Знаки препинания в предложениях с однородными членами (теория)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Смирнова Анастасия Сергеевна

В данном файле представлена таблица, в которой дано объяснение постановки (или отсутствия) знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaki_prepinania_v_predlozheniakh_s_odnorodnymi_chlenami.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

        ,        ,

Однородные члены, соединённые без союзов (интонацией), разделяются запятыми: Мне нравятся пекинесы, шпицы, мопсы.

        и (да = и)

       или

       либо

Однородные члены, соединённые одиночными союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (в значении И), запятыми не разделяются:

Поедем к морю в июле или в августе.

        , а        

        , но да (=но)

     , зато

Однородные члены, соединённые иными союзами, разделяются запятыми:

Ночь звездная, да тёмная.

Недорогой, зато полезный подарок.

        , и     , и

и     , и     , и

      , или     , и

      , либо     , либо

      , да      , да

Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (в значении И), разделяются запятыми:

Кораллы, и аметисты, и топазы оживали в руках мастера.

и        и

Однородные члены, представляющие собой тесные смысловые единства или фразеологические сочетания слов, запятыми не разделяются: Пришли и дети и взрослые; Твой сосед ни рыба ни мясо.

      и     ,     и

    или    ,     или

При пересечении пар однородных членов запятые ставятся только между парами: Купи йогурт или пудинг, майонез или сметану.

     и      и

           пара

Не разделяются соединения однородного члена с парой однородных членов, образующих тесное смысловое единство или имеющих общий зависимый компонент: Пришли Ира и Лена и Света Кузнецовы;

Принесли перевязанные лентой астры и циннии и записку на её имя.

как     , так

не только     , но и

хотя и      , но

не то чтобы     , а

Если однородные члены соединяются градационными союзами, то запятая ставится только один раз, т.е. между однородными членами – перед второй частью союза:

Это была хотя и не совсем красивая, но очень удобная обувь; В начале июня как в техникумах, так и в университетах начинаются сессии.

        :         ,        ,        

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие: Кота не было нигде: ни в сарае, ни в подвале, ни на чердаке.

        ,     ,     —         

Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире: Ни в сарае, ни в подвале, ни на чердаке — нигде кота не было.

        :     ,    ,      — …        

     :      ,      ,     , а

    :      ,      ,     , но  

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после завершения однородного ряда предложение продолжается, то после него ставится двоеточие, а после завершения однородного ряда – тире: Нигде: ни в сарае, ни в подвале, ни на чердаке — кота не было.

Но если в подобной ситуации после завершения однородного ряда по условиям контекста нужна запятая, то тире не ставится: Кота не было нигде: ни в сарае, ни в подвале, ни на чердаке, а за домом я и не искал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Урок презентация поможет развить умение распозновать в предложении однородные члены....

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"

Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...

Осложнённое предложение. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Систематизация знаний по теме "Простое предложение, осложнённое однородными членами"....