План-конспект урока русского языка в 9 классе, проведённого совместно с сельской библиотекой. Тема: "Международное значение русского языка".
материал по русскому языку (9 класс)
Урок изучения нового материала.
Средства обучения – Русский язык: учебник для 9 класса А.Д. Ладыженская Т.А. Тростенцова Л.А. и др. - изд. 7-е - М.: «Просвещение», 2010 г.; дидактический материал, Энциклопедический словарь юного филолога, толковый словарь, словарь иностранных слов, доска с высказываниями о русском языке (эпиграф, цитаты), компьютерная презентация «Международное значение русского языка»; портреты: М. Ломоносова, В. Даля, Л.Н. Толстого, А. Толстого, Н. Добролюбова, К. Паустовского, И. Тургенева, П. Мериме.
Цели урока.
1. Познавательные:
а) повторить ранее известные сведения о функциях русского языка;
б) расширить и углубить общие сведения о языке, познакомить с понятием «мировые языки».
2. Практические:
а) закрепить умение составлять план и пересказывать текст по плану;
б) сформировать умение различать функции русского языка и составлять связный текст на заданную тему.
3. Общепредметные:
а) воспитывать:
- интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала на тему функций русского языка в современном мире;
- языковую личность учащегося, развивающего разные виды компетентности: лингвистической, языковой, речевой);
- нравственные качества школьников (уважительное и бережное отношение к великому русскому языку, к родной стране, культуре, а также требовательное отношение учащихся к собственной речи), эстетическое восприятие высказываний о русском языке;
б) развивать: память, логическое мышление, речь, способности, эмоции;
в) формировать умения самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе, а также навыков продуктивного интеллектуального труда школьников.
Методы и приёмы:
· создание благоприятного эмоционального настроя, ситуации успеха;
· смена видов деятельности для снятия признаков утомления;
· внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка;
· беседа;
· коллективная и индивидуальная формы работы;
· развитие связной устной речи учащихся;
· дифференцированный подход к учащимся;
· контроль качества самостоятельно полученной информации при организации работы в малых группах;
· рефлексия.
Оформление доски
«Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражании, способный к передаче тончайших оттенков, наделённый, подобно греческому, почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии». Проспер Мериме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка в 9 классе, проведённого совместно с сельской библиотекой. Тема: «Международное значение русского языка»
Тип урока - урок изучения нового материала.
Средства обучения – Русский язык: учебник для 9 класса А.Д. Ладыженская Т.А. Тростенцова Л.А. и др. - изд. 7-е - М.: «Просвещение», 2010 г.; дидактический материал, Энциклопедический словарь юного филолога, толковый словарь, словарь иностранных слов, доска с высказываниями о русском языке (эпиграф, цитаты), компьютерная презентация «Международное значение русского языка»; портреты: М. Ломоносова, В. Даля, Л.Н. Толстого, А. Толстого, Н. Добролюбова, К. Паустовского, И. Тургенева, П. Мериме.
Цели урока.
1. Познавательные:
а) повторить ранее известные сведения о функциях русского языка;
б) расширить и углубить общие сведения о языке, познакомить с понятием «мировые языки».
2. Практические:
а) закрепить умение составлять план и пересказывать текст по плану;
б) сформировать умение различать функции русского языка и составлять связный текст на заданную тему.
3. Общепредметные:
а) воспитывать:
- интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала на тему функций русского языка в современном мире;
- языковую личность учащегося, развивающего разные виды компетентности: лингвистической, языковой, речевой);
- нравственные качества школьников (уважительное и бережное отношение к великому русскому языку, к родной стране, культуре, а также требовательное отношение учащихся к собственной речи), эстетическое восприятие высказываний о русском языке;
б) развивать: память, логическое мышление, речь, способности, эмоции;
в) формировать умения самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе, а также навыков продуктивного интеллектуального труда школьников.
Методы и приёмы:
- создание благоприятного эмоционального настроя, ситуации успеха;
- смена видов деятельности для снятия признаков утомления;
- внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка;
- беседа;
- коллективная и индивидуальная формы работы;
- развитие связной устной речи учащихся;
- дифференцированный подход к учащимся;
- контроль качества самостоятельно полученной информации при организации работы в малых группах;
- рефлексия.
Оформление доски
«Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражании, способный к передаче тончайших оттенков, наделённый, подобно греческому, почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии». Проспер Мериме.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Изучение нового материала.
2.1.Вступительное слово учителя с элементами беседы.
Сегодня мы проведём необычный урок русского языка. У нас в гостях заведующая сельской библиотекой… В подготовке к этому уроку принимали участие многие ребята: кто-то выполнял индивидуальные задания, а кто-то писал стихи, выполнял техническую работу на компьютере. И урок этот – в честь Его Величества Русский Язык!
М.В. Ломоносов писал:
«Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком
с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем,
италианским – с женским полом говорить прилично…»
- С кем, по мнению Ломоносова, можно говорить на русском языке?
Свои ответы учащиеся сравнивают с записью на экране: «Но если бы он российскому был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Мы можем гордиться тем, что этот удивительный язык - наш родной язык. Действительно, «Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык». (К. Паустовский)
2.2.Целеполагание Р. Совершенствование навыков связной монологической речи.
Учитель. Велико значение русского языка. Объясняется это тем, что он выступает в разных условиях в различных функциях.
- О каких функциях русского языка вы знаете?
(Русский язык – государственный язык РФ, а также язык межнационального общения.)
Учитель.
- А.Н. Толстой писал в 1934 году:
«Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) – русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара».
И это время настало. Действительно, русский язык – один из мировых языков. Он входит в число наиболее распространённых языков мира. На земном шаре на нём говорят более 250 млн. человек. По степени распространения русский язык занимает пятое место в мире.
Именно о международном значении русского языка мы будем говорить сегодня.
(Учащиеся записывают тему урока в тетради.)
Цель нашего урока – расширить ранее известные вам сведения о русском языке.
2.3. Работа по учебнику. Упр. 1
- Прочитаем вслух содержание упр. 1.
- В чём состоит главная функция международных языков?
2.4. Работа с эпиграфом.
Р. Формирование коммуникативной компетентности учащихся.
Учитель. - Прочитаем высказывание Проспера Мериме, классика французской литературы, о русском языке.
- Какова основная мысль, заложенная в эпиграфе?
- Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа взято высказывание зарубежного деятеля искусства?
( Известные высказывания о русском языке русских писателей, поэтов понятны – это же их родной язык! А вот высказывание классика французской литературы, выучившего русский язык, наполняет гордостью сердце и душу каждого россиянина.)
2.5. Работа учащихся с Энциклопедическим словарём юного филолога (проводит библиотекарь).
Р. Обучение самостоятельной работе с текстовой информацией.
Библиотекарь. - Русский язык является одним из мировых языков. А теперь найдите
- Как в Энциклопедическом словаре юного филолога трактуется понятие «мировые языки»?
(Учащиеся находят в словаре ответ)
Библиотекарь. Вы, наверное, слышали о существовании генеалогической (родословной) классификации языков по родственным связям между ними.
- А кто знает, к какой языковой семье относится русский язык?
(Индоевропейская семья.)
Индоевропейская семья языков самая многочисленная семья, она объединяет около 100 языков.
Библиотекарь - На какие 3 группы делятся славянские языки?
- В какую группу входит русский язык?
2.6. Лекция учителя по теме урока.
(Учащихся при этом работают над планом в форме вопросов).
Мировые языки охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются учёные разных стран, они изучаются в качестве «иностранных языков» (обязательный предмет в вузах и школах большинства стран мира). Эти языки являются «рабочими языками» Организации Объединённых Наций.
Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины 20 века. Помимо русского, ООН официальными языками признаёт английский, французский, испанский, арабский, китайский, хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.
Мировое значение русского языка обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Богатство русского языка заключается и в исключительном многообразии его стилистических возможностей, в его способности выражать мысли по-разному в зависимости от цели, характера и даже условий речевого общения. Богатство русского языка и созданной на нём литературы вызывает интерес к этому языку во всём мире. Его изучают не только студенты, школьники, но и взрослые люди. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны ещё в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы. Первым её президентом был академик В.Виноградов.
Библиотекарь.- Что означает слово ассоциация? Проверьте себя по толковому словарю. (Работа учащихся с толковым словарём).
Библиотекарь - Ассоциация издаёт в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку.
2.7. Проверка планов, составленных учащимися.
(-Какие языки называют мировыми? Какие сферы деятельности они охватывают?
- Каково место русского языка среди других языков мира? В чём разница между языком межнационального общения народов одной страны и мировым?
- Чем обусловлена популярность русского языка в мире? Какова роль МАПРЯЛ в распространении русского языка за рубежом?)
3. Закрепление (этап первичного закрепления материала).
3.1 Р. Обучение связному высказыванию на лингвистическую тему.
Учитель. На основе исходного текста (лекции) составьте устно свой текст.
3.2. Оценка качества ответа ученика. Рецензия на ответ.
3.3. Проверка индивидуального задания.
- Какие из приведённых прилагательных нельзя употреблять в сочетании со словом ЯЗЫК?
Абхазский, австрийский, аджарский, бельгийский, болгарский, бразильский, голландский, датский, канадский, румынский, португальский, шведский, швейцарский, шотландский, югославский.
( Нельзя употреблять со словом ЯЗЫК имена прилагательные: австрийский (государственный язык Австрийской республики – немецкий), аджарский (является диалектом грузинского языка); бельгийский (официальные языки Королевства Бельгия – немецкий, нидерландский и французский); бразильский (государственный язык Бразилии – португальский); канадский (государственные языки Канады – английский и французский); швейцарский (официальные языки Швейцарской Конфедерации – итальянский, немецкий, ретороманский (несколько вариантов), французский); югославский (в бывшей Югославии (СФРЮ) были употребительны языки: македонский, сербскохорватский, словенский; официальными государственными языками Югославии являлись македонский, сербскохорватский, словенский).
4. Работа у доски. Тематический словарный диктант с дополнительным заданием.
Р. Расширение словарного запаса учащихся.
Учитель. Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода.
Ещё в 16-17 веках европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, царь, кафтан, копейка, блин, квас др. Позднее в Европе распространились слова декабрист, самовар, сарафан. А с изменениями в общественно-политической жизни России в языки мира вошли слова перестройка, гласность и др. Точно так же в русский язык вошли иностранные слова.
Задание: замените предложенные вам иноязычные лингвистические термины русскими (слова записываются под диктовку); составьте 1 предложение с любым словом на тему урока:
алфавит, императив, префикс, флексия, адекватный, авторитет, ассимиляция.
(Азбука, повелительное наклонение, приставка, окончание, вполне соответствующий, общее уважение, уподобление.)
Р. Вопрос для размышления. Формирование коммуникативной компетентности учащихся.
Воспитание уважительного и бережного отношения к родному языку.
- Всегда ли уместно и необходимо использование в речи слов иноязычного происхождения?
(После прослушивания 2-3 ответов учащихся ещё раз читаем высказывание П. Мериме о богатстве русского языка и делаем вывод о необходимости требовательного отношения учащихся к собственной речи.)
Учитель.
-Объясните значение слов иноязычного происхождения и подберите
к ним синонимы: доминировать, инициатива, практика, превалировать, фрагмент
(преобладать, быть основным; почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость, руководящая роль в каких-либо действиях; приёмы, навыки, опыт, обычные способы какой-нибудь работы; преобладать, иметь перевес; отрывок текста, художественного, музыкального произведения).
5. Слово учителя с элементами беседы.
Формирование патриотического и эстетического восприятия высказываний о русском языке.
Учитель. Сегодня мы говорили о международном значении русского языка, о месте русского языка среди языков народов мира. Но, прежде всего, язык – это средство общения, а потому мы просто обязаны помнить о культуре общения, о том, что «Слово – дело великое…словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти…» - это сказал великий гуманист Л.Н. Толстой. Согласны вы с мнением писателя?
6. Легенда о языке. Библиотекарь. - Наверное, уместным будет вспомнить легенду о знаменитом баснописце древней Греции Эзопе, который был рабом философа Ксанфа.
Однажды Ксанф попросил Эзопа приготовить для гостей самое лучшее, и Эзоп приготовил блюда из языков и объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
А в другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. И Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчаются и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.
Может ли быть что-нибудь хуже языка?»
Задание. Сопоставьте мысли Эзопа с высказыванием Л.Н. Толстого.
7. Учитель. Н.А. Добролюбов сказал о русском языке:
«Наш русский язык более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им».
- О чём заставил вас задуматься сегодняшний урок?
- А умеете ли вы владеть великим русским языком?
-Каково выше отношение к родному языку?
Некоторые из вас, являясь членами лингвистического кружка «Гармония», которым я руковожу, в своих поэтических пробах пера выразили своё отношение к родному языку. Предлагаю послушать наших юных поэтов. Звучат стихотворения членов школьного поэтического объединения «Гармония».
1. Гимн русскому языку.
Язык родной мой русский,
Я гимн пою тебе.
Ты не погиб в сраженьях,
Ты выстоял в борьбе.
Пусть время быстротечно,
И пусть бегут года.
Не властны над тобою
Ни зависть, ни беда.
Ты нежной позолотой
Окрасить можешь речь,
К устам умелым русским
Незрячего привлечь.
Твоих богатств несметных
В казне не сосчитать.
Стремятся иностранцы
Наш русский изучать.
Так процветай, любимый,
Могучий и родной,
Язык великий русский,
Навеки мы с тобой!
2. Мне другой язык не нужен.
Родные русские слова
Покрыли россыпью жемчужин
Леса, поля и небеса -
И мне другой язык не нужен.
Да, я поспорить с иноземцем
Любым сейчас вполне готов
О том, что русский – самый лучший
Среди известных языков.
Язык мой классики воспели
На долгом творческом пути,
Прекраснее русского сегодня,
Пожалуй, в мире не найти!
Учитель Моё отношение к русскому языку я тоже выразила в своих стихотворениях, послушайте их.
1.Как прекрасен язык и велик!
Мало быть гражданином России
И по-русски уметь говорить.
Свой родной и великий русский
Надо просто по-русски любить.
Так любить, чтобы каждое слово,
Как росинка, купаясь в лучах,
Серебрилось, лаская душу,
В твоих нежных и сладких речах.
Пусть гармония ярких созвучий
Пополняет русский язык.
Лишь тогда ты поймёшь, пожалуй,
Как прекрасен он и велик!
Путь к познанью велик и долог,
Сколько б вам не дано прожить.
Пусть не каждый из нас филолог,
С языком должен каждый дружить!
- Мой язык - душа народа.
Средь земных наследств незримых
Человек привык
Получать, как дар бесценный,
Свой родной язык.
Мне достался от потомков
Пушкина язык.
С ним вершины небывалой
Классик наш достиг.
Благозвучен и прозрачен,
Как лесной родник,
Краской мудрости наполнен
Русский наш язык.
С ним в нелегких испытаньях
Выживал народ.
Песню русскую, простую
Вторил хоровод.
Гибкий, нежный и могучий,
Как же ты велик!
Гордый, славный, неподкупный,
Русский наш язык.
Ты открыл мне мир безбрежный.
Чтоб его познать,
Надо трепетно и стойко
Русский изучать.
Мой язык - душа народа,
Радость, память, кровь.
Он несет надежду миру,
Счастье и любовь.
Учитель
Завершить сегодняшний урок хотелось бы высказыванием И.С. Тургенева (На экране запись) «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
- Как вы думаете, почему выбрана именно эту цитата?
8.Рефлексия
- Чему же вы научились сегодня?
- Удалось ли нам сегодня вызвать у вас интерес к предмету, к обсуждаемой теме? Что дал вам урок? Не захотелось ли кому-то продолжить исследовательскую работу по данной теме?
9. Итоги урока. Оценка деятельности учащихся, отметки.
10. Домашнее задание: 1.Сделать полный синтаксический разбор предложения (высказывание И. Тургенева).
2.Подготовьте индивидуальное сообщение или небольшую компьютерную презентацию об учёных (М. Ломоносов, Ф. Буслаев, В. Даль, В. Виноградов, С. Ожегов и др.), которые внесли свой вклад в развитие науки о языке.
Список литературы:
1. Баранников Л.И. Основные сведения о языке. - М., 1982.
2. Барлас Л.Г. и др. Русский язык. Введение в науку о языке. Флинта-Наука,
- Москва, 2003.
3. Брагина А.А. Русское слово в языках мира. - М., 1978.
4. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. - М., 1987.
5. Фалина Т.М. Урок русского языка в 9 классе с элементами личностно значимого подхода в обучении. - Москва, 2005.
6. Поэты о русском языке. Составитель В. Кавецкая. - Воронеж, 1989.
7. Словарь иностранных слов. «Советская энциклопедия», - Москва, 1980.
8. Энциклопедический словарь юного филолога. М. Панов. - М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
План-конспект урока русского язык, 8 класс
Урок русского языка в 8 классе с использованием сингапурских структур...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
Урок русского языка в 9 классе Тема: Общие сведения о языке. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Цели: познакомить с курсом русского языка 9 класса; акцентировать внимание школьников на международном значении русского языка, его месте в современном мире. Язык – это уникальное явление, ...
План-конспект урока русского языка. 5 класс. Простое и сложное предложение
Урок-объяснение нового материала....