"Правописание гласных А-О в корнях -раст-, -рос-, -ращ-"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок изучения нового материала. С помощью различных тренировочных упражнений учащиеся должны усвоить правописание корней -раст- и -рос- с чередующейся гласной, а в конце урока у учителя будет возможность с помощью теста проверить, как учащиеся усвоили эту тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Правописание букв А-О в корнях –раст-, -рос-, -ращ-« |
Цели урока: 1. Открыть закон правописания А-О в корнях – раст-, -рос-, -ращ-. 1 Оргмомент. 2 Словарный диктант. Всегда, спортсмен, вьюга, никогда, баскетбол, салют, компьютер, спасибо, футбол, вокзал, барьер, беседовать, алфавит, портфель, километр. -Самопроверка. СЛАЙД 1 3. Игра «Четвёртое лишнее». СЛАЙД 2. На доске записаны слова: Растущий, прорастающий, простейший, росточек. Определите в каждой группе слов лишнее. Назовите его, объясните свой выбор. Проверка. СЛАЙД 3. Затем СЛАЙДЫ 4, 5. 4 Новый материал. СЛАЙД 6. - Сегодня на уроке мы продолжим постигать законы русского языка. Вы сами будете открывать закон, применять его на практике. - Сегодня на уроке мы познакомимся с условиями написания чередующегося корня –раст- - рос- - -ращ-. - Обратите внимание на выделенные буквы в корне, и вы узнаете, когда в корне –раст-,-рос-, -ращ- пишется безударная А, а когда – О. -Сделаем вывод. Сформулируйте закон правописания орфограммы «Буквы О-А в корне –раст-, -рос-, -ращ» -Помните, что закон должен отражать главное, формулировка должна быть простой. -- Какие слова являются исключениями? Почему? -Дадим лексическое толкование словам-исключениям ОТРАСЛЬ, РОСТОВЩИК, используя «Словарь русского языка» С.И.Ожегова. СЛАЙД 7. Ростовщик – тот, кто даёт деньги в рост, в долг под большие проценты. Отрасль 1) Ветвь растения (устар) -У слова ОТРАСЛЬ 3 значения. Как называют такие слова? Запишем слова-исключения в тетрадь. СЛАЙД 8. - Ответим на один из главных вопросов. Можно ли пользоваться проверочным словом при написании слов с чередующимися гласными? -Проверим, правильно ли мы сформулировали правило написания орфограммы «Буквы О-А в корне –раст-, -рос-, -ращ». Обратимся к учебнику. Как обозначается данная орфограмма? 5. Закрепление. 1) Вставьте пропущенные буквы. СЛАЙДЫ 9, 10. Работа с карточками А-О. 1) Излагать, 2) полагать, 3) слагаемое, 4) предлагать, 5) возлагать, 6) изложение, 7) возложить, 8) полог, 9) переложить, 10) располагать, 11) слагать, 12) предполагать, 13) прилагательное, 14) растение, 15) прорасти, 16) отрасль, 17) ростовщик, 18) росток, 19), подросли, 20) прорасти, 21) выращенный, 22) дорасти, 23) растительность, 24) возраст, 25) прирасти. 2) Работа с перфокартами. 3) СЛАЙД 11. Работа с текстом «Яблонька». Устно расставить знаки препинания. Класс в 2 столбика выписывает слова с чередующимися и проверяемыми гласными. На доске 3 учащихся делают разборы. Р_сти, р_сти яблонька подр_стай. Цв_ти, цв_ти яблонька ра_цв_тай! З_л_тое солнышко жарче грей! Выр_стайте яблоки1 поск_рей! Р_сла, р_сла яблонька, подр_сла. Цв_ла, цв_ла яблонька, отцв_ла2. Отр_хнула яблонька свой наряд, И поспели яблоки для ребят4. В это время учитель проверяет перфокарты. Проверка. СЛАЙД 12. 4) ИГРА «Третий лишний». СЛАЙД 13. 1) прилагать, ловить, помирить; 2) усложнить, положить, изложение; 3) произрастать, потрясти, излагать. 5) Творческая работа с текстом. СЛАЙД 14. Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните.
Слова для справок: выр…сти, предл…жить, распол…гаться, р…стительность, ул…жить, предложенный, выр…сти, распол…житься, разл…жить, р…сти, разросшийся, зар…сли, р…стения, изл…жить. Прочитайте получившуюся запись. Докажите, что данная запись является текстом. Озаглавьте, определите тип речи текста. 6. Подведение итогов урока. СЛАЙД 15. 7. Домашнее задание. СЛАЙД 16. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"
Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/26/picture-469603-1409079573.jpg)
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос.
Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос-" с раздаточным материалом и презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/16/picture-756930-1455628752.jpg)
Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, ращ-, -рос-" в 5 классе
Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-,- ращ-, -рос-" в 5 классе по программе Ладыженской...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/11/picture-871742-1494528351.jpg)
Урок русского языка в 5 классе Правописание чередующихся гласных О-А в корне – раст-, -ращ-. –рос-.
Технологическая карта с рефлексией....
План-конспект урока "Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -раст-/-рос-»
План-конспект содержит информацию о ходе урока получения нового знания по теме "Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -раст-/-рос-". В нем представлены как теоретические сведения (п...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/19/picture-1334345-1621438670.jpg)
Методическая разработка "Правописание гласных о, а в корнях лаг-//лож, раст//ращ//рос"
В работе описывается метод правильного выбора гласной в словах с чередующимися корнями, а также способ проверки гласной буквы в словах с чередующимися корнями. Тема достаточна сложная, так как в ней з...