Открытый урок с презентацией "Корни с чередованием гласной"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
I. Организационный момент.
- Вспомните правила посадки.
- Откройте тетради и запишите дату.
- На уроке будем повторять и закреплять правописание гласных в корнях с чередованием.
II. Чтение письма.
- Сегодня я получила очень интересное письмо. Послушайте его.
Дорогие ребята!
В моём государстве Орфография в небольшом городке Чередующихся Гласных постоянно происходит спор о правописании гласной в корне. Я решила обратиться к вам, пятиклассники, за помощью. Помогите, пожалуйста, разрешить этот спор. Вам поможет карта улицы. С уважением королева государства - госпожа Орфография.
(На доске висит карта).
- Я считаю, надо помочь. Для этого вы должны взять с собой багаж знаний, полученный на уроках русского языка. Каждый свой шаг будете записывать в свою рабочую тетрадь.
Итак, в путь! Мы на улице
-Лаг – Лож-
-Кас - Кос-
- Какие трудности у жителей этой улицы?
- Вспомните, когда в корнях –лаг- лож-, -кас- кос- пишется гласная а, когда о.
III. Орфографическая пятиминутка “Проверь себя”.
Слабоуспевающие уч-ся работают в тетрадях для индивидуальных работ.
Остальные пишут под диктовку словосочетания.
Расположиться у речки, не прикасаться к цветам, изменение слагаемых, лёгкое прикосновение, прилагать усилия.
- Выделите и докажите орфограммы. Проверочные слова записывайте на дополнительных полях.
- Проверяем по цепочке.
- Отчего зависит чередование гласных а-о в корнях –лаг- лож-, -кас- кос-.
- Сформулируйте вывод о правописании гласных а-о в корнях –лаг- лож-, -кас- кос-.
IV. “ Четвёртое лишнее”.
На доске наглядность, запись.
Р…стение, р…сток, прир…сти, р…стительность.
- В шкатулке найдите “четвёртое лишнее”.
- Вставьте пропущенную орфограмму и докажите её.
- Сделайте вывод о правописании гласных а-о в корнях –раст- и –рос-.
V. Физкультминутка (гимнастика для глаз).
VI. Работа с текстом.
а) На доске запись.
Вечерняя з…ря начинается, когда солнце зайдёт за край земли. З…ря бывает утренняя и вечерняя. На утренних з…рях трава омыта росой.
- Прочитайте запись.
- Можно эту запись назвать текстом?
- Почему?
-Что нужно сделать, чтобы получился текст?
- Прочитайте текст.
- Вспомните правила посадки.
- Запишите текст в тетрадь. Поработайте с дополнительными полями.
б). Индивидуальная работа у доски (карточка с заданием: распределить слова в два столбика; выделить и доказать орфограммы ). Наглядность.
1)с гласной е в корне; 2) с гласной и в корне.
Зам…рать, бл…стеть, отп…реть, выб..рать, бл..стающий, прот…реть.
в). Проверка текста.
-Прочитайте текст.
- Какой общей темой объединены предложения?
- Назовите слова с проверяемой безударной гласной в корне.
- Как проверить безударную гласную в корне?
- Назовите слова с чередованием гласных.
- Отчего зависит чередование гласных в корнях –зор- -зар-?
- Когда в корнях –зор- -зар- пишем а, когда – о?
г). Проверка индивидуальной работы у доски.
- Какие слова сложила в рюкзак?
- Почему?
- Какие - в сумку? Почему?
- Отчего зависит чередование гласных е- и?
Оценка.
- Когда в корнях с чередованием гласных е – и пишется и, когда – е?
VI. Конкурс “Кто быстрее вставит орфограмму в корне”.
На доске записаны слова в два столбика. Работают два ученика. Оценки.г…релка г…рение
заг..р заг…релый
заг…реться приг…рел
разг…рается уг…р
VIII. Работа со скороговорками.
- Пока ребята думают у доски, отгадайте ребус.
- На рисунке зашифрована известная русская скороговорка.
- Скороговорку запишите в тетрадь. Выделите орфограммы в словах.
- Прочитайте скороговорку.
IX. Итог урока.
- Над какими орфограммами работали сегодня на уроке?
Стук в дверь. Заходит почтальон, приносит телеграмму, зачитывает её.
Спасибо за помощь! Я не сомневалась в том, что вы мне поможете. Приказываю!Считать учеников 5 класса А почётными гостями моего государства. С уважением королева государства – госпожа Орфография.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
224139.ppt | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Корни с безударными гласными Если безударные гласные в корне проверяются ударением , то следует: - определить значение слова (или корня); - подобрать к нему другую форму слова или однокоренное так, чтобы безударный гласный оказался под ударением : тр о пинка – тр о пка, л и сточек – л и ст, в о да – в о ды,
Корни с безударными гласными Если безударные гласные в корне непроверяемые , следует проверить написание по словарю : инт е лл и гент, прив и легия, инц и дент . Если безударные гласные в корне чередующиеся , необходимо вспомнить условия выбора гласной в корне: со бира ть, каса ться, ра ст ет, распо ло ж ить
Корни, выбор гласной в которых зависит от суффикса А - бер - - бир - - пер - - пир - - дер - - дир - - тер - - тир - - жег - - жиг - - блест - - блист - - стел - - стил - - мер - - мир - - чет - - чит - А
Корни, выбор гласной в которых зависит от суффикса А Примеры у бер у у бир а ю от пер еть от пир а ть за дер у за дир а ю от тер еть от тир а ю вы жег вы жиг а ю блест еть блист а ть за мер еть за мир а ть рас стел ить рас стил а ть вы честь вы чит а ть Исключения: сочет а ть сочет а ние чет а
Корни, выбор гласной в которых зависит от ударения - гар - - гор – за га ́ р за гор а ́ ть А ́ О Исключения : при ́ г а рь, вы ́ г а рки, и ́ зг а рь
Корни, выбор гласной в которых зависит от ударения зар - - зор – зар я ́ зо ́ р и за ́ р ево зо ́ р ька А ́ О ́ А Исключения : з о ря ́ нка, з о рево ́ й, играть з о ́ рю, з о рева ́ ть.
Чередование О// А в корнях слов - ла г - - ло ж – при ла г ательное при ло ж ение Исключения : поло г
Корни, выбор гласной в которых зависит от последующей согласной - р а ст - - р о с - - р а щ – вы р а ст ить вы р а щ енный вы р о с Исключения : ро ст ок, Ро ст ов, Ро ст ислав, ро ст овщик, отрасль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Закрепление правописания корней с чередованием гласных а-о"
урок на повторение правил написания изучаемых корней...
Открытый урок с презентацией "Корни с чередованием гласной."
I. Организационный момент.- Вспомните правила посадки.- Откройте тетради и запишите дату.- На уроке будем повторять и закреплять правописание гласных в корнях с чередованием.II. Чтение письма.- ...
Конспект урока по русскому языку "Чередование гласных в корне слова"
Чередование гласных в корне слова. Материал даётся блочно. Удобен для применения на уроках русского языка в любов параллели как для изучения новой темы, так и для повторения...
Материал для работы в группах к открытому уроку по русскому языку "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе
Материал для работы в группах к открытому уроку по русскому языку "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы...
Открытый урок "Анализ контрольного диктанта «Чередующиеся гласные в корне». "
Анализ контрольного диктанта в 6 классе «Чередующиеся гласные в корне». Работа над ошибками....
Открытый урок в 5 классе "Правописание гласных в корне слова"
Методическая разработка...
Конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- - лож- " (урок открытия новых знаний).
Конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- -лож-" (урок открытия новых знаний)....