 8 классе (комбинированный урок) Электрическое напряжение.
Дидактическая цель: создать условия для приобретения учащимися блока новой учебной информации, развития их познавательного интереса к физике, формирования общих учебных умений. Цели урока:образов...
Разработка метапредметного урока по математике и физике по теме «Производная в математике и физике» в 11 классе
Разработка метапредметного урокапо математике и физикепо теме «Производная в математике и физике» в 11 классе( с использованием метапредметных образовательных технологий )...
Доклад на МО учителей математики и физики: « Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее направление работы с одарёнными детьми»
МКОУ « Александровская основная общеобразовательная школа»Докладна МО учителей математики и физики:« Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее н...
7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».
7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел»....
План-конспект открытого комбинированного урока по физике в 9 классе. Тема урока "Динамика свободных колебаний».
Разработка комбинированного урока, по освоению новых знаний. Урок проводился в рамках школьного семинара "Современные педагогические технологии как условия формирования социальных и коммуникативн...
Интегрированный урок «Применение производной на уроках математики и физики» В 10 классе.
Открытый урок по математике и физике будет интересен как для учеников так и для учителей. Начинается урок народной мудростью: «Послушай – и ты поймёшь! Посмотри и ты запомнишь! Сделай...