Технологическая карта урока по теме: Род имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет русский язык Класс __5
Автор УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А Тростенцова
Учитель: Куулар Айгуль Артуровна
Тема урока: Род имен существительных
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Технология: здоровьесберегающая, технология активного метода обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_imen_sushchestvitelnyh.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет русский язык Класс __5
Автор УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А Тростенцова
Учитель: Салчак Айгуль Артуровна
Тема урока: Род имен существительных
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Технология: здоровьесберегающая, технология активного метода обучения
Цель урока:
- расширить представления учащихся о грамматической категории рода - постоянном морфологическом признаке имени существительного (познакомить с существительными общего рода); совершенствовать умение определять род имён существительных и отработать навык согласования с существительным в роде других частей речи; развивать познавательный интерес средствами учебного предмета.
Задачи:
- Образовательные: формировать умение определять род имён существительных, продолжить знакомство с именем существительным как самостоятельной частью речи;
- Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, орфографическую зоркость; развивать и совершенствовать навыки индивидуальной работы в парах; развивать речь и логику мышления, интерес к русскому языку;
- Воспитательные: воспитывать бережное и сознательное отношение к языку; способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры; способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания, гражданственности и патриотизма.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Методы обучения: поисковый, эвристический метод, словесный, наглядный, практический, работа с учебником.
Оборудование: индивидуальные рефлексивные листы, учебники, тетради, карточки.
Типы электронных ресурсов:
Презентация
Планируемые результаты:
Метапредметные УУД:
- принимать и сохранять цель урока;
- находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
- планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о постоянных признаках существительного;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение определять род существительных
Личностные УУД:
- формирование навыков работы в команде (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению),
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,
- осуществлять контроль и самоконтроль,
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.
Структура урока с применением АМО:
- Инициация (начало урока, знакомство);
- Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);
- Формирование ожиданий обучающихся (планирование эффектов урока);
- Закрепление изученного (домашнее задание);
- Инпут (сообщение нового материала);
- Проработка содержания темы (усвоение нового материала);
- Эмоциональная разрядка (физминутка);
- Рефлексия (получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения);
- Домашнее задание.
Технология: АМО ( приемы «Комплименты», «Ключевые слова», «Погода», «Магазин», «Инфо-угадайка», «Доска обьявлений», «Живые буквы», «Светофор»), ТРКМ (приёмы «ЗХУ», «Таблица»), здоровьесберегающая.
Формы организации учебной деятельности: в парах, групповая, индивидуальная.
Ход урока
Этап урока | Время (в мин) | № слайда | Название метода | Подробное описание АМО: - Необходимые материалы -Предварительная подготовка - Технология проведения - Примечание - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | Цель применения метода или приема | УУД, которые формируются при использовании данного АМО |
1 | 2 | АМО «Комплименты» | Необходимые материалы: по три разноцветные карточки для каждого ученика. Предварительная подготовка. Создать по три разноцветные карточки для каждого ученика. На каждой карточке указать вариант настроения согласно ее цвету. Перед началом урока карточки раздать. Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся. Учитель спрашивает детей, как они себя чувствуют, и просит их поднять карточку, цвет которой соответствует их настроению. Интерпретация цветов указана на каждой карточке в виде смайлов, например: зеленый – улыбающийся смайл, желтый – равнодушный смайл, красный – грустный смайл. После этого учитель говорит, что настроение в группе различное и предлагает улучшить его, сделав соседу по парте комплимент. Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода): нет. Варианты проведения метода: нет. | Здравствуйте, ребята! Перед началом урока мне хотелось бы узнать, как вы себя чувствуете. Перед вами лежат разноцветные карточки, и в качестве своего ответа на мой вопрос поднимите ту карточку, цвет которой соответствует вашему настроению, а именно: зеленый – все хорошо, желтый – так себе, красный – лучше было остаться дома. - Я вижу, что настроение в группе различное. Кто-то улыбается и радуется нашей встрече, а у кого-то в голове не слишком веселые мысли. Давайте сделаем так, чтобы вы все улыбались на нашем сегодняшнем уроке. Для этого каждый из вас пусть повернется к соседу по парте и сделает ему приятный комплимент. | выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, улучшить его, создать ситуацию успеха. | Коммуникативные | |
2 | 3 2 2 | Постановка проблемы урока Прием ТРКМ АМО «Ключевые слова» | Заполнение таблицы «ЗУХ» Необходимые материалы: нет Предварительная подготовка: нет Технология проведения: обучающиеся в парах составляют приблизительную схему в виде ключевых слов. Так происходит работа над прогнозированием учебных результатов урока с целью обеспечения понимания смысла деятельности учащихся, понимания того, что они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает учитель. Примечание: нет Варианты проведения метода: нет Происхождение метода: заимствованный. | Решите орфографическую задачу. Допишите падежные окончания слов весна, завод, село: И.п.: весн.., завод .., сел.. Р.п.: весн.., завод. ., сел... Д.п.: весн.., завод.., сел... В.п.: весн.., завод.., сел... Т.п.: весн.., завод.., сел... П.п.: о весн.., о завод.., о сел.. (проверка на слайде) Какая часть речи у каждого слова? Как вы поняли, что нужно писать именно эти окончания? Знаем: падежи и их вопросы. Хотим узнать: какие окончания пишем у существительных. Запишите тему урока: Род имен существительных Исходя из темы, определите, цель урока. 1) уметь определять род имени существительного; 2) закрепить знания о принадлежности существительного к одному из трех родов. 3) уметь согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными | Поднять мотивацию учащихся в процессе познавательной деятельности, организовать активную, самостоятельную и результативную работу каждого ученика при решении учебно-познавательных задач. Выявление цели урока | Познавательные (формулировка проблемы) познавательные (опора на уже известное учащимся) регулятивные (целеполагание), познавательные (общеучебные), - коммуникативные | |
3 | 2 | АМО «Погода» | Необходимые материалы: заготовки из цветной бумаги: солнечные лучи и тучи, скотч. Предварительная подготовка: не требуется Технология проведения: учащимся предлагают определить свои ожидания от урока и опасения. Ожидания записываются на лучах солнца, опасения – на тучах. | Мы с вами совершаем путешествие в страну существительного в автобусе. По дороге многое может случиться. Определите свои ожидания от урока (лучи солнца) и опасения (тучи). Время – 1минута + минута на прикрепление к доске. Подведение итогов. | формулирование своих ожиданий и опасений от занятия, знакомство с ожиданиями и опасениями других участников. | личностные (установление связи между учебной деятельностью и мотивом), регулятивные (самооценка, самоконтроль | |
4 | 11 | АМО «Магазин» | Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных, фруктов, овощей, городов, картин, вод и озер. Предварительная подготовка: не требуется Технология проведения: учащимся предлагают определить существительные: собственные, нарицательные. | На доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходит к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее предмет, отвечает на вопрос что?, нарицательное существительное» Или : « Я покупаю машину «Волга» потому, что слово, обозначающее предмет, отвечает на вопрос что?, собственное существительное». Ученик, правильно ответивший на вопрос, забирает картинку. Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( какая группа купила больше картинок). | научиться обсуждать и анализировать пройденную тему. | - личностные (смыслообразова-ние), - регулятивные (находить наиболее рациональные способы выполнения задания), - познавательные (логические), - коммуникативные (взаимодействие, учебное сотрудничество | |
5 | 3 | АМО «Инфо-угадайка» | Материал: доска и листы с записями. Проведение: после группового обсуждения вопроса ученики прикрепляют на доску результаты обсуждения | Учащимся предложено распределить слова в группы по определенному признаку. Помогут помочь волшебные слова «МОЙ», «МОЯ», «МОЕ». Сколько будет групп, дети должны решить сами и обосновать свое решение. ( Сколько столбиков у вас получилось). Три. | представить результаты обсуждения. | коммуникативные (развитие монологической и диалоговой речи; взаимодействие, учебное сотрудничество | |
6 | 5 | АМО «Доска обьявлений» | Материал: доска и листы с записями. Проведение: после группового обсуждения вопроса ученики прикрепляют на доску результаты обсуждения, зафиксированные в краткой тезисной форме. | 1.Определить лексическое значение слов и их род. 2. Группа А: составить диалог на тему: «меню на Работа со словами: Повидло, борщ, салат, яблоко, овощ, вермишель. Выступление каждой группы. | Представить результаты ожидания | коммуникативные | |
7 | 3 7 | АМО «Живые буквы» | Называются слова. Если м.р., то приседают мальчики. Если ж.р. – девочки, если ср.р. – то все вместе: озеро, дом, ель, ягода, туча, ветер, волна, тарелка, окно, дедушка, дядя, счастье, завод, столица, туман, море. 2. Сильный ветер сосны крутит, Словно самый тонкий прутик. Елки ветер клонит тоже. Мы с тобой на них похожи. (вращение корпусом вправо и влево). Вот по веткам белка мчится. Белка ветра не боится. Белка прыгает так ловко, Ведь во всем нужна сноровка. (прыжки на месте). А куда медведь идет? Ищет ягоды и мед. (ходьба на месте). Ну, и нам пора садиться И учиться, не лениться. (дети садятся за парты). | Повысить уровень энергии в классе | Коммуникативные | ||
8 | 1 3 | Прием ТРКМ АМО «Светофор» | Обращение к таблице «ЗХУ» Цели и задачи метода: Предварительная подготовка: подготовить кружочки из цветной бумаги, стикеры, ватман. Технология проведения: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный - не доволен своей работой, сделал не всё, что мог; зелёный – сделал всё, что в моих силах; жёлтый – мог бы лучше. Листочки наклеивают на плакат с изображение светофора. Затем идёт обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий. Примечание: этот метод поможет осуществить полноценный анализ и оценку урока, деятельности каждого участника образовательного процесса. Варианты проведения: может быть использована интерактивная доска со вставленной картиной светофора. | Узнали: Какие окончания пишутся у существительных м.р,ж.р,ср.р. Урок, даже если это путешествие, предполагает оценку работы учащегося. Мы ехали в автобусе, на перекрёстках стояли светофоры. Их задача – регулирование движения на дороге. Сейчас как раз такой момент, когда мы с вами должны оценить свою работу. Для этого нужно остановиться (как перед светофором), оглянуться на пройденный путь и сделать вывод. Какой? Каждый оценивает свой вклад в работу группы и пары: красный - не доволен своей работой, сделал не всё, что мог; зелёный – сделал всё, что в моих силах; жёлтый – мог бы лучше. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора. | подвести итог урока, оценить работу учащихся, создать условия для самооценки учебной деятельности, закрепить положительные эмоции от познания нового. Оценить собственный вклад в работу класса | регулятивные (осуществление оценки и самооценки, итогового контроля) | |
9 | 1 | Домашнее задание | Упр. 501 стр.202 Параграф 94 | личностные - регулятивные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока на тему: Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных
На уроке были использованы элементы технологии проблемного обучения, технологии РКМЧП и элементы игровой технологии. Урок направлен на организацию познавательной и регулятивной деяте...
Технологическая карта урока на тему; "Притяжательный падеж существительных", 2 класс
ТКУ: "Притяжательный падеж существительных"...
Технологическая карта урока по теме: «Разносклоняемые имена существительные».
В работе представлена технологическая карта к уроку "Разносклоняемые существительные". Технология проблемно-диалогического обучения....
Технологическая карта урока по теме: "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".
Цели урока:1. Организовать наблюдение за семантико-грамматическими особенностями качественных прилагательных;2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-гр...
Технологическая карта урока по теме: "Слитное и раздельное написание Не с именами существительными".
Цель: Образовательная: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически....
Технологическая карта урока по теме: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»
Цели: 1. Формирование УУД при изучении темы «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных».2. Изучение и закрепление нового материала по теме урока.Планируемые результаты:Предме...
Технологическая карта урока по теме "Множественное число имен существительных" 5 класс
Технологическая карта урока "Множественное число имен существительных" 5 класс, учебник Spotlight...