Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс)
УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_7_klass.docx | 40.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МО Иволгинский район
МОУ Сужинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ___________/_________/ Протокол № ___ от «____» ____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ Сужинская СОШ _______/Жамсаранова Н.А./ «____» ___________20___г. | «Утверждено» Директор МОУ Сужинская СОШ _________/Жапова Т.Ц./ Приказ №___от «___»______20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РУССКИЙ ЯЗЫК
Уровень образования (класс)
7 класс
Количество часов: 136
Фамилия, имя, отчество педагога (квалификационная категория)
Гомбодоржиева Эржена Бадмацыреновна (1 категория)
с. Сужа
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта http://минобрнауки.рф/documents/336, Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 01.03.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Базисного учебного плана общеобразовательного учреждения (МОУ Сужинская СОШ), Положения о рабочей программе педагога МОУ Сужинская СОШ.
Общая характеристика учебного предмета. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Личностные | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Метапредметные | 1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения. |
Предметные | 1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; 4) освоение базовых понятий лингвистики; 5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка; 6) опознавание и анализ основных единиц языка; 7) проведение различных видов анализа слова 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;осознание эстетической функции родного языка. |
Содержание тем учебного курса.
РАЗДЕЛ I. Раздел I. Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.
Раздел II.
Повторение пройденного в 5-6 классах. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.
Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.
Раздел III. Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.
Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями.
Рассказ по картине.
Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.
Описание действий как вид текста.
Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Раздел IV. Служебные части речи. Культура речи.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.
Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Раздел V. Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ | 1ч. | |||
1 | Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация. | 1 | ||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В 5-6 КЛАССАХ | 8ч. | |||
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | ||
3 | Лексика и фразеология. | 1 | ||
4 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 1 | ||
5 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | ||
6 | Морфология и орфография. | 1 | ||
7 | Морфология и орфография. | 1 | ||
8 | Контрольный диктант | 1 | ||
9 | Развитие речи. Текст. Стили литературного языка. | 1 | ||
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | ||||
ПРИЧАСТИЕ | 26ч. | |||
10 | Причастие как часть речи. | 1 | ||
11 | Публицистический стиль. | 1 | ||
12 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | ||
13 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | ||
14 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | ||
15 | Описание внешности человека. Портрет в литературном произведении. | 1 | ||
16 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | ||
17 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | ||
18 | Краткие и полные страдательные причастия. | 1 | ||
19 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 | ||
20 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | ||
21 | Сжатое изложение с элементами сочинения | 1 | ||
22 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | ||
23 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | ||
24 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени. | 1 | ||
25 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | 1 | ||
26 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | 1 | ||
27 | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 1 | ||
28 | Морфологический разбор причастия. | 1 | ||
29-30 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 2 | ||
31 | Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | ||
32 | Сочинение – описание внешности человека. | 1 | ||
33 | Повторение изученного материала о причастии. | 1 | ||
34 | Контрольная работа по теме « Правописание причастий. Пунктуация при Причастном обороте». | 1 | ||
35 | Анализ контрольной работы. | 1 | ||
ДЕЕПРИЧАСТИЕ | 8ч. | |||
36 | Понятие о деепричастии. | 1 | ||
37 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 | ||
38 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | 1 | ||
39 | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | ||
40 | Деепричастия совершенного вида. | 1 | ||
41 | Повторение изученного о деепричастии. Морфологический разбор деепричастия. | 1 | ||
42 | Контрольная работа по теме «Деепричастие» | 1 | ||
43 | Анализ контрольной работы | 1 | ||
НАРЕЧИЕ | 17ч. | |||
44 | Наречие как часть речи. | 1 | ||
45 | Смысловые группы наречий. | 1 | ||
46 | Степени сравнения наречий. | 1 | ||
47 | Морфологический разбор наречия. | 1 | ||
48 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е. | 1 | ||
49 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | 1 | ||
50 | Н и НН в наречиях на –О и –Е. | 1 | ||
51 | Р. Р. Описание действий. | 1 | ||
52 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | ||
53 | Буквы О и А на конце наречий | 1 | ||
54 | Изложение. Описание действий. | 1 | ||
55 | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | ||
56 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 | ||
57 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | ||
58 | Повторение изученного о наречии. | 1 | ||
59 | Контрольная работа по теме « Наречие». | 1 | ||
60 | Анализ контрольной работы | 1 | ||
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ | 3ч. | |||
61 | Категория состояния как часть речи. | 1 | ||
62 | Морфологический разбор слов категории состояния. | 1 | ||
63 | Сжатое изложение. | 1 | ||
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ |
| |||
ПРЕДЛОГ | 10ч. | |||
64 | Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. | 1 | ||
65 | Употребление предлогов. | 1 | ||
66 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | ||
67 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов. | 1 | ||
68 | Р. Р. Подробное изложение. | 1 | ||
69 | Слитное и раздельное написание предлогов. | 1 | ||
70 | Слитное и раздельное написание предлогов. | 1 | ||
71 | Обобщающе-повторительный урок по теме «Предлог». Тест. | 1 | ||
72 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | ||
73 | Анализ контрольной работы | 1 | ||
СОЮЗ | 9ч. | |||
74 | Союз как часть речи. Простые и составные союзы. | 1 | ||
75 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 1 | ||
76 | Сочинительные союзы. | 1 | ||
77 | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов. | 1 | ||
78 | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. | 1 | ||
79 | Повторение изученного о предлогах и союзах. Тест. | 1 | ||
80 | Контрольная работа по теме «Предлог. Союз» | 1 | ||
81 | Анализ контрольной работы | 1 | ||
82 | Сочинение по картине | 1 | ||
ЧАСТИЦА МЕЖДОМЕТИЕ | 13ч. 1ч. | |||
83 | Частица как часть речи. | 1 | ||
84 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | ||
85 | Смысловые частицы. | 1 | ||
86 | Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. | 1 | ||
87 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | 1 | ||
88 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | 1 | ||
89 | Различение частицы и приставки НЕ-. | 1 | ||
90 | Различение частицы и приставки НЕ-. | 1 | ||
91 | Р. Р. Сочинение - рассказ по данному сюжету. | 1 | ||
92 | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ. | 1 | ||
93 | Повторение изученного материала о частицах. | 1 | ||
94 | Подробное изложение с элементами сочинения | 1 | ||
95 | Тест по теме «Служебные части речи» | 1 | ||
96 | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | 1 | ||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В 5-7 КЛАССАХ | 6ч. | |||
97 | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. | 1 | ||
98 | Фонетика и графика. Лексика и фразеология. | 1 | ||
99 | Морфемика. Словообразование. | 1 | ||
100 | Промежуточная аттестация в формате ЕГЭ. | 1 | ||
101 | Морфология. Орфография. | 1 | ||
102 | Синтаксис. Пунктуация. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...