Методическая разработка открытого урока по теме "Чередующиеся гласные в корнях слов"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Ивина Любовь Николаевна

Методическая разработка открытого урока по теме "Чередующиеся гласные в корнях слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная дисциплина: русский язык

Группа: 16

Автор УМК:

Тема урока: Чередующиеся гласные в корнях слов

Тип урока: систематизация знаний

Цель деятельности преподавателя: создать условия для повторения и закрепления знаний, умений, навыков, способов деятельности, связанных с правописанием чередующихся гласных в корнях слов.

Используемые материалы: презентация, карточки с заданиями, учебник, таблицы по теме, составленные на предыдущем уроке.

Планируемые результаты

Предметные: научатся применять правила проверки написания гласных в корнях с чередованием, составлять индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Метапредметные:

•  познавательные – объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения;

•  регулятивные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, ищут и выделяют необходимую информацию;

•  коммуникативные – слушают и слышат друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

имеют мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Задачи урока

Образовательные:

- продолжить формирование навыка правописания слов с чередующимися гласными в корнях слов;

- устранить пробелы в знаниях и умениях по теме;

Развивающие:

- развивать умение выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;

Воспитательные:

- формировать мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

Самоопределение к деятельности

Слайд 1. На слайде текст:

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

Преподаватель просит одного из учащихся прочитать текст вслух. Затем обучающимся предлагается определить основную мысль текста и объяснить, что хотел сказать автор? (Как надо жизнь прожить.)

– Чему учит нас этот текст?

– Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия чтобы, закрепить знания и применить их на практике.

Преподаватель обращает внимание детей на пропущенные в тексте орфограммы:

– На какие правила пропущены гласные в словах? (Чередующиеся гласные в корнях слов). Назовите устно пропущенные буквы.

– Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока. (Тема урока появляется на слайде 2)

Отвечают на вопросы преподавателя.

 Самостоятельно выделяют  и формулируют познавательную цель (Р)

Имеют мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности (Л)

Актуализация знаний

Работа по реализации домашнего задания. Распределительный диктант. Систематизация знаний по различению корней с проверяемыми/ непроверяемыми/ чередующимися гласными.

Проверяемая безударная гласная в корне

Непроверяемая безударная гласная в корне

Чередующиеся гласные в корне

Удивлять,

стареть,

веселиться, тяжёлый

Решать, сверкать, чемпион, хирург

Расти, загорелый, предложить, вытирать

Внимательно слушают, записывают.  

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения (П)

Слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. (К)

Управляют собственным речевым поведением (К)

Локализация затруднений

Оцените свою работу и работу одноклассника, используя оценочный лист (обведите корни, правописание которых усвоено недостаточно хорошо):

Корни с чередованием, правописание которых я знаю  недостаточно хорошо

По моему мнению

По мнению одноклассника

раст – ращ - рос

раст – ращ - рос

кас-кос

кас-кос

Корни с чередованием е/и бер – бир, дер-дир и.тд.

Корни с чередованием е/и бер – бир, дер-дир и.тд.

гар-гор

гар-гор

зар - зор

зар - зор

Оценивают свои знания и знания одноклассника.

Адекватно самостоятельно оценить правильность выполнения действия (Р)

Имеют мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности (Л)

Построение проекта выхода из затруднения

Посмотрите на корни, обведенные вами и вашим одноклассником. Их правописание вам нужно повторить.

Найдите в учебнике соответствующие правила и повторите их.

Выполните предложенные упражнения на эти правила.

Самостоятельно определяют пробелы в знаниях

Составлять индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах (Пр)

Принимают и сохраняют учебные задачи (Р)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

раст – ращ – рос

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы. Проверьте работу по ключу, исправьте ошибки:

Взр…стить, взр…слеть, возр…стной, вр…сти, выр…стить, выр…щенный, дор…сти, зар…сти, заро…сли, нар…стание, нар…щивание, обр…стать, подр…стать, разр…стись, р…стение, р…сти, р…стительный, р…слый, Р…стислав.
Ключ

Взрастить, взрослеть, возрастной, врасти, вырастить, выращенный, дорасти, зарасти, заросли, нарастание, наращивание, обрастать, подрастать, разрастись, растение, расти, растительный, рослый, Ростислав.
кас-кос

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы. Проверьте работу по ключу, исправьте ошибки:

К…сание, к…сательная, к…саться, к…снуться, неук…снительно, прик…саться, прик…сновение, неприк…сновенность, соприк…саться.
Ключ
Касание, касательная, касаться, коснуться, неукоснительно, прикасаться, прикосновение, неприкосновенность, соприкасаться.

Корни с чередованием е/и

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы. Проверьте работу по ключу, исправьте ошибки:

Бл…стеть, бл…стательный, выж…чь, выж…гать, зад…рать, зам…рать, зам…реть, зап…раться, наст…лать, обд…рать, обд…рет, обж…чь, обж…гать, отт…реть, отт…рать, разб…рет, разб…рать, расст…лить, расст…лать, расч…т.
Ключ

Блестеть, блистательный, выжечь, выжигать, задирать, замирать, замереть, запираться, настилать, обдирать, обдерет, обжечь, обжигать, оттереть, оттирать, разберет, разбирать, расстелить, расстилать, расчет.
гар-гор

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы. Проверьте работу по ключу, исправьте ошибки:

Возг…рание, выг…реть, г…рь, г…рючий, дог…рать, дог…реть, заг…р, загорание, заг…релый, наг…ревший, ог…рок, перег…рать, пог…релец, подг…реть, разг…р, сг…рать, уг…р.
Ключ

Возгорание, выгореть, гарь, горючий, догорать, догореть, загар, загорание, загорелый, нагоревший, огарок, перегорать, погорелец, подгореть, разгар, сгорать, угар.
зар – зор

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы. Проверьте работу по ключу, исправьте ошибки:
З…рница, з…ря, з…ревать, з…ренька, оз…рение, оз…риться, оз…рять, оз…ряться.  
Ключ
Зарница, заря, зоревать, зоренька, озарение, озариться, озарять, озаряться.  

Выполняют задания, проверяют по эталону, исправляют ошибки.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения (П);

Самостоятельно необходимую информацию (Р)

Адекватно самостоятельно оценить правильность выполнения действия (Р)

Имеют мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности (Л)

Включение в систему знаний и повторение

Выполните контрольное задание:

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте орфограмму «Чередующаяся гласная в корне»

Отряд  ра.. пол..жился у р..ки.  Быстро выр..сли на берегу палатки. Вечерняя з..ря дог..рала. Последние лучи солнца чуть к..сались вершин д..рев..ев. По оврагу ра(с,сс)т..лался туман. Ребята стали соб..рать суч..я.  Один за другим разг..рались к..стры. Пламя то уг..сало то выр..стало. Оно  почти к..салось  в..твей д..ревьев осв..щало лица ребят.

Выполняют контрольное задание, проверяют правильность выполнения.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения (П);

Адекватно самостоятельно оценить правильность выполнения действия (Р)

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Какова была цель сегодняшнего урока?

- Достигли ли вы её?

- Есть ли корни с чередованием, правописание которых вами недостаточно усвоено?

- Что сделать, чтобы это преодолеть?

Отвечают на вопросы.

Делают выводы и обобщения.

Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей (К)

Владеют навыками самоанализа учебной деятельности (Р)

Домашнее задание

Повторить правила правописания корней с чередованием, которые вызывают затруднения,

  1. Карточка

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму «Чередующаяся гласная в корне»

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. 

2. Творческое задание: составьте текст из 6-8 предложений с использованием слов с чередующимися гласными в корне. Обозначьте в них изучаемую орфограмму.

Записывают задание, задают уточняющие вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока "Корни, степени,логарифмы"

.Аннотация (методическое обоснование темы урока)  Методическая разработка открытого урока «Степени. Корни. Логарифмы»» демонстрирует возможности формирования общих компетенций  студенто...

Конспект урока "Правописание безударных гласных в корне слова"

Конспект урока "Правописание безударных гласных в корне слова" для учащихся 8 класса с ОВЗ. Данная тема позволяет заложить основы для воспитания орфографической зоркости. Систематическая работа над сл...

Конспект урока " Правописание безударных гласных в корне слова"

Конспект урока + презентация помогут Вам провести урок, в доступной форме раскрывая тему ученикам....

Методическая разработка. Урок-презентация-Чередующиеся гласные в корне слова.

Презентация предназначена для уроков русского языка в 5  классе по УМК под редакцией М.М.Разумовской. Материал презентации полностью соответствует федеральному государственному образовательному с...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языка, работающих в 6 классах. В соответствии с ФГОС урок ориентирован на самостоятельное открытие новых знаний учащимися под руковод...

Отработка орфографической зоркости на уроках русского языка. Гласные в корне слова

Отработка орфографической зоркости на уроках русского языка. Гласные в корне слова. ...