Рабочая программа по русскому языку 9 класс 2019-2020 уч. год. ФГОС
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Христофорова Оксана Васильевна

Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_russkiy_yazyk_na_2019-2020.docx41.3 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативные документы и методические материалы

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана с учетом:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Программы по русскому языку. 5 – 9 классы. В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Л.Д. Чеснокова. Рабочие программы. Русский язык. 5 – 9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2016;

- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ № 15»;

- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ «ООШ № 15»;

   -учебного плана МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15» на 2019/2020    учебный год;

-календарного учебного графика на 2019/2020 учебный год.

Количество часов, отводимых на изучение данного курса, число часов в неделю:

На изучение предмета по  учебному плану школы  отведено 105 часов, 3 часа в неделю. По авторской программе – 105 часов, по рабочей программе учителя – 105 часов. В авторскую программу изменения не внесены.

Главными целями изучения предмета «Русский язык» в основной школе являются:

  • воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
  • осознание его эстетической ценности;
  • осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-эстетических норм, принятых в обществе;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет, осуществлять информационную переработку текста и др.;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;
  • развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
  • овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса;
  •  совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения.

Достижение указанных целей требует решения следующих задач:

  • дать учащимся представление о роли языка в жизни общества,  о языке как развивающем явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  • развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоение норм литературного языка, формированию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех  основных видах  речевой деятельности;
  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • проводить библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет и т. д.

Планирование учебного материала

Раздел

Количество часов

1

Введение

2час

2

Повторение изученного в 8 классе

3часа

3

Синтаксис и пунктуация.

61 час

4

Общие сведения о языке

3 часа

5

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах

15 часов

6

Развитие речи

21часов

ИТОГО

105 часов

Содержание тем учебного предмета

        Введение. Богатство, образность, точность русского языка

Повторение изученного в 8 классе

Синтаксис и пунктуация

Сложное предложение

Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения. Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями.

Сложносочиненные предложения

 Смысловые отношения между частями сложносочинённого

предложения. Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей. Значения сочинительных союзов Знаки препинания в сложносочинённых

предложениях.

Сложноподчиненные предложения

Строение сложноподчинённого предложения. Главные и придаточные предложения
Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчинённого предложения

Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Синонимика простых и сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Запятая в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.

 Сложные бессоюзные предложения Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения. Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

Сложные предложения с разными видами связи Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов

Способы передачи чужой речи Предложения с прямой речью.

Предложения с косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитаты. Способы цитирования.

Знаки препинания в предложения с прямой  речью.

Знаки препинания в предложения с косвенной речью.

Знаки препинания при цитатах.

Общие сведения о русском языке

Русский язык - государственный язык Российской Федерации  и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков. Русский язык как первоэлемент великой русской литературы. Русский язык как развивающееся явление

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах

Развитие связной речи

Систематизация и обобщение  основных понятий связной речи,  служащих базой для создания высказываний в устной и письменной формах в соответствии с определенной темой и основной мыслью высказывания, типом речи и стилем высказывания, с использованием разнообразных изобразительно-выразительных средств языка, с соблюдением норм литературной речи.

Углубленное понятие о научном стиле и стиле художественной литературы.

Планируемые результаты образовательного процесса

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями, и др.; сочетание разных видов диалога);
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Календарно-тематическое планирование 9 «Б» класса

№ урока

Дата проведения

Тема урока

По плану

По факту

Введение 2 час

Вводный урок о русском языке

 «Записные книжки». Как работать с этим материалом

Повторение изученного в 8 классе 3  часа. 

Повторим изученное в 8 классе.

Повторим изученное в 8 классе.

Повторим изученное в 8 классе.

Синтаксис и пунктуация  61 час. Развитие речи 20 часов

Основные виды сложных предложений

Основные виды сложных предложений

Развитие речи. Вводный урок. Язык и речь. Слово. Словари

Союзы и значения сложносочинённых предложений

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Контрольный диктант

Анализ контрольной работы

Повторим орфографию

Повторим орфографию

Развитие речи. Текст. Сочинения по воображению и памяти.

Развитие речи. Сочинение по картине

Развитие речи. Анализ сочинений

Строение сложноподчинённых предложений

Строение сложноподчинённых предложений

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях

Роль указательных слов в подчинении предложений

Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Развитие речи. Воспоминание о книге. Публицистический стиль речи

Развитие речи. Рецензия на книгу. Публицистический стиль речи

Виды придаточных предложений

Виды придаточных предложений

Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные.

Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные.

Развитие речи. Аннотация. Научный стиль речи

Развитие речи. Изложение (сжатое)

Развитие речи. Изложение (сжатое)

Развитие речи. Анализ изложений

Придаточные  определительные

Придаточные  определительные

Придаточные  определительные

Придаточные дополнительные

Придаточные дополнительные

Придаточные дополнительные

Придаточные обстоятельственные

Придаточные обстоятельственные

Придаточные обстоятельственные

Придаточные обстоятельственные

Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»

Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»

Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»

Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»

Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»

Развитие речи. Рассказ. Портретный очерк

Развитие речи. Разговорный стиль речи

Сложное бессоюзное предложение

Запятая и точка с запятой в них

Запятая и точка с запятой в них

Тире в сложном бессоюзном предложении

Тире в сложном бессоюзном предложении

Двоеточие в сложном предложении

Двоеточие в сложном предложении

Обобщающий урок по теме «Сложное бессоюзное предложение»

Обобщающий урок по теме «Сложное бессоюзное предложение»

Развитие речи. Стили речи 

Развитие речи. Официально-деловой стиль речи

Повторим орфографию

Повторим орфографию (урок-практикум)

Сложные предложения с разными видами связи

Сложные предложения с разными видами связи

Сложные предложения с разными видами связи

Сложные предложения с разными видами связи

Сложные предложения с разными видами связи

Диктант

Обобщение изученного. Урок-практикум

Обобщение изученного. Урок-практикум

Обобщение изученного. Урок-зачёт

Развитие речи. Научный стиль речи. Словари.

Развитие речи. Синонимы и их роль в речи

Развитие речи. Сочинение на лингвистическую тему

Развитие речи. Анализ сочинений

Способы передачи чужой речи

Способы передачи чужой речи

Предложения с косвенной речью

Предложения с косвенной речью

Цитаты и способы цитирования

Цитаты и способы цитирования

Развитие речи. Публицистический стиль речи. Языковые средства выражения отношения, оценки

Развитие речи. Художественный стиль речи

Общие сведения о языке 3 часа Развитие речи 1 часа

Роль языка в жизни общества

Язык как развивающееся явление

Русский язык в современном мире

Развитие речи. Урок-семинар Текст. Стили и типы речи. Анализ текста

Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах 15 часов

Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах

Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах

Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах

Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах

Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах

Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах

Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах

Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах

Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах

Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах

Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах

Диктант

Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

Анализ контрольной работы

Всего уроков: 105

из них

-контрольных работ- 5

-развития речи-21

Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

Учебник

Программа

Методическое

пособие

КОМ

1.Бабайцева, В.В. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: учебник / В.В. Бабайцева, Л.Д Чеснокова. –М.: Дрофа, 2014 г.

2.Русский язык: Практика. 9 кл.: учебник / Ю.С. Пичугов,  А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; под. ред. Ю.С. Пичугова.– М.: Дрофа, 2018 г.

3.Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 9 кл.: учебник / Е.И. Никитина.  -  М.: Дрофа, 2013 г.

Е.И. Харитонова

 «Русский язык

5-9 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие»,

 - М.: Дрофа,

2016  г.

1.Методическое пособие  к учебному комплексу «Русский язык. Теория»,   «Русский язык. Практика»,  

« Русский язык. Русская речь». 9кл./  Т.М. Пахнова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; под ред. Т.М. Пахновой. – М.: Дрофа, 2018г.

1.Методическое пособие  к учебному комплексу «Русский язык. Теория»,   «Русский язык. Практика»,  

« Русский язык. Русская речь». 9кл./  Т.М. Пахнова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; под ред. Т.М. Пахновой. – М.: Дрофа, 2018г.

Лист корректировки рабочей программы

        

№ п\п

№ урока /тема   согласно рабочей учебной программе

Тема с учетом корректировки

Сроки корректировки

Примечание

1.

2.

3.

4.

5.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 5 класс 2019-2020.

Рабочая программа по технологии (для девочек) 2019-2020....

Рабочая программа по технологии 6 класс 2019-2020.

Рабочая программа по технологии (девочки) 2019-2020...

Рабочая программа по технологии 7 класс 2019-2020

Рабочая программа по технологии (девочки) 2019-2020...

Рабочая программа по технологии 8 класс 2019-2020

Рабочая программа по технологии 8 класс 2019-2020...

Рабочая программа по русскому языку на 2019-2020 учебный год (по ФГОС) 10 класс коррекционной школы.

Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языкуМ.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, изданной издательством «Просвещение&ra...

Рабочая программа по русскому языку на 2019-2020 учебный год, 9 класс (по ФГОС) коррекционной школы.

Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, изданной издательством «Просвещение&r...

Рабочая программа по литературе 6 класс 2019-2020 уч. год. ФГОС

Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....