Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Предварительный просмотр:
Структура рабочей программы
Программа по Русскому языку в 10 классе (базовый уровень) представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы раздела: пояснительную записку, содержание разделов и тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся, КТП.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена на основе программы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ: Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык 10-11 класс. Авторы: А.И. Власенков, Л.М.Рыбченкова,2011г.
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
2) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
3) развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного р а з в и т и я школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Изучение русского языка на базовом уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения.
Поскольку структура изложения материала в данной программе соответствует структуре программы А.И. Власенкова, то материал, способствующий формированию вышеизложенных компетенций, распределен по тематическим блокам, выделенным в программе А.И. Власенкова.
При необходимости содержание отдельных блоков может быть развернуто в самостоятельные курсы (в рамках элективных).
Задачи на 2017- 2018 год:
1.Сохранить 100% успеваемость.
2. Сохранить качество обучения по русскому языку на уровне 48,83% через развитие коммуникативной компетенции обучающихся через работу по методической теме «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции».
3.Количество мероприятий, проводимых учителем для развития одаренных детей повысить на 3% и довести до 20%.
4.С целью повышения методического уровня педагога по вопросу работы с одаренными детьми подготовить одного учащегося к Фестивалю ученических проектов «Открытие мира», слёту НОУ.
5. Разработать и внедрить систему подготовки учащихся 10а класса к ЕГЭ по русскому языку.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане:
ФБУП для образовательных учебных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне в объеме 70 часов в 10 классе. Именно на такое число рассчитана данная программа.
Тематический план предусматривает 70 часов в объеме 2 часов в неделю.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Программа: Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык 10-11 класс. Авторы: А.И. Власенков Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, 2011г
Учебник: Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык и литература. Русский язык. 10 -11классы. Базовый уровень. - М.: Просвещение, 2017.
Поурочные разработки: .
1. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 10 класс. Универсальное издание.-М., «ВАКО»,2017.
3. Обучение русскому языку в 10 классе. Методические рекомендации к учебнику для 10 класса. В помощь школьному учителю. - М.:Просвещение, 2016
Печатные пособия. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 10 класса. Словари и энциклопедии по русскому языку.
2. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Специальные учебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-
- учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
3. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся.
Часть I . Отметки за устные ответы обучающихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При выставлении отметки за ответ ученика следует руководствоваться следующими критериями:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Традиционная отметка | Степень выполнения обучающимися общих требований к ответу |
«5» | 1) обучающийся полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. |
«4» | обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 ошибку, которые сам же исправляет, и 1 недочет в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
обучающий дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. | |
«3» | обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но допускает один из недочётов: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого |
обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но допускает 2 или три из следующих недочётов: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого | |
«2» | обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. |
обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. | |
обучающий обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Обучающийся допускает речевые ошибки в ответе. | |
обучающий лишь делает попытки ответить на тему, но обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. | |
обучающий лишь делает попытки ответить на тему, но обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Речь обучающегося представляет собой лишь отрывочные фразы. | |
Обучающийся не приступает к ответу. |
Отметка может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Часть 2. Нормы отметок за письменные контрольные работы
I. Отметки за ДИКТАНТ
Традиционная отметка | Число ошибок (орфографических и пунктуационных) |
«5» | 0/0 |
0/0 + 1-2 исправления | |
0/1, 1/0 (негрубая ошибка), или 3-4 исправления | |
«4» | 1 ошибка: 0/1, 1/0 или 5 исправлений |
2 ошибки: 1/1, 2/0, 0/2 | |
3-4 ошибки: 1/2, 2/1, 2/2, 1/3, 0/4; 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) | |
«3» | 3/0, а также 4-5 ошибок: 3/1, 4/0; 2/3, 3/2, 1/4, 4/1, 0/5 |
6 ошибок: 2/4, 4/2, 3/3, 0/6 | |
7-8 ошибок: 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) | |
«2» | 5 орф.: 5/0; 5/1, 5/2. |
5 орф.: 5/3, 5/4, 5/5. | |
6 орф.: 6/0, 6/1, 6/2. | |
6. орф.: 6/3, 6/4, 6/5. | |
6 орф.: 6/6. | |
7 орф.: 7/0, 7/1, 7/2. | |
7 орф.: 7/3, 7/4, 7/5. | |
7 орф.: 7/6, 7/7 | |
8 орф.: 8/0, 8/1, 8/2. | |
8 орф.: 8/3, 8/4, 8/5. | |
8 орф.: 8/6, 8/7, 8/8. | |
Более 8 орф. ошибок, но не более 8 пункт. |
Примечание: При выставлении баллов, соответствующих оценке «2» возможно большее количество пунктуационных ошибок, чем указано в норме. При таком превышении каждая последующая ошибка служит сигналом перехода к следующему критерию оценки. Например: ученик допустил 5/7 ошибок, в этом случае педагог выставляет баллы, соответствующие 6/1. Или: допущены 7/9 ошибок. Педагог исходит из критерия 8/1.
II. В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две отметки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценивании выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться рейтинговой шкалой, в случае пограничного результата выставляя баллы в пользу ученика. Аналогично выставляются и баллы за тестовые работы.
III. Контрольный словарный диктант
При выставлении баллов за контрольный словарный диктант рекомендуется руководствоваться следующим:
Традиционная отметка | Количество ошибок | Балл рейтинга |
«5» | 0 | 5 |
0 + 1-2 исправления | 4,5 | |
«4» | 1 | 4,5 |
2 | 4 | |
«3» | 3 | 3,5 |
4 | 3 | |
«2» | 5 | 2,5 |
6 | 2 | |
7 | 1.5 | |
8 | 1 | |
9 | 0,5 | |
10 | 0 |
«Нормы...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/не однотипные ошибки.
Критерии отметки за орфографическую грамотность.
В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.
Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).
Орфографические ошибки бывают:
1) на изученные правила;
2) на неизученные правила;
3) на правила, не изучаемые в школе.
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в написании собственных имен нерусского происхождения;
7) в случаях трудного различения не и ни:
Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,
При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.
Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.
Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.
Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);
2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.
IV. Критерии и нормативы отметок за подробные ИЗЛОЖЕНИЯ и СОЧИНЕНИЯ
Критериями отметки за содержание и композиционное оформление изложений и сочинений являются:
- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность и логичность изложения;
- правильное композиционное оформление работы.
Нормативы отметки за содержание и композицию изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы отметки за качество языкового оформления
изложений и сочинений
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя отметками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность.
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии отметки за изложение и сочинение
Традиц. оц. | Отметка за содержание и речь работы | Отметка за грамотность работы |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1-2 речевые ошибки. | Нет ошибок |
1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевые ошибки. | I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки | |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых ошибок. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1.В работе допущены существенные отклонения. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 3 недочетов в содержании и 5 речевых ошибок. | 3 орфографические при отсутствии пунктуационных, 3 орфографических и 1-3 пунктуационная, а также до 4 грамматических ошибки
|
1.В работе допущены существенные отклонения. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых ошибок. | Допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки | |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых ошибок. | 5 орфографических ошибок, 1-5 пунктуационных ошибок, а также до 7 грамматических ошибок. |
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 7 недочетов и до 7 речевых ошибок. | 6 орфографических ошибок, 1-6 пунктуационных ошибок, а также до 7 грамматических ошибок. | |
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 8 недочетов и до 7 речевых ошибок. | 6 орфографических ошибок, 1-6 пунктуационных ошибок, а также до 7 грамматических ошибок. | |
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 8 недочетов и до 8 речевых ошибок. | 7 орфографических ошибок, 1-7 пунктуационных ошибок, а также до 7 грамматических ошибок. | |
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 9 недочетов и до 8 речевых ошибок. | 8 орфографических ошибок, 1-4 пунктуационных ошибок, а также до 8 грамматических ошибок. | |
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 9 недочетов и до 9 речевых ошибок. | 8 орфографических ошибок, 5-8 пунктуационных ошибок, а также до 8 грамматических ошибок. |
Примечание: При выставлении баллов, соответствующих оценке «2» возможно большее количество пунктуационных ошибок, чем указано в норме. При таком превышении каждая последующая ошибка служит сигналом перехода к следующему критерию оценки. Например: ученик допустил 5/7 ошибок, в этом случае педагог выставляет баллы, соответствующие 6/1. Или: допущены 7/9 ошибок. Педагог исходит из критерия 8/1.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
4. Основное содержание (70 часов)
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (21 ч)
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения.
Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).
Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.
Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ (39 ч)
Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык и язык художественной литературы.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Текст и его место в системе языка и речи.
Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Использование нормативных словарей русского языка.
Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (3 ч)
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Учебно-методический план
№ п/п | Наименование раздела | Из них | ||
Всего часов | Уроки развития речи | Контрольные работы | ||
1. | Общие сведения о языке | 5 | 1 | |
2. | Русский язык как система средств разных уровней | 2 | ||
2. | Фонетика. Орфоэпия. Орфография | 8 | 1 | |
3. | Лексика и фразеология | 10 | 1 | |
4. | Морфемика и словообразование | 3 | ||
5. | Морфология и орфография | 13 | 1 | |
6. | Текст и его строение | 17 | 5 | |
7. | Функциональные разновидности русского литературного языка | 12 | 1 | 1 |
I ПОЛУГОДИЕ | II ПОЛУГОДИЕ | ГОД | |
ПРОХОЖДЕНИЕ МАТЕРИАЛА | 31 | 39 | 70 |
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ | 2 | 3 | 5 |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ | 1 | 6 | 7 |
График контрольных работ:
№ К/Р | ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ | ДАТА |
1. | Входящая К/Р | 18.09 |
2. | Контрольный диктант | 11.10 |
3. | Контрольная работа по теме «Фонетика» | 23.10 |
4. | Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование» | 05.02, 07.02 |
5. | Итоговое тестирование | 30.05 |
Календарно – тематическое планирование(70 часов)
№ п/п | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Кол-во часов | Форма текущего контроля | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание Причина корректировки |
Раздел I. Общие сведения о языке (5 часов) | |||||||
1 | 1.1 | Русский язык в современном мире - в международном и межнациональном общении. | 1 | СР | 04.09 | Выходной день 23.02.16 | |
2 | 1.2 | Взаимосвязь языка и культуры. | 1 | УО | 06.09 | Карантин | |
3 | 1.3 | Язык и речь | СР | 11.09 | |||
4 | 1.4 | Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации | 1 | ФО | 13.09 | ||
5 | 1.5 | К/Р № 1 Входящая К/Р | 1 | З | 18.09 | ||
Раздел II. Русский язык как система средств разных уровней (2 часа) | |||||||
6 | 2.1 | Взаимосвязь единиц разных уровней | 1 | УО | 20.09 | ||
7 | 2.2 | Единицы языка. Уровни языковой системы | 1 | СР | 25.09 | ||
Раздел III. Фонетика Орфоэпия (8 часов) | |||||||
8 | 3.1 | Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии, орфографии. Фонетический разбор слова. | 1 | УО | 27.09 | ||
9 | 3.2 | Выразительные средства русской фонетики. | 1 | РК | 02.10 | ||
10 | 3.3 | Орфография. Орфографические нормы. | 1 | РК | 04.10 | ||
11 | 3.4 | Орфография. Орфографические нормы. | 1 | РК | 09.10 | ||
12 | 3.5 | К/Р № 2 Контрольный диктант | 1 | З | 11.10 | ||
13 | 3.6 | Орфоэпия.. Основные нормы современного литературного произношения и ударения. | 1 | УО | 16.10 | ||
14 | 3.7 | Орфоэпия.. Основные нормы современного литературного произношения и ударения. | 1 | УО | 18.10 | ||
15 | 3.8 | Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии, орфографии. Фонетический разбор слова. | 1 | З | 23.10 | ||
Раздел IV. Лексика и фразеология (10 часов) | |||||||
16 | 4.1 | Повторение по теме «Лексика» Лексика. Лексические нормы. | 1 | УО | 25.10 | ||
17 | 4.2 | Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. | 1 | РК | 30.10 | ||
18 | 4.3 | Русская лексика с точки зрения её употребления: диалектизмы, специальная лексика, арготизмы. | 1 | РК | 01.11 | ||
19 | 4.4 | Употребление стилистически окрашенной лексики. | 1 | РК | 13.11 | ||
20 | 4.5 | Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. | 1 | З | 15.11 | ||
21 | 4.6 | Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. | 1 | УО | 20.11 | ||
22 | 4.7 | Русская фразеология. Происхождение фразеологизмов, стилистическая окраска, нормативное употребление. | 1 | УО | 22.11 | ||
23 | 4.8 | Лексические и фразеологические словари | 1 | З | 27.11 | ||
24 | 4.9 | Обобщающий урок: лексикография | 1 | ПР | 29.11 | ||
25 | 4.10 | Р\Р Лингвистический анализ текста | Анализ текста | 04.12 | |||
Раздел V. Морфемика и словообразование (4 часа) | |||||||
26 | 5.1 | Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование» | 1 | УО | 06.12 | ||
27 | 5.2 | Способы словообразования. Словообразовательный анализ слов как одно из средств овладения орфографическими нормами. | 1 | РК | 11.12 | ||
28 | 5.3 | Выразительные словообразовательные средства | 1 | Т | 13.12 | ||
29 | 5.4 | Обобщающее повторение частей речи: их грамматическое значение, грамматические формы, синтаксические функции. | 1 | Т | 18.12 |
Раздел VI. Морфология и орфография (12 часов) | |||||||
30 | 6.1 | Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование» | 1 | УО | 20.12 | ||
31 | 6.2 | Способы словообразования. Словообразовательный анализ слов как одно из средств овладения орфографическими нормами. | 1 | РК | 25.12 | ||
32 | 6.3 | Выразительные словообразовательные средства | 1 | Т | 27.12 | ||
33 | 6.4 | Обобщающее повторение частей речи: их грамматическое значение, грамматические формы, синтаксические функции. | 1 | Т | 10.01 | ||
34 | 6.5 | Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание. | 1 | СР | 15.01 | ||
35 | 6.6 | Трудные вопросы правописания -н- и -нн- в разных частях речи | 1 | Т | 17.01 | ||
36 | 6.7 | Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи | 1 | СР | 12.01 | ||
37 | 6.8 | Правописание не и ни с разными частями речи | 1 | СР | 24.01 | ||
38 | 6.9 | Различение частиц не и ни | 1 | СР | 29.01 | ||
39 | 6.10 | Правописание наречий | 1 | СР | 31.01 | ||
40 | 6.11 | Мягкий знак на конце слов после шипящих | 1 | СР | 05.02 | ||
41 | 6.12 | Правописание глаголов | 1 | СР | 07.02 |
Раздел VII. Текст. Виды его преобразования (17 часов) | |||||||
42 | 7.1 | Текст и его место в системе языка и речи. Признаки текста. Текст и его строение. | 1 | Т | 12.02 | ||
43 | 7.2 | .Способы и средства связи между частями текста | 1 | 14.02 | |||
44 | 7.3 | Способы и средства связи между частями текста | 1 | СР | 19.02 | ||
45 | 7.4 | Абзац. | 1 | СР | 21.02 | ||
46 | 7.5 | Типы речи. Повествование. | 1 | ПР | 26.02 | ||
47 | 7.6 | Описание | 1 | УО | 28.02 | ||
48 | 7.7 | Рассуждение | 1 | УО | 05.03 | ||
49 | 7.8 | Р/Р Лингвистический анализ текста | 1 | ПР | 07.03 | ||
50 | 7.9 | Р/Р Лингвистический анализ текста | 1 | ПР | 12.03 | ||
51 | 7.10 | Виды преобразования текста. Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки. | 1 | СР | 14.03 | ||
52 | 7.11 | Конспект. Тематический конспект | 1 | СР | 19.03 | ||
53 | 7.12 | Реферат | 1 | СР | 21.03 | ||
54 | 7.13 | Р/Р Защита рефератов на лингвистическую тему | 1 | ПР | 02.04 | ||
55 | 7.14 | Аннотация | 1 | СР | 04.04 | ||
56 | 7.15 | Рецензия | 1 | СР | 09.04 | ||
57 | 7.16 | Р\Р Рецензия. Сочинение - рецензия на одно из литературных произведений. | 1 | ПР | 11.04 | ||
58 | 7.17 | Р\Р Рецензия . Сочинение - рецензия на одно из литературных произведений. | ПР | 16.04 |
Раздел VIII. Функциональные разновидности русского литературного языка (12 часов) | |||||||
59 | 8.1 | Функциональные стили речи, разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. | 1 | УО | 18.04 | ||
60 | 8.2 | Научный стиль. Назначение, стилевые признаки и разновидности научного стиля. | 1 | УО | 23.04 | ||
61 | 8.3 | Лексические особенности научного стиля. | 1 | СР | 25.04 | ||
62 | 8.4 | Морфологические и синтаксические особенности научного стиля | 1 | СР | 30.04 | ||
63 | 8.5 | Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения, его разновидности. Дискуссионная речь. | 1 | УО | 07.05 | ||
64 | 8.6 | Р\Р Дискуссия на социально-политическую тему. | 1 | ПР | 14.05 | ||
65 | 8.7 | Особенности монологической речи в различных сферах общения. | 1 | Т | 16.05 | ||
66 | 8.8 | Культура речи и ее основные аспекты | 1 | Т | 21.05 | ||
67 | 8.9 | Культура речи и ее основные аспекты | 1 | Т | 23.05 | ||
68 | 8.10 | Совершенствование культуры учебно-научного общения. | 1 | Т | 28.05 | ||
69 | 8.11 | К/Р № 5 Итоговое тестирование. | 1 | Т | 30.05 | ||
70 | 8.12 | Повторение | 1 | Т | 01.06 |
Принятые сокращения:
ИНМ – изучение нового материала ВП – взаимопроверка
ЗИМ – закрепление изученного материала СР – самостоятельная работа
СЗУН – совершенствование знаний, умений, навыков РК – работа по карточкам
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний ФО – фронтальный опрос
КЗУ – контроль знаний и умений УО – устный опрос
Т – тест ПР – проверочная работа
З – зачет
ПРИЛОЖЕНИЕ
Темы исследовательских работ
- Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.
2. Русский язык в современном мире - в международном и межнациональном общении.
3.Основные принципы русской орфографии.
4.Происхождение фразеологизмов.
5.Активный и пассивный словарный запас языка.
Итоговое тестирование.
1. Шипящие согласные в
A) з, в, ж, г. B) м, ч, л, д. С) т, р, ж, ф. D) с, ш, х, ц. Е) ч, щ, ж, ш.
2. Пропущена буква о в
A) Усл..ждать. B) Сокр...щать. C) Препод..вать. D) Док..зать. E) Оп..здать.
3. Слово с проверяемой гласной в корне:
A) Вагон. B) Управлять. C) Велосипед. D) Беседа. E) Батарея.
4.Определить способ формообразования слова: писать - написать.
A) При помощи мены окончаний. B) Мена формообразующих суффиксов.
C) Изменение места ударения. D) При помощи формообразующих суффиксов.
E) При помощи формообразующих приставок.
5. Выберите правильный вариант пропущенных букв: Мы кое-как
пр...ладили эти пр..способления, наша труба закрывалась снаружи, и каждый раз для этого пр..ходилось взб...раться на крышу юрты.
A) и, и, и, и. B) е, и, и, и. C) и, и, и, е. D) е, и, е, и. E) и, е, и, е.
6. Укажите правильный вариант переноса слов.
A) Пь-еса, вы-игрыш, просвещен-ие, ансамб-ль.
B) Пье-са, выиг-рыш, просвещ-ение, анс-абль.
C) Пье-са, вы-игрыш, прос-вещение, ансам-бль.
D) Пье-са, вы-игрыш, про-свещение, ан-самбль.
E) Пь-еса, выи-грыщ, про-свещение, ан-самбль.
7.Укажите ряд антонимов:
A) Добро, сочувствие. B) Истина, правда. C) Соединение, разъединение.
D) Вражда, ненависть. E)Горячий, теплый.
8.В предложении
В 1859 году Даулеткерей в составе казахской делегации отправился в Петербург, где познакомился с наиболее интересными памятниками культуры, побывал в музеях, в Зимнем дворце, а в Большом театре Москвы увидел балет и оперу.
подчеркнутые слова являются:
A) Глаголом совершенного вида в условном наклонении - сравнительная
степень имени прилагательного.
B) Глаголом несовершенного вида в изъявительном наклонении -
превосходная степень имени прилагательного.
C) Деепричастием совершенного вида - словосочетание
наречие+прилагательное.
D) Глаголом несовершенного вида в повелительном наклонении -
словосочетание наречие+прилагательное.
E) Глаголом совершенного вида в изъявительном наклонении -
превосходная степень имени прилагательного.
9.Укажите правильный вариант написания сложных существительных:
Восьм...гранник, ча...питие, пут...шествие, солнц...пек, десят...летие
A) и, и, е, е, и B) е, и, e, e, e C) и, е, е, е, и D) е, е, и, е, и E) е, и, е, е, и
10.Укажите прилагательное с суффиксом -ск~:
A) Низ...ий. B) Ткац...ий. C) Француз...ий. D) Немец...ий. E) Казац...ий.
11.Укажите словосочетание с собирательным числительным:
A) Три минуты. B) С обоими мальчиками. C) Полтора метра. D) К трем пятым бассейна.
E) Триста песен.
12.Найдите приставку ни-:
A) Он (н...)(с)кем не сходился близко.
B) Соседняя дача пока (н...)занята.
C) Этот провал есть (н...)что иное, как угасший кратер.
D) (Н...)кто иной, кроме вас, этого не сделает.
E) Я не знаю, (н...)кем это помещение снято, (н...)чем занимаются занявшие его люди.
13.Указать глаголы несовершенного вида.
A) Ринуться. B) Спросить. C) Рассчитывать. D) Дать. Е) Замереть.
14.Укажите, в какой форме употреблено причастие в предложении:
Деревья напоминали скалы, обросшие темным мхом.
A) Действительное причастие прошедшего времени.
B) Краткая форма страдательного причастия.
C) Действительное причастие настоящего времени.
D) Страдательное причастие настоящего времени.
E) Страдательное причастие прошедшего времени.
15. Определите ошибочное утверждение:
A) Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола настоящего времени с помощью суффикса -а(-я).
B) Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы глагола с помощью суффиксов -в, -вши, -ши.
C) Одиночное деепричастие обособляется не всегда.
D) От глагола быть образуется деепричастие будучи.
E) Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы глагола с помощью суффиксов —енн, -нн, -т.
16.Укажите наречие, в котором пишется две Н:
A) Груст(н,нн)о смотреть. B) Интерес(н,нн)о слушать.
C) Беше(н,нн)о сопротивляться. D) Искре(н,нн)е говорить:
E) Дружелюб(н,нн)о улыбаться.
17.Определите, в каком из существительных с предлогом по пишется ю:
A) По прибыти... в порт. B) По решени... собрания.
C) По окончани... школы. D) По выход... из партии.
E) По истечени... срока
18. Определите группу разделительных союзов:
A) Однако, зато, но. B) А, но. C) Либо, не то - не то. D) Не только - но и; как - так и. E) И, да (-и).
19.Укажите строку с дефисным написанием слов:
A) -ежели, -кое, -ка. B) -бы, -же, -ка, -то, -либо, кое -.
C) -бы, -ли, -ка, -то. D) -ка, -то, -либо, -нибудь, кое -.
E) -бы, -ли, -же, -нибудь.
20. Междометие - это:
A) Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию.
B) Служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого и простые предложения в составе сложного.
C) Служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки или служит для образования форм слов.
D) Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
E) Служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении.
21.Обозначьте, в каком словосочетании главное слово выражено именем существительным.
A) Черный с проседью. B) Подлинное событие.
C) Не прекращались ни на мгновение. D) Вспыхивали в небе.
E) Вздрагивали реже.
22.Укажите предложение с определением, выраженным сравнительной степенью прилагательного.
A) Были в классе и другие ребята, совсем не похожие на Ерлана.
B) Чинно вошла в палату блестящая толпа царедворцев.
C) Несмотря на вспыльчивость, он быстрее завоевал авторитет в классе.
D) Одна из девушек, постарше, на меня едва обратила внимание.
E) Высокий, сильный, прекрасный спортсмен, Арман учился хорошо.
23.Укажите количество запятых в предложении.
Мы расположились в прелестном месте на берегу небольшого озера чистого как хрусталь и голубого как небо которое оно отражало.
A) 6. B) 5. C) 4. D) 8. Е) 7.
24. В предложении
Мягкое и серебристое оно слилось таи с синим южным небом и крепко спит отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков неподвижных не скрывающих собою золотых узоров звезд. нужно поставить
A) 3 запятые B) тире и 4 запятые C) тире и 3 запятые D) тире и 2 запятые E) 4 запятые
25.Определить предложение с вводным словом.
A) Он послал Селифана отыскивать ворота что без сомнения продолжалось бы долго.
B) Из рассказа видно в чем состояла причина этого дела.
C) Глупец я или злодей не знаю но то верно что я также очень достоин сожаления,
D) И между тем он уже без всякого сомнения знал что это была она.
E) Вы не совсем верно понимаете практический век.
26. Укажите количество пропущенных запятых в предложении: Волнуемый мечтами по нивам по лугам уставленным стогами задумчиво брожу в прохладной полутьме и песнь сама собою слагается в уме.
A) Две. B) Шесть. C) Пять. D) Четыре. E) Три.
27. Определите вид придаточного предложения.
Часто в Колонном зале я вспоминаю, как впервые в нем очутился
A) Изъяснительное. B) Определительное. C) Причины. D) Места. E) Следствия.
28. Определите бессоюзное предложение, в котором между его частями стоит тире:
A) Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
B) Большинство сходилось на том что старые законы не годятся.
C) Мы решили остаться дома на улице сильный ветер.
D) Он знал за десять минут отсюда уже начинался бой.
E) Накрапывал дождь ветер стал сильнее море рокотало.
29. Найдите неправильную схему:
A) «П, - а, - п». B) «П. -А.-П» С) «П!-а.-П» Е) «П?-а. -П».
30. Определите, какая характеристика соответствует публицистическому стилю.
A) Стилевые черты - образность, экспрессивность, эмоциональность.
B) Стилевые черты - призывность, собирательность, оценочность.
C) Стилевые черты - непринуждённость, непоследовательность.
D) Стилевые черты - объективность выражений, стандартизированность
E) Стилевые черты - строгость, точность, логичность.
1. Укажите слово, в котором есть мягкий согласный звук.
A) Цокот. B) Жар. C) Тушь. D) Щука. E) Ложь.
2. Буква ё обозначает гласный звук и мягкость предшествующего согласного в
A) Подъем. B) Слезы. C) Соловьев. D) Белье. E) Поет.
3. Слово с проверяемой гласной в корне:
A) Единица. B) Мандарин. C) Гитара. D) Стадион. E) Телевизор.
4. Укажите вариант, в котором есть слово с Ь после шипящего.
A) Выглянул луч... солнца. B) Списанные ответы задач... .
C) Громко играет туш.... D) Сын похож... на отца.
E) Пролить туш... .
5. В каких, из нижеприведенных, словах пишется ПРЕ-1
A) ...личие, ...ветствие. B) ...бежать, ...ехать.
C) ...мьера, ...зидиум. D) ...глашение, ...казание.
E) ...ставка, ...был.
6. Как возможно осуществить перенос следующих слов?
A) Бой-цы, боль-шой, под-ъезд, под-ходить, раз-вязать, мол-ния, яр-кий, раз-ыскать, прис-лать, от-странить, пяти-граммовый, жу-жжать, мас-са, кон-ный,
B) Бой-цы, больш-ой, подъе-зд, подход-ить, развяза-ть, мо-лния, ярки-й, разыска-ть, присла-ть, отстрани-ть, пятиграмм-овый, жужж-ать, масс-а, конн-ый.
C) Бой-цы, боль-шой, подъ-езд, под-ходить, раз-вязать, мол-ния, яр-кий, разыс-кать, при-слать, от-странить, пяти-граммовый, жуж-жать, мас-са, кон-ный.
D) Бо-Йцы, больш-ой, подъе-зд, подходи-ть, развяз-ать, молн-ия, ярк-ий, разыск-ать, присл-ать, отстрани-ть, пятигра-ммовый.
E) Бо-йцы, бол-ьшой, под-ъезд, по-дходить, ра-звязать, молни-я, я-ркий, раз-ыскать, прис-лать, отс-транить, пятиг-раммовый, жу-жжать, ма-сса, ко-нный.
7. Укажите ряд антонимов:
A) Передвижение, перемещение. B) Жестокость, бессердечие.
C) Истина, ложь. D) Грусть, печаль.
E) Скука, тоска. . ; .
8. Самостоятельные части речи:
A) Глагол, предлог, союз. B) Местоимение, частица, союз.
C) Наречие, предлог, частица. D) Предлог, частица, союз.
E) Имя существительное, имя прилагательное, местоимение.
9. Укажите, в каком варианте нужно вставить Е.
A) Овраж...к. B) Луж...к. C) Медвеж...нок. D) Крюч...к. E) Шапч...нка.
10. Укажите правильный вариант написания окончаний имен прилагательных.
Вчерашн...го дня, свеж...м сеном, в поздн...ю ночь, на птичь...м рынке, гремуч...й змеей
A) Е, Е, Ю, Е, Е B) Е, Ы, У, Е, Е C) Е, И, Ю, И, Е D) Е, И, Ю, Е, Е E) И, Е, Ю, Е, Е
11. Определите числительное:
A) Два. B) Двойной. C) Вдвоем. D) Двойка. E) Двойня.
12. Определительное местоимение в
A) Какой тяжелый взгляд!
B) За тем оврагом раскинулось поле люцерны.
C) За убеждения мне доставалось немало в жизни.
D) Сейчас Толкын на каком-нибудь пляже загорает.
E) Любой человек скажет тебе то же самое.
13. Выделите группу глаголов несовершенного вида.
A) Лишать, сгорать, побледнеть, казнить.
B) Шагать, толкать, построить, допеть.
C) Разбрасывать, слепнуть, полюбить, испортить.
D) Подмигивать, говорить, плясать, стареть.
E) Коченеть, отпиливать, взять, ослепнуть.
14. Укажите предложение с действительным причастием.
A) Плыла по реке голубой русалка, озаренная луной.
B) Добываемый уголь льется непрерывным потоком.
C) Его нечесаные волосы ниспадали на глаза целой волной.
D) Ты открыл утром глаза, переполненные жаждою счастья.
E) Поблескивали лужицы от тающего снега.
15. Варианты наречий, которые пишутся через дефис:
A) (В)горячах, (по)долгу, (по)трое. B) (В)расплох, (в)первой, (в)потемках.
C) (В)третьих, (по)видимому, (по)медвежьи. D) (В)бегах, (в)головах, (по)напрасну.
E) (В)двое, (по)малу, (в)одиночку.
16. Укажите вариант, в котором слово нужно писать слитно.
A) (Ни)чуть. B) (На)память. C) (На) со весть. D) (На)скаку. E) (Ни)разу.
17. Укажите, с каким из существительных предлог в не может составить пары.
Приехать в
A) Молдавия. B) Сибирь. C) Урал. D) Астана. E) Европа.
18. Укажите союз, который не относится к противительным союзам:
A) однако. B) но. C) а. D) не только -но и. E) зато (=но).
19. Укажите предложение, в котором частица пишется через дефис:
A) Тот(ли) это человек, кого вы разыскивали.
B) Нет ничего в мире, что(бы) могло прикрыть Ишим.
C) Я приехал в тот(же) день.
D) Принеси(ка) мне, дружок, чаю.
E) Если(бы) мне об этом раньше сказали, все было(бы) иначе.
20. Непроизводное междометие в:
A) Прочь! B) Ура! C) Шабаш! D) Караул! E) То-то же!
21. Выделите словосочетание, образованное по способу управления. A) Встретить друга. B) Надо учиться. C) Липовая аллея. D) Очень хорошо. E) Говорил улыбаясь.
22. Укажите составное глагольное сказуемое:
A) Хорошо работать - вот наша задача. B) Я стал часами бродить по городу. C) Жизнь прожить - не поле перейти. D) Лицо Айдоса было измученное.
E) Книги о войне - часть великой памяти народной.
23. Определите тип простого предложения: Счастье лучше богатства.
A) Односоставное определенно-личное предложение.
B) Односоставное безличное предложение.
C) Односоставное неопределенно-личное предложение.
D) Односоставное назывное предложение.
E) Двусоставное предложение.
24. Определите, чем осложнено предложение:
Пожарная команда не могла, по условиям местности, подъехать близко к пожару.
A) Обособленными дополнениями.
B) Вводными словами и предложениями.
C) Обособленными обстоятельствами.
D) Обособленными определениями.
E) Однородными членами предложения.
25. Обращение стоит в начале предложения в:
A) Положение увы не меняется.
B) Надеюсь любезнейший Нурлан Алиевич что вы не соскучитесь у нас.
C) Я пригласил вас господа с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие.
D) Вы сударь камень сударь лед.
E) Клен ты мой опавший клен заледенелый что стоишь нагнувшись под
метелью белой?
26. Укажите количество пропущенных запятых:
Очарованный прелестью ночи и сверкавшим мириадами звезд небосклоном и красавицей луной и тихо рокочущим океаном матрос привыкший с детства к общению с природой весь отдался ее созерцанию и проникнутый чувством умиления он не находил слов.
A) 9. B) 6. C) 7. D)8. Е)5.
27. Определить место придаточного предложения по отношению к главному предложению.
И долго буду тем любезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал...
A)[ ], ( ), [ ]. B) [ ], ( ). C) ( ), [ ], ( ). D) ( ), [ ]. Е) [ ],( ),( ).
28. Укажите количество пропущенных знаков в предложении: Под самым обрывом таится источник дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья большие серебристые пузыри колыхаясь поднимаются со дна покрытого бархатным мхом.
A) Три. B) Пять. C) Две. D) Шесть. E) Четыре.
29. Сейчас, отложив перо, он принялся вновь за живопись, родные его
счастливы.
Запятые ставятся, так как имеется
A) Бессоюзное сложное предложение, вводное предложение, обособленное дополнение.
B) Обособленное обстоятельство, однородные члены, вводное предложение.
C) Вводное слово, однородные члены, предложение бессоюзное сложное.
D) Обособленное обстоятельство, бессоюзное сложное предложение.
E) Однородные члены, вводное предложение.
30. Монографии, диссертации, доклады, рефераты - жанры:
A) Публицистического стиля.
B) Научного стиля.
C) Художественного стиля.
D) Разговорного стиля.
E) Официально-делового стиля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....