I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
|
-Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада видеть Вас на нашем уроке. Пора нам в дорогу. Давайте учиться? Давайте учиться! -Я думаю, что результат нашей с вами работы будет успешным. | Здороваются. Демонстрируют готовность к уроку. | Личностные УУД: положительное отношение к учению,познавательной деятельности; Познавательные УУД: осознание учебно-познавательной задачи; Регулятивные: планирование учебных действий. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | -Посмотрите на доску, прочитайте предложения. (Слайд 2) -Возьмите карточку №1, на карточке выполните предложенные задания. -Разберите предложения по членам. -Найдите местоимения и определите их разряд. -Каким членом предложения они являются? 1. Кто стучится в дверь? 2. Ребята не знали, что они найдут в пещере. 3.Который дом вы ищете? -Итак, что мы вспомнили о вопросительно-относительных местоимениях? 4. Некто вместе с капитаном поднялся на корабль. - Назовите местоимение. -Определите его разряд? -В чём проблема? -Всё ли мы знаем о разрядах местоимений? - Нам есть что изучать о местоимениях.
| Слушают учителя. Ответы детей: - В 1 предложении местоимение кто -вопросительно-относительное(В данном случае предложение с вопросом, поэтому вопросительное) В предложении является подлежащим.(кто (что делает?стучится) -Во втором предложении местоимение в которой - вопросительно-относительное. (В данном случае относительное) В предложении является дополнением дополнением ( найдут (что?) что) -В третьем предложении есть местоимение, которое нам еще неизвестно. (Которое мы не можем отнести к известному нам уже разряду местоимений.)
| Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической речью. 2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач. Личностные УУД: 1.Самоконтроль Познавательные УУД: 1.Проверка изученного. |
III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, целеполагание. | Учитель: организует беседу с обучающимися по определению темы, постановке темы урока. -Чтобы определить тему и цели урока, обратимся к загадочному тексту:
(Не)кто шёл по дороге и нашёл какой(то) предмет. (Кое)кто удивился этому. (Не)которое время они молчали, а потом кто(то) заговорил.(Текст на доске) - Можно ли по этому тексту определить, о ком или о чём идёт речь? Почему? -Какой частью речи являются выделенные слова? 2) Формулировка темы урока.
-Давайте попробуем догадаться, к какому разряду местоимений относятся эти слова? Как бы вы назвали назвали эти местоимения, если по ним нельзя определить, на какой предмет они указывают? (не..) -Назовите тему урока? -Запишите число и тему в тетрадь.(слайд 3) - А что значит слово неопределённый, давайте прочитаем словаре. (Читает вслух сильный ученик.) -Какие цели у нас сегодня на уроке? _-Продолжите предложения. (слайд 4) Познакомиться с (неопределенными местоимениями); Узнать ( о значении неопределенных местоимений, об их образовании, морфологических признаках и синтаксической роли) Научиться (правильно писать неопределенные местоимения)
|
Ученики выдвигают свои варианты. -Я думаю, что по этому тексту мы не сможем определить, о чем идет речь в тексте. -В этом тексте не названы лица людей или предметы, о которых идет речь. - Некто,какой-то, … - местоимения, так как они указывают на предмет, но не называют его. -Они не дают точного, конкретного представления о предмете, признаке, такие местоимения называются неопределёнными.
-Неопределенные местоимения. Ученики: записывают в тетрадях дату и тему урока. Ученики: ищут лексическое значение в словаре.
| Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему; 3.Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
IV. Открытие новых знаний. 1 этап – выдвижение гипотезы | 3.Приступим к изучению нового материала. 1)Выясним, на что указывают неопределенные местоимения. -Посмотрите на доску, поставьте вопросы к местоимениям каждого столбика и попытайтесь сформулировать, на что они указывают. -Обменяйтесь мнениями в паре.
(слайд 4) некто | некоторый | несколько | нечто | какой-нибудь | сколько- нибудь нибудь | кто-то | чей-либо |
| кое-кто | какой-то |
|
- Проверьте себя по учебнику.(с.80) -На что же указывают неопределенные местоимения? -Прочитайте, как изменяются. -Каким членом предложения могут быть?( Итак..) -Мы узнали… -Заполните схему. -Поменяйтесь схемами, проверьте работу друг друга. -Теперь проверим по слайду, правильно ли вы заполнили эту схему. -Оцените свою работу (лист самооценки) Учебник, с.81. Рассмотрите таблицу -2)От каких местоимений образованы неопределенные местоимения? - Сколько способов образования… - Назовите эти способы? (Примеры, все суффиксы) -Прочитайте вывод.
4.Правописание неопределенных местоимений. 1)Вернемся к первому тексту. -Предположите, как надо писать неопределенные местоимения. Вы их много раз встречали в текстах. (Не)кто шёл по дороге и нашёл какой(то) предмет. (Кое)кто удивился этому. (Не)которое время они молчали, а потом кто(то) заговорил. -К этому тексту мы вернемся в конце урока и проверим.
2) –Познакомимся с правилом с.82.(про себя) -Какие местоимения пишутся через дефис? (читают вслух) -Когда приставка кое- пишется раздельно? (читают вслух) 3)Работа в парах. - Проговорите друг другу правило, проверяя товарища по учебнику. 4)Проговорите правило по схеме (слайд 5)
-Какие неопределенные местоимения пишутся через дефис? -Какие неопределенные местоимения пишутся слитно? -Когда неопределенные местоимения пишутся раздельно? 5) Давайте проверим, как мы усвоили правило. -Учебник страница 83, упр.474. (по цепочке) (у доски) |
Дают свои варианты: 1 столбик – отвечает на вопрос (кто? что?), указывает на неопределенный предмет.
2 столбик – отвечает на вопрос ( какой? чей?), указывает на неопределенный признак.
3 столбик – отвечает на вопрос (сколько?), указывает на неопределенное количество.
Ученики: называют местоимения.
Вопросительно-относительные. -От вопросительно-относительных местоимений.
Ученики: при помощи приставки не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь.
Неопределенные местоимения образованы от вопросительно-относительных местоимений при помощи приставок не, кое и суффиксов –то, -либо, -нибудь.
Ученики: вместе с учителем заполняют памятку. | Познавательные УУД: 1.Выделять главное, извлекать информацию; 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; 3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: 1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. |
VI. Первичное закрепление.
| 6) –Кто хочет проверить свои знания самостоятельно? Карточка. - Пользуясь памяткой, объясните написание неопределённых местоимений.
(Не)кто пришел к нам в класс. Через )не)которое время Витя пошел гулять. Сереже необходимо (кое)с кем встретиться. Алиса что(то) увидела впереди. Мы когда(нибудь) пойдем в поход.
- Укажите синтаксическую роль неопределенных местоимений в этих предложениях.(если успеем)
- Самопроверка(слайд) -Заполните лист самооценки. Учитель: создает условия для коллективной и индивидуальной работы с целью подготовки к выполнению заданий. -Продолжаем работать. Работа в группах: 1 группа – списать текст, определить разряд местоимений. 2 группа – списать текст, определить разряд местоимений подчеркнуть неопределенные местоимения как члены предложения. 3 группа – списать текст, определить разряд местоимений подчеркнуть неопределенные местоимения как члены предложения, у неопределенных местоимений определить падеж число и род(если есть) В каком(то) городе родился (не)кто. Через (не)которое время с ним кое(что) произошло. (Не)сколько человек этому очень удивились. Оказалось, что этот (не)кто с каких-то пор любил за чем(нибудь) наблюдать, о чём(либо) размышлять, искать какой(либо) смысл. И превратился (не)кто в (не)что. Проверка : -Проверьте запись на доске, исправьте ошибки. Лист самооценки.
3. - На что указывают неопределённые местоимения? -Какими членами предложения являются? - От каких местоимений образуются неопределённые местоимения? -Как образуются неопределённые местоимения? Тест. Давайте проверим , как усвоили правила правописания неопределённых местоимений. 1. Какое местоимение пишется через дефис? 1. (не)кто; 2. кем(то); 3. (не)который; 4. (не)(у)кого. 2. Какое местоимение пишется слитно? 1. (кое)какой 2. (кое)(с)чем 3. кого(то) 4. (не)который
3. Какое местоимение пишется раздельно? 1. кто(то) 2. (кое)(с)чем 3. кто(нибудь) 4. что(либо)
4. В каком предложении нет неопределённого местоимения? 1. Он рассказал нам интересную историю. 2. Я пришёл через несколько минут. 3. Надо было кого-нибудь попросить. 4. У меня остались кое-какие дела.
5. Какое местоимение не изменяется по падежам, родам и числам? 1. (кое)какой 2. (кое)(с)чем 3. кого(то) 4. (не)кто Оценивание (слайд 8) -Давайте вернемся к загадке и определим, правильно ли мы записали неопределенные местоимения? |
Учитель объясняет. Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе.
Ученики: проверяют, высказывают свое мнение.
| Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. Коммуникативные УУД: 1.Осуществлять контроль. 2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные УУД: - Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.
|