Роль деепричастий в художественных текстах.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Белякова Елена Геннадьевна

Материал предназначен для заклчительных уроков по т. "Деепричастие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока28.49 КБ
Файл Презентация к уроку823.62 КБ

Предварительный просмотр:

 «Деепричастный оборот. Роль деепричастий в художественном тексте»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения.

Метод обучения: частично-поисковый, личностно-ориентированный.

Формы организации учебной деятельности:

парная, индивидуальная, фронтальная.

Цель урока:

Закрепление знаний и умений по теме «Деепричастие и деепричастный оборот»,

Формирование представлений о роли деепричастий в художественных текстах.

Задачи урока: 

Обучающие:

Активизировать знания по теме “Деепричастие”;

Закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах,

уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте;

уметь работать над связным текстом на лингвистическую тему.

Развивающие:

Развивать творческие способности;

развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность, память, воображение;

развивать языковую компетенцию;

развивать речевую культуру.  

Воспитательные:

Повысить интерес к изучению русского языка и учебному процессу, бережное отношение к слову, умение анализировать и обобщать, умение работать сообща.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, доска, мультимедийная презентация, компьютер учителя, мультимедийный экран, мультимедийный проектор, технологические карты для каждого ученика.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

Этап

Цель и содержание этапа

Время

1

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка их готовности к уроку. Запись числа и кл.р.

1 минуты

2

Подготовка к изучению нового материала (актуализация знаний)

Работа с художественным текстом.

5 минут

3

Постановка цели и задач

.

3 минут

4

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

4 минуты

5

Ознакомление с новым материалом

15 минут

6.

Физкультминутка

Гимнастика для глаз.

1 минута

7.

Первичное осмысление и применение изученного

Закрепление полученных знаний

10 минут

8.

Подведение итогов, выставление оценок

Рефлексия, выставление оценок.

4 минуты

9.

Информация о домашнем задании

Дать информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению.

2 минуты

  1. Организационный момент 1 минута. Приветствие «Давайте улыбнемся друг другу».

Сегодня на уроке у нас произойдет необычная встреча лингвистики, литературы и географии.

А какова тема этой встречи, цели и задачи мы выясним с вами, выполнив первое задание.

2. Подготовка к изучению нового материала (актуализация полученных знаний) 5 минут.

1) Работа с текстом. (фронтальная работа). Слайд

Учитель: Прочитаем стихотворение «Лодорский водопад». Оно написано английским поэтом Робертом Саути.

 «Лодорский водопад»

Как падают воды в Лодоре?

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь, 

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Держа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, 

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

- В чем необычность стихотворения? (Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.) Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? (Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию. Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)

- Какую роль играют в этом тексте деепричастия?

- Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:

а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);

б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);

в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);

г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

- Какие еще художественные приемы для создания образа водопада использует поэт? Что они придают тексту? (Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды; звукопись помогает услышать нам низвержение водопада.)

Д) каковы особенности синтаксиса данного стихотворения?  (фронтальная работа).

- Вспомните, при изучении какой части речи мы уже сталкивались с подобным явлением, когда весь текст стихотворения создан из слов одной части речи?

3. Постановка цели и задач урока 3 мин. Слайд

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы)

Используя опорную схему, сформулируйте цели нашего урока

1) закрепить умение находить __________________________________ в предложениях и текстах,

2) повторить правила постановки ___________________________________,

     3) сформировать представление о _____________ деепричастий в художественных произведениях.

 Запишем тему: «Деепричастный оборот. Роль деепричастий в художественных текстах».

4. Проверка домашнего задания. Используя план, составим лингвистический портрет деепричастия и деепричастного оборота, в качестве примеров используйте текст домашнего упражнения (устно).

Вар.1

Лингвистический портрет деепричастия

Глагольные признаки

1. Обозначает ________________________ действие.

2. Образуется от ___________________.

3. Имеет ____________ и _____________ вид.

4. Имеет ______________________

Наречные признаки

  1. Изменяемость ________.
  2. В предложении является __________________

Вар.2

Лингвистический портрет деепричастного оборота

1. Деепричастный оборот это - ________________________________________.

2. Деепричастный оборот _______________ выделяется на письме ________________.

3. Одиночные деепричастия ______________ выделяются на письме.

4. Деепричастный оборот в предложении является ____________

5. Ознакомление с новым материалом 15 мин. Слайд  (текст на карточке и на слайде) Работа в группах

Проведем небольшое исследование

Прочитайте текст. Найдите обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. 

 Еще не родившись, ребенок спросил у Бога:

- Я не знаю, что делать в этом мире.

Бог, подумав, ответил:

- Я подарю тебе Ангела. Он всегда будет рядом с тобой.

- Но я не понимаю его язык.

- Ангел будет учить тебя своему языку, охраняя от всех бед.

- А как зовут моего Ангела? – спросил, облегченно вздохнув, ребенок.

- Неважно, как его зовут… Ты будешь называть его Мама.

 

Определите цель исследования

 - выделите в тексте деепричастия и деепричастные обороты;

- проведите количественный анализ, выяснив, сколько раз употребляются деепричастия в этом отрывке;

- как «дорисованы» действия ребенка, Бога?

- проведите лексический эксперимент: замените все деепричастия глаголами. Что изменилось? Подумайте, какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в данном тексте?

Обобщите свои наблюдения и сделайте вывод (выводы запишите в тетрадь).

Прочитайте текст. Найдите обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. 

Молодая Мать держа малыша на руках была счастлива. Играя с ним на лужайке купая его в потоках чистых вод она всегда радостно улыбалась.

И когда наступила темная ночь, началась буря, малыш дрожа от страха прижался к Матери. Она обнимая сына укрыла своим покрывалом. И малыш сказал: "Мама, я не боюсь, потому что ты рядом".

Определите цель исследования

(какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте)

 - найдите в тексте деепричастия и деепричастные обороты, расставьте знаки препинания;

- проведите количественный анализ, выяснив, сколько раз употребляются деепричастия в этом отрывке;

- как «дорисованы» действия матери?

- проведите лексический эксперимент: замените все деепричастия глаголами. Что изменилось? Подумайте, какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в данном тексте?

Обобщите свои наблюдения и сделайте вывод (выводы запишите в тетрадь).

Дополнительный вопрос для всех: Может ли деепричастие употребляться в предложении, если в нем нет глагола? Почему?

6. Физминутка 1 мин.:

Что мы можем за минутку?

Поморгав и потянувшись,

И при этом улыбнувшись,

Мы немного отдохнем.

И налево повернувшись,

И направо повернувшись,

Не забудем улыбнуться!

Покачаться, повертеться!

3 секунды помолчать,

Взявшись за руки друг с другом,

Только мира пожелать!

 7. Первичное осмысление и применение изученного 15 минут.

Реконструкция текста (по карточках) 

Прочитайте текст, озаглавьте его. Сформулируйте основную мысль притчи. Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу деепричастные обороты или одиночные деепричастия. Расставьте знаки препинания, укажите границы деепричастных оборотов, подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения. Что изменилось в составленном вами тексте?

Однажды к маме пришли ее дети _________________ спросили, кого она любит больше всех на свете. Мать __________ взяла свечу, зажгла ее и начала говорить: «Вот свеча – это я! Ее огонь – моя любовь». Мама ________________ зажгла ее от своей. «Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь. Разве огонь моей свечи стал меньше?». И так она зажгла столько свечей, сколько у нее было деток. Она с любовью смотрела на них __________ . А огонь ее свечи оставался все таким же большим и теплым.

 

Слова для справок: улыбнувшись, споря между собой, взяв еще одну свечу, внимательно вглядываясь в их глаза.

- Изменилось ли ваше восприятие текста? Каким образом?

- С какой целью автор использует деепричастия в тексте?

(более подготовленному ученику работа со словарем. Дать толкование слова «притча»)

(конкретизировать, точно показать действие, дорисовывают основное действие, делают речь более точной, конкретной, яркой; предложения с деепричастиями более выразительны и живописны).

7. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Слайд

1) Сегодня на уроке мы повторяли _____________

2) Мы вспомнили о постановке ______________ при деепричастии и деепричастном обороте.

3) Сегодня я понял(а), что деепричастия играют важную роль в художественном тексте, они делают речь _______, ____________.

4) Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более ____________, ___________.

 

7. Домашнее задание:

Используя деепричастия и деепричастные обороты, напишите сочинение-миниатюру о маме (8-10 предложений)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роберт Саути – английский поэт-романтик. «Фигурное» стихотворение Р. Саути « Лодорский водопад» было опубликовано в журнале «Звезда» в 1940 году. Лодорский водопад образует на пути своего течения река Дервент в Англии. Пройдя через озеро Дервент , она впадает в Ирландское море. (1774–1843)

Слайд 2

« Лодорский водопад» Как падают воды в Л одоре ? Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Держа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре – Так падают бурные воды в сверкающем быстром Л одоре ! Лодорский водопад.Англия , 1840г .

Слайд 3

Используя опорную схему, сформулируйте цели нашего урока 1) закрепить умение находить __________________ в предложениях и текстах, 2) повторить правила постановки _________________, 3) сформировать представление о _________________ деепричастий в художественных произведениях. Запишем тему:

Слайд 4

Роль деепричастий в художественном тексте

Слайд 5

Лингвистический портрет деепричастия Вариант 1 Лингвистический портрет деепричастного оборота Вариант 2 Глагольные признаки 1. Обозначает _______ действие. 2. Образуется от _____________. 3. Имеет ______и ______ вид. 4. Имеет _____________________ Наречные признаки Изменяемость _____________. В предложении является ______, на письме выделяется _________. Деепричастный оборот это - ____________________________. 2. Деепричастный оборот в предложении является ________. 3. Деепричастный оборот ______ выделяется на письме ________. 4. Не выделяется на письме деепричастный оборот, если _____________________.

Слайд 6

Еще не родившись, ребенок спросил у Бога: - Я не знаю, что делать в этом мире. Бог, подумав, ответил: - Я подарю тебе Ангела. Он всегда будет рядом с тобой. - Но я не понимаю его язык. - Ангел будет учить тебя своему языку, охраняя от всех бед. - А как зовут моего Ангела? – спросил, облегченно вздохнув ребенок. - Неважно, как его зовут… ты будешь называть его МАМА.

Слайд 7

Молодая Мать, держа малыша на руках, была счастлива. Играя с ним на лужайке, купая его в потоках чистых вод, она всегда радостно улыбалась. И когда наступила темная ночь, началась буря, малыш, дрожа от страха, прижался к Матери. Она, обнимая сына, укрыла его своим покрывалом. И малыш сказал: «Мама, я не боюсь, потому что ты рядом".

Слайд 8

Любовь к матери, зарождаясь в колыбели, всегда живет в душе человека.

Слайд 9

Подведение итогов урока 1) сегодня на уроке мы повторяли _____________ 2) мы вспомнили о постановке ______________ при деепричастии и деепричастном обороте. 3) сегодня я понял(а), что деепричастия играют важную роль в художественном тексте, они делают речь _______, ____________. 4) предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более ____________, ___________.

Слайд 10

9. Домашнее задание : Используя деепричастия и деепричастные обороты, напишите сочинение-миниатюру о маме (8-10 предложений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль причастия в художественном тексте

Урок развития речи по русскому языку. Анализ художественного текста....

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»

Цели урока:повторить  композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...

Роль деепричастий в художественных произведениях

Роль деепричастий в художественных произведениях...

Роль тропов в художественном тексте. Лексический разбор слова.

Данная работа предназначена для учащихся 5 классов и может использоваться на уроках русского языка и литературы (интеграция)...

Роль наречия в художественном тексте. Урок-проект

В уроке реализован коммуникативно-деятельностный подход. Урок направлен на формирование познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, строить логическую цепь рассуждения, нахо...

Урок русского языка в 7 классе "Роль наречий в художественном тексте"

Урок-обобщение в 7 классе по теме "Роль наречий в художенственном тексте" с применением технологии критического мышления и элементами исследовательской технологии....

Интегрированный урок "Роль деепричастий в художественном тексте"

Интегрированный урок русского языка в 7 классе...