Урок русского языка в 5 классе "Правописание приставок на з/с"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

 Бутенко -Глаголева Галина Николаевна

Урок изучения нового материала разработан на основе   учебника "Русский язык.5 класс" под редакцией Л.М.Рыбченковой. Разнообразные формы и виды работы, используемые во время урока, помогут пятиклассникам  лучше усвоить тему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_pravopisanie_pristavok_na_zs.docx37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока. Русский язык. 5 класс.

Подготовила  и провела учитель русского языка и литературы

Галина Николаевна Бутенко

04.12.2018 г.

Тема: « Особенности написания приставок на З/С»

Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;

формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать достигнутые результаты.

Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Ход урока.

I. Организационный этап.

Добрый день, дорогие ребята!

Проверка домашнего задания, отчёт консультантов, смена тетрадей.

Слайд 1

Запишите сегодняшнее число, классная работа.

Девизом нашего урока я предлагаю взять следующие слова, прочитайте их

(сначала про себя, затем вслух выразительно).

Слайд 2

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться,

А трудиться.

Работаем старательно,

А слушаем внимательно.

2.Проверка домашнего задания:

1). Для начала мы проведём небольшую разминку.

С каким интересным фактом правописания корней после приставок мы познакомились на прошлом уроке? (правописание корней на И после приставок на согласный).

2). Работа с сигнальными карточками.

Подытожить, контригра, межинститутский, розыгрыш, сверхизысканный, предыдущий, отыскать, дезинфекция, безыдейный, предыстория, безымянный, неинтересный.

3. Актуализация. Мотивация.

- Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.

А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Слайд 3

Вот какое письмо я сегодня получила по электронной почте. Послушайте его. Мне кажется, пишет его один  из героев хорошо вам известной сказки.

Узнали героя? Как называется сказка? («Кот в сапогах» Шарля Перро). Верно. Только вот незадача, буквы в некоторых словах кот не знает, какие выбрать. В чем он сомневается?  Что же делать, как помочь ему вставить нужные буквы в словах? Поможем? Но прежде чем написать слова правильно, нам нужно самим разобраться в этом. Сформулируйте тему урока.

Слайд 4

Выход к теме урока  «Буквы з и с  на конце приставок»

Запишите её себе в тетрадь.

4. Целеполагание.

Исходя из темы, определите цели урока.

1.Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с.

2.Научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм

5. Этап открытия новых теоретических знаний и способа их практического применения.      

Вам сегодня предстоит сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу.

Тема исследования совпадает с темой урока, цель – с целью урока.

- Определите объект исследования. (слова с приставками)

- Предмет исследования? (Буквы з-с на конце приставок)

1. Понаблюдаем над словами, записанными на доске в два столбика

безграничный                   бескрайний

разбросать                         распустить

известить                           испортить                

вздыхать                            вспомнить

       

Давайте составим план исследования:

а) выделить в словах приставки;

б) подчеркнуть карандашом в словах согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами;

г) какой вывод можно сделать? Кто сделал открытие?

- Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.

Совершенно верно! Молодцы!

Теперь мы можем помочь Коту, автору письма, правильно выбрать буквы в словах?

Слайд 5

Правило.

Слайд 6.

Алгоритм.

А чтобы легче было запомнить правило. Воспользуйтесь алгоритмом. (проговорить)

Теперь, согласно алгоритму, давайте запишем  слова из письма в тетрадь:

Слайд 7.

 Проверяем

Разлюбезный, беззаботная, бездельничал, разложил, исчезли, безжалостно, распугал, вздыхаю, возвращайся, безгранично, бесцельно, издалека, безбрежному

Несколько учеников объясняют выбор нужной буквы в приставке

Молодцы!

Теперь найдите у себя на столе листы самооценки и заполните их.

6. Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия.

Физкультминутка  с пользой.

- Самое время провести эстафету – «Эстафету Грамотея!»

Задание: от данных слов  образуйте однокоренные слова, подставляя подходящую приставку. 

- Три команды выстраиваются друг за другом с приставками в руках. На доске слова, подходящую   приставку прикрепить к слову

1 команда.                            2 команда.                        3 команда.

1. Смешить                      1. Ценный                     1. Цвести

2. Болезненный               2. Расходовать              2. Шумный                  

3. Жевать                         3. Спрашивать              3. Жизненный

4. Сердечный                  4. Пахать                        4. Писать

5.  Мерить                       5. Купаться                    5. Глядеть

7. Этап вариативного применения знаний и способов действия с ними.

Слайд 8

 Работа с текстом.

- Какое время года  сейчас  наступило? (Зима). Поднимите руки те, кто любит это время рода. Саша, почему тебе нравится зима? Хорошо.  Кто-то   любит зиму за новогодние праздники, каникулы, развлечения, кто-то любит её за удивительную таинственную красоту.

Перед вами текст.

Выразительно прочитайте текст (читает  ученик)

Стоял бе..ветренный морозный день. Такие деньки вызывают особенное восхищение. Тяжёлые серые облака ра..сеивали желтизну по бе..крайним зимним просторам. Над бе..конечным снежным покровом вставала заря. В это время трудно говорить о красках зимы. Здесь скорее не краски, а ра..сыпанные разноцветные жемчужины. Цвет один – белый, но оттенков! Оттенков чере..чур много. Даже яркие буро-красные стволы сосен с ра..кидистой хвоей оставляют на снегу серые длинные тени. А вокруг царствует покой и бе..молвие.

1.О чем текст? Как можно его озаглавить? (Морозный зимний день).

2. Какова главная мысль текста?(Показать красоту зимней природы)

3. Назовите тип текста. Докажите.(Тип речи – описание. В тексте много прилагательных и образных слов)

4. Подчеркните  в тексте слова, правописание которых связано с изучаемой орфограммой.

5. Объясните правописание приставок (индивидуальная работа)

8.Этап контроля.

Слайд 9

1)Работа в парах  с  взаимопроверкой.

Творческий диктант.

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на -з (-с) .

1. Ребенок без забот – беззаботный

2. Жидкость без цвета – бесцветная   

3. Дорога без конца – бесконечная

4. Движение без шума – бесшумное   

5. Шоколад без вкуса – безвкусный  

6. Вход без платы – бесплатный  

7. Пустыня без воды – безводная

            8.Небо без звезд – беззвёздное

Составьте предложение с одним из этих слов, запишите. Будьте внимательны. 

Вывод: От чего зависит написание З, С в конце приставок? (от звонкости или глухости согласного после приставки).  

Слайд 10

2) Работа в группах. Кроссворд.(чья группа быстрее всех отгадает кроссворд)

1

з

2.

с

3.

з

4.

с

5.

з

6.

с

7.

з

8.

с

9.

з

  1. Движение с целью набрать скорость.
  2. Солёная вода для засолки овощей.
  3. Место раздвоения железнодорожного пути.
  4. Молодые растения, выращенные для пересадки.
  5. Сбор сведений о противнике.
  6. Словесное сообщение о чём-либо.
  7. Полное поражение кого-либо.
  8. Время восхода солнца.
  9. Расставание.

  1. разбег, 2. рассол, 3. развилка, 4. рассада,5. разведка, 6. рассказ, 7. разгром, 8.рассвет, 9.разлука

Составить 3 предложения: рассветает, расчистить, разбудить.

Самооценка выполнения упражнения вносится в лист достижений)

9.  Этап подведения итогов урока и рефлексии.

Слайд 11

Рефлексия.

1.Сегодня на уроке я узнал(а)…

2. Чему я сегодня  научился (научилась)?

3. Какие задания давались вам легко, а

    с  какими было трудно справиться?

4. Кто доволен своей работой на уроке?

5. Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?

Заполните свои листы самооценки, посчитайте, какого цвета жетонов у вас больше.

Если зелёных, то это «5»

Если желтых больше  – это «4»

Если  красных – это «3»

Приставки на З и на С как подружки,
Но в разные, впрочем, играют игрушки.
Приставка на З перед звонким согласным,
На С – пред глухим. Это просто и ясно.

10. Этап информации о домашнем задании.

с. 110-111 упр. 249 или 251

Лист самооценки  учени____ 5 а  класса

        Фамилия , имя _______________________________________________

Тема урока  «Особенности написания приставок на З/С»

После выполнения каждого задания взять жетон:  

Зелёный – справился, можно идти дальше,

Жёлтый – надо подумать, повторить

Красный – дороги нет, остановись и выучи правило             

№ задания

Содержание задания

 

Отметка о выполнении

1.

 

 Разминка  на тему «Буквы И/Ы после приставок на согласный

(сигнальные карточки)

2

 Исследовательская  работа. Выбор приставок на з/с в словах.

3.

Физминутка . «Эстафета  Грамотея»

4.

Работа  с текстом. Название________________________

Стоял бе..ветренный морозный день. Такие деньки вызывают особенное восхищение. Тяжёлые серые облака ра..сеивали желтизну по бе..крайним зимним просторам. Над бе..конечным снежным покровом вставала заря. В это время трудно говорить о красках зимы. Здесь скорее не краски, а ра..сыпанные разноцветные жемчужины. Цвет один – белый, но оттенков! Оттенков чере..чур много. Даже яркие буро-красные стволы сосен с ра..кидистой хвоей оставляют на снегу серые длинные тени. А вокруг царствует покой и бе..молвие.

5.

Работа в парах  с взаимопроверкой.

Творческий диктант.

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на -з (-с) .

   

 

6.

Работа в группах. Кроссворд

МИНИ-ТЕСТ по теме «Правописание приставок на –з, -с».

1 вариант

1. Выбрать строку, где все слова с приставкой с-

а) _делать, _доровье, _бежать

б) _гореть, _брить, _держать

в) _дание, _писать, _кинуть

2. Выбрать строку, где все слова с приставкой раз-

а) ра_селение, ра_суждение, ра_таял

б) ра_воротить, ра_говор, ра_бираться

в) ра_писание, ра_любить, ра_смеяться

3. Какие буквы нужно вставить в слова? (Соблюдайте порядок их употребления)

Ра_шитый, бе_жалостный, и_зябнуть

а) з, с, с

б) с, з, з

в) з, с, з

4. Укажите строку с неизменяемыми приставками

а) рас-, бес-, вс-, ис-

б) над-, без-, во-, на-

г) по-, пред-, под-, с-

5. Вставьте буквы в слова

Бе_страшный, бе_шумный, и_полнить, ни_звергнуть, в_ломать.

МИНИ-ТЕСТ по теме «Правописание приставок на –з, -с».

2 вариант

1. Выбрать строку, где все слова с приставкой раз-

а) ра_говор, ра_спросить, ра_щелина

б) ра_дел, ра_бить, ра_ворот

в) ра_селить, ра_смешить, ра_судить

2. Выбрать строку, где все слова с приставкой с-

а) _гореть, _держать, _бить

б) _дороваться, _делать, _плести

в) _писать, _дание, _рубить

3. Какие буквы вставите слова? (Соблюдайте порядок их употребления)

Ра_жигать, бе_шумный, в_битые

а) з, з, с

б) з, с, з

в) с, с, з

4. Укажите строку с приставками, в которых написание букв –з, -с зависит от условий

а) под-, с-, пред-, об-

б) вос-, вс-, из-, без-

г) по-, на-, бес-, с-

5. Вставить буквы в слова

Бе_работица, ра_свет, и_пугаться, в_дремнуть, ни_послать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание -з и -с на конце приставок (урок русского языка в 5 классе)

У урока объяснения нового материала помимо трех основных целей, которые мы преследуем на каждом уроке, должна быть, на мой взгляд, и особая "миссия" - привлечение внимания учащихся к новому материалу,...

Урок русского языка в 6 классе по теме"Правописание приставок ПРЕ и ПРИ"

Конспект  урока русского языка в 6 классе по теме"Правописание приставок ПРЕ и ПРИ" включает разнообразный материал. Учитывая возраст учащихся , предлагаются игровой  материал и занимательны...

Правописание приставок на -з-с-. Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ

Правописание приставок на -з-с-. Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ....

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"

Это первый урок по данной теме, где учащиеся знакомятся с условиями выбора приставок ПРЕ- и ПРИ-, учатся определять лексическое значение данных приставок....

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"

Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-." Презентация к уроку.

Данный материал содержит конспект урока  русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку - презентация....