"Основные аспекты культуры речи" (урок-исследование. 10-й класс, русский язык)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Дарьина Елена Ивановна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_aspekty_kultury_rechi.docx26.35 КБ
Office presentation icon pril1.ppt633 КБ
Microsoft Office document icon pril2.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

"Основные аспекты культуры речи" (урок-исследование. 10-й класс, русский язык)

Дарьина Елена Ивановнаучитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык

Класс: 10

Ход урока

Учитель:

- Внимание на экран!

На экране кадр из кинофильма Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию":

Милославский:

- Положь трубку!

Бунша:

- Не положу!

Милославский:

- Ложи трубку, сказал! Попрошу очистить царский кабинет.

Учитель:

На что вы обратили внимание? Чему вы улыбались?

Создана комическая ситуация: в речи героев допущены ошибки. Их речь нельзя назвать ни правильной, ни хорошей.

Вопрос. Какие требования предъявляются к хорошей речи?

  • правильность
  • точность
  • ясность
  • логичность
  • простота
  • богатство
  • сжатость
  • чистота
  • живость
  • благозвучие.

В.  А в чем выражается неточность речи, её засоренность, бедность? Что мы имеем в виду, когда говорим, что речь неточная?

- Люди делают речевые ошибки.

- Таким образом, сделаем вывод: что же такое речевые ошибки?

Речевые ошибки - это проявление неточности речи, её засоренности, бедности и невыразительности.

Такие ошибки возникают в результате нарушения лексических, стилистических и грамматических норм языка.

В. Что может являться причинами речевых ошибок?

- Причинами речевых ошибок могут являться незнание точных значений слов, их стилистических характеристик, правил сочетаемости, неразличение паронимов, неумение пользоваться синонимическими возможностями языка и его стилистическими ресурсами в соответствии со сферой и ситуацией общения.

Неслучайно М.В.Ломоносов в своей "Риторике" приводит нам такой пример (поскольку суть стилистики - сказать одно и то же по - разному):

Робкая дева трепещет.

Трусливая девка дрожит.

(Ломоносов. Риторика)

В. В результате чего возникают грамматические ошибки?

- Грамматические ошибки возникают в результате нарушения грамматических норм литературного языка, т.е. нарушения правил образования слов и форм слов, а также норм словообразования.

В. Почему люди в большинстве своём не задумываются о какой-либо литературной норме, о том, что они совершают ошибки?

- Им кажется это нормой, потому что так говорят все.

Чем мы будем заниматься на уроке?

Определим цель.

Цели и задачи урока:

Ребята, сегодня нам предстоит поработать не только над классификацией речевых и грамматических ошибок.

Наша задача заключается даже не в определении этих речевых ошибок, а в умении их видеть, замечать, не допускать, как можно более в корректной форме поправлять человека и постоянно работать над своей речью, следить за правильностью речи, точностью.

В. А как вы думаете, какие ошибки чаще всего встречаются? Вы провели исследовательскую работу- наблюдение за речью граждан, жителей Северодвинска.

Ребята в течение месяца исследовали речь горожан Северодвинска: записывали фразы, услышанные в транспорте, магазине, на рынке, в гимназии, в бытовой ситуации и т. д., содержащие речевые ошибки. В этих конвертах - богатый материал, собранный вами, но распределённый по моему усмотрению. (Учащиеся класса разбиты на 3 группы. Каждой группе выдан конверт с заданиями).

Практическая часть урока.

Ваша задача: каждый, работая в группе, должен найти ошибку, исправить её, классифицировать.

I группа будет исправлять речевые ошибки, II - грамматические, III - орфоэпические.

За 10 минут все предложения нужно будет записать в исправленном виде, классифицируя ошибку.

Итак,

Двадцать девятое октября.

Классная работа.

В тетради записывается исправленный вариант и классифицируется ошибка (письменно). Затем каждая группа представляет свою работу. (В каждой группе выбран командир, корректирующий и оценивающий всю работу группы)

Речевые нормы. (1 - я группа)

 

Он сидит сложив руки (сложа руки)

Нарушение фразеологической сочетаемости.

Руководители предприятия настроены на деловой настрой

(тавтология)

У меня совсем худая куртка.

Погода-то совсем худая.

(неоправданное употребление просторечных слов).

Требуется менеджер с английским языком и компьютером.

(лексическая неполнота высказывания)

Продаются овощи навыезд.

Нарушение лексической сочетаемости.

Бежали за автобусом так, что пятки стучали. (сверкали)

Нарушение лексической сочетаемости

Часы двигались с перебоями.

Нарушение лексической сочетаемости.

Мальчик разбил половину стекла.

Нарушение лексической сочетаемости.

Все дети в школе охвачены горячим питанием.

Неправильное употребление слова.

Он был моим коллегой по работе.

Употребление лишнего слова.

Итоги будем подводить в мае месяце.

Употребление лишнего слова.

Не принимай желательное за действительное. (желаемое)

Неправильное употребление паронимов.

Учащиеся всех групп после получения задания записывают правильный вариант в тетради и выбранный командиром ученик озвучивает ответ (учащиеся 2-х других групп могут дополнять, корректировать и т.д.)

Грамматические нормы. (2 - я группа.) (Учащийся 2-й группы подготовил индивидуальное задание - презентацию о речевых ошибках А.С.Пушкина (см. Приложение 1, слайд1)

Вступление учителя к ответам ребят:

- обратим внимание на эпиграф:

Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю
!

«Вот уже 16 лет, как я печатаю, и критики заметили в моих стихах 5 грамматических ошибок (и справедливо

 

Остановлял взор на отдаленные громады;

останавливал

На теме гор

темени

Воил

выл

Был отказан

ему отказали

игумену

игумну

Я всегда был им искренне благодарен и всегда поправлял замеченное место)» А. С. Пушкин

Вдумайтесь, Пушкин! И тем не менее, Пушкин правил по много раз свои рукописи, добиваясь, чтоб фраза была точной, лаконичной и красивой.

Перейдем к заданию 2-й группы. (Исправление грамматических ошибок.)

Грамматические нормы.

Новое поступление чулок и носок. (чулок и носков)

Работа должна быть закончена к первому августу. (ошибочное словообразование - августа).

По плану на этом участке будут построены многоэтажные дома, напротив них будет разбит сквер. (неправильно образована форма местоимения)

Требуется диспетчерша для работы в режиме такси. (ошибки в образовании форм рода).

Кто нашел утерянный паспорт, верните за вознаграждения (ошибки в образовании форм числа).

Стало более красивее . (ошибка в употреблении сравнительной степени наречия)

Не допускать этот материал на страницы печати и телевидения. (ошибка в построении предложения с однородными членами).

Работая над сочинением, сначала составляются тезисы. (неправильное употребление деепричастного оборота).

С тех пор прошли 20 лет. (Нарушение согласования).

С двухстами рублями в кармане.(Правильный вариант - с двумястами).

Уже без двадцать восемь. (Самая типичная ошибка северодвинцев - неправильное употребление падежной формы: правильный вариант - без двадцати пяти.)

Оплатите за проезд. (Или оплатите проезд или заплатите за проезд.)

Орфоэпические ошибки. (3 - я группа).

 

В новых туфлях, идешь без туфель, одна пара туфель.

Все формы слова туфли нужно образовывать самостоятельно, ставя ударение.

Творог, правы, квартал, дозвониться.

Расставляется ударение, произносится правильный вариант.

По обеим (обоим) (сторонам, краям, лестницам).

По обеим сторонам, лестницам; по обоим краям.

Пюре, шинель, проект, депо, модель, майонез, кетчуп.

Произносится твёрдый и мягкий вариант.

Ты чего ревишь? Ревит и ревит.

Ревёшь, ревёт. (самая распространенная ошибка жителей Северодвинска.)

Стиральный порошок хранится долго.

В Северодвинске большая часть населения именно в этих словах ударение ставит неправильно.

СМП - Северное Машиностроительное предприятие - выпускает атомные подводные лодки.

Правильный вариант (эс эм пэ, а не распространённое сэ эм пэ.)

Большой выбор тортов.

Правильно поставить ударение.

От слов тапки, ботинки, лапти образовать формы единственного числа.

Одна тапка, один ботинок, один лапоть.

- Теперь хотелось бы узнать, насколько эта тема усвоена вами.

Не секрет, что такого рода задания есть в ЕГЭ, а т.к. мы с вами работаем на перспективу, я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Тест из ЕГЭ - презентация (на экране).(Приложение1)

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. СоздалАСЬ

2. ДОлжностей

3. ИзогнУтый

4. ЗвОнит

В каком предложении вместо слова вечный нужно употребить вековой?

  1. Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с вечною трубкою в зубах, сидел у окна.
  2. Густые заросли кустарника чередовались с вечными дубовыми рощами и березовыми лесочками.
  3. Среди вечных человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.
  4. В районах вечной мерзлоты дома строятся по специальным проектам.

Вывод: Ребята! Цель нашей с вами работы - это не только заметить ошибку, исправить или не допустить.

Мы проанализировали, насколько опасно такое небрежное отношение к языку. Северодвинск - культурный, молодёжный город. Не хочется, чтобы дети слышали неграмотную речь. Ведь бывают даже ситуации, что иностранцы, посетившие наш город, не понимают нас из-за неправильно построенных фраз.

Можем ли мы считать эту тему законченной?

Любой грамотный, образованный человек не должен допускать ошибок. Не должен!

Д/З. В качестве домашнего задания предлагается сочинение - рассуждение "Зачем говорить правильно, когда итак тебя все понимают"

Примечание.

Во время работы группы командир следит за ответами учащихся и оценивает их к концу урока. Также в ходе урока наиболее активные учащиеся оцениваются учителем. В конце урока тетради с выполненными заданиями сдаются на проверку.

В Приложении 2 даны варианты заданий всех трёх групп.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Вот уже 16 лет, как я печатаю, и критики заметили в моих стихах 5 грамматических ошибок (и справедливо): 1. остановлял взор на отдалённые громады; 2. на теме гор (темени); 3. воил вместо выл; 4. был отказан вместо ему отказали; 5. игумену вместо игумну; Я всегда был им искренне благодарен и всегда поправлял замеченное место».

Слайд 2

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1. создалАсь 2. дОлжностей 3. изогнУтый 4. звОнит

Слайд 3

Какое из перечисленных слово имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»? 1. галерея 2. бенефис 3. аншлаг 4. вернисаж

Слайд 4

В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ? 1. Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна. 2. Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками. 3. Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность. 4.В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.

Слайд 5

В каком предложении уместно использовать глагол «одеть»? 1. Было ветрено, все экскурсанты … плащи и куртки 2. Малышей … потеплее 3. Дедушка взял газету и … очки 4. В этот раз Игорь … на себя маску раска-явшегося

Слайд 6

Какое слово уместно использовать в предложении «Многие люди с техническим образованием стали … предпринимателями» 1. успешными 2. преуспевающими 3. удачными 4. плодотворными

Слайд 7

Найдите ошибку в образовании формы слова. 1. с двадцатью пятью рублями 2. нет претензий 3. хужее всего 4. не кладите сюда тетради

Слайд 8

Укажите вариант, в которым не нарушены нормы сочетаемости. а) проявить заботу о пенсионерах б) оказать заботу пенсионерам а) фильм пользовался популярностью б) фильм пользовался большим интересом а) наступила мирная жизнь б) наступила весна а) выполнить заветную мечту б) выполнить заветное желание а) законченный герой б) законченный негодяй

Слайд 9

Укажите неправильный вариант а) напой меня водой б) напои меня водой а) я убедю его б) я смогу убедить его а) ляж на диван б) ляг на диван а) выглянь в окно б) выгляни в окно а) едь прямо б)поезжай прямо а) он так и сыпет пословицами б) он так и сыплет пословицами

Слайд 10

Укажите неправильный вариант а) Я готов пояснить о том, что я сказал. б) Я готов пояснить то, что я сказал. а) Я поражаюсь твоим поведением. б) Я поражаюсь твоему поведению. а) Я обиделся твоим отношением к делу. б) Я обижен твоим отношением к делу. а) Я очень скучаю по вам. б) Я очень скучаю по вас. а) Нельзя обижать девочки. б) Нельзя обижать девочку. а) Я хорошо знаю произошедшее. б) Я хорошо знаю правила русского языка



Предварительный просмотр:

Исправить грамматические ошибки

  1. Работа должна быть закончена к первому августу.

  1. У ней много образований.

  1. Требуется диспетчерша для работы в режиме такси.

  1. Новое поступление чулок и носок.

  1. Верните паспорт за вознаграждения.

  1. Стало более красивее.

  1. С тех пор прошли двадцать лет.

  1. С двухстами рублями в кармане.

  1. Оплатите за проезд.

Исправить речевые ошибки

  1. Он сидит сложив руки.

  1. Руководители предприятия настроены на деловой настрой.

  1. Погода – то совсем худая.

  1. Требуется менеджер с компьютером.

  1. Мальчик разбил половину стекла.

  1. Все дети охвачены горячим питанием.

  1. Не принимай желательное за действительное.

  1. Итоги будут подводить в мае месяце.

  1. Он был моим коллегой по работе.

Проставьте ударение. Образуйте форму единственного и множественного числа. Произнесите правильно.

  1. В новых туфлях, идёшь без (туфель, туфлей), одна пара (туфель, туфлей).

Нет (одной, одного) тапки, туфли, ботинки, лапти.

  1. Пюре, шинель, проект, депо, модель, майонез, кетчуп.

  1. Стиральный порошок хранится долго.

  1. Ты чего ревишь? Ревит  и ревит.

  1. СМП выпускает атомные подводные лодки.

  1. Большой выбор тортов.

  1. Творог, правы, квартал, звонишь, не дозвонишься.

  1. По (обоим, обеим) сторонам аллеи растут тополя

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Деепричастие как часть речи" Урок-исследование.

На данном уроке учащиеся в результате исследования самостоятельно определяют основные признаки деепричастия как части речи....

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Нормативный аспект культуры речи (материалы для элективного курса по русскому языку в старших классах)

Элективный курс «Нормативный аспект культуры речи» подготовлен для учащихся старших  классов и призван обеспечить более высокий уровень язы­ковой подготовки учащихся. Данный курс носит межпредмет...

Частица как часть речи. Урок-исследование. 7 класс

Предмет: русский языкКласс: 7Тема: «Частица как часть речи»Учитель: Карпова В.М. Тип урока:  урок-исследованиеЦель: ·       узнать о частице ...

Основные аспекты культуры речи

Разработка учебного занятия в 10 классе поможет...