Открытый урок с презентацией "Корни с чередованием гласной"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Руммо Ирина Викторовна

 

I. Организационный момент.

- Вспомните правила посадки.

- Откройте тетради и запишите дату.

- На уроке будем повторять и закреплять правописание гласных в корнях с чередованием.

II. Чтение письма.

- Сегодня я получила очень интересное письмо. Послушайте его.

Дорогие ребята!

В моём государстве Орфография в небольшом городке Чередующихся Гласных постоянно происходит спор о правописании гласной в корне. Я решила обратиться к вам, пятиклассники, за помощью. Помогите, пожалуйста, разрешить этот спор. Вам поможет карта улицы. С уважением королева государства - госпожа Орфография.

(На доске висит карта).

- Я считаю, надо помочь. Для этого вы должны взять с собой багаж знаний, полученный на уроках русского языка. Каждый свой шаг будете записывать в свою рабочую тетрадь.

Итак, в путь! Мы на улице

-Лаг – Лож-
-Кас - Кос-

- Какие трудности у жителей этой улицы?

- Вспомните, когда в корнях –лаг- лож-, -кас- кос- пишется гласная а, когда о.

III. Орфографическая пятиминутка “Проверь себя”.

Слабоуспевающие уч-ся работают в тетрадях для индивидуальных работ.

Остальные пишут под диктовку словосочетания.

Расположиться у речки, не прикасаться к цветам, изменение слагаемых, лёгкое прикосновение, прилагать усилия.

- Выделите и докажите орфограммы. Проверочные слова записывайте на дополнительных полях.

- Проверяем по цепочке.

- Отчего зависит чередование гласных а-о в корнях –лаг- лож-, -кас- кос-.

- Сформулируйте вывод о правописании гласных а-о в корнях –лаг- лож-, -кас- кос-.

IV. “ Четвёртое лишнее”.

На доске наглядность, запись.

Р…стение, р…сток, прир…сти, р…стительность.

- В шкатулке найдите “четвёртое лишнее”.

- Вставьте пропущенную орфограмму и докажите её.

- Сделайте вывод о правописании гласных а-о в корнях –раст- и –рос-.

V. Физкультминутка (гимнастика для глаз).

VI. Работа с текстом.

а) На доске запись.

Вечерняя з…ря начинается, когда солнце зайдёт за край земли. З…ря бывает утренняя и вечерняя. На утренних з…рях трава омыта росой.

- Прочитайте запись.

- Можно эту запись назвать текстом?

- Почему?

-Что нужно сделать, чтобы получился текст?

- Прочитайте текст.

- Вспомните правила посадки.

- Запишите текст в тетрадь. Поработайте с дополнительными полями.

б). Индивидуальная работа у доски (карточка с заданием: распределить слова в два столбика; выделить и доказать орфограммы ). Наглядность.

1)с гласной е в корне; 2) с гласной и в корне.

Зам…рать, бл…стеть, отп…реть, выб..рать, бл..стающий, прот…реть.

в). Проверка текста.

-Прочитайте текст.

- Какой общей темой объединены предложения?

- Назовите слова с проверяемой безударной гласной в корне.

- Как проверить безударную гласную в корне?

- Назовите слова с чередованием гласных.

- Отчего зависит чередование гласных в корнях –зор- -зар-?

- Когда в корнях –зор- -зар- пишем а, когда – о?

г). Проверка индивидуальной работы у доски.

- Какие слова сложила в рюкзак?

- Почему?

- Какие - в сумку? Почему?

- Отчего зависит чередование гласных е- и?

Оценка.

- Когда в корнях с чередованием гласных е – и пишется и, когда – е?

VI. Конкурс “Кто быстрее вставит орфограмму в корне”.

На доске записаны слова в два столбика. Работают два ученика. Оценки.г…релка г…рение
заг..р заг…релый
заг…реться приг…рел
разг…рается уг…р


VIII. Работа со скороговорками.

- Пока ребята думают у доски, отгадайте ребус.

- На рисунке зашифрована известная русская скороговорка.

- Скороговорку запишите в тетрадь. Выделите орфограммы в словах.

- Прочитайте скороговорку.

IX. Итог урока.

- Над какими орфограммами работали сегодня на уроке?

Стук в дверь. Заходит почтальон, приносит телеграмму, зачитывает её.

Спасибо за помощь! Я не сомневалась в том, что вы мне поможете. Приказываю!Считать учеников 5 класса А почётными гостями моего государства. С уважением королева государства – госпожа Орфография.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 224139.ppt246 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чередование гласных в корнях слов 5 класс

Слайд 2

Корни с безударными гласными Если безударные гласные в корне проверяются ударением , то следует: - определить значение слова (или корня); - подобрать к нему другую форму слова или однокоренное так, чтобы безударный гласный оказался под ударением : тр о пинка – тр о пка, л и сточек – л и ст, в о да – в о ды,

Слайд 3

Корни с безударными гласными Если безударные гласные в корне непроверяемые , следует проверить написание по словарю : инт е лл и гент, прив и легия, инц и дент . Если безударные гласные в корне чередующиеся , необходимо вспомнить условия выбора гласной в корне: со бира ть, каса ться, ра ст ет, распо ло ж ить

Слайд 4

Корни, выбор гласной в которых зависит от суффикса А - бер - - бир - - пер - - пир - - дер - - дир - - тер - - тир - - жег - - жиг - - блест - - блист - - стел - - стил - - мер - - мир - - чет - - чит - А

Слайд 5

Корни, выбор гласной в которых зависит от суффикса А Примеры у бер у у бир а ю от пер еть от пир а ть за дер у за дир а ю от тер еть от тир а ю вы жег вы жиг а ю блест еть блист а ть за мер еть за мир а ть рас стел ить рас стил а ть вы честь вы чит а ть Исключения: сочет а ть сочет а ние чет а

Слайд 6

Корни, выбор гласной в которых зависит от ударения - гар - - гор – за га ́ р за гор а ́ ть А ́ О Исключения : при ́ г а рь, вы ́ г а рки, и ́ зг а рь

Слайд 7

Корни, выбор гласной в которых зависит от ударения зар - - зор – зар я ́ зо ́ р и за ́ р ево зо ́ р ька А ́ О ́ А Исключения : з о ря ́ нка, з о рево ́ й, играть з о ́ рю, з о рева ́ ть.

Слайд 8

Чередование О// А в корнях слов - ла г - - ло ж – при ла г ательное при ло ж ение Исключения : поло г

Слайд 9

Корни, выбор гласной в которых зависит от последующей согласной - р а ст - - р о с - - р а щ – вы р а ст ить вы р а щ енный вы р о с Исключения : ро ст ок, Ро ст ов, Ро ст ислав, ро ст овщик, отрасль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Закрепление правописания корней с чередованием гласных а-о"

урок на повторение правил написания изучаемых корней...

Открытый урок с презентацией "Корни с чередованием гласной."

I. Организационный момент.- Вспомните правила посадки.- Откройте тетради и запишите дату.- На уроке будем повторять и закреплять правописание гласных в корнях с чередованием.II. Чтение письма.- ...

Конспект урока по русскому языку "Чередование гласных в корне слова"

Чередование гласных в корне слова. Материал даётся блочно. Удобен для применения на уроках русского языка в любов параллели как для изучения новой темы, так и для повторения...

Материал для работы в группах к открытому уроку по русскому языку "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе

Материал для работы в группах к открытому уроку по русскому языку "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы...

Открытый урок "Анализ контрольного диктанта «Чередующиеся гласные в корне». "

Анализ контрольного диктанта в 6 классе «Чередующиеся гласные в корне». Работа над ошибками....

Конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- - лож- " (урок открытия новых знаний).

Конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- -лож-" (урок открытия новых знаний)....