Открытый урок "Чередующиеся гласные в корне -кос-/-кас-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Бабков Андрей Борисович

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chereduyushchiesya_glasnye_v_korne_kas_i_kos.docx57.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

Открытый урок

по теме:

«Чередующиеся гласные О и А в корнях КАС и КОС»

Выполнил

учитель русского языка и литературы

Бабков А.Б.

Г.о. Подольск, 2020 г.

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема: «Чередующиеся гласные в корне КОС – КАС»

Тип: урок открытия новых знаний

УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, ч. 1. М.: «Просвещение», 2015 г.

Название раздела, темы: Словообразование. Орфография. Культура речи. Буквы -о- и -а- в корне -кас- – -кос-.

Цель: создание условий для усвоения обучающимися новой орфограммы – правописание букв -о- и -а- в корнях -кас-, -кос-.

Задачи:

  • Познавательные: научиться находить слова с корнями -кас- и -кос- в тексте; продолжить обогащать словарный запас.

  • Развивающие: развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать; способствовать развитию орфографической зоркости; способствовать развитию адекватной оценки и самооценки; развивать логическое мышление учащихся; развивать устную и письменную, монологическую и диалогическую речь учащихся.

  • Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к родному языку; воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам; осознавать ценность изучаемого предмета; осознавать ценность совместной деятельности; осознавать ценность нравственных норм (уважение и любовь к родителям).

Планируемые результаты:

  • предметные:
  • закрепление знаний о выборе гласных -о- и -а- в корнях -кас-, -кос-;
  • закрепление умения находить в тексте исключения из правила;
  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • предупреждение речевых ошибок в устной и письменной речи;
  • воспитание интереса к изучению предмета;

  • личностные УУД:
  • понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
  • осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

  • регулятивные УУД:
  • участвовать в диалоге по теме;
  • формулировать цель урока вместе с учителем;
  • вносить необходимые коррективы в действие с учетом характера сделанных ошибок;
  • вносить свое предположение;

  • познавательные УУД:
  • поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов;
  • анализ, синтез, умение доказывать;

  • коммуникативные УУД:
  • планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • Метапредметные: 
  • развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля;
  • уметь работать индивидуально, находить общие решения;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Формы: фронтальная, в парах.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: фронтальный опрос, взаимопроверка, проверка по эталону, самостоятельная работа.

Материалы: учебник под ред. Ладыженской (2015), раздаточный материал

Ход урока

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала, включение учащихся в деятельность (1-2 мин.)


Учитель:

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.

Учащиеся:

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий (2-3 мин.)

Учитель:

- Запишите: число, классная работа. Тема урока: «Буквы а и о в корне -кас- – -кос-».

Ребята, Томас Карлейль, британский писатель и публицист, как-то сказал: «Человек с целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек без цели не продвинется и по самой гладкой дороге». Согласны ли вы с утверждением? Аргументируйте. Нужно ли нам ставить перед собой цели? Учитель не комментирует ответы учеников, предлагает вернуться к цитате в конце урока

Учащиеся:

Записывают число, классная работа, тема урока. Отвечают на вопрос, обосновывая свой ответ.

III. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности (4-5 мин.)

Учитель:

Организует работу в парах. Дает карточки с деформированными словами. Предлагает вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы в словах.

1. Р…стительность, к…снуться, Р…стов, сл…жить, прик…сновение, пол…жение, отр…сль, к…сательная.

2. К…сить, вык…сить, к…са.

Учитель:

Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему?

Учащиеся:

Работают с карточками в парах. Высказывают предположение, что не знакомы с правилом написанием таких слов, как: касательная, прикосновение в первом задании.

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации (4-6 мин.)

Учитель:

С какими орфограммами вы работали? Почему слова, вызвавшие затруднение, записаны в 1 задании? Какой у них корень? Сформулируйте цель нашего урока на основе выявленного противоречия. Что нам надо сегодня узнать? Чему надо научиться?

Учащиеся:

Отвечают на вопросы. Формулируют цели урока.

V. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях (4-5 мин.)

Учитель:

- Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание:

- Для решения выявленной проблемы я предлагаю вам, ребята, стать исследователями и сначала самим попробовать сформулировать и записать в тетрадь правило, не заглядывая в учебник. Озвучьте свои предположения. Откройте учебник и сравните свои предположения с теоретическим материалом. Исправьте, если ваши предположения оказались неточными или неверными.

Записывает на доске: При-кос-ну-ть-ся, кос-ну-л-ся, при-кас-а-ть-ся-, кас-а-ешь-ся.

Учащиеся:

Наблюдают, выявляют особенность корней с чередованием с суффиксом -а- и без суффикса -а-. Озвучивают свои предположения. Сравнивают свои предположения с учебным материалом, дополняют, исправляют написанное.

Учитель:

Ребята, вам нужно составить 3 словосочетания на изученное правило. Составьте их, а после озвучьте друг другу словосочетания и объясните написание гласных в корнях -кос- и -кас-.

Учащиеся:

Составляют словосочетания, проговаривают друг другу, объясняя свой выбор. Работа в парах.

VI. Динамическая пауза

Цель: повышение мотивации к обучению, снятие перенапряжения в ходе учебного процесса (2 мин.)

Учитель:

Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - качаемся в стороны.

Сл…жить вещи.

Первое сл…гаемое.

Зар…сли кустарника.

Предл…жить блины.

Р…стительный мир.

К…снуться чуда.

Выр…щенный цветок.

К…саться рукой.

Точки соприк…сновения.

Березка подр…сла.

Не к…саются влаги.

Учащиеся:

Выполняют физические упражнения вместе с учителем

VII. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой.

Цель: умение проверять новое знание в типовых условиях (5-10 мин.)

Учитель:

Организует деятельность по применению новых знаний. 

- Ребята, вам нужно выписать притяжательные местоимения, определить морфологические признаки. Объяснить смысл пословиц.

Учащиеся:

Выполняют работу в тетрадях в парах по эталону:

1. Солнце к…снулось края степи. (пишем -о-, т.к. нет суффикса -а-)

2. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки. (пишем -а-, т.к. есть суффикс -а-)

3. Приятно к…снуться ароматного блинчика. (пишем -о-, т.к. нет суффикса -а-)

4. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья. (пишем -а-, т.к. есть суффикс -а-)

5. Мы к…снулись трудного вопроса. (пишем -о-, т.к. нет суффикса -а-)

2. Взаимопроверка.

Учитель:

Какой вывод сделаем? (Пишем гласную -о- в корне, если нет суффикса -а-, пишем гласную -а- в корне, если есть суффикс -а-)

Учащиеся:

Выполняют самостоятельно работу (по эталону), выставляя оценку в парах.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного (5-8 мин.)

Самостоятельная работа (разноуровневая):

Уровень «3»: № 186;

Уровень «4» - «5» - составить рассказ из 5-6 предложений на свободную тему, употребив слова с корнями -кас- и -кос-. Графически выделить новую орфограмму.

Учащиеся:

Самостоятельно выполняют работу в тетрадях, которые затем собираются на проверку.

IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.)

Цель: практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач.

Учитель:

уровень "3": № 184;

уровень "4" - "5" – составить рассказ о каком-либо событии в жизни, применяя изученное правило.

X. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания (2-3мин.)

Учитель:

Подводит итоги урока. Проводит рефлексию.

Учащиеся:

Проводят анализ и самооценку собственной учебной деятельности.

Самоанализ урока

Класс: 6

Предмет: русский язык

ФИО педагога – Бабков Андрей Борисович

Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, ч. 1. М.: «Просвещение», 2015 г.

Тема занятия: «Чередующиеся гласные в корне КОС – КАС»

Цели урока:

  • Познавательные: научиться находить слова с корнями -кас- и -кос- в тексте; продолжить обогащать словарный запас.

  • Развивающие: развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать; способствовать развитию орфографической зоркости; способствовать развитию адекватной оценки и самооценки; развивать логическое мышление учащихся;

  • Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к родному языку; воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам; осознавать ценность изучаемого предмета; осознавать ценность совместной деятельности; осознавать ценность нравственных норм (уважение и любовь к родителям).

Тип урока - урок открытия новых знаний.

Описание деятельности и результаты:

Этапы занятия последовательны, по времени соответствуют содержанию урока. Для мотивации школьников была использована презентация.  

Урок соответствует требованиям ФГОС, позволяет формировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные навыки учащихся.  

Материал урока подобран правильно с научной точки зрения, в полной мере соответствует возрастным особенностям школьников.

Теория подкрепляется жизненным опытом детей, используется связь с ранее изученным материалом.

Все цели и задачи реализованы в полном объеме, на уроке была создана комфортная атмосфера для самореализации каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку для учащихся 11 класса школы I вида (неслышащие дети). «Повторим орфографию. Правописание гласных в корне слова».

Данный урок разработан по технологии модульного обучения и адаптирован для неслышащих учащихся. В изменённом виде может быть использован при обучении учащихся 9 класса ООУ....

Открытый урок с презентацией "Корни с чередованием гласной."

I. Организационный момент.- Вспомните правила посадки.- Откройте тетради и запишите дату.- На уроке будем повторять и закреплять правописание гласных в корнях с чередованием.II. Чтение письма.- ...

Открытый урок с презентацией "Корни с чередованием гласной"

I. Организационный момент.- Вспомните правила посадки.- Откройте тетради и запишите дату.- На уроке будем повторять и закреплять правописание гласных в корнях с чередованием.II. Чтение письма.- ...

Открытый урок 2 класс "Безударная гласная в корне слова".

Открытый урок 2 класс по теме "Безударная гласная в корне слова"....

Материал для работы в группах к открытому уроку по русскому языку "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе

Материал для работы в группах к открытому уроку по русскому языку "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы...

Методическая разработка открытого урока по теме "Чередующиеся гласные в корнях слов"

Методическая разработка открытого урока по теме "Чередующиеся гласные в корнях слов"...

Открытый урок "Анализ контрольного диктанта «Чередующиеся гласные в корне». "

Анализ контрольного диктанта в 6 классе «Чередующиеся гласные в корне». Работа над ошибками....