Правописание гласных О-А в корне РАСТ-РАЩ-РОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
урок разработан в соответствие с ФГОС для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cheredovanie.pptx | 1010.64 КБ |
urok_ipk.docx | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Познакомиться с условиями выбора букв о-а в корне – раст - ращ -рос; н аучиться распознавать слова с этим корнем.
«Третий лишний» Изменить пол… жение ; п редпол …гать результат; вишенка подр … сла .
ч ередование… Замена одних звуков другими в одной и той же части слова при образовании и изменении слов. о Чередование гласных зависит от: а -Лож- с согласной Ж из лож ение при лож ение Согласной буквы, перед которой стоит корневая гласная -Лаг- С согласной Г из лаг ать при лаг ать искл .: по лог
о Чередование гласных зависит от: а -рос- Согласной буквы, перед которой стоит корневая гласная - Раст - с согласными СТ раст ение при раст ать - Ращ - с согласной Щ вы ращ ивать ращ у
-РОС-РАСТ-РАЩ- -РОС- -РАСТ- -РАЩ- исключения РОС ла за РОС ли вы РОС ла РАСТ и РАСТ ение вы РАСТ и вы РАЩ ен вы РАЩ ивание р О сток Р О стов отр А сль
Словообразование и словоизменение. От глагола РАСТИ образовать другие при помощи приставок за-, в-, вы-, про-. От основы глагола РАСТИ образовать существительные и прилагательные.
О бъяснить смысл пословиц, выписать из пословиц слова с чередованием корней – раст -рос- ращ Сломать дерево – секунда, а выр … стить – годы .
И камень лежа мхом обр …стает. Где сосна взр … сла , там она и красна.
нахмуриться, как…
улыбнуться, как…
устать, как …
Отдохнуть, как …
Прочитать текст, найти главную мысль, выписать слова с чередованием корней –рос- раст - ращ - Жил-был мальчик по имени Нильс. Однажды он обидел сказочного гнома, и тот превратил Нильса в маленького человечка. Нильс очень хотел выр … сти и снова стать обычным мальчиком. Но для этого ему пришлось пройти через множество приключений: опуститься в подводные зар … сли , подняться в звездное небо, потеряться в густых р… стениях . И только когда в душе мальчика появились р… стки добра, он выр …с и стал таким, как прежде».
Домашнее задание: Письменно ответьте на вопрос : « Может ли возраст или рост быть помехой для добрых дел?» Приведите в своем рассуждении примеры из знакомых вам литературных произведений.
К какому типу речи будет относиться ваш ответ ? Как строится рассуждение ? Тезис(главная мысль). Доказательства. Вывод.
Итоги урока Знаю… Умею… Хочу узнать…
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Тема | Правописание гласных о-а в корне –раст-, -ращ-, -рос-. (1 час) |
Класс | 5 |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Цели | Создать условия для ознакомления с условиями выбора букв о-а в корне –раст-, -ращ-, -рос-.; способствовать формированию умений распознавать слова с этим корнем |
Цели | познакомиться с условиями выбора букв о-а в корне –раст-, -ращ-, -рос-.; научиться распознавать слова с этим корнем |
Планируемые | Предметные: знать условия выбора о-а в корне –раст-, -ращ-, -рос-. ; уметь находить их в тексте; Метапредметные: регулятивные УУД - определять цель учебной деятельности и искать средства её осуществления; познавательные УУД - находить ответы, используя полученную информацию; коммуникативные УУД – уметь оформлять свои мысли в устной речи, умение сотрудничать Личностные: иметь мотивацию к познанию, учёбе. |
Основные понятия | Чередование, корни –раст-, -ращ-, -рос |
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
УУД | ||||
I.Организационный момент | 1.Приветствуют учителя. 2.Оценивают готовность рабочего места. | 1.Приветствие. 2.Проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Личностные: формирование эмоционального настроя на урок. Регулятивные: самоконтроль. Познавательные: самоопределение Коммуникативные: готовность к учебному сотрудничеству с учителем и одноклассниками. | |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | 1.Выполняют задание. 2.Фиксируют возникшие затруднения. 3. Вместе с учителем формулируют тему и цели урока, записывают тему урока в тетрадь. | 1.Учитель предлагает выполнить задание «Третий лишний» и ответить на вопросы. 2.Какие вопросы вызвали затруднение, почему? 3. Предлагает сформулировать тему и цели урока. | Задание «Третий лишний» Изменить пол…жение. Предпол…гать результат. Вишенка подр…стала. | Регулятивные: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков; повторение орфографии, расширение лексического запаса. |
III. Актуализация знаний | 1. Отвечают на вопросы. Работают с таблицей, формулируют вывод, сверяют его содержание с теоретическим материалом темы в учебнике. 2. коллективное формулирование алгоритма чередования корней. | 1. Построение проекта выхода из затруднения. Предлагает ответить на вопросы. Выполнить задание: заполнить таблицу примерами и сделать вывод. 2. Предлагает составить алгоритм чередования | - что такое чередование - заполнить таблицу примерами и сравнить, сформулировать вывод. 2.Составление алгоритма. | Познавательные: Повторение чередования корней; расширение лексического запаса; анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. |
IV. Первичное усвоение новых знаний | 1. Работают по алгоритму. 2.Работа с учебником стр.179 Упр. 437, проговаривают изученный материал, обдумывают то, что делают, как делают, выясняют, всё ли понятно. | 1.Предлагает работу с составленным алгоритмом. 2. Предлагает выполнить упражнение в учебнике. 3.Контролирует, корректирует работу. | Стр. 179, упр.437 | Познавательные: умение структурировать знания, планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками. |
V. Первичная проверка понимания | 1.Выполняют самостоятельную работу с последующей самопроверкой. 2. Выполняют задание, проверяют работы у соседа по парте. | 1.Предлагет выполнить самостоятельную работу с последующей самопроверкой. 2. Предлагает выполнить задание: объяснить смысл пословиц, выписать из пословиц слова с чередованием корней –раст-рос-ращ. | 1.Словообразование и словоизменение. - От глагола РАСТИ образовать другие при помощи приставок за-, в-, вы-, про-. - От основы глагола РАСТИ образовать существительные и прилагательные. 2.Сломать дерево – секунда, а выр…стить – годы. - И камень лежа мхом обр…стает. - Где сосна взр…сла, там она и красна. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Познавательные: формирование обобщенных знаний. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VI. Физкультминутка | 1.Выполняют. | 1.Предлагает. | Эмоциональная разрядка: •нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница •улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо •устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху •отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин. | |
VII. Первичное закрепление | 1.Работают с учебником. 2. Выполняют работу с текстом. | 1.Предлагает работу с учебником. 2. Предлагает работу с текстом. | Стр.179 упр.440 2. Прочитать текст, найти главную мысль, выписать слова с чередованием корней –рос-раст-ращ- | Познавательные: Перерабатывают информацию для получения необходимого результата. |
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 1.Задают уточняющие вопросы | 1.Информирует о домашнем задании | Письменно ответьте на вопрос : «Может ли возраст или рост быть помехой для добрых дел?» К какому типу речи будет относиться ваш ответ? Давайте вспомним, как строится рассуждение? (Тезис – Доказательство – Вывод). Приведите в своем рассуждении примеры из знакомых вам литературных произведений. | |
IX. Итоги урока. Рефлексия | 1.Отвечают на вопросы 2.Оценивают свою работу на уроке, пользуясь листом самооценки. | 1.Предлагает вопросы. 2.Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь листом самооценки. | 1.– Какую ставили цель? – Удалось решить поставленную цель? – Где можно применить новые знания? – Какой вид работы понравился? 2. Лист самооценки. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правописание гласных А-О в корнях -раст-, -рос-, -ращ-"
Урок изучения нового материала. С помощью различных тренировочных упражнений учащиеся должны усвоить правописание корней -раст- и -рос- с чередующейся гласной, а в конце урока у учителя будет во...
Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"
Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос.
Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос-" с раздаточным материалом и презентацией...
Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, ращ-, -рос-" в 5 классе
Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-,- ращ-, -рос-" в 5 классе по программе Ладыженской...
Урок русского языка в 5 классе Правописание чередующихся гласных О-А в корне – раст-, -ращ-. –рос-.
Технологическая карта с рефлексией....
План-конспект урока "Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -раст-/-рос-»
План-конспект содержит информацию о ходе урока получения нового знания по теме "Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -раст-/-рос-". В нем представлены как теоретические сведения (п...
Методическая разработка "Правописание гласных о, а в корнях лаг-//лож, раст//ращ//рос"
В работе описывается метод правильного выбора гласной в словах с чередующимися корнями, а также способ проверки гласной буквы в словах с чередующимися корнями. Тема достаточна сложная, так как в ней з...