Урок "Февральское путешествие"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок "Февральское путешествие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
118_urok_otkrytyy_povtorenie_imeni_prilagatelnogo.docx | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 6 классе ФГОС
Тема: Февральское путешествие.
(Повторения по теме «Имя прилагательное»)
Тип: урок обобщающего повторения
Цели:1) Обучающая-повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»; закрепление орфографических навыков правописания прилагательных, закрепление умения употреблять прилагательные в речи, правильно сочетая с существительными, отличать их от других частей речи,
2) Развивающая - развитие орфографической зоркости, навыков лингвистического анализа, монологической речи, работы с текстами, развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать прилагательные;
3)Воспитывающая-воспитание интереса к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные: развитие умения определять разряды прилагательных, правильно образовывать прилагательные, краткую форму прилагательных; развитие умения видеть орфограммы в прилагательных, выбирать написание в соответствии с правилом, правильно выделять суффиксы прилагательных, развитие умения использовать их в речи, развитие творческих способностей детей.
Метапредметные: владение навыками лингвистического анализа; умения определять основную мысль текста, анализировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности, развитие логического мышления, внимания, памяти, формирование умения определять цель предстоящей деятельности, целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.
Личностные – формирование способности к самооценке, воспитание интереса к изучению русского языка, толерантности, любви к природе.
Метод: системно-деятельностный.
Тип урока: урок - обобщение
Форма проведения: урок - путешествие
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, карточки – задания.
Ход урока.
I. Этап мотивации. (Орг. Момент).
1.Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте, садитесь. Располагайтесь поудобнее, спинки держим прямо. Кто в классе дежурный?
- Ребята, пожалуйста, похлопайте в ладоши, те, кто хочет активно работать на уроке (хлопают в ладоши), пожалуйста, постучите по парте, кто волнуется (стучат по парте), погладьте себя по голове, кто уверен, что у нас все получится (гладят по голове).
-Я рада вас видеть бодрыми и здоровыми, у нас сегодня урок необычный: к нам на урок пришли гости, надеюсь, что сегодняшний урок принесёт всем только радость.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, я бы хотела начать урок с пословицы, но она, так получилось, рассыпалось, кто угадает, что это за пословица? (Повторение-мать учения).
Эта пословица будет собрано из облаков, ребята посмотрите, что нужно сделать, чтобы эта запись превратилось в предложение? (Добавить знаки препинания).
- Как вы думаете, чему будет посвящен урок? (Сегодня на уроке мы повторим всё, что изучили в теме “Имя прилагательное”). Конечно, после изучения большой темы, проводится закрепление.
Слайд 1. Тема урока
Раз урок у нас это обобщение изученного по теме «Имя прилагательное», давайте сформулируем цели урока.
III. Этап целеполагание
Слайд 2. Цель:
- Повторить, что такое имя прилагательное;
-закрепить правописание прилагательных;
-активно работать на уроке.
Слайд 3.
- Для того чтобы наш урок стал интересным и плодотворным, предлагаю вам отправиться в февральское путешествие. Как мы уже знаем, настоящие путешественники должны пройти испытания.
А чтобы пройти испытания, нам надо работать сплоченно, мы будем работать в группах, каждая группа выбирает себе руководящего, у вас на партах есть маршрутные листы, где написаны ваши имена, задача руководящего такова: он должен отмечать знаком «+» за каждый правильный ответ. А в конце путешествия мы должны подытожить ваши успехи.
- Готовы? Тогда в путь! Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вспомним, что такое Имя прилагательное?
IV. Этап включения в систему знаний и повторения
Мы с вами отправимся в дорогу с остановки «Восстановительная»
Слайд 4. «Восстановите правила»
Имя прилагательное - _______________часть речи, которая обозначает___________
Отвечает на вопросы ___________________
Может изменяться по ____________________
В предложении чаще всего бывает ____________________
- Молодцы, ребята.
Слайд 5. «Словарная работа».
- станция – место остановки на путях сообщения
- поземку – метель без снегопада
- Снеговей – ветер со снегом
- Ветродуй – сильный ветер
- оседать – углубиться в землю
- лютый – очень сильный, причиняющий мучения.
- високосный - каждый четвертый год, содержащий 366 дней и имеющий в феврале 29 дней.
Слайд 6. «Первая станция – Текстовая»
- Ребята, перед вами текст. Первое задание прочитать и озаглавить текст.
Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают.
Идешь по февральскому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.
Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Нынешний год в феврале насчитывает 29 дней, значит год високосный. Вот такие приметы.
- Озаглавьте текст.
- Определите тип текста. (Описание).
- Каковы тема и основная мысль текста?
- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?
- А для чего автор использует столько много имен прилагательных?
- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?
( Имена прилагательные украшают речь; помогают красочно, образно рассказать об окружающем мире, описать удивительное; они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств, настроений, душевных переживаний; особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Имена прилагательные делают речь живой и выразительной).
- Мы остановились на станции «Разрядная», давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные. (качественные, относительные и притяжательные).
« Вторая станция – Разрядная»
- Что обозначают качественные прилагательные? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).
- Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных?
(имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).
- Что обозначают относительные прилагательные? (пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).
- Что обозначают притяжательные прилагательные? (принадлежность лицу или животному).
- На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (чей?)
- Сейчас, ребята, из данного текста выпишите все имена прилагательные в три столбика качественные, относительные и притяжательные. 1 и 2 группа выписывает из 1 абзаца, а 3 и 4 группа из 2 абзаца. (таблицы на обратной стороне карточек с текстом).
Слайд 7. (при проверке)
Качественные | Относительные | Притяжательные |
Последние Высокие Порывистый Длиннее Длинные Легкие Теплой поздним | Снежную Хрустальные февральские | Беличьи |
Итак, задание первой станции выполнили, проверим его по слайду 7.
- Но прежде чем отправиться дальше, давайте отметим успехи, насколько хорошо вы справились с заданием. ( капитан по очереди отмечает плюсиками станцию)
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Слайд8. «Третья станция – Сравнительная»
- Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное? (сравнительная и превосходная)
- Как образуются сравнительные степени: простая и составная? (Простая с помощью суффиксов –ЕЕ/ЕЙ-, Е, - ШЕ. Составная форма образуется прибавлением слов БОЛЕЕ/МЕНЕЕ
- А как образуется превосходная степень простая и составная? (Простая форма ЕЙШ/АЙШ, составная форма САМЫЙ/НАИБОЛЕЕ).
Слайд 9. Степени сравнения
- Сейчас давайте устно образуем от прилагательных холодный и зимний все степени сравнения.
(холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный).
- можно ли образовать степени сравнения в прилагательном зимний? (нет, потому что это относительное прилагательное).
V. Этап Физминутка под музыку.
Ребята, вы, наверное, устали. А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности. Проведем физминутку.
Все встали, послушайте задание. Я вам называю прилагательные, а вы, если слышите прилагательное с одной Н - поднимаете руки вверх и тянетесь за ними. А если услышите прилагательное с НН – то приседаете.
Задание понятно? Тогда выполняем.
- Отметим на маршрутному листу, как прошла физминутка.
VI. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой
«Станция Неизвестная.»
- А сейчас выполним тестирование
1. В каком ряду словосочетаний все прилагательные с НЕ пишутся раздельно?
А) (не) широкая, а узкая река; ничуть (не) холодный день; вовсе (не) злой герой
Б) (не) вежливый ребёнок, (не)удачный ответ, (не) робкий, а смелый
В) далеко (не) глупый мальчик, вовсе (не) глубокий овраг, (не)ожиданное известие
2. В каком ряду словосочетаний все прилагательные с НЕ пишутся слитно?
А) (не) добросовестное отношение, (не) отложное дело, ничуть (не)строгий человек
Б) (не) брежный почерк, (не) веселое настроение, (не) высокий мальчик
В) (не) легкий труд; (не) дорогой, а дешевый подарок, вовсе (не) грустный фильм
3. В каком ряду на месте пропусков во всех словах стоит буква О?
А) ключ…вой, ситц…вый, еж…вый
Б) образц…вый, ключ…вой, лиц…вой
В) камыш…вый, свинц…вый, песц..вый
4. В каком ряду на месте пропусков во всех словах стоит одна буква Н?
А) гуси…ый, земля…ой, песча…ый
Б) кожа…ый, жизне…ый, берестя…ой
В) тополи...ый, травя…ой, таинстве…ый
5. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется суффикс –СК- ?
А) француз…ий, ноябрь…ий, кавказ…ий;
Б) город…кой, кубан…ий, вяз…ий
В) декабрь…ий, звер…ий, рез…кий
6. В каком ряду все прилагательные пишутся через дефис?
А) Древне)русский, (тёмно)каштановый, (железно)дорожный, Б))(северо)восточный;(светло)коричневый, (юго)западный,
В)(двух)комнатная, (ярко)жёлтый, (мясо)молочный.
Проверим: Давайте обменяемся тетрадями, проверим и оценим друг друга (провести взаимопроверку в парах, поставить плюсики). Капитан команды выполняет свою работу.
Слайд 10. Ответы тестирования
1-А; 2-Б, 3-В, 4-А, 5-А, 6-Б.
«Станция Финальная»
-Ребята, на дворе февраль. Мы прогулялись по зимнему февральскому лесу, прошли все испытания. Но что мы знаем об этом месяце?
- Древнерусское название февраля – «лютый». Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.
- В этом году февраль необычный, если вы внимательные, то должны уже заметить, феврале 29 дней, и считается високосным годом, почему это так?
Слайд 11.
VII. Этап домашнего задания
- Написать сочинение-миниатюру о зимнем лесе, используя имена прилагательные.
- Выполнить упр. 73 в РТ.
Слайд 12.
VIII. Этап. Рефлексия.
– Что сегодня на уроке мы повторили?
(Имена прилагательные, их правописание, употребление в речи)
Ответьте, ребята именами прилагательными на вопросы: (слайд 13)
Наш урок был какой? (интересный, полезный)
Настроение – какое? (отличное, приподнятое)
- На уроке больше всего запомнилось……
Я хочу вам подарить комплименты: вы были активные, внимательные, умные, красивые, воспитанные!
Оценки ( по «плюсикам»)
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».
Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"
Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....
Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"
Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...
Занятие- путешествие "Путешествие в танцевальные фантазии"
Презентация занятия в детском обединении "Народный танец" для детей с ограниченными возможностями здоровья....