М.Ю. Лермонтов «Парус»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: М.Ю. Лермонтов «Парус»
Цель урока: создать условия для развития литературно-творческих способностей: воссоздающего воображения, образного мышления через проблемное изучение материала. познакомиться с произведением М.Ю.Лермонтова «Парус»
1. Образовательная: создать условия для развития литературно-творческих способностей: воссоздающего воображения, образного мышления через проблемное изучение материала. Дать представление о своеобразии лирики Лермонтова; почувствовать настроение стихотворения «Парус», осознать символическое значение образов в стихотворении. Познакомить учащихся с фактами биографии поэта, условиями, в которых формировался его характер.
2.Развивающая: Развивать навыки выразительного чтения и умение анализировать лирическое произведение.
3.Воспитательная: Способствовать воспитанию эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии у учащихся при восприятии художественного произведения. воспитание интереса к творчеству великих соотечественников
Тип урока: урок изучения нового материала с первичным закреплением изученного
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
3. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте , ребята ! Сегодня мы начнем изучать литературу 19 века, время, названное золотым веком литературы.
-Объясните, как вы понимаете такое название?
-Что такое классика?
-А нужна ли нам, современным читателям, людям 21 века, классическая литература? -------
- Сегодня на уроке мы с вами снова войдём в мир поэзии и познакомимся с творчеством великого русского поэта XIX века М.Ю.Лермонтова ,постараемся понять как в своих стихах поэт выражал свои чувства. Мысленно перенеситесь в начало 19 века, а именно в 1814 год. Именно в этом году родился М.Ю.Лермонтова, познакомимся с одним из его лирических стихотворений « Парус».
Заранее подготовленный ученик читает доклад о жизни и творчестве поэта и показывает презентацию.
- Что нового мы узнали из этого доклада?
Ответы учеников
- Лермонтовский «Парус» — одно из самых популярных стихотворений поэта.
6.Заранее подготовленный ученик читает стихотворение (выразительное чтение )
До чтения учитель дает задание классу: вслушаться в текст, а затем на листке бумаги цветными карандашами нарисовать свои ассоциации.
После прочтения стихотворения, примерно через 1 – 2 минуты, ученики афишируют свои работы (по желанию 3 – 4 урока) и комментируют (обратить внимание на цветовую гамму).
Слово учителя :
- Символом чего может быть для вас слово « парус»?
- Как вы думаете, чем поражает человека море?
- Какое море в тихую погоду?
- А в бурю?
- Знаменитое стихотворение написано в 1832 году в Петербурге. 17-летний Лермонтов создал его во время одной из прогулок по берегу Финского залива. В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем прошлом и возможной будущей судьбе – эти мысли и чувства легли в основу произведения. Стихотворение молодого поэта отличает не только яркая образность, мелодичность и поэтическая красота, но и отраженная в нем глубина переживаний и чувств, удивительная зрелость мысли.
7.Анализ стихотворения.
- Выделите основные ключевые слова стихотворения ( буря, одинокий, покой , мятежный)
- Какое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие)
- Что вызывает сочувствие поэта? («одинокий, увы…»)
- Согласны ли вы с утверждением, что парус- это сам поэт?
- Что такое буря?
- Всегда ли она несёт разрушение? (перемены, трагедия)
- Что символизирует море? (жизнь, судьбу)
- О чем мог думать Лермонтов, смотря на море?
Стихотворение «Парус» описывает вид морской бури и плывущий по неспокойному морю одинокий парус. Тема одиночества проносится через все раннюю лирику юного поэта. Именно с одиночеством Лермонтов связывает свою свободу, которая так для него дорога.
Лермонтовский «Парус» ассоциируется у каждого из нас и у самого поэта не только с видом реального паруса, но и с конкретным человеком, на долю которого выпало много тяжелых испытаний. Стихотворение «Парус», в жанровом отношении является своего рода лирической новеллой. Здесь на фоне морского пейзажа и белеющего паруса четко проявляется философский смысл в одиночестве поэта, как паруса пытающегося найти свой берег. Пейзаж бушующего моря олицетворяет повседневную суматоху в людской жизни. В этом постоянном течение жизни и находится юный Лермонтов с его глубоким внутренним миром.
В композиции стихотворение можно почувствовать не только внешнее углубление паруса в морскую стихию, но и внутренне переживания поэта, в связи с возникшими жизненными трудностями. Автору хочется вырваться из настигшего его океана переживаний, как парусу найти свою тихую гавань. Стихотворение насыщено яркими образами бушующего моря и паруса не его фоне. Прослеживается и поэтическая красота в подобранных словах, характеризующих не только море и одинокий парус, но и внутренне состояние самого поэта. Четкой линией проведена вся глубина переживаний с которыми борется Лермонтов.
8. Контроль знаний.
Учащимся дается задание рассмотреть акварельный рисунок М.Ю. Лермонтова и сопоставить по его стихотворению «Парус», определив что общего и различного в них. А затем обращаем внимание на репродукцию картины И.К. Айвазовского «Черное море» и просим сказать, к каким строкам стихотворения можно отнести это изображение.
9.Подведение итога урока:
Стихотворение «Парус» - популярное и таинственное стихотворение, потому что оно передает не только картину плывущего по морю паруса, но и состояние человека: взволнованность, тревогу, смятение, борьбу противоположных чувств, переживание.
Образ паруса - это образ самого поэта, самого М.Ю. Лермонтова.
10.Домашнее задание.
1) выучить стихотворение наизусть;
2) нарисовать иллюстрацию к стихотворению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов"парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения"
Урок по литературе в 6 классе "М.Ю. Лермонтов « Парус». Жажда борьбы и свободы -основной мотив стихотворения является уроком объяснения нового материмала. Он позволяет продолжить знакомство учащ...
Презентация к уроку литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов." Парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения".
Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов. Парус. Жажда свободы и борьбы-основной мотив стихотворения" позволяет провести урок ярко, живо, динамчно....
М.Ю. Лермонтов "Парус"
Анализ лирического произведения М.Ю. Лермонтова в 6 классе. Прием « цветного иллюстрирования», «словесного рисования», применение информационно- коммуникативных технологи...
Урок-путешествие по теме: "М.Ю. Лермонтов "Парус"
Эмоциональность, подъём высоких чувств – одно из необходимых условий полноценного урока, на котором происходит постижение искусства. Стихи могут быть восприняты, прочувствованы, поняты только при нали...
Конспект урока . М.Ю.Лермонтов "Парус".
Данная методическая разработка представляет собой анализ стихотворения М.Ю.Лемонтова "Парус", которая поможект учителю организовать работу на уроке....
Презентация у уроку литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"
Презентация сдержит иллюстративный материал, позволяющий более полному восприятию произведения...
Урок литературы в 6 классе на тему: «М.Ю. Лермонтов. « Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения»
Конспект содержит разработку урока по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Парус"....