Рабочая программа по русскому языку 9 класс 2019-2020 уч. год. ФГОС
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_russkiy_yazyk_na_2019-2020.docx | 41.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативные документы и методические материалы
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана с учетом:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Программы по русскому языку. 5 – 9 классы. В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Л.Д. Чеснокова. Рабочие программы. Русский язык. 5 – 9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2016;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ № 15»;
- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ «ООШ № 15»;
-учебного плана МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15» на 2019/2020 учебный год;
-календарного учебного графика на 2019/2020 учебный год.
Количество часов, отводимых на изучение данного курса, число часов в неделю:
На изучение предмета по учебному плану школы отведено 105 часов, 3 часа в неделю. По авторской программе – 105 часов, по рабочей программе учителя – 105 часов. В авторскую программу изменения не внесены.
Главными целями изучения предмета «Русский язык» в основной школе являются:
- воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
- осознание его эстетической ценности;
- осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-эстетических норм, принятых в обществе;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет, осуществлять информационную переработку текста и др.;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;
- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
- овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса;
- совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения.
Достижение указанных целей требует решения следующих задач:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающем явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоение норм литературного языка, формированию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- проводить библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет и т. д.
Планирование учебного материала
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 2час |
2 | Повторение изученного в 8 классе | 3часа |
3 | Синтаксис и пунктуация. | 61 час |
4 | Общие сведения о языке | 3 часа |
5 | Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах | 15 часов |
6 | Развитие речи | 21часов |
ИТОГО | 105 часов |
Содержание тем учебного предмета
Введение. Богатство, образность, точность русского языка
Повторение изученного в 8 классе
Синтаксис и пунктуация
Сложное предложение
Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения. Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями.
Сложносочиненные предложения Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей. Значения сочинительных союзов Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Сложноподчиненные предложения Строение сложноподчинённого предложения. Главные и придаточные предложения |
Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Синонимика простых и сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Запятая в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
Сложные бессоюзные предложения Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения. Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
Сложные предложения с разными видами связи Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов
Способы передачи чужой речи Предложения с прямой речью.
Предложения с косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания в предложения с прямой речью. |
Знаки препинания в предложения с косвенной речью. Знаки препинания при цитатах. Общие сведения о русском языке |
Русский язык - государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков. Русский язык как первоэлемент великой русской литературы. Русский язык как развивающееся явление Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах |
Развитие связной речи Систематизация и обобщение основных понятий связной речи, служащих базой для создания высказываний в устной и письменной формах в соответствии с определенной темой и основной мыслью высказывания, типом речи и стилем высказывания, с использованием разнообразных изобразительно-выразительных средств языка, с соблюдением норм литературной речи. Углубленное понятие о научном стиле и стиле художественной литературы. |
Планируемые результаты образовательного процесса
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями, и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Календарно-тематическое планирование 9 «Б» класса
№ урока | Дата проведения | Тема урока | |
По плану | По факту | ||
Введение 2 час | |||
Вводный урок о русском языке | |||
«Записные книжки». Как работать с этим материалом | |||
Повторение изученного в 8 классе 3 часа. | |||
Повторим изученное в 8 классе. | |||
Повторим изученное в 8 классе. | |||
Повторим изученное в 8 классе. | |||
Синтаксис и пунктуация 61 час. Развитие речи 20 часов | |||
Основные виды сложных предложений | |||
Основные виды сложных предложений | |||
Развитие речи. Вводный урок. Язык и речь. Слово. Словари | |||
Союзы и значения сложносочинённых предложений | |||
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях | |||
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях | |||
Контрольный диктант | |||
Анализ контрольной работы | |||
Повторим орфографию | |||
Повторим орфографию | |||
Развитие речи. Текст. Сочинения по воображению и памяти. | |||
Развитие речи. Сочинение по картине | |||
Развитие речи. Анализ сочинений | |||
Строение сложноподчинённых предложений | |||
Строение сложноподчинённых предложений | |||
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях | |||
Роль указательных слов в подчинении предложений | |||
Особенности присоединения придаточных предложений к главному. | |||
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными | |||
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными | |||
Развитие речи. Воспоминание о книге. Публицистический стиль речи | |||
Развитие речи. Рецензия на книгу. Публицистический стиль речи | |||
Виды придаточных предложений | |||
Виды придаточных предложений | |||
Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные. | |||
Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные. | |||
Развитие речи. Аннотация. Научный стиль речи | |||
Развитие речи. Изложение (сжатое) | |||
Развитие речи. Изложение (сжатое) | |||
Развитие речи. Анализ изложений | |||
Придаточные определительные | |||
Придаточные определительные | |||
Придаточные определительные | |||
Придаточные дополнительные | |||
Придаточные дополнительные | |||
Придаточные дополнительные | |||
Придаточные обстоятельственные | |||
Придаточные обстоятельственные | |||
Придаточные обстоятельственные | |||
Придаточные обстоятельственные | |||
Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение» | |||
Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение» | |||
Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение» | |||
Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение» | |||
Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение» | |||
Развитие речи. Рассказ. Портретный очерк | |||
Развитие речи. Разговорный стиль речи | |||
Сложное бессоюзное предложение | |||
Запятая и точка с запятой в них | |||
Запятая и точка с запятой в них | |||
Тире в сложном бессоюзном предложении | |||
Тире в сложном бессоюзном предложении | |||
Двоеточие в сложном предложении | |||
Двоеточие в сложном предложении | |||
Обобщающий урок по теме «Сложное бессоюзное предложение» | |||
Обобщающий урок по теме «Сложное бессоюзное предложение» | |||
Развитие речи. Стили речи | |||
Развитие речи. Официально-деловой стиль речи | |||
Повторим орфографию | |||
Повторим орфографию (урок-практикум) | |||
Сложные предложения с разными видами связи | |||
Сложные предложения с разными видами связи | |||
Сложные предложения с разными видами связи | |||
Сложные предложения с разными видами связи | |||
Сложные предложения с разными видами связи | |||
Диктант | |||
Обобщение изученного. Урок-практикум | |||
Обобщение изученного. Урок-практикум | |||
Обобщение изученного. Урок-зачёт | |||
Развитие речи. Научный стиль речи. Словари. | |||
Развитие речи. Синонимы и их роль в речи | |||
Развитие речи. Сочинение на лингвистическую тему | |||
Развитие речи. Анализ сочинений | |||
Способы передачи чужой речи | |||
Способы передачи чужой речи | |||
Предложения с косвенной речью | |||
Предложения с косвенной речью | |||
Цитаты и способы цитирования | |||
Цитаты и способы цитирования | |||
Развитие речи. Публицистический стиль речи. Языковые средства выражения отношения, оценки | |||
Развитие речи. Художественный стиль речи | |||
Общие сведения о языке 3 часа Развитие речи 1 часа | |||
Роль языка в жизни общества | |||
Язык как развивающееся явление | |||
Русский язык в современном мире | |||
Развитие речи. Урок-семинар Текст. Стили и типы речи. Анализ текста | |||
Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах 15 часов | |||
Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах | |||
Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах | |||
Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах | |||
Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах | |||
Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах | |||
Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах | |||
Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах | |||
Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах | |||
Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах | |||
Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах | |||
Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах | |||
Диктант | |||
Итоговая контрольная работа | |||
Итоговая контрольная работа | |||
Анализ контрольной работы |
Всего уроков: 105
из них
-контрольных работ- 5
-развития речи-21
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Учебник | Программа | Методическое пособие | КОМ |
1.Бабайцева, В.В. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: учебник / В.В. Бабайцева, Л.Д Чеснокова. –М.: Дрофа, 2014 г. 2.Русский язык: Практика. 9 кл.: учебник / Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; под. ред. Ю.С. Пичугова.– М.: Дрофа, 2018 г. 3.Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 9 кл.: учебник / Е.И. Никитина. - М.: Дрофа, 2013 г. | Е.И. Харитонова «Русский язык 5-9 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие», - М.: Дрофа, 2016 г. | 1.Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», « Русский язык. Русская речь». 9кл./ Т.М. Пахнова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; под ред. Т.М. Пахновой. – М.: Дрофа, 2018г. | 1.Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», « Русский язык. Русская речь». 9кл./ Т.М. Пахнова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; под ред. Т.М. Пахновой. – М.: Дрофа, 2018г. |
Лист корректировки рабочей программы
№ п\п | № урока /тема согласно рабочей учебной программе | Тема с учетом корректировки | Сроки корректировки | Примечание |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 5 класс 2019-2020.
Рабочая программа по технологии (для девочек) 2019-2020....
Рабочая программа по технологии 6 класс 2019-2020.
Рабочая программа по технологии (девочки) 2019-2020...
Рабочая программа по технологии 7 класс 2019-2020
Рабочая программа по технологии (девочки) 2019-2020...
Рабочая программа по технологии 8 класс 2019-2020
Рабочая программа по технологии 8 класс 2019-2020...
Рабочая программа по русскому языку на 2019-2020 учебный год (по ФГОС) 10 класс коррекционной школы.
Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языкуМ.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, изданной издательством «Просвещение&ra...
Рабочая программа по русскому языку на 2019-2020 учебный год, 9 класс (по ФГОС) коррекционной школы.
Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, изданной издательством «Просвещение&r...
Рабочая программа по литературе 6 класс 2019-2020 уч. год. ФГОС
Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....