Внеурочная деятельность
материал по русскому языку (6 класс)
Внеурочная деятельность по русскому языку в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_put_k_slovu.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
« Русский язык как средство общения».
Пояснительная записка
Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. С 5-го класса интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Однако важно отметить, что изучение русского языка – это не только строгий набор правил по орфографии и пунктуации, знания которых требует школьная программа. Русский язык таит в себе много тайн, он богат, выразителен и разнообразен.
Русский язык - сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Без хорошего знания языка невозможно добиться успехов в учебе, в профессиональной деятельности.
Кружок «Русский язык как средство общения» предназначен для учащихся 6 классов. Программа составлена на основе пособий
Грызловой М.Л. «Внеклассная работа по русскому языку» и Дроздовой О. Е. «Уроки языкознания для школьников. 5-8 класс».
Данная программа поможет учащимся овладеть навыками культуры речи, научит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм речевого этикета, составлять тексты для публичных выступлений.
Не стоит забывать и о том, что богатый словарный запас, высокий уровень речевой компетенции в родном языке является предпосылкой для успешного овладения разными видами компетенций в иностранном языке.
В этой связи, данный курс способствует взаимообогащению родного и иностранных языков), совершенствованию языкового мышления, речевой культуры.
Цель:
содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества; помочь ощутить русский язык, как стройную гармоничную систему.
Программа рассчитана на 34 учебных часа. На занятиях кружка предусмотрены различные виды работ. На практических и лабораторных занятиях ребята будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, решение олимпиадных заданий, выполнение программированных заданий повышенной сложности. Также предполагается, что учащиеся будут заниматься под руководством учителя исследовательской работой, которая выльется в выступления на школьных и городских научных конференциях и поможет им планировать собственную научную деятельность.
Задачи:
1) воспитание коммуникативной культуры школьников;
2) расширение и углубление запаса знаний по предмету и формирование лингвистической компетенции учащихся;
3) выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;
4) поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
5) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Формы работы:
Формы организации разнообразны: беседа, лекции, диспуты, практикумы, семинары, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, Неделя русского языка и литературы.
Приемы работы:
- наблюдение над живой речью и над литературным материалом как программного, так и дополнительного характера,
- практическая работа с различного рода словарями,
- игры на языковом материале,
- изготовление дидактического материала,
- составление задач для занимательной грамматики, кроссвордов, загадок, шарад,
- вопросы занимательной грамматики,
- краткие увлекательные рассказы учителя о жизни языка,
- сообщения самих учеников о наблюдениях над языковыми явлениями,
- знакомство с работой над языком наших писателей,
- сообщения на основании прочтения указанных материалов по отдельным вопросам языка,
- знакомство с научной лабораторией языковеда, техникой и методикой лингвистического анализа.
- решение и составление олимпиадных задач различного уровня сложности.
К концу обучения учащиеся должны иметь представления об основных терминах и понятиях языкознания;
Знания и умения:
- основные лингвистические термины и понятия;
- основные разделы языкознания (лексикология, фонетика, морфология, синтаксис, пунктуация, словообразование, орфография, фразеология);
- лексическое значение слова;
-основные орфоэпические нормы;
- жанры публицистического стиля (статья, заметка);
-происхождение некоторых слов и выражений;
- иметь представление о русском языке как системе;
- создавать собственные произведения различных стилей;
- уметь правильно оформлять сообщение, доклад, исследовательскую работу;
-правильно употреблять слова в речи;
-различать слова-паронимы ;
- разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их, пользоваться различными словарями;
Литература:
Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. –М.: Просвещение, 1967. – 288 С.
Баранов М.Т. Программа курса «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи» для VIII-IX классов//РЯШ. – 1991. - №4. – С.101.
Блинов Г.И. О некоторых вопросах перспективности в обучении (на материале синтаксиса и пунктуации)//РЯШ. – 2003. - №1. – С.9-15
Виды внеклассной работы по русскому языку (Сб. статей из опыта работы)/Сост. М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1968. – 268 С.
Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 С.
Волкова Т.Н. Путешествие в страну Глаголию//РЯШ. – 2005. - №1. – С.50.
Вопросы и задания Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку//РЯШ. – 2007. - №4. – С.52.
Вопросы и задания Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку//РЯШ. – 2008. - №4. – С.46.
Воробьева О.И., Головенкина Л.Н. Олимпиада по русскому языку: задания, результаты, выводы//РЯШ. – 1996. - №2. – С.48.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...