Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Кузьменко Мария Владимировна

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_7_klass.docx68.63 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

 города Москвы

«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

 

   «Рассмотрено»                                                       «Согласовано»                                            «Утверждаю»

   на заседании М/О                                                   Заместитель                                                 Директор ГКОУ

                                                                                     директора по УВР                                      «Школа №2124»    

    Протокол №__ от___                                             _____Якубец Т.О.                                       ____Колобаева И.Н.                                

Рабочая программа

по учебному предмету

«Русскому языку»

7 класс

Количество часов в год__140__

Количество часов в неделю __4__

Год разработки – 2017 г.

Программа предназначена для реализации  в 2017-2018 уч. г.

Москва

Содержание

Пояснительная записка

Нормативные и правовые документы, на основе которых составлена программа………………….……………..3

Вклад предмета «Русский язык» в достижение целей основного общего образования.…..………………………3

Общая характеристика курса…….….……………………………………………...………………………………….5

Требования к результатам изучения предмета «Русский язык» в основной школе………………….…………....9

          Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку ……………………………………….12

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане……………………………………………..………..17

Содержание курса. Седьмой класс.

Русский язык как развивающееся явление......……………………………………………………………...……….19

Морфология. Орфография. Местоимение…...…...………………………………………………………...………..19

Морфология. Орфография. Глагол……...…...…...………………………………………………………...………..19

          Повторение изученного в 6 классе…………………………………….…………………………………...………...19

Морфология. Орфография. Причастие………………………………..…………………………………...………...20

Морфология. Орфография. Деепричастие……..……………………..…………………………………...………...20

Повторение изученного в 7 классе…………………………………….…………………………………...………...20

Учебно-тематический план………………………..………………..…..………………………………………….…...…20

Перечень учебно-методического обеспечения………………………………………………………………........…….21

Календарно-тематическое планирование (Приложение)

         Планирование по русскому языку. 7 класс. 1 четверть.....……………………………………………...…..……… 23

         Планирование по русскому языку. 7 класс. 2 четверть…………………………………………………...…………24

         Планирование по русскому языку. 7 класс. 3 четверть…………………………………………………………...…25

         Планирование по русскому языку. 7 класс. 4 четверть…………………………………………………………...…27

Пояснительная записка

Нормативные и правовые документы,

на основе которых составлена программа

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  2. Основная образовательная программа основного общего образования от 01.09. 2014 г., приказ № 1 – 259/1, утвержденным советом школы от  08.09.2014;
  3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: прект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.
  4. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др.]. – 12-e изд., перераб. – М.: Просвещение. 2011. – 111 с. 

                     

Вклад предмета «Русский язык»

в достижение целей основного общего образования

Русский язык — один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, воспринимающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика курса

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях — территориальных, профессиональных.

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и пунктограмм.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

 Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитие  у школьников  умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и  языковым оформлением речевого высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к написанию изложений и сочинений. Особое внимание обращается на формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций;   совершенствования  орфографической  и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т.д.  Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов языкового анализа.

Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания.

Достижение личностных результатов освоения курса русского языка невозможно без формирования культуроведческой компетенции.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться в социальной среде и активно в ней функционировать.

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. В ней выделяются   три сквозные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций: содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Материал школьного курса русского языка по классам представлен следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематически курс синтаксиса является предметом изучения в 8, 9 и 10 классах.  Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся пропедевтически уже в 5 классе. Это позволяет организовать систематическую работу над синтаксическими и пунктуационными навыками учащихся и изучать морфологию на синтаксической основе.

Материал в программе дается с учётом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах. Работа по речевым  темам и  культуре речи рассредоточена по всем классам на отдельных уроках.

В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым  заканчивается  школьный курс русского языка в 9-10 классе.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению изученного материала.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи в отдельный предмет. Темы по развитию речи пропорционально распределяются в течение учебного года, что создает условия  для более эффективного речевого развития школьников.

Требования к результатам изучения предмета «Русский язык» в основной школе

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение различными видами монолога и диалога;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  1. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  2. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Нормы оценки знаний, умений и навыков  учащихся по русскому языку

1. Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:  1) полноту и правильность ответа;  2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

          Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

          Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 3-4 ошибки, которые сам же исправляет, и 3-4 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

          Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

          Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает  незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

          Отметка «1» не ставится.

Оценки могут ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Для учащихся имеющих выраженное нарушение формирования устной речи, нарушение речевого программирования, допускается использование при устном ответе опорных слов (словосочетаний), конструкций, опорных схем или рисунков, которые могут быть написаны на доске, размещены на слайде.

2. Оценка диктантов 

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 80-90 слов,  для 6 класса –  90 -100 слов,  для 7 класса  – 100 - 110, для 8 класса –  110-120, для 9 класса – 120-150, для 10 класса – 150 - 170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).   

Контрольный словарный диктант проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 10-15, для 6 класса  –  15-20, для 7 класса – 20-25, для 8 класса – 25-30, для 9 класса  – 30-35, для 10 класса – 35 - 40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями.

В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе  – 8- 10 различных орфограмм и 1-2 пунктограмм, в 6 классе  – 10-12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 7 классе  –  12-15 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 8 классе  – 15-18 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 9 классе – 18-20 различных орфограмм и 7-8 пунктограмм, в 10 классе – 20-22 различные орфограмм и 8-9 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах  – не более 7 слов, в 8-9 классах  – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
         До конца первой четверти (а в 5 классе  –  до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Степень относительной орфографической грамотности учащихся определяется количеством ошибок, допущенных школьниками на изученные правила.

          При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7) специфические (дисграфические) ошибки.

К числу дисграфических ошибок относятся:

- нарушения структуры слова (пропуски, замены, перестановки, добавления отдельных слогов);

- несоответствие границ слова (раздельное написание частей слова, слитное написание ряда слов);

- искажения звуко-буквенного состава (смешения, замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования). Ошибки различного характера, допущенные учащимися со сниженным слухом, выраженным нарушением зрения, выраженным нарушением мелкой моторики также фиксируются, но не учитываются.

     Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки  на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.  Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты  - плот, грустный - грустить, резкий - резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

          Примечание. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку. Диктант оценивается одной отметкой.

В процессе обучения и контроля необходимо поощрять самостоятельное нахождение и исправление учащимися своих ошибок во всех видах работ. Четкое исправление не включается в число ошибок, но большое количество исправлений свидетельствует о непрочности орфографических навыков, поэтому при большом количестве исправлений оценка снижается на полбалла.

Детям, страдающим сенсорной алалией и детям с выраженным нарушением слуха вместо слухового диктанта может быть предложено списывание текста с пропущенными орфограммами на правила, предусмотренные программными требованиями.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается  до 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого,  допущено более 4 грамматических ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 2 -3 ошибки.

Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 4-5 ошибки.

Отметка «2»  ставится за диктант, в котором допущено 6 и более ошибок.

          3. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитывается:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если  возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и  «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием  или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ  соответствующего или близкого вида.

4. Выведение итоговых отметок.

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом "2" и «1» с учетом работы над ошибками.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме  910 ч., в  том числе в 5 классе – 175 ч., в 6 классе – 175 ч., в 7 классе – 140 ч., в 8 классе – 140 ч., в 9 классе – 140 ч., в 10 классе – 140 ч.

Формой организации учебного процесса являются традиционные уроки.  Они классифицируются  по учебной цели, содержанию, форме, средствам обучения и другим основаниям.

Проводятся уроки формирования умений и навыков, различные виды уроков контроля, уроки повторения обобщения и систематизации изученного. В организации учебного процесса используются: предметно-ориентированные технологии обучения, технология дифференцированного обучения, концентрированного обучения, модульного обучения в аспекте личностно-ориентированного подхода к обучению.

Механизмы обучения, построены с ориентацией: на дидактическую цель, лежащую в основе того или иного этапа обучения (методы обучения и методы контроля); на источник получения знаний учащимися (слово учителя, беседа, наблюдение, языковой анализ и др.);  на способ мышления при познании (методы индукции и дедукции, аналогии, сопоставления и противопоставления, анализа и синтеза); методы теоретического изучения языка (сообщение, беседа, самостоятельная работа по учебнику); методы теоретико-практического изучения языка и обучения речи (упражнения с языковым разбором, диктант, наблюдение, видоизменение, конструирование); методы реализации личностно-ориентированного подхода к обучению (метод опоры на ранее приобретенные знания).

Для осуществления контроля применяются текущий и  итоговый контроль, которые включают в себя опросы, диктанты, тесты. 

Учебники, используемые в учебном процессе:

  1. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М.: 2012. Часть 1 – 192 с.; Часть 2 – 176 с.
  2. Русский язык:  6 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская  Л.А.Тростенцова и др.;  научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.

Содержание курса

Седьмой  класс

                         

Введение

Русский язык как развивающееся явление

Морфология. Орфография

Местоимение.

Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь  и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Глагол.

 Повторение пройденного о глаголе в 5 классе.

 Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов. Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

Повторение изученного в 5-6 классах (10)

         Синтаксис, синтаксический разбор. Пунктуация, пунктуационный разбор.

Лексика и фразеология.

Фонетика и орфография, орфоэпия, графика,  фонетический разбор.  

Словообразование, орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. 

Морфология и орфография (глагол, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное). Морфологический разбор.

Причастие.

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

Деепричастие.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

Контрольные мероприятия: диктант, тест, опрос.

Повторение и систематизация изученного в 7 классе

Учебно-тематический план

                  Содержание

Количество часов

Русский язык как развивающееся явление

2

Морфология.  Местоимение

25

Морфология.  Глагол

28

Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах

10

Морфология.  Причастие  

34

Морфология.  Деепричастие

14

Повторение и систематизация изученного в 7 классе

18

Всего: 140

Перечень учебно-методического обеспечения

        Для учащихся:

  1. Русский язык:  6 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская  Л.А.Тростенцова и др.;  научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2012.
  2.  Русский язык:  7 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская  Л.А.Тростенцова и др.;  научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
  3. Тростенцова Л.А. «Дидактические материалы по русскому языку.  6 класс. К учебнику Баранова М. Т., Ладыженской Т. А. ФГОС»
  4. Тростенцова Л.А. «Дидактические материалы по русскому языку.  7 класс. К учебнику Баранова М. Т., Ладыженской Т. А. ФГОС»
  5. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. К учебнику М.Т. Баранова "Русский язык. 6 класс", Автор: Ерохина Е.Л. Издательство: Экзамен.
  6. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс. К учебнику М.Т. Баранова "Русский язык. 7 класс", Автор: Ерохина Е.Л. Издательство: Экзамен.

  Для учителей:

  1. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя Г.А. Богданова. – 8-е  изд. – М.: Просвещение, 2003 г.
  2. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя Г.А. Богданова. – 8-е  изд. – М.: Просвещение, 2004 г.
  3. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Обучение русскому языку в 6 классе: Пособие для учителей и методистов.
  4. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Обучение русскому языку в 7 классе: Пособие для учителей и методистов.
  5. Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для учителей и методистов. 6 класс.
  6. Соловьёва Н. Н.' Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для учителей и методистов. 7 класс.

             Материальная база кабинета:

  1. Компьютер.
  2. Экран.
  3. Доска.
  4. Таблицы, плакаты.

            Интернет-ресурсы:

http://www.philology.ru — «Филологический портал».

http://www.gramma.ru — сайт «Культура письменной речи».

http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия.

http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари»

http://www.gramota.ru — Грамота.Ру

 Приложение

Календарно-тематическое планирование

по русскому языку. 7 класс.

Планирование по русскому языку. 7 класс. 1 четверть. 32 часа.

Дата

К/ч

Тема

1

04.09

1

Русский язык – один из развитых языков мира

2

05.09

1

Разделы науки о языке

3

06.09

1

Местоимение

Местоимение как часть речи.

4

07.09

1

Разряды местоимений.

5

11.09

1

Личные местоимения.

6

12.09

1

Личные местоимения.

7

13.09

1

Возвратное местоимение себя.

8

14.09

1

Вопросительные и относительные местоимения.

9

18.09

1

Вопросительные и относительные местоимения.

10

19.09

1

Неопределенные местоимения.

11

20.09

1

Не в неопределенных местоимениях.

12

21.09

1

Дефис в неопределенных местоимениях.

13

25.09

1

Отрицательные местоимения.

14

26.09

1

Различение на письме приставок не и ни в отрицательных местоимениях.

15

27.09

1

Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

16

28.09

1

Притяжательные местоимения.

17

02.10

1

Притяжательные местоимения.

18

03.10

1

Указательные местоимения.

19

04.10

1

Указательные местоимения.

20

05.10

1

Определительные местоимения.

21

09.10

1

Определительные местоимения.

22

10.10

1

Местоимение и другие части речи

23

11.10

1

Морфологический разбор местоимений

24

12.10

1

Повторение и обобщение изученного о местоимении.

25

16.10

1

Зачет по разделу «Местоимение»

26

17.10

1

Подготовка к контрольному диктанту

27

18.10

1

Контрольный диктант

28

19.10

1

Анализ контрольного диктанта

29

23.10

1

Глагол

Повторение изученного в 5-6 классе. Глагол как часть речи.

30

24.10

1

Не с глаголами

31

25.10

1

Мягкий знак после шипящих в н.ф. глагола

32

26.10

1

Правописание  -тся-ться в глаголах

Планирование по русскому языку. 7 класс. 2 четверть. 32 часов.

Дата

К/ч

Тема

1

06.11

1

Буквы е-и в корнях с чередованием

2

07.11

1

Буквы о-а в корнях с чередованием и безударные гласные

3

08.11

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов

4

09.11

1

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

5

13.11

1

Гласные в приставках пре- и при-

6

14.11

1

Разноспрягаемые глаголы

7

15.11

1

Глаголы переходные и непереходные.

8

16.11

1

Глаголы переходные и непереходные. Возвратные глаголы

9

20.11

1

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

10

21.11

1

Изъявительное наклонение.

11

22.11

1

Условное наклонение.

12

23.11

1

Условное наклонение.

13

27.11

1

Повелительное наклонение.

14

28.11

1

Повелительное наклонение.  Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

15

29.11

1

Различение повелительного наклонения и формы будущего времени  

16

30.11

1

Употребление наклонений.

17

04.12

1

Употребление наклонений.

18

05.12

1

Безличные глаголы.

19

06.12

1

Морфологический разбор глагола.

20

07.12

1

Правописание гласных в суффиксах глаголов. Суффиксы глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-)

21

11.12

1

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

22

12.12

1

Повторение и обобщение изученного о глаголе

23

13.12

1

Зачет по разделу «Глагол»

24

14.12

1

Подготовка к контрольному диктанту

25

18.12

1

Контрольный диктант

26

19.12

1

Анализ контрольного диктанта

27

20.12

1

Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах

Разделы науки о языке

28

21.12

1

Орфография

29

25.12

1

Морфемика

30

26.12

1

Словообразование

31

27.12

1

Морфология

32

28.12

1

Пунктуация

Планирование по русскому языку. 7 класс. 3 четверть. 44 часа.

Дата

К/ч

Тема

1

15.01

1

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

2

16.01

1

Синтаксис.

3

17.01

1

Синтаксический разбор

4

18.01

1

Лексика и фразеология

5

22.01

1

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

6

23.01

1

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

7

24.01

1

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

8

25.01

1

Зачет по разделу «Повторение изученного в 5-6 классе»

9

29.01

1

Причастие

Причастие как часть речи.

10

30.01

1

Причастие как часть речи.

11

31.01

1

Склонение причастий.

12

01.02

1

Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

13

05.02

1

Причастный оборот.

14

06.02

1

Знаки препинания при причастном обороте.

15

07.02

1

Действительные  и страдательные причастия.

16

08.02

1

Краткие и полные страдательные причастия.

17

12.02

1

Действительные причастия настоящего времени.

18

13.02

1

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

19

14.02

1

Действительные причастия прошедшего времени.

20

15.02

1

Образование действительных причастий прошедшего времени. Правописание гласных перед суффиксом.

21

19.02

1

Контрольная работа на тему: «Действительные причастия»

22

20.02

1

Анализ контрольной работы.

23

21.02

1

Страдательные причастия настоящего времени.

24

22.02

1

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

25

26.02

1

Страдательные причастия прошедшего времени.

26

27.02

1

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

27

28.02

1

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

28

01.03

1

Правописание н, нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных.

29

05.03

1

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

30

06.03

1

Правописание н, нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

31

07.03

1

Морфологический разбор причастий.

32

08.03

1

Упражнения в морфологическом разборе причастий.

33

12.03

1

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

34

13.03

1

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

35

14.03

1

Буквы е и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

36

15.03

1

Упражнения в написании предложений с причастным оборотом

37

19.03

1

Систематизация и повторение изученного причастии.

38

20.03

1

Зачет по разделу «Причастие»

39

21.03

1

Подготовка к контрольному диктанту

40

22.03

1

Контрольный диктант

41

26.03

1

Анализ контрольного диктанта

42

27.03

1

Деепричастие.

Деепричастие как часть речи.

43

28.03

1

Деепричастие как часть речи

44

29.03

1

Деепричастный оборот

Планирование по русскому языку. 7 класс. 4 четверть. 28 часов.

Дата

К/ч

Тема

1

09.04

1

Деепричастный оборот

2

10.04

1

Запятые при деепричастном обороте

3

11.04

1

Упражнения в написании предложений с деепричастным оборотом

4

12.04

1

Упражнения в написании предложений с деепричастным оборотом

5

16.04

1

Различение предложений с деепричастным  и причастным  оборотом

6

17.04

1

Различение предложений с деепричастным  и причастным  оборотом

7

18.04

1

Раздельное написание не с деепричастным оборотом

8

19.04

1

Раздельное написание не с деепричастным оборотом

9

23.04

1

Деепричастия  несовершенного вида

10

24.04

1

Деепричастия  несовершенного вида

11

25.04

1

Деепричастия  совершенного вида

12

26.04

1

Деепричастия  совершенного вида

13

30.04

1

Морфологический разбор деепричастия

14

01.05

1

Выходной

15

02.05

1

Повторение и обобщение изученного о деепричастии

16

03.05

1

Зачет по разделу «Деепричастие»

17

07.05

Виды орфограмм изученных в 6 -7 классе

Правописание и морфологические признаки имен существительных и прилагательных

18

08.05

1

Правописание и морфологические признаки глаголов

19

09.05

1

Выходной

20

10.05

1

Правописание и морфологические признаки имен числительных.

21

14.05

1

Правописание и морфологические признаки местоимений.

22

15.05

1

Подготовка к контрольному диктанту

23

16.05

1

Контрольный  диктант

24

17.05

1

Анализ контрольного диктанта

25

21.05

1

Разделы науки о языке

26

22.05

1

Текст. Стили речи

27

23.05

1

Комплексный анализ и составление текстов

28

24.05

1

Комплексный анализ и составление текстов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....