Правописание -з и -с на конце приставок (урок русского языка в 5 классе)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc | 54.5 КБ |
prezentaciya_1.ppt | 1.07 МБ |
prezentaciya_2.ppt | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
(мастер – класс)
Тема. Правописание –з и –с на конце приставок
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цели:
- познакомить учащихся с орфограммой «Правописание –з и –с на конце приставок»;
- формировать умение определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок;
- обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста;
- развивать мыслительные процессы, память, внимание;
- воспитание культуры речи.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Обоснование выбранных приемов работы |
1. Постановка учебной проблемы: сообщение темы урока с мотивиру- ющим приемом (прием – «яркое пятно») Слайд 1. Слайд 2. | Лингвистическая сказка. В некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери – Орфография и Орфоэпия. Орфография стала жаловаться: - Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: и за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие – нибудь обязанности. А то, что ей делать? Слушай да говори! Взяла Орфоэпия себе приставки, которые оканчивались на –з и –с. А они стали озорничать, никак ее не слушают! Присоединилась приставка раз- к глаголу «править» и стала приставкой рас-. Только Орфоэпия ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой раз-. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. Пошла Орфоэпия просить помощи у сестры Орфографии. Пожалела та ее, но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе. А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам. Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок. Начнем урок, тема которого…. Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем говорилось в сказке? | Прослушивание сказки, формулировка и запись темы урока «Правописание –з и –с на конце приставок» | Лингвистическая сказка со- здала положительный эмоци ональный настрой, вызвала интерес к дальнейшей учеб- но-познавательной деятель- ности, позволила учащимся самостоятельно сформулиро вать тему урока и цели урока |
2. Постановка целей | Ребята, чему мы должны научиться на уроке? | Формулировка целей урока | |
3. Первичное введе- ние нового матери- ала Слайд 3. Слайд 4. | Понаблюдаем и исследуем. Почему слова записаны в два столбика? От каких условий зависит написание –з, -с? Перед вами алгоритм. Расставьте его шаги в нужном порядке | Чтение слов на слайде. 1 столбик – с 2 столбик – з Формулировка правила Работа в паре – составление шагов алгоритма; два человека – у доски. Сигнал выполнения работы – встать около парты (физминутка). | Обозначенные орфограмма и и условия ее выбора помогли учащимся провести исследо- вание и самостоятельно сфор мулировать правила написа- ния орфограммы Организация исследователь- ской деятельности через пар- ную работу способствовала развитию как психических процессов (внимания, мышле ния, памяти), так и личност- ных качеств (чувства товари щества). Использовался прием здоровьесбережения. |
4. Закрепление материала Слайд 5, 6 Слайды 7-13 | Вставьте пропущенные буквы, графически выделите условия написания орфограммы. Ребята, вы любите отгадывать загадки? А я люблю их загадывать. Только загадки будут не простые. Посмотри те на слайды, вспомните тему нашего урока и запишите ответы. Не забудьте выделить орфограмму. Найдите в данном ряду слов (расческа, рассвет, возраст) «третье лишнее» | Запись слов, графическое обозна- чение орфограммы. Поиск слов с приставками на –з, -с, графическое обозначение орфограммы Анализ словарного ряда, выбор критерия объединения слов в группу | Устное проговаривание усло вий правописания орфограм- мы учит ребят рассуждать на лингвистическую тему Развитие логического мышле ния (операций исключения, обобщения, анализа), памяти, восприятия; поддержание познавательного интереса к изучаемой теме |
5. Физминутка. | А теперь поднимите руки высоко-высоко вверх. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы делать один хлопок, если услышите слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с. Чтение отрывков из стихотворений. Листья, листья листопад, Не расчистить школьный сад. У солнышка есть правило: оно лучи расправило, Раскинуло с утра. И на земле жара. Рассердилась бабушка: «Взрослых не учи. Разбираюсь правильно, как пинать мячи». Я Володины отметки узнаю без дневника. Если брат приходит с тройкой, Раздаются три звонка. Нет, в жизни мне не повезло: Однажды я разбил стекло. | Поднять вверх руки и делать один хлопок, если слышишь слово с приставкой, оканчивающейся на –з или -с | Развитие слуховой памяти, закрепление эмоционально положительной атмосферы урока |
6. Самостоятельная работа. Слайды 14, 15 | Продолжим нашу работу. На слайде вам представлены три вида заданий. Прочитайте их внимательно и само- стоятельно сделайте выбор: какое задание вы будете выполнять. А, может быть, кто-то успеет сделать все три задания? Не забудьте графически обозначить орфограмму. | Чтение заданий, выбор посильного вида работы; решение задач на применение. Обратная связь: сигнальные карточки | Данный вид работы обеспе -чивает решение задач на при- менение, увеличивает объем знаний по теме, помогает глубже понять основной ма- териал. Анализируя задания, учащиеся имеют возмож- ность оценить свои знания и умения. Данный способ об- ратной связи помогает и учи- телю оценить степень успеш- ности овладения новым материалом. |
7. Частичный лингвистический анализ текста. Слайды 16-17 | Я надеюсь, что с орфограммой «Правописание –з, -с на конце приставок» вы подружились, подружились так же, как и герои этого отрывка. Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? У вас на столах лежат полоски бумаги с напечатанными в них предложениями. Составьте предложения так, чтобы получился текст. Каковы отношения отца и сына? Найдите ключевые слова в тексте, которые говорят о том, что отец и сын были друзьями. Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание –з, -с на конце приставок». Вы согласны, что человеку нужны друзья? А зачем нужны друзья? Запишите ваши мысли по этому поводу. | Чтение предложений; составление текста из разрозненных предложе- ний; формулировка темы текста и его идеи. Повторение алгоритма рассужде- ния выбора написания –з или –с на конце приставок. | С целью обеспечения языко- вого развития учащихся был проведен частичный лингви- стический анализ текста; написана миниатюра. Работа с текстом позволила подвес- ти итоги урока, обобщить полученные сведения по теме |
8. Домашнее задание Слайды 18, 19 | Откройте, пожалуйста дневники и запишите домашнее задание. Вам необходимо будет снова сделать выбор: придуматьь лингвистическую сказку по данной теме, либо составить задание «Четвертый лишний» с изученной орфограммой. | Запись домашнего задания. | Вариативность домашнего за дания позволит учащимся реализовать свои способно- сти и умения. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
расчертить раздать вспомнить взлететь
Выдели в слове приставку.2. Посмотри на букву согласного звука после приставки.
3. Если оканчивается на глухой согласный С
3. Если оканчивается на звонкий согласный З
и…полнить и…дать бе…порядок бе… брежный
исполнить издать беспорядок безбрежный
10 лет 20 лет расчёска
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"
Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...
Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.
Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....
Буквы О и А на конце наречий Урок русского языка 7 класс
Данный урок был проведен в рамках Недели русского языка. Урок плановый....
Рабочий лист к уроку русского языка 6 класс . "Правописание приставок пре-/при-"
В данный рабочий лист включены разноуровневые задания по теме: "Правописание приставок пре-/при-"...
Урок. Русский язык 10 класс/Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.
Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.Учитель: Ширяева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 109 Приморского...
Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...
Урок русского языка 6 класс "Правописание приставок ПРЕ и ПРИ"
Разработка урока русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок ПРЕ и ПРИ" в форме игры, раскрытие тайн написания приставок....