Конспект урока "Антонимы и их употребление"
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Тема: «Антонимы и их употребление»
Тип урока: объяснение нового материала.
Метод: частично-поисковый.
Цели:
- Познавательные: углубить знания учащихся об антонимах;
- Практические: совершенствовать умение находить антонимы в речи; расширить словарный запас учащихся; развивать устную монологическую речь.
- Развивающие: развивать логическое мышление на основе подбора анонимов к словам.
Ход урока.
- Орг. момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
- Проверка домашнего задания. Пройти и посмотреть наличие выполненного домашнего задания.
- Подготовка к ЕГЭ.
- Орфоэпическая разминка: договор, компас, умерший, принудить, обетованный, зубчатый, красивее, исподволь, издавна.
- Прочитайте предложение. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Всё вокруг пр…вл…кательно и ближние п…стреющие мног…образием красок х…лмы и дальние л…сные ма…ивы.
- Синтаксический разбор предложения: (Повест., невоскл., простое, распр.).
IV. Объяснение нового материала:
Беседа:
-Чем отличаются друг к другу такие слова, как ближний и дальний? (У этих слов разное лексическое значение. Ближний – указывает на небольшое расстояние по отношению к месторасположению чего-либо, кого-либо: села, окрестности, дороги. Дальний – указывает на большое расстояние по отношению к месторасположению чего-либо, кого-либо: страны, районы, родственники.)
- Как называются такие слова? (Антонимы).
- Откройте и ознакомьтесь с §7 (чтение параграфа). Что же такое антонимы? (Антонимы – это слова, противоположные по значению.)
V. Закрепление изученного материала. Для закрепления изученной темы выполним
Упр.25.Доска. (Задание: подберите антонимы к словам, группируя антонимические пары по частям речи).
Существительное: радость – горе, друг – враг, зло – добро, тьма – свет, земля – небо, начало - конец.
Глагол: найти – потерять, говорить – молчать, любить – ненавидеть, смеяться – плакать, вспомнить – забыть.
Прилагательное: смелый – трусливый, горький – сладкий, горячий – холодный, узкий – широкий, больной – здоровый, длинный – короткий, чистый – грязный.
Наречие: много – мало, вверху – внизу.
Для выполнения следующего упражнения вспомним, какие слова называются синонимами. (Синонимы – это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению.)
Упр.26. Доска. (Задание: подберите синонимы и антонимы к выделенным словам.)
Свежее бельё: чистое (синоним), грязное (антоним).
Свежие фрукты: (синоним), гнилые (антоним).
Свежее чувство: новое (синоним), забытое (антоним).
Короткий разговор: небольшой (синоним), долгий (антоним).
Короткие отношения: мимолётные (синоним), продолжительные (антоним).
Короткий хвост: маленький (синоним), длинный (антоним).
Упр.27. Устно. (Задание: выделите антонимы в пословицах.)
1. Учёный водит, а неучёный следом ходит.
2. Родимая1 сторона – мать2, чужая1 – мачеха2.
3. Где умному1 горе2, там дураку1 веселье2.
Следующее упражнение вы выполните самостоятельно.
Упр.28. Самостоятельно. (Задание: выберите вместо точек подходящее по смыслу слово: назад, худой, поближе, глупеют, молчанье, короткий.)
1. Иди вперёд, а оглядывайся назад. 2. От нужды умнеют, от богатства глупеют. 3. От доброго не бегай, а худого не делай. 4. Подальше положишь, поближе возьмёшь. 5. Слово – серебро, молчанье – золото. 6. Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
VI. Домашнее задание. Упр.29. (Задание: спишите; выделите в стихотворениях Б. Слуцкого синонимы и антонимы).
VII. Итог урока. Итак, что мы сегодня узнали на уроке? (Сегодня на уроке мы узнали, что антонимы – это слова, разные по значению.)
VIII. Выставление оценок, их комментирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Употребление числительных в речи"
Цель данного урока: Научить правильно употреблять числительные в речи. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1.Познакомить учащихся с правилами и нормам...
Презентация и конспект урока для 5 класса "Употребление глагола "to be".
Презентация и конспект к уроку"Употребление глагола "to be", личных и притяжательных местоимений" по УМК О.В.Афанасьевой для 5 класса...
Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи"
Этот урок я проводила, участвуя в конкурсе "Учитель года". Класс, которому я давала урок, был мне незнаком ( таково было условие испытания). Но благодаря сценке в начале урока ребята а...
Конспект урока по теме "Употребление слов в переносном значении"
Конспект урока в 5 классе....
Конспект урока русского языка "Употребление предлогов в речи"
Презентация и конспект урока в 7 классе...
Конспект урока по теме:"Употребление причастий и деепричастий в речи"
Материал данного урока позволит учащимся научиться правильно употреблять в речи причастия и деепричастия....
Конспект урока по теме "Употребление прилагательных.
Урок .предназначен для учащихся 6 класса.....