Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._rya_5kl.docx | 58.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ " СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 " п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА __________________________________________________________________________________________ микрорайон 5, д. № 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860, тел./факс (34934) 9-27-45. e-mail: urengoy2@pur.yanao.ru, ОКПО 32733321, ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047182000 | |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой ___________ Е.В. Крепешева Приказ № __ от 31 августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 5 класса основного общего образования
(предмет, класс, уровень образования)
Препута Елены Прокопьевны первая квалификационная категория
(Ф.И.О. учителя, категория)
2019/2020 учебный год, срок реализации 1 год
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по образовательному процессу __________ М.А. Гречишникова | РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения протокол № __ от __ августа 2019г. _______ И.А. Семыкина, руководитель ШМО
|
п.г.т. Уренгой
2019
I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы «Русский язык, 5-9 классы», сост. Е.И. Харитонова (М.: Дрофа, 2011).
Данная программа ориентирована на УМК Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций под ред. Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой и др.; - М.: Просвещение, 2018.
Главными целями обучения русскому языку являются
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к нему как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах общения; об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
В соответствии с целью обучения усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Концепция учебного курса: обучение русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Отличительные особенности программы: основные задачи, предложенные программой курса, содержание и структура курса, формулировки тем, интерпретация отдельных положений, выдвигаемые требования соответствуют государственному образовательному стандарту по русскому языку и направлены на реализацию образовательного стандарта.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 5 классе 5 часов в неделю, что составляет 175 учебных часов. Рабочая программа составлена на текущий учебный год.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.
Учитывая вышесказанное, на уроках русского языка в данном классе будут применяться такие типовые задачи, как:
- рефлексивная самооценка учебной деятельности;
- дискуссия;
- компьютерная презентация;
- групповые игры;
- работа с метафорами; составление слов из элементов по правилу;
- эмпирическое исследование;
- диалог с текстом; учимся задавать вопросы; озаглавливание текста; эпиграф; понимание научного текста; приёмы осмысления текста в ознакомительном чтении; постановка вопроса к тексту;
- задания для освоения приёмов логического запоминания информации, извлечённой из текстов; планирование учебной работы.
Задания, предлагаемые пятиклассникам, ориентированы на самостоятельную работу с текстами, учебником. На уроках им предлагается составить схемы, таблицы обобщающего характера, тезисы статей учебника.
Обоснование выбора УМК: выбор авторской программы под редакцией Л.М. Рыбченковой для 5а класса определяется тем, что она:
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку;
- рекомендована Министерством образования и науки РФ для общеобразовательных классов.
Новая линия УМК предоставляет учащимся возможность получить основные сведения о родном языке, на практическом уровне усвоить особенности его функционирования и на этой базе усовершенствовать владение родным языком в разнообразных условиях общения.
Отличительными особенностями новой линии учебников по русскому языку для 5-9 классов Рыбченковой Л.M., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др. являются:
направленность на взаимосвязанное развитие мышления, познавательных способностей и коммуникативных умений, учащихся во всех видах речевой деятельности в разных ситуациях общения; интеграция знаниевого и компетентностного подходов к представлению учебного материала; простота и лаконизм изложения теории; ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты обучения; ориентация на активную познавательную деятельность учащихся; направленность на индивидуализацию и дифференциацию обучения; создание насыщенного интеллектуального пространства; осуществление межпредметных связей; развитие логического мышления; углубление; знаний о системе языка и речи; .повышение мотивации к изучению русского языка
УМК Рыбченковой О.М., Александровой О.М. представляет собой целостную информационно-образовательную среду для основной школы, сконструированную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Такой подход позволяет реализовать на практике ключевое положение ФГОС: «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».
УМК реализует актуальный в методике преподавания русского языка когнитивно-коммуникативный подход, в основе которого лежит направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка (усвоение лингвистической теории, формирование языковых умений и навыков) и процесса речевого развития ученика, его мышления, восприятия, воображения, а также процесса овладения средствами и способами обращения с информацией.
Системообразующим элементом каждого параграфа учебника является текст, который представляет собой не только базу для усвоения единиц языка, моделей семантических типов речи, но и основу формирования рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности.
Учебники имеют фиксированный в тематических разворотах формат, структурные элементы каждой темы повторяются с определённой ритмичностью. Информационное пространство тематических разворотов организуется с помощью рубрикаций и системы «всплывающих окон», которые активизируют познавательную деятельность ученика, задают способы действия с определённым языковым и речевым материалом, схемами, таблицами и другими видами наглядности.
Рабочие тетради дополняют практическую часть учебников разнообразными тренинговыми заданиями по всем темам и разделам, предусматривают задания пропедевтического характера, а также позволяют успешно решать проблемы дифференцированного обучения.
Поурочные разработки содержат примерные конспекты уроков, методические рекомендации по изучаемой теме, и разноуровневый дидактический материал, который расширяет содержание учебника и позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников. Здесь также на примере конкретных тем демонстрируются различные современные технологии организации учебной деятельности школьника на уроках русского языка и во внеурочное время (это и технологии проектной деятельности, и технология критического мышления при обучении различным видам чтения и письменной речи и др.)
Пособия «Готовимся к ГИА: тесты, творческие работы, проекты» ориентированы на учебники данной линии, но могут быть использованы и с другими УМК по русскому языку. Пособия адресованы учащимся и содержат материл для закрепления и проверки в формате ГИА знаний.
УМК дает возможность организовать учебный процесс в соответствии c требованиями ФГОС, а также проводить текущую и итоговую аттестацию, решать задачи обучения школьников работе с проектами.
УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК Рыбченковой Л.М., Александровой О.М. уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы.
II. Общая характеристика учебного предмета
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом.
Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце учебного года выделяются специальные часы. В 5 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в начальных классах».
Разделы учебника содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.)
В программе выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
III. Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 175 часов (5 часов в неделю), в том числе для проведения:
- контрольных диктантов – 12 часов;
- уроков развития речи – 25 часов.
IV. Личностные, метапредметные, предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения русского языка:
- Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в получении школьного образования;
- Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
- Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского языка:
- Владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение
- Адекватное понимание информации устного и письменого сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации).
- Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным изучающим) текстов разных стилей и жанров.
- Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров, владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным).
- Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.
- Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
- Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Говорение и письмо:
- Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнуты результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
- Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст, с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация).
- Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения.
- Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
- Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).
- Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения.
- Осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить речевые и грамматические ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
- Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, рефератами, докладами; участие в спорах, обсуждение актуальных тем с использованием различных средств аргументации.
- Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, во время анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Предметные результаты освоения русского языка:
- Представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа.
- Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; диалог, монолог, стили речи, типы речи, типы текста, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи.
- Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.
- Проведение различных видов анализа (слова, словосочетания, предложения, текста).
- Понимание коммуникативно-эстетических возможностей и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
- Осознание эстетической функции языка.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно ванных для данного возраста ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, освоение норм русского речевого этикета.
V. Содержание учебного предмета
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение (20ч)
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог, виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога). Диалог, виды диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-обсуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-обсуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность (15ч)
1. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности.
Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринима-емого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение различными видами чтении я(поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей, сферы и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст (45ч)
1. Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста. Способы развития темы в тексте. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Составление плана текста. Установление смысловых частей текста, определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Информационная переработка текста.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка (40ч)
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, аннотация, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, интервью, статья, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
2. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональныз стилей. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление,резюме; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах с использованием разных средств аргументации.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции.
Раздел 5. Общие сведения о языке (15ч)
1. Русский язык—национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. Различение функциональных разновидностей современного русского языка. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия (15ч)
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Основные выразительные средства фонетики.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
2. Осознание смыслоразличительной функции звука в слове. Различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Правильное произношение слов в соответствии с нормами литературного языка. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Наблюдение за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи.
Раздел 7. Графика (5ч)
1. Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’]. Прописные и строчные буквы.
2. Осознание значения письма в истории развития человечества. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование (40ч)
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова и не входящие в основу морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Особенности словообразования слов различных частей речи.
Словообразовательный и морфемный словари.
Основные выразительные средства словообразования.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Членение слова на морфемы с учетом его лексического значения и образования. Проведение морфемного разбора слов.
Выделение исходной основы и словообразующей морфемы. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Проведение словообразовательного анализа слова.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Наблюдение за использованием выразительных средств словообразования в художественной речи.
Раздел 9. Лексикология и фразеология (40ч)
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексикон человека как показатель его интеллектуального и речевого развития.
Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Лексическая сочетаемость. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Лексические словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Основные выразительные средства лексикологии и фразеологии.
2. Осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознание необходимости расширять свой лексикон. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология (165ч)
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Наблюдение за использованием средств морфологии в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Раздел 11. Синтаксис (126ч)
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Наблюдение за использованием синтаксических конструкций в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Раздел 12. Культура речи. (20ч)
1.Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные. Варианты норм.
Нормативные словари русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка.
2. Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение их в устны и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Корректировка собственного речевого высказывания. Использование нормативных словарей для получения информации о нормах современного русского литературного языка.
Раздел 13. Правописание: орфография и пунктуация (110ч)
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 14. Язык и культура (5ч)
1. Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текста;, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
VI. Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата (по плану) | Домашнее задание |
Введение 4ч + 3ч Рр | ||||
1 | Язык и языкознание | 1 | ||
2 | Входной контроль. Контрольная работа | 1 | ||
3 | Язык и общение | 1 | ||
4 | Язык и общение | 1 | ||
5 | РрТекст. | 1 | ||
6 | Рр Текст | 1 | ||
7 | Рр Текст | 1 | ||
Фонетика. Графика. Орфография 16ч (в том числе 1ч Рр) | ||||
8 | Фонетика, графика, орфография как разделы лингвистики. Буква и звук. Алфавит. | 1 | ||
9 | Буква и звук. Алфавит | 1 | ||
10 | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные | 1 | ||
11 | Глухие и звонкие согласные | 1 | ||
12 | Непроизносимые согласные. | 1 | ||
13 | Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | ||
14 | Гласные звуки и обозначающие их буквы. | 1 | ||
15 | Гласные звуки и обозначающие их буквы. | 1 | ||
16 | Слог и ударение | 1 | ||
17 | Рр Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица» | 1 | ||
18 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | ||
19 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | ||
20 | Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография» | 1 | ||
21 | Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография» | 1 | ||
22 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика, графика, орфография» (Контрольное списывание) | 1 | ||
23 | Работа над ошибками | 1 | ||
Морфемика. Словообразование. Орфография 13ч (в т. ч. 4ч Рр) | ||||
24 | Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Корень слова. Родственные слова | 1 | ||
25 | Окончание и основа | 1 | ||
26 | Рр Сочинение-рассуждение по данному началу (упр.93) | 1 | ||
27 | Приставки | 1 | ||
28 | Суффиксы | 1 | ||
29 | Рр Заголовок текста. Опорные тематические слова текста | 1 | ||
30 | Сложные слова. | 1 | ||
31 | Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография» | 1 | ||
32 | Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография» | 1 | ||
33 | Контрольное списывание/ Контрольный диктант по теме «Морфемика, словообразование, орфография» | 1 | ||
34 | Работа над ошибками | 1 | ||
35 | Рр Изложение с продолжением (упр.40) | 1 | ||
36 | Рр Изложение с продолжением (упр. 40) | 1 | ||
Лексикология 38ч (в т. ч. 9ч Рр) | ||||
37 | Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова | 1 | ||
38 | Рр Устная и письменная речь. | 1 | ||
39 | Рр Разговорная, книжная и нейтральная лексика | 1 | ||
40 | Толковые словари | 1 | ||
41 | Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова. | 1 | ||
42 | Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова. | 1 | ||
43 | Однозначные и многозначные слова | 1 | ||
44 | Рр Понятие о лексической сочетаемости | 1 | ||
45 | Тематическая группа | 1 | ||
46 | Синонимы. | 1 | ||
47 | Синонимы | 1 | ||
48 | Антонимы | 1 | ||
49 | Омонимы. Паронимы | 1 | ||
50 | Омонимы. Паронимы | 1 | ||
51 | Рр Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи (упр. 201, задание №5) | 1 | ||
52 | Проверочная работа по теме «Лексикология» | 1 | ||
53 | Понятие о чередовании | 1 | ||
54 | Чередование букв Е/И в корнях | 1 | ||
55 | Чередование букв Е/И в корнях | 1 | ||
56 | Чередование букв А/О в корнях | 1 | ||
57 | Чередование букв А/О в корнях | 1 | ||
58 | Чередование букв А//О в корнях | 1 | ||
59 | Рр Изложение с продолжением (упр. 231) | 1 | ||
60 | Рр Изложение с продолжением (упр. 231) | 1 | ||
61 | Суффиксы –ЧИК- и –ЩИК- | 1 | ||
62 | Суффиксы –ЧИК- и –ЩИК- | 1 | ||
63 | ИиЫ после приставок на согласные | 1 | ||
64 | Рр Обучающее сочинение «Как я первый раз…» (упр. 243) | 1 | ||
65 | Рр Обучающее сочинение «Как я первый раз…» (упр. 243) | 1 | ||
66 | Особенности написания приставок на З/С | 1 | ||
67 | Особенности написания приставок на З/С | 1 | ||
68 | Особенности написания приставок на З/С | 1 | ||
69 | Фразеологизмы | 1 | ||
70 | Фразеологизмы | 1 | ||
71 | Крылатые слова | 1 | ||
72 | Рр Изложение прочитанного текста (упр. 264) | 1 | ||
73 | Повторение по теме «Лексикология» | 1 | ||
74 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексикология» | 1 | ||
75 | Работа над ошибками | 1 | ||
Морфология 58ч (в т. ч. 11ч Рр) | ||||
Части речи 2ч | ||||
76 | Морфология как раздел лингвистики. Части речи | 1 | ||
77 | Части речи | 1 | ||
Имя существительное 15ч (в т. ч. 1ч Рр) | ||||
78 | Имя существительное как часть речи | 1 | ||
79 | Род существительных | 1 | ||
80 | Рр Выборочное изложение (упр. 284) | 1 | ||
81 | Склонение существительных. Падеж. Число. | 1 | ||
82 | Склонение существительных. Падеж. Число. | 1 | ||
83 | Контрольная работа по аудированию | 1 | ||
84 | Контрольная работа по аудированию | 1 | ||
85 | БуквыЕ и И в падежных окончаниях имён существительных | 1 | ||
86 | БуквыЕ и И в падежных окончаниях имён существительных | 1 | ||
87 | Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 | ||
88 | Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 | ||
89 | Правописание НЕ с существительными | 1 | ||
90 | Правописание НЕ с существительными | 1 | ||
91 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме « Имя существительное» | 1 | ||
92 | Работа над ошибками | 1 | ||
Имя прилагательное 11ч (в т. ч. 4ч Рр) | ||||
93 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | ||
94 | Рр Повествование с элементами описания (с. 33) (упр. 329) | 1 | ||
95 | Рр Повествование с элементами описания (с. 33) (упр. 329) | 1 | ||
96 | Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | ||
97 | Краткие прилагательные | 1 | ||
98 | Правописание НЕ с именами прилагательными | 1 | ||
99 | Правописание НЕ с именами прилагательными | 1 | ||
100 | Рр Сочинение по картине Ф. Васильева «Мокрый луг» (упр. 350) | 1 | ||
101 | Рр Сочинение по картине Ф. Васильева «Мокрый луг» (упр. 350) | 1 | ||
102 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||
103 | Работа над ошибками | 1 | ||
Имя числительное 2ч | ||||
104 | Имя числительное как часть речи | 1 | ||
105 | Имя числительное как часть речи | 1 | ||
Местоимение 4ч | ||||
106 | Местоимение как часть речи | 1 | ||
107 | Местоимение как часть речи | 1 | ||
108 | Контрольная работа по теме « Морфология. Части речи» | 1 | ||
109 | Работа над ошибками | 1 | ||
Глагол 13ч (в т. ч. 4ч) | ||||
110 | Глагол как часть речи | 1 | ||
111 | Инфинитив – словарная форма глагола | 1 | ||
112 | Рр Средства связи предложений в тексте | 1 | ||
113 | Рр Средства связи предложений в тексте | 1 | ||
114 | Время глагола | 1 | ||
115 | Рр Тип текста. Время в предложении и тексте(упр. 382) (п 51, с. 58-59; РТ –с.22-25) | 1 | ||
116 | Рр Сочинение-описание (упр. 384-386) | 1 | ||
117 | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение | 1 | ||
118 | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение | 1 | ||
119 | Правописание окончаний глаголов | 1 | ||
120 | Правописание окончаний глаголов | 1 | ||
121 | Правописание окончаний глаголов | 1 | ||
122 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | ||
Наречие 3ч | ||||
123 | Наречие как часть речи | 1 | ||
124 | Правописание О(Е) после шипящих в суффиксах наречий | 1 | ||
125 | Ь после шипящих на конце наречий | 1 | ||
Служебные части речи 8ч ( в т. ч. 2чРр) | ||||
126 | Служебные части речи | 1 | ||
127 | Служебные части речи | 1 | ||
128 | Рр Сочинение по картине И. Билибина «Гвидон и царица» (упр. 431-434) | 1 | ||
129 | Рр Сочинение по картине И. Билибина «Гвидон и царица» (упр. 431-434) | 1 | ||
130 | Повторение по теме «Морфология» | 1 | ||
131 | Повторение по теме «Морфология» | 1 | ||
132 | Контрольная работа по теме «Морфология» | 1 | ||
133 | Работа над ошибками | 1 | ||
Синтаксис и пунктуация 42ч (в т. ч. 11чРр) | ||||
134 | Что изучает синтаксис | 1 | ||
135 | Словосочетание | 1 | ||
136 | Словосочетание | 1 | ||
137 | Предложение - основная единица речевого общения | 1 | ||
138 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | ||
139 | Рр Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении | 1 | ||
140 | Рр Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении | 1 | ||
141 | Рр Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи (упр. 470) | 1 | ||
142 | Рр Наши эмоции и их отражение в предложении | 1 | ||
143 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | ||
144 | Работа над ошибками | 1 | ||
145 | Рр Как писать отзыв (упр. 476) | 1 | ||
146 | Что такое грамматическая основа предложения | 1 | ||
147 | Что такое грамматическая основа предложения. | 1 | ||
148 | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения | 1 | ||
149 | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения | 1 | ||
150 | Второстепенные члены предложения, и их роль в предложении | 1 | ||
151 | Определение | 1 | ||
152 | Дополнение | 1 | ||
153 | Обстоятельство | 1 | ||
154 | Рр Подробное изложение (упр.521) | |||
155 | Однородные члены предложения | 1 | ||
156 | Рр Сочинение по картине И. Машкова «Снедь московская. Хлебы» (упр. 529) | 1 | ||
157 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | ||
158 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | ||
159 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | ||
160 | Рр Вопросный план текста (упр. 540) | |||
161 | Обращение | 1 | ||
162 | Обращение | 1 | ||
163 | Прямая речь | 1 | ||
164 | Прямая речь | 1 | ||
165 | Рр План текста. Изложение с элементами сочинения (упр. 554) | 1 | ||
166 | Рр План текста. Изложение с элементами сочинения (упр. 554) | 1 | ||
167 | Контрольный диктант / контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | ||
168 | Работа над ошибками | 1 | ||
169 | Сложное предложение | 1 | ||
170 | Сложное предложение | 1 | ||
171 | Сложное предложение | 1 | ||
172 | Рр Сочинение по картине З. Серебряковой «За завтраком» (упр.4. с.151) | 1 | ||
173 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | ||
174 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | ||
175 | Работа над ошибками | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....