Разработка урока по теме: «Буквы о – а в корнях -лаг-, -лож-»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Синтаксический разбор предложения, морфемный разбор, фонетический разбор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_bukvy_o_-_a_v_kornyah_-lag-_-lozh-.docx | 29.23 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка
1. Ф.И.О. учителя: Прилепина О.Б.
2. Предмет: русский язык
3. Класс: 5 класс
4. Тема урока: «Буквы о – а в корнях -лаг-, -лож-»
5. Базовый учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс. Москва, «Просвещение», 2015 .
Цели урока:
1. Учебные:
а) создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося через выявление закономерностей чередования и способа выбора гласных о – а в корнях - лаг -, -лож-; знать, в каких случаях происходит чередование гласных А - О в корнях лаг-(-лож-); владеть способом выбора А-О в корнях -лаг-лож-
б) расширить понятийную базу по русскому языку через знакомство с новой орфограммой.
2 Развивающие:
1) формировать коммуникативные УУД:
а) владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
б) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
2) формировать УУД познавательного характера:
а) овладение приемами отбора и дифференциация языкового материала;
б)овладение способом написания гласных в корнях с чередованием -лаг-, -лож-.
3) формировать регулятивные УУД:
а) умение ставить цель;
б) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
в) умение осуществлять рефлексию по итогам изучения темы урока.
3.Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого интереса к изучению русского языка через использование современных средств обучения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый: научить учащихся владеть способом выбора гласных о-а при
правописании корня -лаг-(-лож-).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданием.
Ход урока
Оргмомент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок русского языка. Настроились на
серьезную работу, приготовились.
Проверка домашнего задания
-Какие возникли сложности при выполнении д/з?
Повторение пройденного материала (Слайд.2)
Синтаксический разбор предложения, морфемный разбор, фонетический разбор.
(3 ученика у доски)
Мы ра..п...ложились (на) б..регу л..сного озера - синтаксический разбор предложения.
Ра..п...ложились - морфемный разбор.
Л..сного - фонетический разбор.
Изучение нового материала.
- Создание проблемной ситуации. Слайд 3
Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор орфограммы.
Осв...щать улицу, ухв...титься за край, прибл...жаться к дому, сл...таться на корм, предл...жить помощь, предл...гать торт.
- Какая орфограмма встретилась?
- Прочитайте слова, объясните свой выбор.
- Все ли слова вы смогли проверить? Почему?
- Исследовательский этап.
- Сформулируйте проблему (есть корни с чередованием, правило написания которых нам неизвестно).
- Сформулируйте тему урока ( запись в тетради) Слайд 4
- Какие цели мы перед собой поставим на уроке? (Выяснить, когда в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ- пишется буква О, а когда А. Тренироваться в написании слов с этой орфограммой.)
Для решения выявленной проблемы учитель предлагает стать исследователями и определить условия выбора букв О-А в корнях.
Работа с правилом. (групповая работа)
-Давайте попробуем самостоятельно, без помощи учебников, сформулировать правило правописания корней с чередованием А-О в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-. Для этого внимательно посмотрите на карточки у вас на партах.
1. Попробуйте объяснить выбор буквы в корне -лаг-/-лож-. Какое правило может получиться?(дети формулируют свои варианты правил, учитель записывает их на доске, затем они обсуждаются - выводится одно общее правило. Правило записывается на карточках и в тетрадях). Слайд 5
Переложить рукописи из шкафа на полку, слагаемые успеха, проложить курс корабля, полагать начало какому-нибудь делу, диаметрально противоположные мнения, основополагающий научный труд, заложить вход камнями, сказать предположительно, отправить наложенным платежом, прилагать все силы, выгодное капиталовложение.
Слайд 6 Правило (мой вариант).______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Есть две особенности написания корней –лаг-, -лож-. Первая особенность: перед г пишется а, перед ж пишется о. Вторая особенность :в корне -лаг-лож- в безударном положении А пишется, если за корнем стоит суффикс -а-; буква О пишется, если за корнем нет суффикса –а-)
Слайд 7
ЗАПОМНИТЕ!!! Корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить, ложу и т.д. Исключение составляет слово ложиться
Неправильно говорить:
«Ложу книгу на стол»
Правильно говорить:
«Кладу книгу на стол»
«Положу книгу на стол»
- Ребята, откроем учебник, прочитаем правило, данное в нем, и сравним с тем определением, которое сформулировали вы.
- Ну, наконец, пришло время теоретические знания, полученные по этой теме применить на практических заданиях.
Закрепление материала. Работа с учебником
Упр. №447
Высказать предположение, обсудить положение, расположиться на отдых, предлагать маршрут, разложить вещи, расположение комнат, прилагается счет, сложить вещи.
Физминутка.
2.Найдите четвертое лишнее. Аргументируйте свой ответ. Сделайте вывод. Слайд 8
Сложение, положение, отложить, ложный.
Предложение, сложение, слагаемое, изложить.
Слайд 9
Вывод: при работе с корнями слов мы должны обращать внимание на их лексическое значение. Потому что существуют похожие (омонимичные) корни, на которые распространяются разные правила.
Контрольно-диагностический этап. Слайд 10
1.Цифровой диктант
-ЛАГ- - 1
-ЛОЖ- - 2
Положение, предложение, излагать, приложение, прилагать, отложить, слагаемое, сложение, возложить(2,2,1,2,1,2,1,2,2).
2.От данных глаголов образуйте существительные и запишите их.
- Излагать – …
- Предлагать – …
- Предполагать …
- Располагать – …
- Слагать – …
- Прилагать …
(Взаимопроверка работ).
Упражнения в словесности. Слайд11 (устно)
3. Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем -лаг-/-лож-.
1) Никто еще не видел этого чудовища, но оно уже несколько раз напоминало о себе. О нем _______________ басни.
2) Индеец, _______________ руки над головой, бросился с борта в воду и поплыл к ближайшей лодке.
3) Старый индеец упал на колени перед доктором и сказал:
- Вы спасли жизнь моей внучки. Что может _______________ вам в награду бедный индеец, кроме своей жизни.
4) Среди зелени травы сверкали водоемы, _______________ по краям белыми камнями. Высокие фонтаны освежали воздух.
5) Весь сад представлял собой котловину, со всех сторон окруженную высокою стеной из искусственно _______________ скал.
(А.Р. Беляев «Человек-амфибия»)
Слова для справок: сложенный, выложенный, предложить, сложив, слагались.
Рефлексия.
- Кто сегодня доволен своей работой на уроке?
- Удалось ли нам достичь поставленной цели?
- Что было интересно?
- Что было самым трудным для вас?
- Чью работу на уроке модно выделить и почему?
- Как вы оцените?
Подведение итогов. Оценивание учителем учебной деятельности обучающихся на уроке.
Слайд 12
Предположим, корень –ЛОЖ-
Вышел в дождик без калош.
Простудился, это ясно.
Состояние ужасно.
ПоЛОЖили на кроватку,
Как теперь ему несладко.
ПредЛОЖили мазь, уколы,
Пропускает бедный школу.
А вот умный корень –ЛАГ-
Суффикс –А-, как будто флаг,
За собою развернул
И ни разу не чихнул.
ПоЛАГаю, ясно, дети,
Как писать вам корни эти?
Домашнее задание. Упр 449, Сочинить лингвистическую сказку о правописании корней –ЛАГ-, -ЛОЖ-.
Попробуйте объяснить выбор буквы в корне -лаг-/-лож-. Какое правило может получиться?
Переложить рукописи из шкафа на полку, слагаемые успеха, проложить курс корабля, полагать начало какому-нибудь делу, диаметрально противоположные мнения, основополагающий научный труд, заложить вход камнями, сказать предположительно, отправить наложенным платежом, прилагать все силы, выгодное капиталовложение.
Правило___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Попробуйте объяснить выбор буквы в корне -лаг-/-лож-. Какое правило может получиться?
Переложить рукописи из шкафа на полку, слагаемые успеха, проложить курс корабля, полагать начало какому-нибудь делу, диаметрально противоположные мнения, основополагающий научный труд, заложить вход камнями, сказать предположительно, отправить наложенным платежом, прилагать все силы, выгодное капиталовложение.
Правило___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Попробуйте объяснить выбор буквы в корне -лаг-/-лож-. Какое правило может получиться?
Переложить рукописи из шкафа на полку, слагаемые успеха, проложить курс корабля, полагать начало какому-нибудь делу, диаметрально противоположные мнения, основополагающий научный труд, заложить вход камнями, сказать предположительно, отправить наложенным платежом, прилагать все силы, выгодное капиталовложение.
Правило___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем -лаг-/-лож-.
1) Никто еще не видел этого чудовища, но оно уже несколько раз напоминало о себе. О нем _______________ басни.
2) Индеец, _______________ руки над головой, бросился с борта в воду и поплыл к ближайшей лодке.
3) Старый индеец упал на колени перед доктором и сказал:
- Вы спасли жизнь моей внучки. Что может _______________ вам в награду бедный индеец, кроме своей жизни.
4) Среди зелени травы сверкали водоемы, _______________ по краям белыми камнями. Высокие фонтаны освежали воздух.
5) Весь сад представлял собой котловину, со всех сторон окруженную высокою стеной из искусственно _______________ скал.
(А.Р. Беляев «Человек-амфибия»)
Слова для справок: сложенный, выложенный, предложить, сложив, слагались.
3. Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем -лаг-/-лож-.
1) Никто еще не видел этого чудовища, но оно уже несколько раз напоминало о себе. О нем _______________ басни.
2) Индеец, _______________ руки над головой, бросился с борта в воду и поплыл к ближайшей лодке.
3) Старый индеец упал на колени перед доктором и сказал:
- Вы спасли жизнь моей внучки. Что может _______________ вам в награду бедный индеец, кроме своей жизни.
4) Среди зелени травы сверкали водоемы, _______________ по краям белыми камнями. Высокие фонтаны освежали воздух.
5) Весь сад представлял собой котловину, со всех сторон окруженную высокою стеной из искусственно _______________ скал.
(А.Р. Беляев «Человек-амфибия»)
Слова для справок: сложенный, выложенный, предложить, сложив, слагались.
3. Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем -лаг-/-лож-.
1) Никто еще не видел этого чудовища, но оно уже несколько раз напоминало о себе. О нем _______________ басни.
2) Индеец, _______________ руки над головой, бросился с борта в воду и поплыл к ближайшей лодке.
3) Старый индеец упал на колени перед доктором и сказал:
- Вы спасли жизнь моей внучки. Что может _______________ вам в награду бедный индеец, кроме своей жизни.
4) Среди зелени травы сверкали водоемы, _______________ по краям белыми камнями. Высокие фонтаны освежали воздух.
5) Весь сад представлял собой котловину, со всех сторон окруженную высокою стеной из искусственно _______________ скал.
(А.Р. Беляев «Человек-амфибия»)
Слова для справок: сложенный, выложенный, предложить, сложив, слагались.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы ра ..п... ложились(2) (на) б.. регу л .. сного (1) озера .(4) Синтаксический разбор предложения, морфемный разбор, фонетический разбор.
Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор орфограммы. Осв ... щать улицу, ухв ... титься за край, прибл...жаться к дому, сл... таться на корм, предл ...жить помощь, предл ...гать торт.
Буквы о – а в корнях -лаг-, -лож-»
Перел О жить рукописи из шкафа на полку, сл А г а емые успеха, прол о жить курс корабля, пол А г а ть начало какому-нибудь делу, диаметрально противопол О жные мнения, основопол А г а ющий научный труд, зал О жить вход камнями, сказать предпол О жительно , отправить нал О женным платежом, прил А г а ть все силы, выгодное капиталовл О жение . Попробуйте объяснить выбор буквы в корне -лаг-/-лож- . Какое правило может получиться?
.
Неправильно говорить : «Ложу книгу на стол» Правильно говорить: « Кладу книгу на стол» « Положу книгу на стол» ЗАПОМНИТЕ !!! Корень - лаг -/- лож - называется корнем с чередованием! Проверочное слово к нему подбирать нельзя! Слово - исключение: полОг . Корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить , ложу и т.д. Исключение составляет слово ложиться
Сложение , положение, отложить, ложный Предложение , сложение, слагаемое, изложить. Найдите четвертое лишнее в каждой строке. Аргументируйте свой ответ. Сделайте вывод.
Вывод : при работе с корнями слов мы должны обращать внимание на их лексическое значение. Потому что существуют похожие (омонимичные) корни, на которые распространяются разные правила.
2. От данных глаголов образуйте существительные и запишите их. Излагать – … Предлагать – … Предполагать… Располагать – … Слагать – … Прилагать … Контрольно-диагностический этап . 1. Цифровой диктант -ЛАГ- - 1 -ЛОЖ- - 2
Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем -лаг-/-лож- . 1) Никто еще не видел этого чудовища, но оно уже несколько раз напоминало о себе. О нем _______________ басни. 2) Индеец, _______________ руки над головой, бросился с борта в воду и поплыл к ближайшей лодке. 3) Старый индеец упал на колени перед доктором и сказал: - Вы спасли жизнь моей внучки. Что может _______________ вам в награду бедный индеец, кроме своей жизни . 4) Среди зелени травы сверкали водоемы, _______________ по краям белыми камнями. Высокие фонтаны освежали воздух. 5) Весь сад представлял собой котловину, со всех сторон окруженную высокою стеной из искусственно _______________ скал. (А.Р. Беляев «Человек-амфибия») Слова для справок: сложенный, выложенный, предложить, сложив, слагались.
Предположим , корень –ЛОЖ- Вышел в дождик без калош. Простудился, это ясно. Состояние ужасно. ПоЛОЖили на кроватку, Как теперь ему несладко. ПредЛОЖили мазь, уколы, Пропускает бедный школу. А вот умный корень –ЛАГ- Суффикс –А-, как будто флаг, За собою развернул И ни разу не чихнул. ПоЛАГаю , ясно, дети, Как писать вам корни эти?
Домашнее задание. Упр 449, Сочинить лингвистическую сказку о правописании корней –ЛАГ-, -ЛОЖ-.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока по теме "Буквы А и О в корне -кос- и –кас- "
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Буквы А и О в корне -кос- и –кас- ». Урок объяснения новой темы. Цель: сформировать навык правильной постановки буквы А или О в корне с чередо...
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Буквы а и о в корне –зар- -зор-»
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Буквы а и о в корне –зар- -зор-»...
Презентация к уроку на тему: "Буквы А и О в корне -ГАР-, -ГОР-".
В презентации даны упражнения и задания для самостоятельной работы....
Разработка урока по теме "Буква Ь после шипящих. Правописание сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ".
Разработка для проведения урока- практикума на закрепление изученного материала...
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы О и А в корне -КАС-,-КОС-"
Урок изучения нового материала. Используются сингапурские приемы....
Разработка урока на тему "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"
Данный урок составлен по ФГОС с учетом возрастных особеннойтей пятиклассников....