"Деепричастие как часть речи" Урок-исследование.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
На данном уроке учащиеся в результате исследования самостоятельно определяют основные признаки деепричастия как части речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie_deeprichastie_kak_chast_rechi.rar | 1006.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Самохина Марина Гавриловна
учитель русского языка
МОУ «Серпейская средняя общеобразовательная школа»
«Деепричастие как часть речи»
(урок – исследование)
Русский язык: учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, М.Т.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Тема: « Деепричастие как часть речи».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование.( 2 слайд)
Средства обучения: презентация; раздаточный материал, учебник.
Цель урока: дать учащимся понятие о деепричастии как части речи.
Задачи:
- формировать умение находить деепричастия в тексте, определять его морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении;
- помочь учащимся выяснить роль деепричастий в художественном тексте,
- формировать умение правильно употреблять деепричастия в предложении;
- развивать познавательный интерес учащихся, воспитывать внимательное отношение к слову.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Организация восприятия новой темы:
Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха.(Один учащийся записывает предложение на доске)
(Н.Гоголь)
Записать предложение и выполнить задание:
- укажите в предложении все части речи;
- по каким признакам вы их определяете?
Задача учащимся. ( 3 слайд)
Сегодня на уроке вы должны будете по названным признакам опознать новую часть речи, выяснить её морфологические признаки и роль в предложении.
3. Изучение нового материала.
А) Исследование текста.( Работа в парах). (4 – 5 слайд)
Карточка № 1.
Он шел, а биение сердца становилось сильнее, сильнее при одной мысли, что увидит её опять. И дрожали молодые колени. Пришедши к возам, он совершенно позабыл, зачем пришел: поднёс руку ко лбу и долго тер его, стараясь припомнить, что ему нужно делать… В полной уверенности, что он найдет вдоволь саламаты в казанах… отправился к кашевару… Заглянувши в них ( казаны), он изумился, видя, что они пусты.
( Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)
Задания:
- Прочитайте текст.
- Найдите в тексте слова, которые являются неизвестной для вас частью речи.
Выпишите их.
- Задайте к этим словам вопросы.
- Найдите слова, к которым они относятся.
- Что обозначают?
- На какие части речи похожи?
- Определите у новой части речи признаки этих частей речи.
- Определите синтаксическую роль в предложении.
- Это самостоятельная часть речи или служебная?
( по ходу выполнения заданий учащимися идет запись выводов на экране, 6 слайд)
Вывод: итак, мы получили определение деепричастия как части речи.
( Проговаривание определения учащимися).
Б) Лингвистический эксперимент. ( 7 – 8 слайд)
Карточка № 2.
Задание:
- прочитайте тексты;
- сравните их;
- какова роль деепричастий в тексте.
Остап, сняв шапку, всех поблагодарил казаков – товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал всем, что недаром выбрали его в атаманы. | Остап снял шапку, всех поблагодарил казаков – товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодость, ни молодым разумом, так как знал, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал всем, что недаром выбрали его в атаманы. |
( В случае затруднения возможно обращение к упражнению 160 .)
В) Индивидуальное задание ( сообщение учащегося)
Деепричастие.
Деепричастие произошло от двух слов: дее (как в словах, дееспособность, деятель, деятельный и т.д.) + причастие.
Этот термин возник в XVIII веке, и объяснить его можно, как ПРИЧАСТНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ.
В предложении деепричастие – это как бы добавочное действие глагола, а не грамматический признак. Эта форма похожа на наречие, так как не изменяется. Деепричастие иногда даже называют ОТГЛАГОЛЬНЫМ НАРЕЧИЕМ.
Деепричастия, как и наречия, украшают глагол, дополняют его другими действиями, как бы «ДОРИСОВЫВАЮТ ДВИЖЕНИЕ».
Вывод: ( 9 слайд)деепричастие дополняет, дорисовывает движение, делает текст гораздо живописнее.
Обратите внимании. Это важно.
! Основное действие, обозначенное глаголом – сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу ( предмету).
4. Закрепление изученного материала.
- Выполнение упражнений:
упражнение 161.
- Употребление деепричастий в тексте ( 10 слайд)
- Давайте познакомимся со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад» и попробуем определить, с какой целью использовал деепричастия автор.
- Прочитайте текст (один ученик читает вслух)
- Сколько предложений в этом тексте?
- Почему же мы называем это предложение текстом?
- Как вы думаете, почему для изображения водопада было использовано так много деепричастий? Для чего они нужны в речи?
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струяс.,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа разливаясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
(Р. Саути «Лодорский водопад»
в переводе А Шмульяна)
- РР Вниманию учащихся представлена фотография с видом Серпейска.( 11 слайд)
Задание:
1 вариант: ( для слабых учащихся)
записать деепричастия, которые можно использовать при описании местности на фотографии.
2 вариант: ( для сильных учащихся)
записать предложения по фотографии, включив в них деепричастия. Можно составить текст.
Примечание: задание сориентировано на сильных и слабых учащихся, но вариант задания дети выбирают самостоятельно.
5. Обобщение и систематизация изученного на уроке.
Цифровой диктант: согласны ли вы, что…… ( согласен – 1,
не согласен – 0)
Согласны ли вы, что..
- деепричастие – это самостоятельная часть речи;
- деепричастие образовано от наречия;
- деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида;
- деепричастие изменяется;
- в предложении является обстоятельством;
- обозначает добавочное действие.
Ответ: 101011 ( 11 слайд)
6. Домашнее задание: (12 слайд)
п. 26; составить текст на тему «Зима в Серпейске» (не менее 7 предложений), включив деепричастия.
7. Подведение итогов, выставление оценок. (13 слайд)
Использованные источники
1. Русский язык: учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, М.Т.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
2. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/ В.Я.Коровина. - М.Просвещение, 2010.
Сайты интернета:
Пояснительная записка
Исследование на уроке помогает формированию у учащихся понятия о деепричастии как части речи в процессе осмысления ими речевых функций данной части речи. Сочетание таких методов и приемов , как наблюдение, эвристическая беседа и слово учителя обобщающего характера, а также проблемная ситуация, разрешаемая в ходе лингвистического эксперимента, представляется оптимальным, поскольку на продуктивном уровне учащиеся приобретают знания о признаках деепричастия, осмысливают их важность для передачи мысли.
Приложение
Раздаточный материал для учащихся:
Карточка № 1.
Он шел, а биение сердца становилось сильнее, сильнее при одной мысли, что увидит её опять. И дрожали молодые колени. Пришедши к возам, он совершенно позабыл, зачем пришел: поднёс руку ко лбу и долго тер его, стараясь припомнить, что ему нужно делать… В полной уверенности, что он найдет вдоволь саламаты в казанах… отправился к кашевару… Заглянувши в них ( казаны), он изумился, видя, что они пусты.
( Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)
Задания:
- Прочитайте текст.
- Найдите в тексте слова, которые являются неизвестной для вас частью речи.
Выпишите их.
- Задайте к этим словам вопросы.
- Найдите слова, к которым они относятся.
- Что обозначают?
- На какие части речи похожи?
- Определите у новой части речи признаки этих частей речи.
- Определите синтаксическую роль в предложении.
- Это самостоятельная часть речи или служебная?
Карточка № 2.
Задание:
- прочитайте тексты;
- сравните их;
- какова роль деепричастий в тексте.
Остап, сняв шапку, всех поблагодарил казаков – товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал всем, что недаром выбрали его в атаманы. | Остап снял шапку, всех поблагодарил казаков – товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодость,ни молодым разумом, так как знал, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал всем, что недаром выбрали его в атаманы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе. Деепричастие как часть речи.
Урок русского языка в 7 классе 7 вида. Разнообразные задания, игровые моменты. Работа с кластером очень успешно себя зарекомендовала именно в классах ККО....
Урок русского языка с использованием ЭОР по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе
В папке представлен план-конспект урока русского языка по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе с использованием электронных образовательных ресурсов...
Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.
Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...
Деепричастие как часть речи. Употребление деепричастий
Тест с сайта Захаренковой...
Материал к уроку в 7 кл. на тему: "Деепричастие как часть речи. Морфологический разбор деепричастия"
План морфологического разбора деепричастия...
Проверочная работа по темам "Причастие как часть речи" и "Деепричастие как часть речи"
Проверочная работа "Причастие" и "Деепричастие" предназначена для учащихся 7 классов, занимающихся по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой в двух частях. Ма...
Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.
Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки...