Модульный курс Сдам ЕГЭ. 10 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс)

Давыдова Татьяна Алексеевна

Модульный курс  Сдам ЕГЭ. 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnyy_kurs_sdam_ege.docx60.65 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

Рабочая  программа, рассмотрена на заседании МО

Протокол № __5_____от

 «_22_» __05_____2019г.

«Согласовано»

_________________________

заместитель директора по УВР

«_28_» __08_____2019г.

«Утверждено»

Приказом директора  

ЧОУ «Православная гимназия

Преподобного Сергия Радонежского» от

«30__» __08_____2019г. №101__

 «Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского»

Рабочая программа учебного предмета

Спецкурс по русскому языку

«Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку»

(наименование учебного предмета)

Основное общее, X-XI классы

(уровень образования)

70 часов

(количество часов, отводимых на реализацию программы)

Давыдова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

Югорск, 2019 г.

Пояснительная записка

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 10-11 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, сконцентрировано к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.

Основная идея программы:

Предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 – 11классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ. Спецкурс предназначен для подготовки учащихся к ЕГЭ.

Данный спецкурс разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ЕГЭ 2018 года, а также перечень заданий КИМов 2018 года.

Структура тестов ЕГЭ такова, что, кроме заданий по орфографии и синтаксису, они содержат задания по теории языка, требуют знаний, умений и навыков по различным разделам языкознания – от орфоэпии до культуры речи. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного.

Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами. Программа предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В, С.

В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, как то: образование родительного падежа множественного числа от некоторых существительных, глагольных форм; знаки препинания в сложных предложениях, при цитировании и т. д.   Представлен большой теоретический материал, необходимый педагогу при подготовке занятий, и многочисленные упражнения, аналогичные экзаменационным заданиям. Своеобразие и специфика данной программы состоит в том, что материал по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ привязан к тем темам, которые изучаются по программе 11 класса.

В основу спецкурса легли разработки и исследования в данной области И.П. Цыбулько, С.И. Львова, Н.В. Егоровой, Е.А. Влодавской, Н.А.Сениной.

Спецкурс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах.

Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации  в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в 10-11 классах не ориентирована на подготовку к ЕГЭ, целью данной программы является стремление помочь педагогу организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках русского языка и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ на занятиях курса.

Цели и задачи спецкурса

Программа спецкурса «Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» составлена для учащихся 10-11 классов, следовательно, ориентирована на итоговую аттестацию и абитуриентский экзамен. Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения с элементами сочинения), а система уроков в 10-11 классах не всегда ориентирована на подготовку к ЕГЭ, целью данного спецкурса является стремление помочь педагогу организовать систематическую и качественную подготовку учащихся к ЕГЭ.

Главная задача курса – формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

В связи с этим ставятся следующие цели:

• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;

• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;

• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;

• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;

• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;

• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;

• повышать уровень грамотности учащихся.

Программа рассчитана на 70 часов (1 час в неделю в 10 и в 11 классах) и отрабатывается на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка. Программа спецкурса предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В, С.

Учебный предмет «Русский язык» составляет важную часть образовательной области «Филология».

Общая характеристика спецкурса

Основной методический принцип повторения и обобщения материала по фонетике в старших классах – опора на речевой слух учащихся, т.е. сознательное восприятие школьниками звуков и правильное определение их свойств. Необходимо четко разграничить понятия «буква» и «звук». Необходимо подбирать такие упражнения по фонетике, графике и орфоэпии, которые должны выработать четкое представление о системе гласных и согласных звуков, а также способах их обозначения на письме, показать соотношение звукового и буквенного (орфографического) облика слова, выработать умение находить основные звуковые процессы в слове и соблюдать орфоэпические нормы русского языка. Эти знания и умения и проверяют типичные задания Единого государственного экзамена по русскому языку, посвященные фонетике, графике и орфоэпии. Изучение орфоэпических норм предполагает использование словарей. Следует учитывать, что многие слова имеют варианты произношения, зафиксированные в орфоэпических словарях. Обращаться к этому материалу целесообразно в начале 10-го класса перед повторением морфемики и лексики, а затем включать фонетический разбор и отдельные наблюдения над устной речью при изучении других разделов русского языка.

Задания по лексике и фразеологии проверяют знание основных лексических понятий, владение лексическими нормами, а также общий уровень развития ученика, объем его словарного запаса. Обогащение словарного запаса учащихся – это спланированная целенаправленная работа, включающая два аспекта: введение новых слов, уточнение значений уже известных лексических единиц; изучение функционально-стилевой принадлежности слова и стилистически окрашенной лексики. К сожалению, задания ЕГЭ, требующие определить семантику слова, часто содержат случайные слова, значение которых сложно определить без словаря даже учителю. Работа с лексическим материалом невозможна без использования словарей. Задача учителя – научить школьников пользоваться толковым и другими видами словарей. Поскольку возможности школьной библиотеки не всегда позволяют обращаться к лексикографическим пособиям во время урока, следует порекомендовать учащимся при выполнении домашних заданий обратиться к электронным версиям словарей русского языка. Можно воспользоваться словарями портала www.gramota.ru или другими электронными ресурсами. Представляется целесообразным использовать в качестве группового или индивидуального домашнего задания лексический разбор слова. При повторении следует обратить внимание на такие трудные для учащихся понятия как контекстуальные синонимы и антонимы, на разграничение многозначности и омонимии.

Содержательный блок «Морфемика и словообразование» в спецификации ЕГЭ представлен всего двумя заданиями, однако каждый учитель знает, как тяжело дается выполнение этих заданий ученикам. Почему же этот материал так сложен для наших учеников? Можно назвать несколько причин. Словообразование целенаправленно изучается в 5–6-х классах, когда можно дать только самое общее представление о словообразовательной системе русского языка и рассмотреть достаточно “прозрачные” и потому наглядные примеры морфемного и словообразовательного анализа слов. Знания учащихся о морфемике и словообразовании должны постоянно углубляться при изучении морфологии, однако вопросы словообразования различных частей речи далеко не всегда в центре внимания учителя. В отсутствие продуманной системы повторения невостребованные знания просто забываются. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку требует повторения основных сведений по морфемике и словообразованию. На что обратить особое внимание? Прежде всего, на морфемный и словообразовательный разбор. Задача учителя – показать, что морфемный и словообразовательный анализ тесно связаны, хотя цели их различны. К типичным трудностям морфемного анализа можно отнести различие нулевого окончания и отсутствие окончания, разграничение омонимичных морфем, словоформ, исторических чередований и т.д. Именно на эти трудности стоит обратить внимание в первую очередь.

Задания на морфологию проверяют следующие базовые умения: умение производить морфологический разбор – анализировать, классифицировать слова различных частей речи; умение оценивать морфологические формы с точки зрения нормативности. Большинство заданий предполагает работу со словами различных частей речи в пределах предложения. Нужно обратить внимание на следующие темы:

I. Род имен существительных.

II. Формообразование имен существительных и прилагательных.

III. Склонение и особенности сочетаемости имен числительных.

IV. Функциональные омонимы. Разграничение функциональных омонимов.

Самыми трудными для выделения в тексте являются служебные части речи, поэтому следует повторить их виды и функции. Нелишним будет составление списков основных разрядов предлогов, союзов и частиц. Обязательно повторите разряды местоимений!

Большинство заданий ЕГЭ по синтаксису требуют короткого конструируемого ответа (тип В), т.е. являются заданиями повышенной сложности, например: из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование (управление, примыкание); среди предложений найдите односоставное безличное и т.п. При повторении темы “Типы связи слов в словосочетании” необходимо рассматривать не только простые случаи согласования, управления, примыкания, но и трудные случаи. При повторении темы “Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений” особое внимание стоит обратить на смысловые отношения между главным и придаточным предложением, при этом включать примеры с многозначными союзами (союзными словами). Особое внимание стоит обратить на синтаксические нормы, т.е. на нормы употребления в предложении однородных членов, имен собственных, деепричастных оборотов, форм сказуемого при подлежащем-местоимении.

Формы занятий: тематические занятия, включённые в программу, предполагают использование учителем различных формы занятий: лекционные, интерактивные с использованием информационных технологий, практические.         Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по различным темам курса. Необходимо использовать такие формы занятий,  как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала. Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия – обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины. В целях достижения положительного результата целесообразнее проводить занятия комбинированного типа.

Структура контрольно-измерительных материалов

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей.

Часть I (А 1-А 30) содержит 30 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных.

Часть 2 (В 1-В 8) содержит 8 заданий, требующих краткого ответа.

Часть 3 (С 1) – это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Представленная программа предусматривает изучение правил сдачи ЕГЭ, знакомит со спецификацией КИМов, позволяет организовать изучение и повторение материала блоками в соответствии с типами заданий ЕГЭ. Особое внимание уделяется написанию сочинения на основе предложенного текста.

Практические работы проводятся по материалам учебных пособий:

- С.И. Львова, И.П. Цыбулько. ЕГЭ 2008. Русский язык. Сборник заданий. М., “Просвещение. ЭКСМО”, 2014.;

- Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение задания части 3(С). М., “Экзамен”, 2007.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 – 11 классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

Представленная программа предусматривает изучение правил сдачи ЕГЭ, знакомит со спецификацией КИМов, позволяет организовать изучение и повторение материала блоками в соответствии с типами заданий ЕГЭ. Особое внимание уделяется написанию сочинения на основе предложенного текста.

Изучение теории должно привести к практическому применению полученных знаний; возможно и движение от практического выполнения задания к его теоретическому обоснованию.

Предполагаемые виды деятельности учащихся:

- работа со словарями, справочной  литературой, Интернет-источниками;

- участие в экспресс-диагностике, анкетировании;

- аналитическая работа с текстом;

- написание самостоятельных работ;

- подготовка сообщения на заданную тему;

- составление алгоритма, памятки, обобщающей схемы;

- сравнительный анализ заданий;

Содержание тем учебного курса

1. Изучение правил сдачи ЕГЭ.

Типология заданий ЕГЭ.

2. Орфоэпия.

Современные орфоэпические нормы. Акцентологический минимум.

3. Лексика и фразеология.

Основные лексические категории и единицы. Лексические нормы. Лексико-фразеологический анализ.

4. Словообразование.

Основные способы словообразования частей речи.

5. Морфология.

Морфологический разбор всех частей речи. Трудные случаи морфологического разбора. Повторение признаков таких частей речи, как наречие, предлог, частица.

6. Грамматические нормы.

Образование форм числительных, образование форм различных степеней сравнения прилагательных, образование форм повелительного наклонения глаголов, образование форм деепричастий, местоимений, существительных (окончания множественного числа).

7. Орфография.

Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Грубые и негрубые ошибки.

8. Пунктуация.

Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм.

9. Синтаксис.

Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения.

10. Синтаксические нормы русского языка.

Построение предложений с деепричастным оборотом, построение предложений с однородными членами, употребление имен собственных в предложении, построение предложений с причастным оборотом, построение сложноподчиненных предложений, трудные случаи управления, построение предложений с косвенной речью.

11. Работа с текстом.

Установление причинно-следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие “ключевого” слова.

12. Анализ языковых средств выразительности.

Функции изобразительно-выразительных средств. Понятия: градация, метафора, контекстные антонимы, синонимы, парцелляция.

13. Подготовка к написанию сочинения (часть С).

Знакомство с критериями оценки части С. Проблема, поставленная автором текста, и способы её формулировки. Комментарий проблемы. Виды комментариев. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста. Виды речевых и грамматических ошибок. Этические нормы. Фактологические ошибки.

Перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть к концу изучения курса:

Орфоэпия

Должны знать:

• что изучает орфоэпия;

• основные орфоэпические нормы произношения слов;

Должны уметь:

• проводить орфоэпический разбор;

• находить в тексте основные выразительные фонетические средства.

Словообразование

должны знать:

• что изучает словообразование;

• систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования слов;

• что морфема – это значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении;

• что в морфемной структуре слова с течением времени могут происходить изменения;

• как связано строение слова и его написание;

Должны уметь:

• опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;

• определять способы образования слов;

• находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства.

Лексикология и фразеология

Должны знать:

• что изучает лексикология и фразеология;

• основные понятия лексикологии и фразеологии;

• основные способы объяснения лексического значения слова;

• различать по значению паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы;

Должны уметь:

• соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка;

• соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;

• находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;

• определять прямое и переносное значение слова;

• находить в тексте основные выразительные лексические средства.

Морфология

Должны знать:

• что изучает морфология;

• что такое грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);

• принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей речи;

• основные морфологические нормы;

Должны уметь:

• определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;

• различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;

• проводить морфологический разбор слова;

• находить в тексте основные выразительные средства морфологии.

Синтаксис и пунктуация

Должны знать:

• что изучает синтаксис и пунктуация;

• основные признаки словосочетания и предложения;

• виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;

• виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;

• основные пунктуационные нормы;

• основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями);

• основные выразительные средства синтаксиса русского языка;

Должны уметь:

• устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;

• определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

• пользоваться синтаксическими синонимами;

• проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;

• проводить пунктуационный разбор предложения;

• находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.

Орфография

Должны знать:

• что изучает орфография;

• основные орфографические правила каждого раздела орфографии:

1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания;

3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;

Должны уметь:

• применять орфографические правила на письме;

• применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;

• проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;

• соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

10 класс

1

Вводное занятие

1

1

2

Орфоэпия

2

1

1

3

Морфемика и словообразование.

3

1

1

4

Лексика

4

2

2

5

Морфология

13

11

2

6

Орфография

13

12

1

Итого:

36

7

Синтаксис и пунктуация

16

13

3

8

Работа с текстом части С

14

12

2

9

Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ

4

4

Итого:

34

Общее количество часов:

70

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

План/

Факт

Виды деятельности

Виды контроля

10 класс

1

Типология заданий ЕГЭ.

Знакомство учащихся с правилами сдачи ЕГЭ и со структурой сдачи данного экзамена.

Знакомство учащихся с правилами сдачи ЕГЭ и со структурой сдачи данного экзамена.

Лекция, вводный контрольный тест.

2

3

Современные орфоэпические нормы

Повторение порядка орфоэпического разбора слов, обобщение знаний об орфоэпических нормах произношения слов. Тренировочные упражнения по теме  «Основные нормы современного литературного произношения».

Практикум

4

5

6

Основные способы словообразования частей речи. Трудные случаи словообразовательного разбора

Углубить знания учащихся о способах словообразования слов в русском языке. Тренировочные упражнения по теме  «Морфемика и словообразование».

Практикум

7

8

9

10

Лексические нормы современного русского языка.

Употребление синонимов и антонимов, паронимов и омонимов, фразеологизмов, заимствованных слов, архаизмов, историзмов, неологизмов, стилистически ограниченной лексики

Синонимы – средство  наиболее точного выражения мысли. Лексические, стилистические и синтаксические синонимы. Использование синонимов для создания  градации. Использование  антонимов для создания оксюморона, антитезы. Контекстуальные синонимы и антонимы.

Общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова. Термины и жаргонизмы.

Исконно русские слова и заимствованная лексика. Новые слова и устаревшая лексика.

Происхождение фразеологизмов: исконно русские, старославянские, заимствованные. Лексическое значение фразеологизмов. Крылатые выражения.

Виды омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Роль паронимов в речи.

Тренировочные упражнения по теме  «Лексические нормы современного литературного языка».

Комбинированные занятия

11

12

Морфология.

Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных.

Систематизировать знания учащихся по написанию суффиксов имён существительных

Практикум

13

Образование форм различных степеней сравнения прилагательных

Систематизировать знания учащихся по образованию степеней сравнения прилагательных. Употребление прилагательных сравнительной и превосходной степени.

Практикум

14

Употребление числительных. Склонение сложных количественных числительных. Склонение составных порядковых числительных. Употребление собирательных числительных. Особенности склонения числительных 100, 90, 40, полтора и полтораста.

Повторить сведения о числительном как части речи.

Склонение сложных количественных числительных. Склонение составных порядковых числительных. Употребление собирательных числительных. Особенности склонения числительных 100, 90, 40, полтора и полтораста.

Практикум

15

Правописание наречий.

Обратить внимание учащихся на сложные случаи правописания наречий.

Практикум

16

Правописание предлогов.

Употребление предлогов.

Систематизировать знания учащихся в правописании производных предлогов, повторить алгоритмы, помогающие отличить предлог от омонимичных самостоятельных частей речи. Употребление предлога ПО с дательным и предложным падежом. Употребление предлогов ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, НАВСТРЕЧУ, БЛАГОДАРЯ, НАПЕРЕКОР с дательным падежом.

Практикум

17

Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление.

Систематизировать знания учащихся по правописанию частиц не и ни.

Практикум

18

Трудные случаи морфологического разбора самостоятельных частей речи.

Повторить морфологический разбор самостоятельных частей речи.

Практикум

19

Образование форм повелительного наклонения глаголов.

Повторить способы образования, правописание и употребление глаголов в повелительном наклонении.

Практикум

20

Образование форм деепричастий.

Систематизировать знания учащихся по употреблению в речи деепричастий и способов их образования.

Практикум

21

Употребление некоторых форм глаголов, причастий

и деепричастий.

Форма 1 лица единственного числа некоторых глаголов. Форма прошедшего времени некоторых глаголов с суффиксом – НУ-. Образование причастий.

Практикум

22

23

Образование форм местоимений. Употребление местоимений.

Повторить разряды и правописание местоимений, их роль в предложении. Напомнить алгоритм отличия местоимений от подчинительных союзов. Употребление личных местоимений. Ошибки в образовании притяжательных местоимений. Тренировочные упражнения по теме  «Морфологические  нормы современного литературного языка».

Практикум

24

Принципы русской орфографии.

Систематизировать знания учащихся о типах орфограмм.

Лекция

25

Типы орфограмм и принципы проверки.

Учить делать работу над ошибками, допущенными при выполнении теста, диктанта.

Работа над ошибками, выполнение теста.

26

Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов.

Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в корне слова.

Практикум

27

Чередующиеся гласные в корне слова.

Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в корне слова.

Практикум

28

Правописание гласных в приставках.

Закреплять навыки правописания приставок.

Практикум

29

Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий.

Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в окончании слова.

Практикум

30

Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов.

Закреплять навыки отличия глаголов от глагольных форм, а также правописание суффиксов и окончаний глаголов.

Практикум

31

Согласные в корнях, приставках, суффиксах.

Закреплять навыки определения морфем и орфограмм в них.

Практикум

32

Правописание н и нн в прилагательных и причастиях.

Систематизировать знания учащихся по заявленной теме, дать алгоритм определения орфограммы.

Практикум и консультация

33

Употребление ь и ъ.

Повторить правила правописания ь и ъ, систематизировать типичные ошибки в написании ъ и ь.

Практикум

34

Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

Систематизировать знания учащихся по заявленной теме, дать алгоритм определения орфограммы.

Практикум

35

Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию.

Дать алгоритм отличия омонимичных конструкций слов.

Практикум

36

Практическое занятие.

Задания А12-18.

Тренировочные упражнения по теме  «Принципы русской орфографии».

Тренировочные упражнения

11 класс

37

Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы.

Напомнить учащимся синтаксические нормы употребления деепричастий, нормы подчинительной связи слов в предложении

Лекция

38

Словосочетание. Виды синтаксической связи.

Напомнить алгоритм определения видов подчинительной связи слов в словосочетании.

Комбинированное занятие

39

Простое предложение. Члены предложение.

Повторить определение членов предложения, а также порядок синтаксического разбора простого предложения. Повторить сведения о грамматической основе предложения.

40

Согласование в числе сказуемого с подлежащим.

Употребление форм Им. и  В. падежей в составном именном сказуемом.

Согласование подлежащего, выраженного местоимениями КТО, ЧТО, со сказуемым.

Согласование в числе сказуемого с подлежащим, выраженным числ. + сущ. В родительном падеже.

Практикум

41

Знаки препинания между однородными  членами. Согласование в предложениях с однородными членами.

Напомнить сложные случаи при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Ошибки при употреблении ОЧП с парными союзами. Ошибки при употреблении ОЧП, выраженных разными грамматическими формами.

Комбинированное занятие

42

Знаки препинания при обособлении определений и приложений.

Обобщить знания учащихся об обособлении определений и приложений. Построение оборотов с  распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными .

Комбинированное занятие

43

Другие случаи обособления второстепенных членов

Напомнить алгоритм постановки знаков препинания при обособлении обстоятельств и дополнений.

Комбинированное занятие

44

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями.

Учить отличать слова, грамматически не связанные с членами предложения (вводными конструкциями и обращениями).

Практикум

45

Тире в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения.

Обобщить сведения о постановке тире в простом предложении. Закрепить навык синтаксического разбора простого предложения.

Практикум

46

Классификация сложных предложений.

Обобщить знания о сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью. Закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях разных типов.

Комбинированное занятие

47

Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи

Замена сложноподчинённых предложений с придаточным определительным простым предложением с причастным оборотом. Замена сложноподчинённых предложений с придаточным обстоятельственным простым предложением с деепричастным оборотом. Ошибки при образовании синонимичных конструкций.

Комбинированное занятие

48

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Рассмотреть сложные случаи пунктуации в ССП.

Практикум

49

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Рассмотреть сложные случаи постановки знаков препинания в СПП с одним и несколькими придаточными. Некоторые ошибки и недочёты в построении СПП. Ошибки при употреблении конструкций с прямой и

косвенной речью.

Практикум

50

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Закрепить навыки постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Практикум

51

Сложное предложение с разными видами связи

Повторить синтаксический разбор сложного предложения.

Практикум

52

Практическое занятие.

Задания А4, А5, А26.

Тренировочные упражнения по теме  «Синтаксические  нормы современного литературного языка».

Тренировочные упражнения

53

Как писать сочинение-рассуждение. Требования к выполнению части С.

Познакомить учащихся с требованиями к выполнению части С ЕГЭ.

Лекция

54

Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих

Актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования. Отрабатывать навыки определения причинно-следственных связей между частями текста.

Практикум

55

Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте.

Лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов, использование союзов, союзных слов, выявление воспроизведённых во всём контексте «ключевых слов» и их заменителей. Совершенствовать умение учащихся анализировать текст.

Практикум

56

57

Анализ языковых средств выразительности.

Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.), контекстные синонимы и антонимы, антитеза, Парцелляция. Градация. Риторический вопрос. Ряды однородных членов. Инверсия.

Практикум

58

Знакомство с критериями оценки части С.

Структура сочинения на основе предложенного текста.

Познакомить с критериями оценивания сочинения учащихся по 12-ти критериям (К1 – К12). Познакомить учащихся со структурой сочинения на основе предложенного текста.

Лекция

59

Определение темы и проблематики текста. Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы.

Совершенствовать умение учащихся определять основные темы и проблемы текста. Проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы. Совершенствовать умение учащихся анализировать текст.

Практикум

60

Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте.

Типы комментирования текста: текстуальный,  концепционный. Учить комментировать проблему, поднятую в тексте.

Практикум

61

Осмысление авторской позиции текста.

Учить осмысливать авторскую позицию и способы её выражения в тексте.

Комбинированное занятие

62

Приёмы логического мышления. Аргумент.

Типы аргументации в изложении собственной позиции.

Совершенствовать умение последовательно и аргументированно излагать свои мысли.

Познакомить с типами аргументации. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Типы аргументов. Ссылки на общезначимый авторитет, свидетельства самого автора сочинения, ссылки на авторитет, примеры из художественной литературы. Логические доказательства. Чувственные аргументы.

Комбинированное занятие

63

Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки

Повторить сведения о микротеме, абзаце; повторить виды логических ошибок, познакомить с наиболее распространёнными логическими ошибками.

Комбинированное занятие

64

Виды речевых ошибок. Виды грамматических ошибок.

Повторить виды речевых ошибок. Познакомить с наиболее распространёнными речевыми ошибками. Повторить виды грамматических ошибок. Познакомить с наиболее распространёнными грамматическими ошибками.

Комбинированное занятие

65

66

Практическое занятие.

Выполнение части С.

Написание сочинений на основе прочитанного текста.

Применять знания для написания сочинения-рассуждения

67

68

69

70

Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ.

Закреплять навыки решения заданий ЕГЭ.

Применять знания для выполнения заданий ЕГЭ.

Перечень учебно-методического обеспечения

Для учителя:

  1. Д.И.Архарова. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2009.
  2. Е.А. Влодавская. Единый государственный экзамен. Русский язык. Поурочное планирование. -  М.: Экзамен, 2007.Д.Э. Розенталь Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: 1997.
  3. Г.Т.Егораева. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2007.
  4. Г.Т.Егораева. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Экзамен, 2010.
  5. О.Д.Ивашова. Эффективная подготовка к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Экзамен, 2010.
  6. Н.А.Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009.
  7. Н.А.Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009.
  8. Г.Я. Солганик Синтаксическая стилистика. М., 1997.
  9. Т.Н.Сокольницкая. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть с): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007.
  10. Т.М.Пахнова. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2011.
  11. Т.Ю.Угроватова. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ. – М.: Эксмо, 2008.
  12. И.П. Цыбулько, Ю.Н.Гостева. Сдаём ЕГЭ 2010-2011 годы. Русский язык. - М.: Дрофа, 2010.
  13. Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.- М.: Эксмо, 2014.
  14. Единый государственный экзамен 2010. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2010.
  15. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

Для учащихся:

  1. Д.И.Архарова. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2009.
  2. М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Орфография», «Пунктуация». – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
  3. М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Фонетика», «Графика». – М.: АСТ: Астрель, 2010.
  4. М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Синтаксис». – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  5. М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Морфология», «Синтаксис». – М.: АСТ: Астрель, 2010.
  6. М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Пунктуация». – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  7. Г.Т.Егораева. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2007.
  8. Г.Т.Егораева. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Экзамен, 2010.
  9. О.Д.Ивашова. Эффективная подготовка к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Экзамен, 2010.
  10. Л.А.Кулюкина, А.А.Позднякова. Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ: «Фонетика», «Лексика», «Словообразование», «Морфология». - М.: АСТ: Астрель, 2010.
  11. М.Н.Махонина, Н.М.Девятова. Сборник контрольно-тренировочных и тестовых заданий. Русский язык. 10-11 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2009.
  12. Н.А. Сенина Русский язык ЕГЭ – 2010. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009.
  13. Е.С.Симакова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Сочинение». - М.: АСТ: Астрель, 2010.
  14. Г.Я. Солганик Синтаксическая стилистика. М., 1997.
  15. Т.Н.Сокольницкая. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть с): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007.
  16. Т.М.Пахнова. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2011.
  17. Пучкова Л.И. ЕГЭ 2010. Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2009.
  18. Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.- М.: Эксмо, 2014.
  19. Единый государственный экзамен 2010. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2010.
  20. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
  21. А.В.Шуваева. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Речь. Текст». - М.: АСТ: Астрель, 2010.

АДРЕСА САЙТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЕГЭ

www.ege.edu.ru

 - портал информационной поддержки ЕГЭ (все нормативные документы, форум) www.math.mioo.ru

- МИОО (тренировочные задания по всем предметам)

www.fipi.ru 

- Федеральный институт педагогических измерений (нормативные документы по ЕГЭ, демонстрационные версии КИМов по всем предметам)

www.final.ron.rbcsoft.ru 

- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (нормативные документы)

www.mon.gov.ru

- Министерство образования и науки (нормативные документы)

www.edu.ru

 - Российское образование. Федеральный образовательный портал. (нормативные документы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Модульное оригами" 8 класс

Презентация проекта "Модульное оригами" 8 класс...

Модульный урок "Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды"

Данный урок проводится в теме "Важнейшие классы неорганических соединений" в 8 классе. Урок построен таким образом, что каждый учащийся является активным участником учебного процесса, позволяющего ему...

Технология модульного обучения 7 класс. Рыбы.

Технологическая карта модульного урока Рыбы - Водные позвоночные...

Модульное оригами. Мастер - класс по изготовлению базовой формы: треугольника.

В основе изделий модульного  оригами лежит базовая форма, которая называется треугольник. Чтобы изготовить, например, лебедя,  понадобятся 20 листов белой бумаги формата А4. Каждый лист нужн...

модульные тесты 9 класс УМК Spotlight

Предлагаю Вашему вниманию модульные тесты к УМК Spotlight для 9 класса. Тесты представлены в 2 вариантах....

Дворцовые перевороты. Модульный урок 7 класс

Урок помогает самостоятельно изучить и систематизировать  материал по теме послепетровской эпохи в истории России....

Модульный урок 9 класс "Итоги и последствия Великой Отечественной войны"

Это урок  обобщения и углубления знаний учащихся о Великой Отечественной войне, где идет формирование представлений о закономерностях победы СССР над фашистской Германией. А также  прои...