Музыка и живопись на уроках чтения и развития речи.
статья по литературе

Побызакова Элла Леонидовна

Включение разных видов искусства в УВП как форма эстетического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_zhivopisna_urokah_chteniya_i_razvitiya_rechi.docx32.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Побызакова Элла Леонидовна,

учитель русского языка и литературы,

ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат»

Музыка и живопись на уроках  чтения и развития речи.

     Ввести школьников в мир прекрасного – это, прежде всего, научить их эмоциональной чуткости, помочь им открыть всё богатство красок, звуков, форм окружающего мира. Литература сегодня и как факт существования духовно- нравственной жизни общества, и как школьный предмет остаётся, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются, и особенно интенсивно в детском и подростковом возрасте. Значит, именно в школе мы должны пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию художественного слова, его нравственного потенциала. На уроках литературного чтения научившиеся читать дети должны научиться воспринимать художественный текст. Иными словами, они должны с помощью воображения войти в «нарисованную» писателем жизнь, пережить её как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниями, понять авторскую идею и насладиться его умением владеть словом. Но чтобы это произошло, учитель, прежде всего сам должен понимать, что литература – это вид искусства, что на уроке литературного чтения «нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами» (М.А.Рыбникова), а главное – он сам должен уметь анализировать художественный текст.

     Книги для чтения в коррекционной школе (5-9 классы)содержат в себе много произведений о природе. Учителя не забывают о том, что красоту природы можно передать не только словами, но и музыкой, и живописью. Литература, музыка, живопись – взаимообогащаемые виды искусства, глубоко влияющие на чувства и эмоции. Музыка, сопровождая чтение стихотворений, создаёт эмоциональный настрой. Рассматривая репродукции картин художников, ребёнок познаёт окружающий мир; а образы, нарисованные поэтом, становятся для него более доступными, понятными и яркими. Чаще всего мы обращаемся к полотнам великих русских художников: И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова, В. Поленова, В. Сурикова, И. Айвазовского,  И. Репина, В. Перова, М. Врубеля, Б. Кустодиева и т.д  .Цветные иллюстрации их картин есть в  наших учебниках по русскому языку. Литература относится к числу эстетических предметов, отсюда одна из основных задач – формирование художественных вкусов и эстетически потребностей учащихся. В осуществлении данной задачи важное место занимает реализация межпредметных связей, а именно: музыка и живопись. Они помогают более глубокому проникновению в замысел писателя, более эмоциональному восприятию произведения литературы, обогащают учеников, расширяют их кругозор и повышают культурный уровень, воспитывают художественный вкус и формируют эстетический идеал,  воспитывают чувство патриотизма. Искусство обладает огромной силой воздействия на людей.  Понимая это, мы не мыслим уроков литературы и внеклассной работы без музыки и живописи. Связь музыки с литературой подтверждается всей историей мирового искусства. В этом деле весьма полезно использование оригинальных методических приёмов. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Литературу и живопись объединяет повествовательность художественных картин. Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, активизировать познавательную деятельность учащихся. Как вид искусства литература содействует психофизическому, социальному, художественному и литературному развитию ребёнка в школе. Посредством своеобразного комплекса выразительных средств (литература, как и музыка), посредством музыкального языка, влияет на ребёнка и вызывает сопереживание, выражающееся в конкретных чувствах, настроениях, переживаниях; порождает и определённые размышления. Посредством литературы развивается мышление, воображение, память, речь, внимание; стимулируется коммуникация личности; развиваются индивидуальные способности; повышается эмоциональность школьников и т.д. Совершенствование, обогащение читательского восприятия и опыта, развитие речи способствуют пониманию окружающего мира, расширению кругозора и жизненного опыта ученика. Надо подчеркнуть, что использовать произведения искусства следует не только умело, но и с некоторой долей осторожности. Следует помнить, что при всех своих достоинствах произведения изобразительного искусства всё-таки играют вспомогательную роль на уроке и далеко не каждая тема даёт возможность их использовать как наглядность. Нельзя забывать о том, что ранее должно произойти потрясение души художественным словом. А если слову поможет живопись и музыка, тогда оно глубже в душу проникнет.  

     Тема интеграции имеет давние традиции. Сегодняшнее «телевизионное и компьютерное» поколение мало посещает музеи, практически не соприкасается с прекрасным. Воспоминание о живописных полотнах ограничивается «Богатыри» В.Васнецова и «Золотая осень» И.Левитана. Почему так важно обращение к живописному полотну? «Повествовательность, литературность живописи, её способность в одной картине «рассказать» о многом и служит высоким основанием для привлечения её на уроке литературы». Картина может не только «рассказывать», но и рождать ассоциации, чувства, выходящие за рамки изображения. Интегрируя уроки, надо ставить перед собой следующие задачи: - привлечь подростков к миру искусства, культуры; - расширить их кругозор в понимании той или иной эпохи; - развить художественный вкус и творческие способности; - научить давать собственную оценку тому или иному произведению искусства.

При изучении на уроках литературного чтения лирики А. Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина, поэтов 20 века и др. нельзя не рассказать о музыкальном воплощении их стихов. Хорошо, когда музыка звучит при изучении литературного произведения (там, где о ней упоминается). Использование музыкально-литературных записей повышает культуру учащихся, развивает их вкус, учит понимать прекрасное. В единстве мысли и чувства, размышления и эмоционального переживания заключается преимущество уроков литературы, обогащённых образцами других видов искусства. Широкое применение таких методов в школе может дать много интересного и привести к более эффективным результатам эстетического воспитания.

     Подробнее хотела бы остановиться на интеграции разных видов искусства при изучении творчества С.А. Есенина. Сергей Есенин – один из самых ярких русских поэтов. Его творчество определяется внешней простотой формы и особенной лиричностью. Эти черты делают его поэзию относительно понятной и не сложной для восприятия. Наши учащиеся знакомятся с лирикой Есенина по Программе для коррекционных школ 8 вида. Учителя русского языка и литературы провели литературно-музыкальный вечер «Гой ты, Русь моя родная…»(7-9 классы). Цель занятия – обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве С.А. Есенина, углубить их представление о художественном своеобразии лирики поэта. При проведении мероприятия мы  обратились к музыке, изобразительному искусству. (Кстати, можно и даже к кино «Есенин» с актером Безруковым). При подготовке к занятию учащимся было даны задания: прочитать стихи Есенина, а некоторым – выучить стихотворение наизусть. Подготовили презентацию о жизни поэта, с  репродукциями картин русских художников-пейзажистов(И. Левитан «Русь», «Березовая роща», «Золотая осень»;А. Саврасов «Зимний пейзаж», «Радуга»). Начали занятие с беседы: выяснили, что учащиеся знают о жизни и творчестве Есенина, какие стихи читали, какое впечатление от его стихотворений. Настроили учащихся на дальнейшее восприятие творчества поэта.

Сопоставили произведения двух разных видов искусств, литературы и живописи. Учащимся предлагаются вопросы: «Каковы ваши впечатления от этих картин? Какое настроение они передают? Помогает ли картины  представить образ, нарисованный в стихотворениях?» и др.

Другой вид искусства, помогающий раскрыть всю глубину поэтического мастерства Есенина, - это музыка. В следующей части занятия мы обратились к музыкальным произведениям. На стихи Есенина написано большое количество песен и романсов. «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая» исполнили учителя. Записи песен можно найти в Интернете. После прослушивания ребятам задавались вопросы: «Каково ваше впечатление от этих песен? Что вы испытали, слушая их?» Эта часть занятия очень эмоциональна. Учащиеся с удовольствием делятся своими впечатлениями от прослушанных мелодий.

В заключительной части занятия мы подвели итоги нашей работы, сделали выводы. Выясняется, что занятие показалось ребятам интересным, необычным, многое им запомнилось, понравилось. Такая интеграция сделало занятие насыщенным, интересным, раскрыло глубину поэтического таланта Есенина, красоту его стихов, их музыкальность. На занятии произошло более глубокое осмысление творчества этого поэта, читались и анализировались стихи.

     Таким образом, использование произведений разных видов искусства на уроке литературы позволяет сделать урок интересным, насыщенным, запоминающимся; привлекает внимание учащихся к литературному произведению; активизирует познавательную деятельность учащихся, развивать мышление, творческие способности ребят. Искусство является важным средством воспитания личности, источником его духовного обогащения.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗНЫХ

ВИДОВ ИСКУССТВА НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ

(НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА

С.А. ЕСЕНИНА).

Актуальность. Одна из самых серьезных и трудных задач педагога-словесника – научить детей думать, мыслить творчески, образно, самостоятельно. Важно не только приобщить учащихся к произведениям художественной литературы, но и воспитать потребность в чтении, научить понимать художественное слово, развивать речевое творчество.

К сожалению, в современном обществе интерес к художественной литературе не высок. Нынешние дети и подростки мало читают, с трудом анализируют художественный текст, не всегда могут грамотно и логично выразить свою мысль. Учителю-словеснику приходится прикладывать немало усилий для того, чтобы вызвать у ребят интерес к своим предметам – русскому языку и литературе. Ему необходимо искать новые формы и методы работы с художественным текстом.

Считаю, что наиболее интересной и продуктивной формой работы на уроках литературы при изучении художественного произведения является привлечение произведений смежных видов искусства – музыки, живописи, театра, кино. Произведения искусства оказывают воспитательное и развивающее воздействие, способствуют художественно-образному освоению мира. Искусство формирует эмоциональную культуру человека, воспитывает нравственные чувства, развивает образное мышление, творческое воображение, восприятие.

При современном развитии информационных технологий можно сделать урок ярким, эмоциональным, с привлечением разнообразного иллюстративного материала, использованием аудио- и видеосопровождений. Компьютерная техника с мультимедийными возможностями позволяет обратиться к произведениям живописи, услышать классическую музыку, актерское чтение стихов, прозы, увидеть экранизацию произведений литературы, документальные и учебные фильмы.

Сопоставление литературного произведения и его художественных интерпретаций в изобразительном искусстве, музыке, искусстве театра и кино способствует более глубокому осмыслению художественного текста, пониманию специфики литературы как вида искусства. Обращение к разным видам искусства является важным условием развития образного мышления, расширения кругозора, развития эстетического вкуса учащихся.

Цель данной работы – рассмотреть использование произведений разных видов искусства на уроках литературы, подробно останавливаясь на уроке по изучению творчества С.А. Есенина.

Произведения изобразительного искусства на уроке литературы.

Одним из наиболее важных принципов в преподавании любого предмета является принцип наглядности. Произведения живописи на уроках чтения позволяют учащимся конкретно представить портреты героев, быт, обстановку, историческую эпоху в целом. Для работы на уроке можно привлекать картины разных жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер; бытовую, историческую, батальную живопись.

Жанры живописи легко соотносимы с целым литературным произведением или с отдельными его эпизодами. Например, живописный портрет нетрудно соотнести с описанием портрета героя в литературном произведении. Пейзаж легко сопоставить с пейзажной лирикой или с описанием пейзажа в эпических произведениях. Чаще всего мы обращаемся к полотнам великих русских художников: И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова, В. Поленова, В. Сурикова, П. Федотова, И. Репина, В. Перова, М. Врубеля и т.д. При сопоставлении картины и литературного произведения мы делимся впечатлениями, устанавливаем их тематическую близость, говорим о различии в способах выражения авторской идеи, рассматриваем, как замысел писателя и художника воплотился в образах, колорите, композиции, языке произведения.

Произведения живописи мы привлекаем  при изучении поэзии Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского и др.). Изучая биографию писателя мы обращаемся к его портрету. Портреты писателей, выполненные художниками, знакомят ребят не только с внешним обликом человека, но и способствуют проникновению в его внутренний мир.

Рассматривание и анализ произведений живописи в процессе изучения литературного произведения, благодаря зримому и запоминающемуся образу картины, делают более доступным для учащихся постижение мысли писателя, способствуют углубленному пониманию специфики искусства слова и изобразительного искусства.

Отдельно хочется сказать об обращении к иллюстрации в процессе работы над текстом художественного произведения. Сейчас с помощью Интернета можно найти иллюстрации почти ко всем произведениям русской классической литературы. Работа с иллюстрациями так же, как и работа с произведениями живописи, направлена прежде всего на более глубокое осмысление художественного текста. На уроке мы обсуждаем иллюстраций к произведению, пытаемся понять, насколько они соответствуют литературному тексту, какими средствами художник воплощает это соответствие или, наоборот, что в иллюстрации не соответствует художественным образам литературного произведения. Иногда учащимся дается задание самим нарисовать иллюстрации к тексту.

Музыкальные произведения на уроке литературы.

На уроке литературы мы обращаемся и к такому виду искусства, как музыка. Использование музыкальных записей усиливает общее эмоциональное впечатление от урока, помогает глубже проникнуть в замысел литературного произведения.  Мелодия помогает ребятам лучше понять авторскую идею, заложенную в произведении, раскрыть характер главного героя. Эмоциональное впечатление от этой части урока всегда очень сильно.

Чаще всего мы обращаемся к музыкальным произведениям при изучении лирики. Лирика как род литературы и музыка имеют много общего. Общей является эмоциональная составляющая. И тот и другой вид искусства направлены прежде всего на выражение чувств, эмоций, переживаний. Мы обращаемся к музыке при изучении творчества Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.А. Есенина, М. Цветаевой, поэтов 60-х годов XX века.

На стихи многих поэтов написаны песни, романсы. Их прослушивание помогает лучше осмыслить глубину поэтического таланта автора художественного текста, создает на уроке творческую атмосферу.

Работа с фильмом на уроке литературы.

Для многих детей и подростков самым любимым и доступным видом искусства является кино. Использование кино (художественного и документального) делает урок литературы более ярким, интересным, повышает мотивацию учащихся к изучению литературного произведения.

Деятельность читателя по сравнению с восприятием других искусств достаточно сложна, ведь здесь необходимо оживлять конкретные образы в своем сознании, что редко удается современному ребенку в силу слаборазвитого образного мышления. Зрительные образы воспринимаются намного проще, интерес к ним у ребенка, естественно, выше.

При работе с фильмами очень важно не забывать о главном методическом приеме. Видеозапись (например, фрагмент художественного фильма, спектакля) надо как бы ввести в содержание урока, объяснить учащимся, с какой целью вы собираетесь показать ее, что они должны уяснить себе в процессе просмотра. После окончания демонстрации следует узнать, как ребята восприняли содержание фильма (о чем он и как связан с вашим заданием?), т.е. достигнута ли цель показа. А далее нужно обязательно связать содержание видеоматериала с той последующей работой, которую вы организуете на уроке. Итак, фильмы учащиеся не просто смотрят, они их должны анализировать.

             На уроке можно использовать как художественные фильмы (экранизации литературных произведений), так и документальные (о жизни и творчестве писателя, истории создания его произведений и т. д.). На сегодняшний день русский и зарубежный кинематограф предлагает нам достаточно богатый выбор таких фильмов. Например, за последние несколько лет появились замечательные художественные фильмы о жизни писателей, поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, И.А. Бунина, А.И. Куприна, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, В.С. Высоцкого и др. Экранизирована большая часть произведений русской классики (многие произведения имеют не одну экранизацию). Эпизоды из этих фильмов ребята смотрят с удовольствием.

Опыт показывает, что использование фильмов на уроках литературы качественно меняет отношение ребят к классической литературе. Фильмы оживляют для них книги, увлекают, учат думать, наблюдать. Слова книги оживают у них на глазах. Но, самое главное, возвращаясь от фильма к книге, учащиеся начинают видеть ее совершенно иначе. Сравнивая, сопоставляя и противопоставляя книгу и фильм-экранизацию, они начинают открывать для себя духовный смысл произведения русской классики. 

Диалог литературы и кино на уроке способствует эстетическому развитию современного подростка, преодолению ограниченности читательского и зрительского восприятия. Использование экранизации делает процесс обучения насыщенным и интересным, способствует формированию у учащихся навыков интерпретации и целостного анализа произведения.

Часть II .

Использование произведений разных видов искусства

на занятии по изучению творчества С.А. Есенина.

Подробнее хотела бы остановиться на интеграции разных видов искусства при изучении творчества С.А. Есенина. Лирика как род литературы особенно близка двум видам искусства – изобразительному искусству и музыке. Это дает возможность при изучении лирики обращаться к образам родственных поэзии искусств.

При изучении лирики С.А. Есенина мы можем обратиться к музыке, изобразительному искусству и кино. Интеграция искусств на уроке делает его насыщенным, интересным, раскрывает глубину поэтического таланта Есенина, красоту его стихов, их музыкальность, образность.

Сергей Есенин – один из самых ярких русских поэтов. Его творчество определяется внешней простотой формы и особенной лиричностью. Эти черты делают его поэзию относительно понятной и не сложной для восприятия. Учащиеся знакомы с лирикой Есенина. На нашем занятии происходит более глубокое осмысление творчества этого поэта, читаются и анализируются стихи разных периодов, прослеживается эволюция тем, образов, мотивов. В результате в сознании учащихся формируется целостное представление о личности и творчестве Есенина.

Цель занятия – обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве С.А. Есенина, углубить их представление о художественном своеобразии лирики поэта.

Перед началом занятия учащимся даются опережающие задания: прочитать стихи Есенина, некоторым – выучить одно стихотворение наизусть, делается презентацию о жизни поэта, подбираются репродукции картин русских художников-пейзажистов.

Урок начинаем с беседы: выясняем, что учащиеся знают о жизни и творчестве Есенина, какие стихи читали, каково общее впечатление от его лирики. Начальный этап урока настраивает учащихся на дальнейшее восприятие творчества поэта.

с народными традициями; они осознают чувство любви поэта к родине, ко всему, что с ней связано.

На одном из последующих этапов урока мы обращаемся к художественному фильму. Смотрим эпизод из фильма «Есенин» (2005) - «Есенин в гостях у А. Блока». В этом эпизоде С. Безруков в роли Есенина читает одно из программных стихотворений поэта «Гой ты, Русь, моя родная…». Ребята слышат замечательное актерское чтение стихотворения (это, обычно, производит на них сильное эмоциональное впечатление). После просмотра происходит аналитическая беседа. В ходе просмотра и беседы у ребят начинает складываться определенный образ Есенина как личности. (Как правило, у многих из них возникает желание посмотреть этот фильм целиком).

Одним из этапов занятия является анализ использования цветовых образов в лирике Есенина.

Мы обращаемся к произведениям живописи – полотнам великих русских художников-пейзажистов: И. Левитана, В. Поленова, А. Саврасова, Ф. Васильева, И. Шишкина. Мы пытаемся сопоставить произведения двух разных видов искусств. Учащимся предлагаются вопросы: «Каковы ваши впечатления от этих произведений искусств? Каким чувством проникнуты эти произведения? Какое настроение передают? Помогает ли вам обращение к картине ярче представить образ, нарисованный словами? Какова цветовая палитра, которую используют художник и поэт? В ходе беседы выявляем такую особенность есенинской лирики, как «живопись словом». Поэт рисует яркие образы, передающие всю красоту родной природы, все богатство ее красок.

Другой вид искусства, помогающий раскрыть всю глубину поэтического мастерства Есенина, - это музыка. В следующей части занятия мы обращаемся к музыкальным произведениям. На стихи Есенина написано большое количество песен и романсов. И это не случайно, ведь произведения этого поэта удивительно музыкальны. («Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая»)исполнении учителей. После прослушивания задаю ребятам вопросы: «Каково ваше впечатление от этих песен? Что вы испытали, слушая их?  Эта часть занятия очень эмоциональна. Учащиеся с удовольствием делятся своими впечатлениями от прослушанных мелодий. Им открывается красота, музыкальность, лиричность есенинских стихов.

В заключительной части занятия мы подвели итоги нашей работы, делаем выводы, проводим рефлексию. Выясняется, что урок показался ребятам интересным, ярким, многое им запомнилось, понравилось. Итак, привлечение произведений живописи, музыки, художественного фильма на уроке по изучению творчества Есенина помогает раскрыть всю глубину поэтического таланта автора, понять художественное своеобразие его лирики, почувствовать красоту и мелодичность его стихов.

Заключение.

Таким образом, использование произведений разных видов искусства на уроке литературы позволяет сделать урок интересным, насыщенным, запоминающимся; привлечь внимание учащихся к литературному произведению; активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать образное мышление, творческие способности ребят.

Искусство является важным средством воспитания личности, источником его духовного обогащения. Воздействуя эмоционально, вызывая сопереживание у учащихся, произведение искусства надолго остается в памяти, содействует формированию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"

Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя                 разнообразные виды работ. Рас...

Мастер-класс «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .

Цель: создать условия для профессионального развития педагогов и освоения опыта приемов работы по выразительности речи. Цитата: «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для ...

Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Интегрированный урок чтения и развития речи, музыки и пения в 7 классе по теме:"Чудеса в сказке"

Интегрированный урок чтения и развития речи, музыки и пения в 7 классе по теме:"Чудеса в сказке"...

Урок чтения и развития речи на тему: "Чтение по ролям I части повести Н.В.Гоголя "Майская ночь ,или Утопленница"

Цель: познакомить обучающихся с содержанием главы «Ганна».Задачи: образовательные  - формирование умений обучающихся читать текст по ролям и анализировать прочитанное;коррекционно &nd...

«Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи».

laquo;Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи»....