Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2019 - 2020 учебный год (УМК В.Я. Коровиной, В.П. Полухиной и др.)
рабочая программа по литературе (7 класс)
Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2019 - 2020 учебный год (УМК В. Я. Коровиной, В. П. Полухиной и др.).
Содержание:
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Содержание учебного предмета «Литература» (УМК В.Я. Коровиной, В.П. Полухиной и др.)
Календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_l_7g.docx | 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ
Г. О. ОРЕХОВО-ЗУЕВО
Директор МОУ лицей
_______________ /Ванеев Г. В./
Приказ № __________
от «____»_____________ 2019 г.
Рабочая программа
по литературе для 7 класса «Г»
на 2019-2020 год
(базовый уровень)
Составитель: Сабитова Ильмира Рашидовна,
учитель русского языка и литературы
2019 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты
Личностным результатом изучения предмета является:
- понимание определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- анализ и характеристика эмоционального состояния и чувства окружающих.
- осознание эстетической ценности русской литературы.
- оценка ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- принимают решения в проблемных ситуациях.
- оценивают весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
- осуществляют познавательной рефлексии.
Коммуникативные УУД:
- организуют деловое сотрудничество.
- осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнера.
- оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
- вступают в диалог.
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передают партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Познавательные УУД:
- осуществляют поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществляют запись (фиксацию) указанной учителем информации;
- пользуются знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строят сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
- находят в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимают смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализируют изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществляют синтез как составление целого из частей;
- осуществляют расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- записывают, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создают и преобразовывают модели и схемы по заданиям учителя;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществляют сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строят логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Предметные результаты
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
- восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе в 7 классе:
- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; оценивать систему персонажей;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; вести учебные дискуссии;
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Содержание учебного предмета «Литература»
(УМК В.Я. Коровиной, В.П. Полухиной и др.)
Вводный урок
Знакомство со статьёй учебника. «Читайте не торопясь»
Устное народное творчество
Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.
«Воцарение Ивана Грозного»
«Сороки-ведьмы»
«Пётр и плотник»
Былины и их исполнители. Особенности исполнения.
Былина «Вольга и Микула Селянинович»
Новгородский цикл былин. «Садко».
«Калевала» - карело-финский мифологический эпос
Пословицы и поговорки.
Пословицы народов мира.
Древнерусская литература
Из похвалы князю Ярославу и книгам (Отрывок из «Повести временных лет»)
Из «Поучения» Владимира Мономаха».
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Жизненные ценности в повести. Образы главных героев
Из литературы XVIII века
М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Обучение устному рассказу.
«К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Знакомство с жизнью и деятельностью Г. Р. Державина, его сатирическими произведениями.
Из русской литературы XIX века
А. С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Образы поэмы.
Отрывок из поэмы «Медный всадник».
«Песнь о вещем Олеге».
«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Урок развития речи (инсценированное чтение отрывка).
Повесть. «Станционный смотритель».
М. Ю. Лермонтов.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.
Урок ознакомления с новым материалом.
Лирика. Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…»
Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести.
И. С. Тургенев. Рассказ «Бирюк». Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Размышление о красоте и богатстве русского языка.
Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме.
«Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа.
А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин».
М. Е. Салтыков-Щедрин. Сатирические «Сказки для детей изрядного возраста».
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
«Дикий помещик» (внеклассное чтение)
Л. Н. Толстой.
«Детство» (главы). Автобиографический характер повести.
А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».
Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».
Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска» и «Размазня»
Стихотворения о природе. «Край ты мой, родимый край…» (обзор)
Из русской литературы XX века
И. А. Бунин. Рассказ «Цифры». Рассказ «Лапти»
Максим Горький. Повесть «Детство» (главы). «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Романтический характер легенды
Л. Н. Андреев. Рассказ «Кусака».
В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»
А. А. Платонов. Рассказ «Юшка»
Рассказ «В прекрасном и яростном мире» Автобиографичность рассказа. Труд как основа нравственности.
Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…»
А. Т. Твардовский. Стихотворения поэта. «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни…»
Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади».
Е. И. Носов. Рассказы «Кукла» («Акимыч»). «Живое пламя»
Ю. П. Казаков. Рассказ «Тихое утро»
Д. С. Лихачёв «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.
М. М. Зощенко. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказе писателя.
В. Брюсов, Ф. Сологуб С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий. Урок внеклассного чтения
Из литературы народов России
Расул Гамзатов
Зарубежная литература
Роберт Бёрнс. Стихотворение «Честная бедность».
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..» как прославление подвига во имя свободы Родины.
Японские трёхстишия (хокку). Мацуо Басё, Кобаяси Исса.
О. Генри. Рассказ «Дары волхвов»
Рэй Брэдбери. Радость писать. Рассказ «Каникулы»
Итоговые уроки
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Примечание | |
План | Факт | |||
Вводный урок (1 ч) | ||||
Введение. Знакомство со статьей учебника «Читайте не торопясь…» | ||||
Устное народное творчество (6 ч) | ||||
Предания | ||||
Былины и их исполнители | ||||
Былина «Вольга и Микула Селянинович» | ||||
Былина «Садко» | ||||
«Калевала» – карело-финский мифологический эпос | ||||
Пословицы и поговорки | ||||
Древнерусская литература (2 ч) | ||||
«Повесть временных лет» | ||||
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» | ||||
Из литературы XVIII века (3 ч) | ||||
Знакомство с жизнью и деятельностью М. В. Ломоносова, с его стихами, с реформой в языке | ||||
Знакомство с жизнью и деятельностью Г. Р. Державина, его сатирическими произведениями | ||||
Контрольная работа №1 по изученным темам | ||||
Из русской литературы XIX века (29 ч) | ||||
А. С. Пушкин. Поэма «Полтава». Образы поэмы | ||||
Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» | ||||
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | ||||
А. С. Пушкин «Борис Годунов» | ||||
А. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» | ||||
Знакомство с «Песней про... купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, с ее героями | ||||
«Песня про... купца Калашникова». Анализ II и III частей | ||||
Лирика М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…» | ||||
Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь | ||||
Запорожская Сечь. Жизнь в Сечи | ||||
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Анализ 7–12 глав | ||||
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Анализ 7–12 глав | ||||
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, Тараса Бульбы | ||||
РР Подготовка к сочинению о Тарасе Бульбе | ||||
И. С. Тургенев. Рассказ «Бирюк» | ||||
Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» | ||||
Н. А. Некрасов «Русские женщины» | ||||
Н. А. Некрасов «Русские женщины» (продолжение) | ||||
Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» | ||||
А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» | ||||
М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | ||||
Вн. чт. Сказка «Дикий помещик» | ||||
Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность» | ||||
Главы «Классы», «Детство» из повести Л. Н. Толстого | ||||
А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон» | ||||
А. П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник» | ||||
Вн. чт. А. П. Чехов. Рассказы «Тоска» и «Размазня» | ||||
Стихотворения о природе | ||||
Контрольная работа №2 по изученным темам | ||||
Из русской литературы XX века (18 ч) | ||||
И. А. Бунин «Цифры» | ||||
М. Горький. Повесть «Детство» | ||||
М. Горький. Повесть «Детство» | ||||
РР М. Горький. Главы из повести «Детство». Развитие речи. Характеристика героев повести. Сочинение | ||||
Легенда о Данко из рассказа «Старуха Изергиль» | ||||
Л. Н. Андреев «Кусака» | ||||
В. В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение...» | ||||
Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» | ||||
А. П. Платонов «Юшка» | ||||
А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Автобиографичность рассказа | ||||
Б. Л. Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме...» | ||||
А. Т. Твардовский. Стихотворения поэта. Анализ | ||||
Ф. А. Абрамов «О чем плачут лошади» | ||||
Е. И. Носов «Кукла», «Живое пламя» | ||||
Ю. П. Казаков. Рассказ «Тихое утро» | ||||
Д. С. Лихачев «Земля родная» | ||||
М. М. Зощенко. Рассказ «Беда» | ||||
Стихотворения русских поэтов XX века | ||||
Из литературы народов России (2 ч) | ||||
Р. Гамзатов «Земля как будто стала шире...», «Опять за спиною родная земля...» | ||||
Контрольная работа №3 по изученным темам | ||||
Зарубежная литература (5 ч) | ||||
Роберт Бернс «Честная бедность» | ||||
Дж. Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..» | ||||
Японские трехстишия (хокку). Мацуо Басе, Кобаяси Исса | ||||
О. Генри. Рассказ «Дары волхвов» | ||||
Р. Д. Брэдбери. Рассказ «Каникулы» | ||||
Итоговые уроки (2 ч) | ||||
Итоговая контрольная работа | ||||
Анализ ошибок, допущенных в итоговой контрольной работе |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей Зам.директора по УВР
русского языка и литературы ________________ /Сидорова И. В./
Руководитель ШМО _____________________________ г.
_______________ /Валиева И. И./
Протокол № ___ от ____________ г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс на 2019/2020 учебный год
Рабочая программа по литературе 7 класс на 2019/2020 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Подвижные игры" на 2019 - 2020 учебный год
Неотъемлемой частью жизни ребёнка является игра. С помощью игр дети познают мир, приобретают новые навыки, учатся общаться с окружающими, работать в команде.Игры помогают с пользой организовать ...
Рабочая программа по Истории 10 класс ФГОС 2019-2020 учебный год
Учебно-методический комплексВсеобщая история. Новейшая история. Учебник. 10 класс. О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа, Москва, Просвещение, 2019.История России, 10 класс.. Горинов М.М., ДаниловиА.А. в т...
Рабочая программа по литературе 5 класс. ФГОС. 2019-2020 учебный год. /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31.12...
Рабочая программа по литературе 10 класс. ФГОС. 2019-2020 учебный год.
Содержание реализуется с помощью учебника Ю.В. Лебедев. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Углубленный уровень. В 2 частях. ФГОС М.: Просвеще...
Рабочая программа по предмету "Развитие речи" на 2019-2020 учебный год для 5 класса вариант 1.2
Программа предназначена для обучающихся 5 класса с нарушениями слуха...
Рабочая программа по предмету "Русский язык" на 2019-2020 учебный год для 5 класса вариант 1.2
Программа предназначена для обучающихся 5 класса с нарушениями речи...