Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Роль местоимений в речи".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок словесности содержит практический материал по обобщению знаний и умений по теме: "Местоимение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок словесности в 6 классе по теме: "Местоимение" | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Дубровская СОШ
Демидовского района Смоленской области
Учитель: Михалченкова Надежда Николаевна
Цели урока:
- Обобщение и закрепление знаний о местоимении как части речи.
- Показать, как функционирует эта языковая единица в речи.
- Развивать способность к творчеству, совершенствовать умение создавать свой собственный текст.
План урока:
- Оргмомент.
- Постановка целей и задач урока.
- Актуализация знаний.
- Анализ текста.
- Самостоятельная работа по анализу текста.
- Анализ творческих работ.
- Подведение итогов урока.
Тип урока: урок – обобщение.
Оборудование: раздаточный материал, опорные схемы, учебник, картины И.Н.Крамского «Неизвестная», «Незнакомка».
Подготовительный этап: домашнее задание – упр. 542(Разумовская),
повтр. конспект по теме: «Местоимение».
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы поговорим о том, какую роль выполняют местоимения в нашей речи, как они работают в тексте.
Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место(после существительных и глаголов). Всего местоимений – 69. Отсюда ясно, что при малом количественном составе, но высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи, как устной, так и письменной. В общем частотном списке на первые 30 слов приходится 14 местоимений. Вот эти местоимения: я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, все, свой, который.
Возникает законный вопрос: «А зачем нам нужно так часто повторять местоимения? Разве нельзя заменить их другими частями речи?» Нет, без местоимений обойтись нельзя, так как постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качества, о которых уже упоминалось раньше. Как длинна, как нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, а какую ещё роль выполняют местоимения в нашей речи?
( Проверка дом. задания –упр.542. Местоимения как средства связи предложений в тексте).
- Какие разряды местоимений вы знаете? Приведите примеры.
- Вместо каких частей речи могут употреблять местоимения?
III. Анализ текста. Ребятам предлагается отрывок из романа А.Грина «Бегущая по волнам».
Я заметил её лицо, когда оно появилось над бортом среди саквояжей и сбитых на сторону шляп. Она сошла медленно, с задумчивым интересом к происходящему вокруг неё. Благодаря гибкому сложению или иной причине она совершенно избежала толчков. Она ничего не несла. Ни на кого не оглядывалась и никого не искала в толпе глазами. Так спускаются по лестнице роскошного дома к почтительно распахнутой двери. Её два чемодана плыли за ней на головах смуглых носильщиков. Коротким движением тихо протянутой руки, указывающей, как поступить, чемоданы были водружены прямо на мостовой, поодаль от парохода, и она села на них, смотря перед собой, разумно и спокойно, как человек, вполне уверенный, что совершающееся должно совершаться и впредь согласно её желанию, но без какого бы то ни было утомительного с её стороны участия.
Вопросы для анализа текста.
- Определите тему и основную мысль.( Тема – о незнакомой девушке; основная мысль – выделить её из толпы, показать её исключительность).
- Каков тип и стиль данного текста? Докажите.(Тип – повествование, стиль – художественный).
- Подчеркните все местоимения в тексте и определите их разряды.
- Местоимения какого разряда употреблены чаще других? Какую роль они выполняют в тексте?( Личные: я, оно, она, за ней, на них. Местоимение «она» трижды употреблено в тексте, мы не знаем, как зовут героиню, и это местоимение несёт в себе некую загадочность.
Местоимения «за ней», «на них», «оно» служат для связи предложений в тексте: оно – лицо, за ней – за девушкой, на них – на чемоданы.)
5. А к какому разряду будет принадлежать местоимение «её»,четырежды
употреблённое в тексте? Как вы это определили? (Притяжательное, потому что отвечает на вопрос «чей»; желание (чьё?) - её).
- От какого местоимения его следует отличать? ( От личного, которое отвечает на вопрос косвенных падежей.)
- Каким членом предложения является притяжательное местоимение «её» в тексте?(определением). А личные?(дополнением).
- Какую смысловую нагрузку несёт на себе притяжательное местоимение «её» в тексте?( Оно как бы говорит, что всё окружающее принадлежит героине и отгорожено ото всего остального).
6. Какие местоимения ещё встретились в тексте? ( Отрицательные:
ничего, ни на кого, никого). Почему некоторые написаны в одно слово, а некоторые – в три? ( Повторить правило).
- Какова роль этих местоимений в данном контексте? ( Поскольку отрицательные местоимения обозначают отсутствие предмета или признака, то здесь они указывают на исключительность героини, на её одиночество в этой толпе).
7. Какое местоимение лишний раз подтверждает нам, что девушку никто
и ничто не интересует, что она занята исключительно собой? (возвратное местоимение – перед собой).
8. Какие разряды местоимений мы не назвали? (Определительное – иной,
относительное – какого). Определительное местоимение указывает на исключительность причины, по которой девушка избежала толчков, что делает её образ ещё более нереальным. А относительное местоимение служит средством связи между частями сложного предложения.
9. Говоря о роли местоимений в этом тесте, мы можем сказать, что они
послужили одним из способов создания образа. Что это за образ? Что вы можете сказать о главной героине? ( Она необычна, загадочна, нереальна, одинока в этой толпе, выделяется на фоне других, она манит к себе своей загадочностью).
10. Как бы вы озаглавили данный текст?
10. Работа с иллюстрациями И.Н.Крамского «Неизвестная» и «Незнакомка»
Возможно привлечение стихотворения А.Блока «Незнакомка».
- Ребята, посмотрите на иллюстрации и скажите, как они связаны с основной мыслью нашего текста? Какая из них, по вашему мнению, ближе к теме текста и его основной мысли?
IV . Промежуточный итог.
Итак, ребята, местоимения выполняют в нашей речи очень важную роль. Они служат, во-первых, средством связи предложений в тесте, а во- вторых, они несут на себе ещё и смысловую нагрузку при создании образа, заменяя существительные и прилагательные.
V. Самостоятельная работа по анализу текста, создание собственного текста на тему: «Роль местоимений в речи».( Тексты для анализа в двух вариантах).
I –вариант
Задание: 1. Напишите, какова тема и главная мысль данного текста. 2. Определите роль притяжательного местоимения «свой» в раскрытии основной мысли. Напишите сочинение-рассуждение на данную тему.
Первого выхода в поле я всякий раз жду с волнением, как и всякий потомственный пахарь, который в поте лица добывает на поле свой хлеб.
Свой хлеб… Простые, казалось бы, слова, а сколько в них заложено глубокого, мудрого смысла! Свой хлеб – это признак взросления, приобщения к серьёзному, настоящему делу, житейской независимости (»Хватит на шее отцовской сидеть – пора и свой хлеб зарабатывать!» Свой хлеб –это нравственное достоинство человека, уважение к самому себе («Свой хлеб ем – на чужой не зарюсь»). Наконец, свой хлеб – это залог могущества нашей державы, её уверенность в завтрашнем дне. Хлеб – это не газ и не нефть, запасы которых могут иссякнуть. Посеял хлеб – будешь осенью опять с урожаем.
С. Воронов
II – вариант
Задание: 1. Напишите тему и основную мысль данного текста. 2.Определите роль неопределённых местоимений в раскрытии главной мысли, напишите сочинение – рассуждение на данную тему.
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то плыл.
Летали какие-то чайки,
О чём-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый
В зелёные волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто- то, неверное, думал:
«Скорей возвращайся назад».
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти,
Послушать, о чём кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуть домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит.
Но пусть меня кто-нибудь ждёт.
VI. Анализ творческих работ учащихся.
VII. Подведение итогов урока.
Хотя местоимений в языке очень мало, роль их исключительно велика. «Они, «как запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова»( Реформатский А.А.).
VIII. Домашнее задание. Как вариант, сочинение по одной из картин с использованием местоимений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.
Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...
Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Служебные части речи. Предлог.
Служебные части речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги....
Конспект урока по русскому языку 5 класс «Фонетика. Звуки речи. Алфавит»
Тип урока: Урок изучения нового материала...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Части речи"
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку ( 5 класс) "Глагол как часть речи"
Конспект урока " Глагол как часть речи". Пятиклассники вспоминают, что изучили об этой части речи в начальной школе. Особое внимание уделяется изменению глаголов по лицам и числам....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
Конспект урока по русскому языку, 6 класс. Отрицательные и неопределённые местоимения
Данный урок проведён в технологии - развитие критического мышления через чтение и письмо. Представлена также технологическая карта урока....