Интегрированный урок "Роль деепричастий в художественном тексте"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Интегрированный урок русского языка в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_deeprichastiy_v_hudozhestvennom_tekste.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: Роль деепричастий в художественном тексте

Задачи:

Образовательные:

  1. Актуализация  опорных  знаний и умений  по теме  «Деепричастие».
  2. Совершенствование  навыков постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах.
  3. Развитие  умений  использовать деепричастия в речи для создания более точных рассуждений и описаний.
  4. : составление связного рассказа на лингвистическую тему; расширение словарного запаса школьников за счет включения в речь деепричастий; конструирование предложений с деепричастными оборотами

Развивающие:

  1. Развитие  у учащихся творческих  способностей; познавательного  интереса  к урокам русского языка, культуры речи и общения.
  2. Расширение  словарного  запаса  через обогащение активного словаря, составление словосочетаний, предложений.

Воспитательные:

  1. Формирование  коммуникативных  компетенций   (навыки  работать в команде, умение ставить вопрос…).
  2. Формирование   учебно-познавательных  компетенций  (развивать элементы общеучебной  деятельности, логику, самостоятельность мышления).

 

Развитие речи;

Повторение: правописание НЕ с  деепричастиями

Ход урока.

1.   Слово учителя. Ребята, мы закончили изучение  с вами большой темы «Деепричастие».  Сегодня у нас урок обобщения и систематизации знаний, но проведем мы его на материале  повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». А теперь  подумайте и скажите, какова  цель нашего урока?

2. Целеполагание .Метод "Философия жизни" (2 мин)

? -Для чего нужно изучать деепричастие? Как вы думаете?

3. Возьмите карточку с целями и задачами на сегодняшний урок и отметьте знаком +  те, которые вам хорошо знакомы, вы можете дать ответ на эти вопросы, а знаком – те вопросы, на которые вы еще не знаете ответа. Таким образом, вы ставите целью сегодняшней своей работы выяснить ответы на непонятные вам вопросы. А те учащиеся, которые знают все, занимаются закреплением и углублением знаний.

№п/п

Содержание целей урока

Отметка ученика

1.

Знаю, что такое морфология.

2.

Знаю, что такое деепричастие.

3.

Умею отличать деепричастие от причастия, глагола и наречия.

4.

Знаю,  какое слово в предложении является определяемым словом для деепричастия.

5.

Знаю, что общего у деепричастия и наречия.

6.

Знаю, что общего у деепричастия и глагола.

7.

Знаю, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида.

8.

Умею делать синтаксический разбор предложений с деепричастными оборотами.

9.

Умею разбирать деепричастие морфологически.

10.

Знаю, как пишется не с деепричастиями.

11.

Знаю о пунктуации в предложениях с фразеологизмами на основе деепричастий.

3. Мозговой штурм (5 мин)

- Что такое  деепричастие?

- От чего и с помощью чего образуется?

-Какие морфемы могут нам помочь в определении этой части речи?

- Какие признаки глагола есть у деепричастия?

- Чем похоже на наречие?

- Что такое деепричастный оборот?

- Как он выделяется на письме?

- Расскажите о Тарасе Бульбе то, что кажется вам самым важным.

- Как вы относитесь к этому герою?

- Что повлияло на ваше отношение?

- Какие события привели  Тараса  трагедии? (1 мин)

5 . Проверка домашнего задания.  Проведет нам ее Ахрименко Матвей.

Выписать из теста повести "Тарас Бульба" предложения, в которых есть деепричастия и деепричастные обороты. Определить их значение и роль в тексте. Записать на доске деепричастия и деепричастные обороты. Выделите в них суффиксы, определите вид. (2 мин)

6. Выписать из текста повести  по  2 деепричастия совершенного вида и 2 деепричастия несовершенного вида. Выделите суффиксы. ( читает Клочков  Ярослав)) ( 2 мин)

Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: "Авось либо Бульба,   проснувшись, отсрочит денька на два отъезд; может быть, он задумал оттого   так скоро ехать, что много выпил". (1 глава)

Уже кони, чуя рассвет, все полегли на траву и   перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая   струя спустилась по ним до самого низу. (1 глава)

 Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца, который, с   своей стороны, был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показывать (1 глава)

Они, проехавши, оглянулись назад; хутор их как будто ушел в землю; только видны  были над землей две трубы скромного их домика да вершины дерев, по сучьям   которых они лазили, как белки...(1 ГЛАВА)

7. Работа в парах. Синтаксический разбор предложения ( 1 ученик к доске) (8 мин)

  Ударив острыми шпорами коня во весь дух полетел он за козаками (не)глядя назад (не)видя что позади только двадцать человек успевало поспевать за ним.

 Слайд 10. Взаимопроверка.

8. ГРУППОВАЯ РАБОТА (10 мин)
Вставьте в предложения  необходимые деепричастия.
У вас должен получиться отрывок из повести
Н. В. Гоголя

  • А на город уже выступало неприятельское войско, … в литавры и трубы. …, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, …, …    пищалями, …     очами и … медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а     запорожцы всё палили, не …   дух.
                         Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Проверка

  • А на город уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а     запорожцы всё палили, не переводя дух.
                         Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Морфологический разбор деепричастия

  • Сделайте морфологический разбор деепричастия «ударив».

ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ!

  • Ударив - (что сделав?) - деепричастие
  • I. Н. Ф. - ударив
  • II. Постоян. признаки - неизменяемость
  • Непост.: соверш. вид, невозвратное
  • III. полетел (как), ударив острыми шпорами коня

Физкульминутка

Устно составляем предложения-команды для класса, используя  деепричастные обороты.

- Ребята, мы только что с вами убедились, как часто использовал в своих описаниях Н. В. Гоголь деепричастия и деепричастные обороты.

Вам предлагается творческая работа «Заверши строчку»

  • Закончите предложения деепричастиями или деепричастными оборотами
  • Под голубыми небесами великолепными коврами...
  • 2. Раз царевна молодая, милых братьев ...
  • 3. Волк ночью … попал на псарню.

Вопрос урока

  • Для чего нужны деепричастия в речи?
  • Что они дают?
  • Почему писатели так часто  используют в речи деепричастия?

Сообщение о роли деепричастия в русской речи

 - Лейфрид Катя

 Таким образом, какой вывод можно сделать?

  • Деепричастие делает нашу речь выразительнее, богаче!

Исправьте речевые ошибки.

  • Работая над повестью, у Гоголя была мечта о героическом характере.

Работая над повестью, Гоголь мечтал показать героический характер.

  • Сражаясь за веру и Отечество, казаков убивают.

Сражаясь за веру и Отечество, казаки погибают.

  • Потеряв сыновей, на Тараса обрушивается отчаяние.

Потеряв сыновей, Тарас испытывает отчаяние.

4. Слайд 5 . «Тарас БульбА». Читает Скоробогатов Денис.

«Это был один из тех    характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, ...когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество - широкая, разгульная замашка русской природы...» (1 мин)

Слово учителя о ГОГОЛЕ

 То время, в которое жил Гоголь, казалось его современникам каким-то потускневшим, застывшим - ведь после войны с Наполеоном и восстания декабристов ничего значительного не происходило в русской истории 30х годов XIX века.

Гоголь мечтал о сильном героическом характере. В многовековой истории борьбы украинского народа за свое освобождение от гнета польской шляхты он находит такие характеры. И это, конечно же, в первую очередь образ Тараса Бульбы. Вот что говорит сам писательЭто был сильный, героический характер, прославленный ратными подвигами.

Это могучий образ, по выражению Гоголя, "необыкновенное явление русской силы".

Метод "Цепочка"(каждый  пишет только одно предложение и передает другому члену команды) на доске, остальные работают  на листочках

  • Работая над повестью Гоголь мечтал  показать …
  • Таким героем стал …
  • Сражаясь в бою под Дубно Тарас проявил себя…
  • Тарас любил своих сыновей и гордился ими но узнав о  предательстве Андрия он …
  • Желая узнать о судьбе Остапа Тарас …
  • Рискуя жизнью он…
  • Особенно ярко героическая натура Бульбы проявляется в сцене гибели…

Вадим Шефнер «Устная речь».

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче.

Но беднее стала речь

 

Дачи, джинсы, слайды, платья…

Ценам, цифрам-нет конца

Отвлечённые понятия

Улетучиваются.

 Гаснет устная словесность

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

 

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь-людское чудо

Не скудела в наши дни.

Подведение итогов

  1. Возьмите карточки с целями на урок и отметьте знаком  + те, которые вам стали понятны. Если еще есть непонятые вами  вопросы, запишите в задании на дом еще раз просмотреть нужные параграфы и выучить то, что еще не выучили.

Домашняя работа

  • Написать дома лингвистическое сочинение  на тему « Язык словами силён , или тайны деепричастия»» на  примере текста повести «Тарас Бульба»  по плану:
  • 1. Тезис.
  • 2. Аргументы (не менее двух)
  • 3. Вывод

VI. Рефлексия. Синквейн

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

Интегрированный урок в 8 классе (русский язык и литература). Роль однородных членов в художественных текстах. И. С.Тургенев «Лес и степь».

Цель: 1.Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.           2. Показать образную роль однородных членов в расска...

Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)

1.Работа по анализу художественных текстов.2. Работа по анализу лирических произведений.3 Самостоятельная работа....

Роль деепричастий в художественных текстах.

Материал предназначен для заклчительных уроков по т. "Деепричастие"....

Конспект открытого интегрированного урока по русскому языку и литературе: «Роль обособленных членов предложения в художественном тексте»

Интегрированный урок по русскому языку и литературе на материале рассказа Паустовского "Телеграмма"...