Конспект урока "Антонимы и их употребление"
план-конспект урока по русскому языку

Пахомова Светлана Александровна

Углубить знания учащихся об антонимах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Антонимы и их употребление»

                                                                       

Тип урока: объяснение нового материала.

Метод: частично-поисковый.

Цели:

  1. Познавательные: углубить знания учащихся об антонимах;
  2. Практические: совершенствовать умение находить антонимы в речи; расширить словарный запас учащихся; развивать устную монологическую речь.
  3. Развивающие: развивать логическое мышление на основе подбора анонимов к словам.

                                    Ход урока.

  1. Орг. момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
  2. Проверка домашнего задания. Пройти и посмотреть наличие выполненного домашнего задания.
  3. Подготовка к ЕГЭ. 
  1.  Орфоэпическая разминка:  договор, компас, умерший, принудить, обетованный, зубчатый, красивее, исподволь, издавна.
  2. Прочитайте предложение. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Всё вокруг  пр…вл…кательно и ближние  п…стреющие мног…образием красок  х…лмы и дальние  л…сные  ма…ивы.

  1.  Синтаксический разбор предложения: (Повест., невоскл., простое, распр.).

IV.  Объяснение нового материала: 

Беседа:

-Чем отличаются друг к другу такие слова, как ближний и дальний? (У этих слов разное лексическое значение. Ближний  – указывает на небольшое расстояние по отношению к месторасположению чего-либо, кого-либо: села, окрестности, дороги. Дальний – указывает на большое расстояние по отношению к месторасположению чего-либо, кого-либо: страны, районы, родственники.)

- Как называются такие слова? (Антонимы).

- Откройте и ознакомьтесь с §7 (чтение параграфа). Что же такое антонимы? (Антонимы – это слова, противоположные по значению.)   

V. Закрепление изученного материала. Для закрепления изученной темы выполним

Упр.25.Доска. (Задание: подберите антонимы к словам, группируя антонимические пары по частям речи).

 Существительное: радость – горе, друг – враг, зло – добро, тьма – свет, земля – небо, начало - конец.

Глагол: найти – потерять, говорить – молчать, любить – ненавидеть, смеяться – плакать, вспомнить – забыть.

Прилагательное: смелый – трусливый, горький – сладкий, горячий – холодный, узкий – широкий, больной – здоровый, длинный – короткий, чистый – грязный.

Наречие: много – мало, вверху – внизу.  

         Для выполнения следующего упражнения вспомним, какие слова называются синонимами. (Синонимы – это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению.)   

Упр.26. Доска. (Задание: подберите синонимы и антонимы к выделенным словам.)

Свежее бельё: чистое (синоним), грязное (антоним).

Свежие фрукты: (синоним), гнилые (антоним).

Свежее чувство: новое (синоним), забытое (антоним).

Короткий разговор: небольшой (синоним), долгий (антоним).

Короткие отношения: мимолётные (синоним), продолжительные (антоним).

Короткий хвост: маленький (синоним), длинный (антоним).

Упр.27. Устно. (Задание: выделите антонимы в пословицах.)

1. Учёный водит, а неучёный следом ходит.

2. Родимая1 сторона – мать2, чужая1 – мачеха2.

3. Где умному1 горе2, там дураку1 веселье2.

Следующее упражнение вы выполните самостоятельно.

Упр.28. Самостоятельно. (Задание: выберите вместо точек подходящее по смыслу слово: назад, худой, поближе, глупеют, молчанье, короткий.)

1. Иди вперёд, а оглядывайся назад. 2. От нужды умнеют, от богатства глупеют. 3. От доброго не бегай, а худого не делай. 4. Подальше положишь, поближе возьмёшь. 5. Слово – серебро, молчанье – золото. 6. Хороша верёвка длинная, а речь короткая.  

VI. Домашнее задание. Упр.29. (Задание: спишите; выделите в стихотворениях Б. Слуцкого синонимы и антонимы).

VII.  Итог урока. Итак, что мы сегодня узнали на уроке? (Сегодня на уроке мы узнали, что антонимы – это слова, разные по значению.)

VIII.  Выставление оценок, их комментирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Употребление числительных в речи"

Цель данного урока: Научить правильно употреблять числительные в речи. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1.Познакомить учащихся с правилами и нормам...

Презентация и конспект урока для 5 класса "Употребление глагола "to be".

Презентация и конспект к уроку"Употребление глагола "to be", личных и притяжательных местоимений" по УМК О.В.Афанасьевой для 5 класса...

Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Этот урок я проводила, участвуя в конкурсе  "Учитель года". Класс, которому я давала урок, был мне незнаком ( таково было условие испытания). Но благодаря сценке в начале урока ребята а...

Конспект урока по теме:"Употребление причастий и деепричастий в речи"

Материал данного урока позволит учащимся научиться правильно употреблять в речи причастия и деепричастия....

Конспект урока по теме "Употребление прилагательных.

Урок  .предназначен для учащихся 6 класса.....