Конспект урока по русскому языку "Неопределенные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Татьяна Викторовна Викторова

Технологическая карта урока по русскому языку "Неопределенные местоимения". Рыбченкова ФГОС. По технологии проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx48.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 урока русского языка

в 6 классе

(С применением технологии проблемного обучения

и здоровьесберегающей технологии)

Составила и провела: учитель русского языка и литературы

 Викторова Татьяна Викторовна

Технологическая карта урока

Тема урока: «Неопределенные местоимения»

Класс: 6

Предмет: русский язык

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить с отличительными признаками неопределенных местоимений, способом их образования и особенностями написания.

Задачи:

Обучающие :

1)сформировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;

2)определять условия выбора слитного, дефисного и раздельного написания неопределенных местоимений.

Развивающие :

1)развивать  логическое мышление, речь;

2)развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные :

1)воспитывать любовь к родному языку, 2)интерес к урокам русского языка.

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ:  мультимедийная презентация.

Оборудование: мультимедиа (презентация), раздаточный материал, доска, учебник.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада видеть Вас на нашем уроке.

Пора нам в дорогу.

Давайте учиться? Давайте учиться!

-Я думаю, что результат нашей с вами работы будет успешным.

Здороваются. Демонстрируют готовность к уроку.

Личностные УУД: положительное отношение к учению,познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

осознание учебно-познавательной задачи;

Регулятивные: планирование учебных действий.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

-Посмотрите на доску, прочитайте предложения. (Слайд 2)

-Возьмите карточку №1, на карточке выполните предложенные задания.

-Разберите предложения по членам.

-Найдите местоимения и определите их разряд.

-Каким членом предложения они являются?

1. Кто стучится в дверь?

2. Ребята не знали, что они найдут в пещере.

3.Который дом вы ищете?

-Итак, что мы  вспомнили о вопросительно-относительных местоимениях?

4. Некто вместе  с капитаном поднялся на корабль.

- Назовите местоимение.

-Определите его разряд?

-В чём проблема?

-Всё ли мы знаем о разрядах  местоимений?

- Нам есть что изучать о местоимениях.

Слушают учителя.

Ответы детей:

- В 1 предложении местоимение кто -вопросительно-относительное(В данном случае предложение с вопросом, поэтому вопросительное) В предложении является подлежащим.(кто (что делает?стучится)

-Во втором предложении местоимение в которой - вопросительно-относительное.

(В данном случае относительное) В предложении является дополнением дополнением ( найдут (что?) что)

-В третьем предложении есть местоимение, которое нам еще неизвестно. (Которое мы не можем отнести к известному нам уже разряду местоимений.)

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного.

III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, целеполагание.

Учитель: организует беседу с обучающимися по определению темы, постановке темы урока.

-Чтобы определить тему и цели урока, обратимся к загадочному тексту:

(Не)кто шёл по дороге и нашёл какой(то) предмет. (Кое)кто удивился этому. (Не)которое время они молчали, а потом кто(то) заговорил.(Текст на доске)

- Можно ли по этому тексту определить, о ком или о чём идёт речь? Почему?

-Какой частью речи являются выделенные слова?

2) Формулировка темы урока.

-Давайте попробуем догадаться, к какому разряду местоимений относятся эти слова? Как бы вы назвали назвали эти местоимения, если по ним нельзя определить, на какой предмет они указывают? (не..)

-Назовите тему урока?

-Запишите число и тему в тетрадь.(слайд 3)

- А что значит слово неопределённый, 

давайте прочитаем словаре. (Читает вслух сильный ученик.)

-Какие цели у нас сегодня на уроке?

_-Продолжите предложения. (слайд 4)

Познакомиться с (неопределенными местоимениями);

   Узнать ( о значении неопределенных местоимений, об их образовании, морфологических признаках и синтаксической роли)

  Научиться (правильно писать неопределенные местоимения)

Ученики выдвигают свои варианты.

-Я думаю, что по этому тексту мы не сможем определить, о чем идет речь в тексте.

-В этом тексте не названы лица людей или предметы, о которых идет речь.

- Некто,какой-то, …  - местоимения, так как они указывают на предмет, но не называют его.

-Они не дают точного, конкретного представления о предмете, признаке, такие местоимения называются неопределёнными.

-Неопределенные местоимения.

Ученики: записывают в тетрадях дату и тему урока.

Ученики: ищут лексическое значение в словаре.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3.Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

IV. Открытие новых знаний.

1 этап – выдвижение гипотезы

3.Приступим к изучению нового материала.

1)Выясним, на что указывают неопределенные местоимения.

-Посмотрите на доску, поставьте вопросы к местоимениям каждого столбика и попытайтесь сформулировать, на что они указывают.

-Обменяйтесь мнениями в паре.

(слайд 4)

некто

некоторый

несколько

нечто

какой-нибудь

сколько- нибудь

нибудь

кто-то

чей-либо

кое-кто

какой-то

- Проверьте себя по учебнику.(с.80)

-На что же указывают неопределенные местоимения?

-Прочитайте, как изменяются.

-Каким членом предложения могут быть?( Итак..)

-Мы узнали…

-Заполните схему.

-Поменяйтесь схемами, проверьте работу друг друга.

-Теперь проверим по слайду, правильно ли вы заполнили эту схему.

-Оцените свою работу (лист самооценки)

Учебник, с.81. Рассмотрите таблицу

-2)От каких местоимений образованы неопределенные местоимения?

- Сколько способов образования…

- Назовите эти способы? (Примеры, все суффиксы)

-Прочитайте вывод.

4.Правописание неопределенных местоимений.

1)Вернемся к первому тексту.

-Предположите, как надо писать неопределенные местоимения. Вы их много раз встречали в текстах.

(Не)кто шёл по дороге и нашёл какой(то) предмет. (Кое)кто удивился этому. (Не)которое время они молчали, а потом кто(то) заговорил.

-К этому тексту мы вернемся в конце урока и проверим.

2) –Познакомимся с правилом с.82.(про себя)

-Какие местоимения пишутся через дефис? (читают вслух)

-Когда приставка кое- пишется раздельно? (читают вслух)

3)Работа в парах.

- Проговорите друг другу правило, проверяя товарища по учебнику.

4)Проговорите правило по схеме (слайд 5)

-Какие неопределенные местоимения пишутся через дефис?

-Какие неопределенные местоимения пишутся слитно?

-Когда неопределенные местоимения пишутся раздельно?

5) Давайте проверим, как мы усвоили правило.

-Учебник страница 83, упр.474. (по цепочке) (у доски)

Дают свои варианты:

 1 столбик – отвечает на вопрос (кто? что?), указывает на неопределенный предмет.

2 столбик – отвечает на вопрос ( какой? чей?), указывает на

неопределенный признак.

3 столбик – отвечает на вопрос (сколько?), указывает на неопределенное количество.

Ученики: называют местоимения.

Вопросительно-относительные.

-От вопросительно-относительных местоимений.

Ученики: при помощи приставки не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь.

Неопределенные местоимения образованы от вопросительно-относительных местоимений при помощи приставок не, кое и суффиксов –то, -либо, -нибудь.

Ученики: вместе с учителем заполняют памятку.

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание  в учебно-научном стиле;

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

V.Физминутка.

Включаем видео.

Выполняют гимнастику.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

VI. Первичное закрепление.

6) –Кто хочет проверить свои знания самостоятельно?

Карточка.

  1. Пользуясь памяткой, объясните написание неопределённых местоимений. 

(Не)кто пришел к нам в класс.

Через )не)которое время Витя пошел гулять.

Сереже необходимо (кое)с кем встретиться.

Алиса что(то) увидела впереди.

Мы когда(нибудь) пойдем в поход.

  1. Укажите синтаксическую роль неопределенных местоимений в этих предложениях.(если успеем)

- Самопроверка(слайд)

-Заполните лист самооценки.

Учитель: создает условия для коллективной и индивидуальной работы с целью подготовки к выполнению заданий.

-Продолжаем работать.

 

Работа в группах:

1 группа – списать текст, определить разряд местоимений.

2 группа – списать текст, определить разряд местоимений подчеркнуть неопределенные местоимения как члены предложения.

3 группа – списать текст, определить разряд местоимений подчеркнуть неопределенные местоимения как члены предложения, у неопределенных местоимений определить падеж число и род(если есть)

В каком(то) городе родился (не)кто. 

Через (не)которое время с ним кое(что) произошло. (Не)сколько человек этому очень удивились. Оказалось, что этот (не)кто с каких-то пор любил за чем(нибудь) наблюдать, о чём(либо) размышлять, искать какой(либо) смысл. И превратился (не)кто в (не)что.

Проверка :

-Проверьте запись на доске, исправьте ошибки.

Лист самооценки.

3.

- На что указывают неопределённые местоимения?

 -Какими членами предложения являются?

- От каких местоимений образуются неопределённые местоимения?

-Как образуются неопределённые местоимения?

Тест.

Давайте проверим , как усвоили правила правописания неопределённых местоимений.

1. Какое местоимение пишется через дефис?

1. (не)кто;

2. кем(то);

3. (не)который;

4. (не)(у)кого.

2. Какое местоимение пишется слитно?

1. (кое)какой

2. (кое)(с)чем

3. кого(то)

4. (не)который

3. Какое местоимение пишется раздельно?

1. кто(то)

2. (кое)(с)чем

3. кто(нибудь)

4. что(либо)

4. В каком предложении нет неопределённого местоимения?

1. Он рассказал нам интересную историю.

2. Я пришёл через несколько минут.

3. Надо было кого-нибудь попросить.

4. У меня остались кое-какие дела.

5. Какое местоимение не изменяется по падежам, родам и числам?

1. (кое)какой

2. (кое)(с)чем

3. кого(то)

4. (не)кто

Оценивание (слайд 8)

-Давайте вернемся к загадке и определим, правильно ли мы записали неопределенные местоимения?

Учитель объясняет.

 Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе.

Ученики: проверяют, высказывают свое мнение.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

  1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

VII. Выставление оценок.

Лист самооценки

-Прочитайте текст.(Если останется время)

-Какие речевые ошибки в нём допущены? (повторы)

-Что нужно сделать с этими повторами? (Заменить местоимениями)

- Запишите (прочитайте) текст, вставьте пропущенные знаки препинания)

-Выполняйте в парах.Устно

Лиса.

Лиса – хищное животное. Лиса поедает мышей зайцев диких уток. Иногда лиса таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.(Слайд 7) Итог?

-Местоимения служат для связи предложение в тексте

Учащиеся анализируют своё поведение и состояние на уроке и дают себе самооценку.

VIII.Рефлексия

  1. Рефлексивный экран

Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание  

IX.Домашнее задание.

-П.66, упр.475;

-Написать мини-сочинение, используя неопределенные местоимения "Удивительные местоимения"

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)

Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи:  1. сформировать общее поня...

Конспект урока по русскому языку в коррекционной школе 8 вида по теме "Местоимение"

полный конспект обобщающего  урока по русскому языку. Тема: "Местоимение"...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Роль местоимений в речи".

Урок словесности содержит практический материал по обобщению знаний и умений по теме: "Местоимение"....

конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему"Отрицательные местоимения"

Урок составлен с использованием личностно-ориентированной технологии...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "НЕ и НИ в отрицательных местоимениях"

Конспект урока русского языка в 6 классе, направленного на совершенствование знаний, умений, навыков написания отрицательных местоимений....

Конспект урока по русскому языку «Местоимение как часть речи»

Тема: Местоимение как часть речи.  Метапредметная тема: определение и понятие.Класс: 6УМК:  Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений....