Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
|
|
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Вступление в урок. Интрига. Взгляните на этот красивый цветок (СЛАЙД 1). Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень. - Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня). - Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким. Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень. -Почему? ( Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое). | Рефлексия, вывод | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Актуализация знаний - Вспомним, какие орфограммы-гласные в корне слов нам известны? (Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне) - С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? От чего зависит правописание гласных в корне -лаг- - -лож-? - Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы (устно): С.довник, р.стение, р.сточек, прил.жить, изл.гать, выр.щенный, в.дяной, выр.с. (СЛАЙД 2) - Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем, возникли затруднения). -Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем? (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием -рос-, -раст-, -ращ-.) - Как думаете, какова тема урока? (СЛАЙД 3) - Давайте подумаем, какова цель урока? - А что мы должны уметь в конце урока? | Анализируют задание. Распределяют слова. Дают ответы на вопросы. Работают в группе по заданию. Формулируют тему урока (Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос- , -раст-, -ращ-.) Формулируют цель (научиться определять, в каких случаях происходит чередование гласных а-о в указанных корнях с чередованием -рос-, -раст-, -ращ-). | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
IV. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, как пишутся корни с чередованием -рос-, -раст-, -ращ- Наблюдения на стр.178 учебника (СЛАЙД 4) -Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче запомнить правило. (Дети проговаривают шаги алгоритма: выделить корень; подчеркнуть согласные корня: перед «СТ», «Щ» пишем «А», а перед «С» - «О», т. е. написание гласной в корне зависит от последующих согласных). А теперь обратимся к учебнику, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (Дети высказываются). Рифмованное правило (СЛАЙД 5) -раст-, -ращ-, но - рос- — Простой вопрос. Легко запомнить: -раст-, -ращ-, но - рос-. А — в -раст-, -ращ-, О — только в - рос- Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно). Работа со словами-исключениями, толкование их лексического значения (обращение к толковым словарям). (СЛАЙДЫ 6,7) Отрасль – отдельная область какого-либо рода деятельности, например металлургическая область промышленности. Росток – стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня. Ростовщик – человек, дающий деньги в долг под большие проценты. Ростов – один из старейших городов России, входящий в Золотое кольцо России. Ростислав – мужское имя, образовавшееся от двух корней: -рост- (росток) и –слав- (слава). | Анализируют языковое явление, учатся применять правило на практике, выполняя различые типы заданий | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения(Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
V. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию. 1) Лингвистическая физминутка. (СЛАЙД 8) «Хлопок». Слово с О – хлопок. Посеяно с лукошко, так и выр..сло немножко. Каково дерево, такова и отр..сль. Подр..стешь – свое наживешь. Играйте же, дети, р..стите на воле. (Н. Некрасов.) Три гордые пальмы высоко р..сли. (М.Лермонтов.) Зар..сли кустарника образовали непроходимую чащу. Рис р..стет на болотистых местах. Берег моря покрыт водор..слями. 2) Объяснительный диктант, с графическим обозначением орфограммы. Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются цветы, отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша. 3) Выполнение упражнения на новое правило из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней с чередованием -рос-, -раст-, -ращ- и осуществляют взаимопроверку (упр.437) 4) Игра «Угадай-ка» (СЛАЙД 9) - Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Замена развернутых определений синонимом, состоящим из одного слова. Молодой лес (поросль); отдельная область производства, науки (отрасль); частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли) 5) Работа с опорными таблицами. (СЛАЙД10) - Сегодня мы узнали еще об одной части этой группы. Рассмотрите эту группу на опорной таблице и запишите в тетрадь-справочник. 6) Творческая работа. - Следующее задание – ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА Составить словосочетания на тему: «Родной город», используя слова с чередованием гласных в корне. | Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи. Работают в парах. Работают в группах Оценивают свою работу. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
|
VI. Рефлексия деятельности (итог урока). Урок заканчивается, значит, надо подвести итог. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями -рос-, -раст-, -ращ- - Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность к экзамену. «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить (СЛАЙД 11). | Оценка | 1.Знание теоретического материала. 2. Умение определять, в каких случаях происходит чередование гласных в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. | | 3.Умение правильно писать слова корнями -раст-, -ращ-, -рос. | | 4. Умение определять слово по его лексическому значению. | | 5. Умение конструировать словосочетания, используя слова на изученное правило. | |
Подводя итоги нашего урока, мы можем сказать, что прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам: «Зри в корень!» (СЛАЙД 12) Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно. А если научишься быть верным самому себе, быть совестливым, быть верным своим корням, то станешь настоящим человеком. | Дают ответы на вопросы.
Анализируют работу на уроке через самооценку.
| Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
VII. Домашнее задание по выбору (СЛАЙД 13): 1. Выполнить упражнение из учебника. 2. Составить карточку для соседа на изученное правило (10 слов с пропущенными буквами в корнях); 3. Написать небольшой рассказ «Мой любимый уголок природы», употребляя слова с корнями -раст-, -ращ-, -рос. | Записывают домашнее задание | Самоанализ, самооценка (Р) |