Учебные элементы | Дидактические цели | Руководство по усвоению учебного содержания |
УЭ0 |
Комплексная дидактическая цель: усвоить знания о рыбах как позвоночных животных Типа Хордовые Надкласса Рыбы, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности (на примере костистой рыбы); умение описывать внешнее и внутренне строение рыб, объяснять связь внутреннего и внешнего строения рыб с водной средой их обитания. |
Требования к уровню обученности: Знать: общие признаки рыб как представителей позвоночных животных Типа Хордовые, особенности внешнего, внутреннего строения и жизнедеятельности на конкретных примерах.
Уметь: определять рыбу по внешним признакам, характеризовать по внешнему и внутреннему строению и особенностям жизнедеятельности, различать разные виды по иллюстративному материалу, объяснять связь внутреннего и внешнего строения со средой обитания, узнавать внутренние органы рыб на объектах.
Владеть: биологической терминологией, связанной с Надклассом Рыбы. |
УЭ1
| Дидактическая цель: усвоить знания о рыбах как позвоночных животных; познакомиться с многообразием видов, происхождением, распространением на Земле.
Задание1 Рассмотрите на иллюстративном материале представителей Надкласса Рыбы. Найдите признаки, характеризующие их как представителей Типа Хордовые, Подтипа Позвоночные.
Задание 2 Работая с текстом учебника объясните происхождение рыб.
Задание 3 Работая с тестом учебника и ЭОР, изучите многообразие рыб и их среду обитания.
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили все 3 задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 2 задание- поставьте себе отметку 4; Если вы дали неполные ответы на 1 задание и неправильно сделали общий вывод о среде обитания рыб - поставьте себе отметку 3; если вы не смогли выполнить все задания, снова прочитайте текст учебника, подготовьте сообщение «Общая характеристика рыб».
|
Устно ответьте на вопросы: 1.Каковы общие признаки типа Хордовые? 2.Назовите отличительные признаки бесчерепных и черепных животных. 3.На основании каких признаков рыб можно отнести к хордовым позвоночным животным?
Работая с тестом учебника, сформулируйте гипотезу происхождения рыб, кратко законспектируйте ответ.
Кратко запишите общее число видов рыб, сделайте вывод о среде их обитания.
|
УЭ 2
| Дидактическая цель: усвоить знания об особенностях внешнего и внутреннего строения рыб с связи с водной средой обитания.. Задание 1 Изучите ( на примере костистой рыбы) особенности внешнего строение рыб и способы передвижения на натуральных объектах.
Задание 2 Используя текст учебника , информацию ЭОР, таблицу "Внутреннее строение рыбы" изучите системы органов рыбы.
Задание 3. Охарактеризуйте особенности внешнего и внутреннего строения рыб на примере костистой рыбы. |
Выполните лабораторную работу: «Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой» Оборудование: банка с рыбой в воде. Ход работы. - Рассмотрите рыбу в банке с водой, определите форму ее тела. Объясните, какое значение она имеет для жизни рыбы в воде?
- Рассмотрите расположение чешуи для жизни рыбы в воде? Какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни в воде?
- Рассмотрите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните это различие.
- Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установите их границы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов для жизни рыбы в воде.
- Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Определите, в чем особенность строения глаз.
- Рассмотрите у рыбы плавники. Определите, какие из них парные, а какие непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде.
- Исходя из собственных наблюдений и текста учебника заполните таблицу 1.
- Отметьте, как факторы водной среды влияют на внешнее строение рыб. Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.
Таблица 1. Признаки | Характеристика | Значение | Форма тела |
|
| Покровы
|
|
| Окраска
|
|
| Отделы тела: |
|
| Органы чувств |
|
| Зрения |
|
| Обоняния |
|
| Боковой линии |
|
| Слуха |
|
|
Ответьте на вопросы: 1.Какие внутренние органы у ранее изученных животных вам известны? 2.Назовите системы органов животных? Заполните таблицу 2 Внутреннее строение рыб
Системы органов | Ор-га-ны | Особен-ности строения | Функ-ции орга-нов | Нервная | | | | Скелет | | | | Мускула-тура | | | | Пищевари-тельная | | | | Дыхатель-ная | | | | Кровенос-ная | | | | Выделительная | | | | Половая | | | |
Зарисуйте особенности внешнего строения рыбы, обозначьте части тела рыбы.
В тетрадях сделайте общий вывод о строении рыб, в связи с водным образом жизни.
. |
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили все 3 задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 1 и 2 задание- поставьте себе отметку 4; Если вы в первом во втором задании при заполнении текстовой таблицы допустили значительные ошибки- поставьте себе отметку 3; если вы не смогли выполнить все задания, обратитесь к тексту учебника и устно ответьте на вопросы учителя. |
УЭ 3 | Дидактическая цель: объяснить особенности размножения рыб в связи со средой обитания.
Задание 1. Объясните особенности размножения и развития рыб, работая с текстом учебника и информаации ЭОР
Задание 2. Выскажите ваше суждение о том, с чем связано различное число икринок у рыб разных видов?
|
Кратко запишите в тетрадях определения: «икринки», «мальки», «живорождение», «нерест», «миграции», «проходные рыбы».
Запишите ваши суждения в тетрадь.
Ответьте на вопросы: 1.Какой тип оплодотворения характерен для большинства рыб? 2.Объясните понятие «миграция». Какова роль миграции в жизни рыб?
|
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 1 задание- поставьте себе отметку 4; Если вы допустили значительные ошибки во всех двух заданиях , поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями, подготовьте , работая с учебником объяснение схемы жизненного цикла рыб |
УЭ 4 | Дидактическая цель: дать морфологическую характеристику рыб.
Задание 1 Рассмотрите рисунок. Почему камбалу относят к рыбам?
Задание 2. Сравните по рисунку внешнее строение щуки и сома.
| Составьте таблицу 3:
Признаки класса | Особен-ности внеш-него строения | В связи с чем развиты |
|
|
|
Составьте таблицу 4:
Щука и сом
Названия рыб | Осо-бен-ности стро-ения | В связи с чем развиты | Об-щие приз-наки | Щука |
|
|
| Сом |
|
|
|
|
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы при выполнении 1 задания допустили 1 ошибку, поставьте себе отметку 4; Если вы допустили ошибки при составлении таблиц поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями, найдите необходимую информацию об анатомо- морфологических особенностях рыб в интернет -источниках. |
УЭ 5 |
Дидактическая цель: применить демонстрационный и раздаточный материал для закрепления знаний по теме Рыбы».
Задание 1. Сравните в таблице внешнее строение речного рака и окуня по коллекциям.
Задание 2_ Подпишите внутренние органы рыбы , используя материал ЭОР
Задание 3 На влажном препарате рыбы найдите плавательный пузырь и органы размножения рыб.
|
Заполните текстовую таблицу:
№ | Черты внешнего строения речного рака | Черты внешнего строения речного окуня |
|
|
|
|
|
|
Ответьте на вопросы: 1.Почему плавательный пузырь рыб называют «гидростатическим аппаратом»? Объясните его роль в жизни костных рыб? 2.Как у рыб можно отличить самку от самца? |
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы правильно выполнили 3 задания , поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 2 задания- поставьте себе отметку 4; Если вы допустили ошибки в заданиях 1,2,3 поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями, используйте текст учебника |
УЭ 6 | Дидактическая цель: обобщить знания об анатомо-морфологических и физиологических характеристиках Надкласса Рыбы. Задание 1 Выберите номера правильных суждений.
Задание 2 Заполните пропуски в тексте
|
1. Говоря об уверенном в себе человеке, мы говорим: чувствует себя « как рыба в воде». 2. Имеют обтекаемую форму тела. 3. Рыба может поворачивать голову вправо и влево. 4. Тело рыбы покрыто чешуей и слизью. 5. Окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема. 6. Рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких. 7. Грудные и брюшные плавники рыб парные. 8. Форма тела рыбы зависит от способа питания. 9. Рыба – символ молчания. 10. Рыбы слышат шаги рыболова.
Рыбы – это ………… животные, обитающие в воде. Имеются парные плавники, …………. и ……………… Поступательное движение вперед осуществляется …. ……………плавником, он также служит рулем при изменении направления. Тело рыб покрыто ……………. Спинная сторона тела рыбы обычно окрашена в более ………………. цвет, брюшная – более светлая. Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают…….. . |
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили оба задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 1 задание- поставьте себе отметку 4; Если вы допустили 2 ошибки, поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями, повторите необходимый материал учебника о рыбах. Ключи ответа: задание1.ДА -1, 2, 4, 5, 7, 9. 10. НЕТ - 3, 6, 8, задание2.позвоночные, спинной, хвостовой, хвостовым, чешуёй, тёмный, боковой линией. |
УЭ7 |
Дидактическая цель: выявить уровень усвоения материала учащимися по теме
Задание 1 Выполните тестовые задания.
|
Выполнить работу с тестами .
Проверочная работа 1.Скелет рыбы А- обеспечивает подвижность тела; Б - защищает внутренние органы, В - защищает мышцы. Г- служит покровом тела 2. К опорно- двигательной системе рыбы относится А- печень Б- позвоночник В- сердце Г- орган зрения 3.Желчь вырабатывается клетками А- печени Б- поджелудочной железой В- желудка Г- слюнных желёз 4. Рыба дышит А- кислородом атмосферного воздуха Б- кислородом, растворённым в воде В- углекислым газом, растворённым в воде Г- углекислым газом атмосферного воздуха 5.Артериальная кровь А- Ярко-красная, насыщенная кислородом |
|
| Б- ярко- красная, насыщенная углекислым газом В- тёмная, насыщенная углекислым газом Г- тёмная, насыщенная кислородом 6.У рыб сердце А- однокамерное Б- четырёхкамерное В- трёхкамерное Г- двухкамерное 7.Артерии - сосуды А- приносящие кровь к сердцу Б- несущие артериальную кровь В- отходящие от сердца Г- несущие венозную кровь 8.Вены- сосуды А- приносящие кровь к сердцу Б- отходящие от сердца В- несущие артериальную кровь Г- несущие венозную кровь 9. У рыб А- 1 круг кровообращения Б- 2 круга кровообращения В- 3 круга кровообращения Г- нет кругов кровообращения
|
Итоговый контроль по результатам промежуточного контроля каждого учебного элемента: Проверьте ответы по ключам: - 1-Б;2-Б;3-А; 4-Б; 5-А;6-Г; 7-В; 8-А;9-А.
если вы выполнили все задания правильно, поставьте себе отметку 5; если вы допустили 1 ошибку, поставьте себе отметку 4; Если вы выполнили 6-7 заданий , поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями , изучите материал повторно и ответьте на вопросы в конце темы.
|