Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Семчук Ольга Николаевна

Это первый урок по данной теме, где учащиеся знакомятся с условиями выбора приставок ПРЕ- и ПРИ-, учатся определять лексическое значение данных приставок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_6_klasse.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ-и ПРИ-»

ЗАДАЧИ:

обучающие:

повторить ранее изученный материал о правописании приставок

научить видеть в тексте слова с приставками ПРЕ и ПРИ

усвоить зависимость написания гласных в приставках пре и при от их значения

различать на письме приставки Пре и ПРИ

развивающие:

создание ситуации для развития внимания, памяти

развитие орфографической зоркости учащихся

Воспитательные:

1. формирование чувства уверенности в своих силах

2. формирование умения работать в коллективе.

                                                         

                                        В разнообразии приставок – разнообразие смысла.

                                                                                                           К.Чуковский

ХОД УРОКА:

Учитель: Доброе утро, ребята. Я рада вас всех видеть. Проверьте, всё ли у вас готово к работе.

За окном дождливая осень,  четверть подходит к концу, и конечно вы уже немножко устали. Но я надеюсь, что вы соберётесь и настроитесь на серьёзную работу, потому что тема, о которой мы начнём разговор на сегодняшнем уроке, очень сложная, но очень интересная. А поговорим мы о приставках, и , если быть более точными, о правописании приставок ПРЕ и ПРИ.

Оформление тетради.

Что такое приставка? (Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

Почему приставка значимая часть слова? (приставки вносят различные смысловые значения)

Обратите внимание на эпиграф. Прочитаем.

Согласны ли вы с мнением К.Чуковского, который сказал, что « в разнообразии приставок – разнообразие смысла»? А чтобы доказать это, проведём такую работу.

Запишите в тетради слово ЛЕТЕЛ. А теперь образуйте однокоренные слова, используя следующие приставки: ЗА-, ВЫ-, С-, В-, ПРО-, ДО-, ПЕРЕ-, ВЗ-. Какой смысл вносят данные приставки?

ЗАЛЕТЕЛ, ВЫЛЕТЕЛ, СЛЕТЕЛ, ВЛЕТЕЛ, ПРОЛЕТЕЛ, ДОЛЕТЕЛ, ПЕРЕЛЕТЕЛ, ВЗЛЕТЕЛ.

На какие группы можно разделить все приставки?

Неизменяемые приставки (За-, на-, об-, по- и др.)

Приставки, написание которых определяется  правилами.

В пятом классе мы познакомились с орфограммой «Правописание приставок, заканчивающихся  на З и С»

Давайте вспомним, когда на конце приставок нужно писать букву З, а когда С?

ЗАДАНИЕ из данного текста выпишите слова с приставками и разделите их на 2 столбика:

Неизменяемые приставки

Приставки, заканчивающиеся на З и С

1 учащийся у доски.

ТЕКСТ. Солнце выглянуло ещё раз, осветило мрачную сторону горизонта и пропало. Всё изменяется и приобретает мрачный вид. Задрожала роща. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй. Вспыхивает молния. Над головой раздаётся гул.

1 столбик    - выглянуло, осветило, пропало, задрожала, пролетают.

2 столбик – изменяется, вспыхивает, раздаётся.

Какое слово не вошло ни в 1-ый столбик ни во 2-ой?

ПРИОБРЕТАЕТ.

Скажите, а можем ли мы сейчас определить, почему в приставке пишется И?

Написание приставок зависит от  их значения.

Сегодня на уроке мы и познакомимся с вами, при каком условии надо писать пре-. а когда при-.

Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика. Хочу обратить внимание, что в толковом словаре С.И. Ожегова на слова с приставками  «пре» и «при» отведено 8 страниц, а это значит, что такие слова довольно часто встречаются в нашей речи.

ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

ПРИ-

ПРЕ-

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

Примеры

1.


1.

2.


2.

3.


4.


Итак, давайте сначала определим, когда же пишется приставка ПРЕ?

Проведём небольшое исследование.

А для этого прослушаем лингвистическую сказку.

Жили были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка Пре- была очень добрая, очень гордая, очень серьёзная. Пре-  дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая,  очень мудрая – премудрая.

Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?

Ученики называют, а учитель записывает на доске.

ПРЕДОБРАЯ, ПРЕГОРДАЯ, ПРЕМУДРАЯ.

Итак, при каком  же  условии пишется приставка ПРЕ - ? (Когда приставку можно заменить словом «очень»)

 заполняем таблицу. В одну  колонку примеры, в другую – значение.

 Слушаем сказку дальше.

Пристака пре- была дочкой приставки пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е.  Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить.

 Какие же слова с приставкой пре-  встретились в данном тексте?

Ученики называют, а учитель записывает на доске.

ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ

  Давайте сделаем вывод: в каком случае ещё пишется приставка ПРЕ-?( когда приставка Пре- = Пере-

Снова заполняем таблицу.

А теперь давайте посмотрим, при каком условии пишется приставка ПРИ?

Слушаем продолжение сказки.

Приставка ПРИ была хорошо воспитанной и стеснительной барышней, не позволяла себе ничего лишнего. Не ляжет, а приляжет, не сядет, а присядет.

Какие слова с приставкой при- встретились в данном отрывке? Ученики называют, а учитель записывает на доске

ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.

Какое же значение имеет приставка ПРИ в данном случае?

(Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»)

Сказка на этом заканчивается, но мы рассмотрели не все случаи правописания приставки ПРИ. У нас осталось незаполненными ещё три строчки. У вас на столах лежат отрывки из работ шестиклассников. Ваша задача прочитать отрывки из работ ваших сверстников, найти слова с приставками При -  и также сделать вывод, в каких случаях ещё пишется данная приставка.

1 текст

Если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл»,  конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился.

Какие слова с приставкой при вы нашли?

ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ.ПРИБЛИЖАЕТСЯ.

Итак,  какое значение имеет приставка в этом случае?

Приближение

2 текст

Мне кажется, самый нужный предмет в школе – это технология. Девочек там учат пуговицы пришивать, бантики привязывать, а мальчишек – гвозди прибивать, шурупы прикручивать.

Какие слова с приставкой при- вы нашли?

ПРИШИВАТЬ, ПРИВЯЗЫВАТЬ, ПРИБИВАТЬ, ПРИКРУЧИВАТЬ.

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае ?

Присоединение.

3 текст.

Привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у нашей бабушки совсем маленький.

Какие слова с приставкой ПРИ- нашли в 3 тексте?

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ.

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае ? Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».

Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ? (Ребята делают вывод по таблице)

Чтение стихотворения.

Правило ты повтори.

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри

Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход

Космонавт прилетел из Вселенной –

Обо всех, кто придёт, прилетит, приплывёт

Пишется ПРИ несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело.

Помни, что пишется ПРИ. – Обо всём,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригрело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем,

Пишут с приставкой ПРИ.

Около что-то или вблизи

И непременно в приставках пиши.

Предлинный достанет с крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой

ПРЕ мы напишем при этом.

Дожди непрерывно льют в октябре,

Но грамотным дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ,

Там только пре ставить надо.

А теперь откроем учебник и познакомимся с Параграфом 32. (ученик читает только правило).

Для тех, кто ещё не совсем запомнил правило, у нас висит таблица, которую вы можете использовать как подсказку.

Объяснительный диктант 1 уч-ся у доски.

Привязать, пристроить, приземлиться, прибежать, предлинный, прехорошенький, присесть, привстать, преграда.

К доске выходят ученики с индивидуальными заданиями.

На боковой доске  2 учащихся получают один и тот же текст

Задание:

1 ученик выписывает слова с приставкой ПРЕ. Приставки выделить.

2 ученик выписывает слова с приставкой ПРИ. Приставки выделить.

ТЕКСТ

Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр..снился сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали по полям. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кощей Василису найти и к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча пр…грады.

ПРЕ                                                                                  ПРИ

прекрасным                                                               приснился

премудрой                                                                 прилетел

Презабавные                                                             приземлился

Прехорошенький                                                      присел

Преогромная                                                             призадумался

Презлой                                                                     приказал

Преграды                                                                   привести

На центральной доске. Исправь ошибки в тексте. Выделите в словах приставки ПРЕ- и ПРИ-

Прикатился клубок, преостановился. Пресмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие приграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на предорожный камень и призадумался.

Правильный вариант

Прикатился клубок, приостановился. Присмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот преспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие преграды. Хотел прилечь, только прикоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на придорожный камень и призадумался.

В это время класс работает с карточками.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, неожиданная преграда. премиленький ребёнок, приподнять тяжёлый шкаф, примчаться сломя голову, выполнить приседание, пресмешной клоун, приозёрный посёлок, пренеприятный разговор, присоединиться к друзьям, присесть на краешек стула, прибежать мгновенно, прилечь на 15 минут, приколоть брошку. презабавное происшествие, пригородная электричка., преопасный зверь.

Задание (если останется время) Замените выражение одним словом с приставкой пре- или при- Приставки графически выделить.

Лечь ненадолго – прилечь

Очень добрый – предобрый

Сесть на краешек – присесть

Очень скверный – прескверный

Заболеть, но не сильно – приболеть

Очень хорошенький – прехорошенький.

Нарушитель закона – преступник.

Чуть-чуть открыть окно – приоткрыть

Канава при дороге – придорожная

Кем является Дмитрий Анатольевич Медведев – президент

Обратите внимание на последнее слово. Можем ли мы проверить написание Пре или при? нет. 

Вот о таких словах мы и поговорим с вами на следующем уроке.

А сейчас давайте подведём итог. Что мы узнали сегодня на уроке?

А закончить наш урок я хочу стихотворением

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи – Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова,

Выучи русский язык!

Домашнее задание: & 32, таблицы в тетради,  упражнение154.


ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

ПРИ-

ПРЕ-

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

Примеры

1.


1.

2.


2.

3.


4.


ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

ПРИ-

ПРЕ-

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

Примеры

1.


1.

2.


2.

3.


4.



ТЕКСТ №1      Солнце выглянуло ещё раз, осветило мрачную сторону горизонта и пропало. Всё изменяется и приобретает мрачный вид. Задрожала роща. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй. Вспыхивает молния. Над головой раздаётся гул.

ТЕКСТЫ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ ПО НОВОЙ ТЕМЕ:

1 текст

Если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл»,  конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился.

2 текст

Мне кажется, самый нужный предмет в школе – это технология. Девочек там учат пуговицы пришивать, бантики привязывать, а мальчишек – гвозди прибивать, шурупы прикручивать.

3 текст.

Привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у нашей бабушки совсем маленький.

ТЕКСТ №1      Солнце выглянуло ещё раз, осветило мрачную сторону горизонта и пропало. Всё изменяется и приобретает мрачный вид. Задрожала роща. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй. Вспыхивает молния. Над головой раздаётся гул.

ТЕКСТЫ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ ПО НОВОЙ ТЕМЕ:

1 текст

Если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл»,  конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился.

2 текст

Мне кажется, самый нужный предмет в школе – это технология. Девочек там учат пуговицы пришивать, бантики привязывать, а мальчишек – гвозди прибивать, шурупы прикручивать.

3 текст.

Привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у нашей бабушки совсем маленький.


Индивидуальное задание.

Из данного текста выписать слова с приставкой  ПРЕ. Выделить приставки.

ТЕКСТ

Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр..снился сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали по полям. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кощей Василису найти и к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча пр…грады.

Индивидуальное задание.

Из данного текста выписать слова с приставкой ПРИ. Выделить приставки.

ТЕКСТ

Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр..снился сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали по полям. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кощей Василису найти и к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча пр…грады.

В данном тексте исправьте ошибки.  Запишите исправленный текст. Выделите приставки ПРЕ и ПРИ.

Прикатился клубок, преостановился. Пресмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие приграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на предорожный камень и призадумался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...