Рабочая программа по русскому языку (5 класс)
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_r.ya_._5_klass.docx | 80.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов М.М. Разумовской, С..И. Львова, В.И. Капинос. В. В. Львова (М.: Дрофа. 2015)и обеспечена УМК для 5 го класса авторовМ.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В. В. Львова, Г.А. Богдановой.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Рабочая программа по русскому языку разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.
В рабочей учебной программе по русскому языку отражён национально-региональный компонент, на который в данной программе отводится 10% учебного времени – 74 часа (с 5-9 классы).
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Основные содержательные линии курса русского языка 5 класса
Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре предметной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
-содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции. Линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
-содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции. Линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
-содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В программе усилен семантический аспект подачи лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В 5 классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объеме.
Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учетом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объеме. Новыми являются разделы: «Синтаксис. Пунктуация», «Речь». Положительное отношение к учебе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного года наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно- коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения ( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости ( кратко, выборочно, полно), составлять план. Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.
Место курса «Русский язык» в учебном плане МАОУ «СОШ№19»
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 170 часов.
Данная рабочая программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы. Программа предназначена для проведения уроков русского языка по учебно-методическому комплексу М.М. Разумовской и др. в 5 классе и рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю). 16 из них – контрольные работы (диктанты, тесты, контрольные работы), предусматривающие контроль и оценку знаний по основным темам курса, контроль знаний в течение четвертей и полугодий.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык» представлены авторами учебника «Русский язык 5 класс» - «Русский язык»М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов. Предмет играет важную роль в реализации основных целевых установок образования, таких как:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Как видно, рабочая программа нацелена на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся на основе деятельностно-системного подхода в обучении русскому языку и позволит сформировать у учащихся школы языковую, лингвистическую и литературоведческую компетенцию и решить ряд дидактических задач:
- привить учащимся навыки самостоятельной работы с текстом художественного произведения, развить у них умение научно-исследовательской деятельности;
- формировать у учащихся умения чувствовать слово и владеть им, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы;
-совершенствовать умение использовать в соответствии с учебной задачей различные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое;
- способствовать созданию положительной мотивации учеников к изучению русского языка.
Результаты изучения курса
Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровыйобраз жизни, мотивации к творческому труду, к работе нарезультат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых основ лингвистики;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов: итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Содержание курса 5 класс.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
- Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
- Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
- Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
- Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
Раздел 3. Текст
- Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
- Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
- Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
- Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
- Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
- Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
- Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
- Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
- Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
- Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
- Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
- Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
- Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
- Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
- Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
- Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 11. Синтаксис
- Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
- Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
- Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
- Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
- Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
- Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема учебного занятия | Сроки (дата) | Планируемые результаты | Формы организации образовательного процесса | ||
Личностные | Метапредметные (УУД, работа с текстом) | Предметные | |||||
О языке и речи (2ч.) | |||||||
1 | О языке и речи(2ч.) | Язык и человек. Язык и речь | 01.09 | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, владение просмотровым и изучающим чтением учебного текста | Иметь представление о языке как системе средств. Овладевать чтением-пониманием, умением выделять в учебном тексте основную информацию. Учиться пересказывать и безошибочно списывать учебный текст | |
2 | Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная | 04.09 | Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст (пересказ) на лингвистическую тему; умение создавать устный текст, пользуясь планом. Умение вести самостоятельный поиск информации | Иметь представление о роли языка в жизни человека, общества. Отрабатывать умение читать и устно воспроизводить тексты на лингвистические темы. Строить небольшое высказывание на лингвистическую тему, пользуясь планом и подборкой примеров. Безошибочно писать отобранные для специального заучивания слова (ЗСП) | ||
Повторение изученного в начальных классах (44ч.) | |||||||
Фонетика. Графика. Текст (16 ч.) | |||||||
3, 4 | Звуки и буквы. Алфавит | Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Фонетический слог. Русское словесное ударение и его особенности | 05.09, 06.09 | Потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры | Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме | Иметь представление об устной и письменной речи. Знать предмет изучения фонетики. Понимать назначение звуков речи. Знать основные особенности русского ударения; иметь элементарное представление о фонетическом слоге. Уметь делить слова на слоги, выделять ударные гласные. Разграничивать слова по признаку «правильное-неправильное» ударение | Лист самооценки: 100-80 б. – «5». 80-60- «4». 60-40 б. - №3 40-20б. – «2». Менее 20 – «1» |
5 | Что обозначают буквы е, ё, ю, я | 07.09 | Осознание эстетической ценности русского языка | Адекватно выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному | Различать гласные и согласные звуки. Правильно произносить звуки речи (фонемы) | ||
6, 7 | Буквы е, ё, ю, я | 08.09, 11.09 | Формирование навыков анализа и сопоставления, взаимопроверка | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; проектировать маршрут преодоления затруднений | Научиться выявлять условия передачи двух звуков буквами е, ё, ю, я и использовать приобретенные навыки на практике | ||
8, 9 | Фонетический разбор слова | 12.09, 13.09 | Уважительное отношение к родному языку, гордость за него | Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме | Знать перечень согласных звуков (фонем) и их качество; особенности произношения и написания согласных в слове. Безошибочно называть пары согласных по глухости-звонкости, твердости-мягкости, а также непарные согласные. Характеризовать звуки по плану. | ||
10, 11 | Лабораторная работа «Фонетический разбор» | 14.09, 15.09 | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу) | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Научиться использовать навыки фонетического разбора слова при проверке орфограмм | ||
12, 13 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика» | 18.09, 19.09 | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстинами | Научиться применять алгоритм фонетического разбора слова в практической деятельности | ||
14 | Что такое текст (повторение) | 20.09 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста | Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана | ||
15 | Тема текста. | 21.09 | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Научиться определять тему текстов разных типов речи по алгоритму решения лингвистической задачи | ||
16 | Основная мысль текста | 22.09 | Понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования Потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. | Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста | Овладевать чтением-пониманием, умением выделять в учебном тексте основную информацию, характеризовать текст с точки зрения определения темы (тем) при чтении и слушании (в том числе текстов печатных и электронных СМИ). Различать при сравнивании узкие и широкие темы. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшим докладом на учебно–научную тему. | ||
17, 18 | Контрольная работа №1 Сочинение «Памятный день летних каникул» | 25.09, 26.09 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения | Владеть нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения | ||
Письмо. Орфография (14 ч.) | |||||||
19 | Зачем людям письмо | 27.09 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. | Соблюдение в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка, овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему | Владеть нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения | ||
20 | Орфография | 28.09 | Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации) Соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | Сформировать представление об орфографии и об орфограмме, о роли орфографических правил для грамотного письма. Сформировать понятие орфограмм проверяемых и непроверяемых гласных корня. Отрабатывать умение опознавать данные написания зрительно и на слух. Вооружить способом подбора однокоренных слов с ориентацией на значение корня. Учить грамотно писать слова 1-й и 2-й степени трудности (вдалеке, обвинять). Формировать понятие орфограмм согласных корня. | ||
21 | Орфограммы в корнях слов | 29.09 | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Научиться составлять и применять алгоритм проверки безударной гласной в корне слова | ||
22 | Безударные гласные в корне слова, не проверяемые ударением | 02.10 | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Научиться составлять и применять алгоритм проверки безударной гласной в корне слова | ||
23 | Самостоятельный диктант №1 по теме «Безударные гласные в корне слова» | 03.10 | Формирование устойчивой мотивации к обучению с использованием мультимедийных средств | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) | Научиться писать диктант под диктовку с использованием фонозаписи мультимедийного приложения | ||
24, 25 | Орфограммы согласных корня. Правила обозначения буквами согласных звуков | 04.10, 05.10 | Понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования | Соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | Уметь извлекать необходимую информацию из орфографических, орфоэпических словарей и справочников, использовать её в различных видах деятельности | ||
26 | Буквенные сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, нч, чн, чк, нщ, рщ | 06.10 | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей | Соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | Развивать навыки ориентировки при письме, опознавания данных сочетаний и верного их воспроизведения в практике письма, развивать навыки речевого слуха; осознавать необходимость употребления разделительных знаков. Знать условия употребления ь и ъ знаков и верно писать соответствующие слова | ||
27 | Самостоятельный диктант №2 по теме «Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу; нч, чн, чк, нщ, щн, рщ в словах» | 09.10 | Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Научиться писать диктант под диктовку с использованием фонозаписи мультимедийного приложения | ||
28, 29 | Буква ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов | 10.10, 11.10 | Осознание эстетической ценности русского языка | Соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | Знать, когда пишется ь в конце существительных и глаголов после шипящих. Верно писать слова этих частей речи | ||
30 | Разделительные ъ и ь | 12.10 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения | Соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | Уметь проводить фонетический анализ слова | ||
31 | Не с глаголами | 13.10 | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей | Соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | Извлекать необходимую информацию из орфографических, орфоэпических словарей и справочников, использовать её в различных видах деятельности | ||
32 | Правописание тся и ться в глаголах | 16.10 | Уважительное отношение к родному языку, гордость за него | Способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарем, справочной литературой, ресурсами Интернета | Объяснять выбор написания в устной и письменной форме | ||
Строение слова (4 ч.) | |||||||
33, 34 | Строение слова | Почему корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова. | 17.10, 18.10 | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации) | Делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова | |
35, 36 | Каково значение слова и значение морфемы? Как образуются формы слова | 19.10, 20.10 | Осознание эстетической ценности русского языка | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей | Делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова | ||
Слово как часть речи. Текст (10 ч.) | |||||||
37, 38 | Слово как часть речи | Как определить часть речи? Как отличить самостоятельные части речи от служебных? | 23.10, 24.10 | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации) | Опознавать самостоятельные части речи и их формы | |
39 | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы | 25.10 | Понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования | Владение разными видами чтения(поисковым, изучающим) учебных текстов | Анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи | ||
40-42 | Служебные части речи: предлог, союз, частица | 26.10, 27.10, 30.10 | Уважительное отношение к родному языку, гордость за него | Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным изучающим) | Уметь опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи | ||
43, 44 | Контрольное тестирование №2 по теме «состав слова» | 31.10, 08.11 | Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя | Владеть письменной формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучении темы | ||
45 | От чего зависит порядок расположения предложений в тексте | 09.11 | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа | Владение разными видами чтения(поисковым, изучающим) учебных текстов. Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, изучающим) Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств | Выступать перед аудиторией сверстников с небольшим докладом на учебно – научную тему | ||
46 | Абзац как часть текста План текста | 10.11 | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения | Планирование и регуляция своей деятельности Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей | Анализировать и характеризовать тексты с точки зрения структуры и композиции Уметь составлять и анализировать план текста: фиксировать порядок следования микротем, подбирать заголовки к абзацам. Грамотно оформлять пункты плана на письме | ||
Систематический курс русского языка (122 ч.) | |||||||
Фонетика. Орфоэпия (10 ч.) | |||||||
47 | Что изучает фонетика | 13.11 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения | планирование и регуляция своей деятельности | Соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка | ||
48, 49 | Звуки гласные и согласные | 14.11, 15.11 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей | Проводить фонетический анализ слова | ||
50 | Слог, ударение Что изучает орфоэпия | 16.11 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения | Внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата Планирование и регуляция своей деятельности | Соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка Соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка | ||
51 | Произношение ударных и безударных гласных звуков | 17.11 | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Научиться применять правило проверки безударной гласной в корне слова | ||
52 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова | 20.11 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения | Внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата | Соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка | ||
53, 54 | Орфоэпический разбор слова. практикум | 21.11, 22.11 | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе | Слушать и слышать друг друга; достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Научиться использовать алгоритм проведения орфоэпического разбора слова в учебной деятельности | ||
55, 56 | Контрольная работа №3 по теме«Фонетика и орфоэпия» | 23.11, 24.11 | Иметь потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, структурировать знания. Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем. Уметь решать учебную задачу на основе того, что уже известно. | Соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка. Проводит фонетический и орфоэпический разбор слова | ||
Лексика. Словообразование. Правописание. Стили речи (24 ч.) | |||||||
57 | Как определить лексическое значение слова. Сколько лексических значений имеет слово | 27.11 | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации) Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, изучающим | Уметь группировать слова по тематическим группам Проводить лексический анализ слова | ||
58 | Антонимы | 28.11 | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Научиться определять антонимичные пары слов | ||
59 | Однозначные и многозначные слова | 29.11 | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | Организовывать и лпнировать учебное сотрудничество с учителем и свертсниками | Научиться выявлять условия многозначности | ||
60 | Когда слово употребляется в переносном значении | 30.11 | Уважительное отношение к родному языку, гордость за него | Владение разными видами чтения(поисковым, изучающим) учебных текстов | Уметь опознавать фразеологические обороты, опознавать основные виды тропов (метафора, эпитет, олицетворение) | ||
61 | Какое выражение называют фразеологизмом | 01.12 | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу) | Слушать и слышать друг друга; достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Научиться определять значение фразеологизма | ||
62 | Как пополняется словарный состав русского языка | 04.12 | Осознание эстетической ценности русского языка | Владение разными видами чтения(поисковым изучающим) учебных текстов | Пользоваться различными видами лексических словарей и использует полученную информацию в различных видах деятельности | ||
63 | Как образуются слова в русском языке | 05.12 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения | Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования | Делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова, различает основные способы словообразования | ||
64 | Как производить морфемный разбор слова | 06.12 | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | Устанавливать рабочие отношения. Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Научить применять навыки морфемного разбора слова на практике | ||
65 | Словообразовательный разбор слова | 07.12 | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Научиться применять алгоритм проведения словообразовательного разбора на практике | ||
66 | Какие чередования гласных и согласных происходят в словах | 08.12 | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа | Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования | Соблюдать основные правила грамматики русского языка | ||
67 | Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг -— -лож- и -рос- — -раст-(-ращ-) | 11.12 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Владение разными видами чтения(поисковым изучающим) учебных текстов | Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике | ||
68 | Буквы о — ё после шипящих в корне слова | 12.12 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Планирование и регуляция своей деятельности | Соблюдать основные правила грамматики русского языка | ||
69 | Чем отличаются друг от друга слова омонимы | 13.12 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования | Подбирать к словам синонимы и антонимы | ||
70 | Что такое профессиональные и диалектные слова | 14.12 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Владение разными видами чтения(поисковым, изучающим) учебных текстов | Проводить лексический анализ слова, указывая сферу употребления | ||
71 | О чём рассказывают устаревшие слова | 15.12 | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа | Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, изучающим | Проводить лексический анализ слова, указывая сферу употребления, а также принадлежность слова к активной или пассивной лексике | ||
72 | Лексический разбор слова | 18.12 | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), конструированию | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Научиться применять навыки лексического разбора | ||
73 | Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова | 19.12 | Осознание эстетической ценности русского языка | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей | Проводить лексический анализ слова, указывая сферу употребления, а также принадлежность слова к активной или пассивной лексике | ||
74 | Правописание приставок | 20.12 | Понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования | Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств | Делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова | ||
75 | Буквы и—ы после ц | 21.12 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств | Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания | ||
76, 77 | Контрольная работа №4: по теме «Чередование гласных и согласных в корнях» | 22.12, 25.12 | Осознание эстетической ценности русского языка | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, структурировать знания. Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем. Уметь решать учебную задачу на основе того, что уже известно | Соблюдать основные правила грамматики русского языка | ||
78 | Что изучает стилистика | 26.12 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения Осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты | Владеть нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения | ||
79 | Разговорная и книжная речь | 27.12 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей | Владеть нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения | ||
80 | Художественная и научно-деловая речь | 28.12 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей | Владеть нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения, различать и анализировать тексты разных стилей | ||
Синтаксис и пунктуация (вводный курс). Типы речи. Строение текста (25 ч.) | |||||||
81 | Что изучают синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Виды словосочетаний | 29.12 | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации). Владение разными видами чтения(поисковым изучающим) учебных текстов | Знать предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Знать , чем отличается слово от предложения. Иметь представление о роли знаков препинания в понимании смысла предложения. Знать, чем отличается словосочетание от слова и предложения; как строится словосочетание. Формировать умение устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании | ||
82 | Предложение. Интонация предложения | 15.01 | Понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации) | Анализировать различные виды предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности | ||
83 | Виды предложений по цели высказывания. | 16.01 | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Научиться использовать знания о предложении при синтаксическом анализе текста | ||
84 | Восклицательные предложения | 17.01 | Формировать навыки самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Использовать навыки о восклицательных предложениях при синтаксическом анализе | ||
85 | Главные члены предложения | 18.01 | Уважительное отношение к родному языку, гордость за него | Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, изучающим | Анализировать различные виды предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности | ||
86 | Тире между подлежащим и сказуемым | 19.01 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения | Применять синтаксические знания и умения в практике правописания. Соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма. Объяснять выбор написания в устной и письменной форме. Обнаруживать и исправлять пунктуационные ошибки | |||
87 | Предложения распространенные и нераспространенные | 22.01 | Уважительное отношение к родному языку, гордость за него | Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования | Анализировать различные виды предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности | ||
88 | Второстепенные члены предложения | 23.01 | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе | Владеть монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка | Научиться выделять второстепенные члены предложения | ||
89 | Дополнение | 24.01 | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной деятельности | Научиться выделять в предложении дополнение | ||
90 | Определение | 25.01 | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и коллективной работы | Научиться выделять в предложении определение | ||
91 | Обстоятельство | 26.01 | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Научиться выделять в предложении обстоятельство | ||
92 | Однородные члены предложения. | 29.01 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Владение разными видами чтения(поисковым, изучающим) учебных текстов | Применять синтаксические знания и умения в практике правописания. | ||
93 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 30.01 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Владение разными видами чтения(поисковым, изучающим) учебных текстов | Соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма. Объяснять выбор написания в устной и письменной форме. Обнаруживать и исправлять пунктуационные ошибки | ||
94 | Двоеточие после обобщающего слова | 31.01 | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе | Проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира | Уметь анализировать и характеризовать тексты различных типов и стилей речи | ||
95 | Обращение | 01.02 | Осознание эстетической ценности русского языка | Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования | Применять синтаксические знания и умения в практике правописания. Соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма. Объяснять выбор написания в устной и письменной форме. Обнаруживать и исправлять пунктуационные ошибки | ||
96, 97 | Контрольный диктант №3 по теме «Простое предложение». Анализ | 02.02, 05.02 | Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Научиться проектировать индивидуальный маршрут выполнения проблемных зон в изучении темы | ||
98 | Сложное предложение | 06.02 | Уважительное отношение к родному языку, гордость за него | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации) | Применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Анализировать различные виды предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности | ||
99 | Контрольная работа №5 по теме «Члены предложения». Анализ | 07.02 | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Научиться проводить самодиагностику и самооценку | ||
100 | Прямая речь | 08.02 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения | Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования | Применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Анализировать различные виды предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности | ||
101 | Диалог | 09.02 | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа | Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств | Применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Анализировать различные виды предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности | ||
102 | Что такое тип речи | 12.02 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Принимать и сохранять учебную цель и задачи сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем. Уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Уметь анализировать и характеризовать тексты различных типов речи. Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов, схемы, таблицы | ||
103 | Описание, повествование, рассуждение | 13.02 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка | Уметь анализировать и характеризовать тексты различных типов речи. Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов, схемы, таблицы | ||
104 | Оценка действительности | 14.02 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка | Уметь анализировать и характеризовать тексты различных типов речи. Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов, схемы, таблицы | ||
105 | Строение текста типа рассуждения-доказательства | 15.02 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты | Уметь анализировать и характеризовать тексты различных типов речи. Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов, схемы, таблицы | ||
Морфология. Правописание (56 ч.) | |||||||
106 | Морфология. Правописание. Что обозначает глагол. | 19.02 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения | Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка | Опознавать самостоятельные части речи и их формы | ||
Глагол. Строение текста (23 ч.) | |||||||
107-109 | Правописание не с глаголами (закрепление) | 20.02-22.02 | Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованиюсохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования | Соблюдать орфографические нормы в процессе письма; объяснять выбор написания в устной и письменной форме; извлекать информацию из орфографических словарей и справочников | ||
110 | Как образуются глаголы. Вид глагола | 26.02 | Осознание эстетической ценности русского языка | Соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | Употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка | ||
111-112 | Корни с чередованием букв е — и | 27.02, 28.02 | Понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования | Соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | Соблюдать орфографические нормы в процессе письма; объяснять выбор написания в устной и письменной форме; извлекать информацию из орфографических словарей и справочников | ||
113 | Неопределённая форма глагола (инфинитив). Правописание тся и ться в глаголах | 01.03 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения | Владение разными видами чтения(поисковым, изучающим) учебных текстов. | Употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка | ||
114 | Наклонение глагола | 02.03 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, ресурсами Интернета | Употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка | ||
115 | Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола | 05.03 | Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств | Употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка | ||
116 | Как образуется повелительное наклонение глагола | 06.03 | Понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования | Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств | Употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка | ||
117 | Времена глагола | 07.03 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств | Употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка | ||
118 | Спряжение глагола. Лицо и число | 09.03 | Понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования | Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения | Употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка | ||
120-121 | Правописание личных окончаний глагола | 12.03, 13.03 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения | Соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | Соблюдать орфографические нормы в процессе письма; объяснять выбор написания в устной и письменной форме; извлекать информацию из орфографических словарей и справочников | ||
122-123 | Контрольный диктант №4 по теме «Написание личных окончаний глаголов» | 14.03, 15.03 | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе | Слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Научиться составлять индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучении темы на основе самодиагностики | ||
124-125 | Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы | 16.03, 19.03 | Понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования | Соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | Соблюдать орфографические нормы в процессе письма; объяснять выбор написания в устной и письменной форме; извлекать информацию из орфографических словарей и справочников | ||
126 | Строение текста типа повествования | 20.03 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка | Осуществлять информационную переработку текста;создает и редактирует собственные тексты | ||
128-129 | Контрольное сочинение «Как я научился кататься на велосипеде» | 21.03, 02.04 | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Научиться конструировать текст определенного типа речи | ||
Имя существительное. Строение текста (23 ч.) | |||||||
130 | Что обозначает имя существительное | 03.04 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения | Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка | Уметь опознавать самостоятельные части речи и их формы | ||
131 | Как образуются имена существительные | 04.04 | Понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования | Соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | Употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка | ||
132 | Употребление при письме суффиксов –чик-, -щик-, -ек-, -ик- | 05.04 | Понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования | Соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | Соблюдать орфографические нормы в процессе письма; объяснять выбор написания в устной и письменной форме; извлекать информацию из орфографических словарей и справочников | ||
133 | Слитное и раздельное написание не с именами существительными | 06.04 | Понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования | Соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | Соблюдать орфографические нормы в процессе письма; объяснять выбор написания в устной и письменной форме; извлекать информацию из орфографических словарей и справочников | ||
134 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 09.04 | Понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования | Соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | Употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка | ||
135 | Имена существительные собственные и нарицательные | 10.04 | Понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования | Соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | Употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка | ||
136-139 | Род имён существительных. Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных | 11.04-16.04 | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа | Осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты | Употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка | ||
140 | Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа | 17.04 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения | Употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка | ||
141 | Падеж и склонение имён существительных | 18.04 | Понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования | Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения | Употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка | ||
142-143 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | 19.04, 20.04 | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации) | Соблюдать орфографические нормы в процессе письма; объяснять выбор написания в устной и письменной форме; извлекать информацию из орфографических словарей и справочников | ||
144 | Употребление имён существительных в речи | 23.04 | Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованиюсохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования | |||
145 | Строение текста типа описания предмета | 24.04 | Осознание эстетической ценности русского языка | Владение разными видами чтения(поисковым, изучающим) учебных текстов. Соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | Уметь анализировать и характеризовать тексты различных типов с точки зрения структуры; создавать и редактировать собственные тексты | ||
146 | Соединение типов речи в тексте | 25.04 | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | Слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Научиться определять типы речи в тексте | ||
147 | Подготовка к изложению | 26.04 | Формирование навыков по образцу при консультативной помощи учителя | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) | Научиться писать изложения, сохраняя строение текста и языковые средства, характерные для определенного стиля | ||
148 | Контрольное изложение «Черный кот» | 27.04 | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Научиться писать изложения, сохраняя строение текста и языковые средства, характерные для определенного стиля | ||
149 | Редактирование текстов типа описания предмета | 03.05 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,изучающим) | Уметь анализировать и характеризовать тексты различных типов с точки зрения структуры; создавать и редактировать собственные тексты | ||
150 | Подготовка к сочинению | 04.05 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | Уметь анализировать и характеризовать тексты различных типов с точки зрения структуры; создавать и редактировать собственные тексты | ||
151, 152 | Контрольная работа №11. Сочинение и его анализ | 07.05, 08.05 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | Уметь анализировать и характеризовать тексты различных типов с точки зрения структуры; создавать и редактировать собственные тексты | ||
Имя прилагательное (9 ч.) | |||||||
153 | Что обозначает имя прилагательное | 10.05 | Стремление к речевому самосовершенствованию | Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств | Уметь опознавать самостоятельные части речи их формы; анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи | ||
154-155 | Прилагательные качественные, относительные и притяжательные | 11.05, 12.05 | Понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования | Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств | Употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка | ||
156 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных | 14.05 | Осознание эстетической ценности русского языка | Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств | Соблюдать орфографические нормы в процессе письма; объяснять выбор написания в устной и письменной форме; извлекать информацию из орфографических словарей и справочников | ||
157 | Образование имён прилагательных | 15.05 | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации) | Делить слова на морфемы на основе словообразовательного анализа слова; составлять словообразовательные пары и цепочки | ||
158 | Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных на шипящий | 16.05 | Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованиюсохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования | Соблюдать орфографические нормы в процессе письма; объяснять выбор написания в устной и письменной форме; извлекать информацию из орфографических словарей и справочников | ||
159-161 | Сравнительная и превосходная степени сравнения имён прилагательных | 17.05-21.05 | Уважительное отношение к родному языку, гордость за него | Соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | Употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка | ||
Повторение изученного в 5 классе (2 ч.) | |||||||
162-163 | Итоговый годовой контроль в виде теста | 22.05, 23.05 | Осознание эстетической ценности русского языка | Владение разными видами чтения (поисковым, изучающим) учебных текстов. Соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | Соблюдать орфографические нормы в процессе письма; объяснять выбор написания в устной и письменной форме; извлекать информацию из орфографических словарей и справочников | ||
164-170 | Резерв | 24.05, 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...