Уровневая рабочая программа по русскому языку 5 - 9 класс
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Уровневая рабочая программа составлена для 5 - 9 классов, автор Ладыженская Т.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urovnevaya_5-9_rus.docx | 57.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № к ООП ООО МБОУ «Маломеминская ООШ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
5 - 9 классы
(базовый уровень,
нормативный срок освоения – 5 лет)
с. Малые Меми, 2019
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в направлении
- личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
- метапредметном направлении:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);
- в предметном направлении:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
В результате изучения курса русского языка 5 класса учащиеся научатся:
- сфере предметных результатов:
- понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
- использовать коммуникативно-эстетические возможности русского и родного языков;
- расширять научные знания о языке, основных единицах и грамматических категориях языка;
- формировать навыки проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического);
- анализировать и осмысливать текст задания, извлекать необходимую информацию;
- работать с учебным лингвистическим текстом;
- выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями;
- правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; употребительные слова изученных частей речи;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;
- выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова, подбирать однокоренные слова с учётом значения слов;
- различать части речи; знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи;
- понимать значение письма и правописания для жизни людей, замечать орфограммы корня и дифференцировать их, владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных.
- в сфере метапредметных результатов:
- уметь определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- планировать учебную деятельность на уроке и ;
- осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;
- ясно, точно грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи
- в сфере личностных результатов
- воспитывать патриотизм, уважение к Отечеству, к русскому языку, чувство ответственности и долга перед Родиной;
- формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- оценивать личностную значимость тем или иных учебных лингвистических заданий;
- понимать значение русского языка в процессе получения школьного образования;
- различать основные нравственно-эстетические понятия;
- выражать положительное отношение к процессу познания.
Получат возможность научиться:
- в сфере предметных результатов:
- совершенствовать виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма);
- правильно употреблять заимствованные слова; лингвистические термины; пользоваться лингвистическими словарями;
- понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных;
- указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения;
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; опознавать изученные способы словообразования в ясных случаях (приставочный, суффиксальный, сложение);
- составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;
- ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами, разделять запятой части сложного предложения при бессоюзной связи
- в сфере метапредметных результатов:
-ставить цели и задачи на каждом уроке;
- планировать учебную деятельность на уроке и дома;
- выполнять сбор информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде плана, таблиц;
- понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом
- в сфере личностных результатов:
- оценивать личностную значимость учебных заданий;
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формировать осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям;
- освоить социальные нормы, правила поведения,
- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.
В результате изучения курса русского языка 6 класса учащиеся научатся:
- в сфере предметных результатов:
- понимать основные сведения о языке, изученные в 6 классе;
- различать части речи; знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи;
- различать основные единицы языка, их признаки; смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сферу и ситуацию речевого общения;
- совершенствовать основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 6 классе, речевого этикета;
- употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учётом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами;
- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- свободно пользоваться различными видами лексических словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
- определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе.
- в сфере метапредметных результатов:
- уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции)
- в сфере личностных результатов:
- воспитывать патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, воспитывать чувство ответственности и долга перед Родиной;
- формировать ответственное отношение к учению, готовность и
способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
- осваивать социальные нормы, правила поведения;
- развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- формировать ценности здорового и безопасного образа жизни, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- осознавать значение семьи в жизни человека и общества, заботливое отношение к членам своей семьи;
- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Получат возможность научиться:
- в сфере предметных результатов:
- совершенствовать развитие видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма);
- понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;
- расширять научные знания о языке; осознавать взаимосвязи его уровней и единиц;
- осваивать базовые понятия лингвистики, основные единицы и грамматические категории языка;
- формировать навыки проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты.
- в сфере метапредметных результатов:
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение заданий исследовательского характера;
- самостоятельно ставить учебные цели;
- научиться основам саморегуляции в гуманитарной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
- находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации
- в сфере личностных результатов:
- принимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- формировать портфолио учебных достижений;
- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
В результате изучения курса русского языка 7 класса учащиеся научатся:
- в сфере предметных результатов:
- совершенствовать развитие видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- формировать навыки проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического);
- правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
- опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); переход слова одной части речи в другую;
- свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
- распознавать части речи, знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
- характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание;
- правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
- определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.
- в сфере метапредметных результатов:
- ставить цели и задачи на каждом уроке;
- планировать учебную деятельность на уроке и дома;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
В сфере личностных результатов:
- оценивать личностную значимость тех или иных лингвистических заданий;
- контролировать процесс и результат собственной учебной предметной деятельности;
- способствовать принятию решений в проблемных ситуациях;
- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формировать ценность здорового и безопасного образа жизни;
- понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- формировать портфолио учебных достижений;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Получат возможность научиться:
в сфере предметных результатов:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- обогащать активный и потенциальный словарный запас, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
- овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- приобретать опыт их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- стремиться к речевому самосовершенствованию;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
- в сфере метапредметных результатов:
- ставить цели и задачи на каждом уроке;
- планировать учебную деятельность на уроке и дома;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте.
- в сфере личностных результатов:
- оценивать личностную значимость тех или иных учебных заданий для предполагаемой профессиональной деятельности;
- осознавать эстетическую ценность русского языка;
- проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- формировать портфолио учебных достижений;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этик;.
- формировать портфолио учебных достижений.
В результате изучения курса русского языка 8 класса учащиеся научатся:
в сфере предметных результатов:
- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
- опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных ви- дов); переход слова одной части речи в другую;
- разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
- соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;
- правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств;
- уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами;
- правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
- овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными).
- в сфере метапредметных результатов:
- уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).
В сфере личностных результатов:
- осознавать эстетическую ценность русского языка;
- проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- оценивать личностную значимость тех или иных учебных лингвистических заданий, ситуаций с точки зрения правил поведения и этики;
- воспитывать патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
- формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре;
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- формировать портфолио учебных достижений;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Получат возможность научиться:
в сфере предметных результатов:
- описывать реальные ситуации, проблемные статьи, портретные очерки, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре;
- находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; производить разнонаправленный речеведческий анализ текста;
- создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нём проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение, совпадающее совпадающее с мнением автора текста;
- вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни;
- Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчленённые предложения (парцелляцию), риторические вопросы восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.
- сфере метапредметных результатов:
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).
- обобщать, ясно, точно и грамотно излагать свои мысли;
- осуществлять сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
- в сфере личностных результатов:
- проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины
неудач;
- формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению и мировоззрению;
- формировать портфолио учебных достижений.
- направить учащихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
В результате изучения курса русского языка 9 класса учащиеся научатся:
- в сфере предметных результатов:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, строить сообщения в устной и письменной форме;
- работать с учебным лингвистическим текстом (извлекать необходимую информацию);
- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфографическим словарём;
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
- владеть приёмом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре, толковать значение слова;
- пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями; опознавать основные способы словообразования;
- распознавать изученные части речи и их формы, соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов, пользоваться грамматико-орфографическим словарём;
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
- правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
- в сфере метапредметных результатов:
- ставить цели и задачи на каждом уроке;
- планировать учебную деятельность на уроке и дома;
- осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;
- ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, - устанавливать аналогии.
- в сфере личностных результатов:
- оценивать личностную значимость учебных лингвистических заданий;
- проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- проявлять готовность к самообразованию;
- контролировать процесс и результат собственной учебной лингвистической деятельности;
- формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
- формировать портфолио учебных достижений.
Получат возможность научиться:
в сфере предметных результатов:
- использовать коммуникативно-эстетические возможности русского и родного языков;
- расширять и систематизировать научные знания о языке;
- формировать навыки проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач.
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
- в сфере метапредметных результатов:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
(критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
(критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
- в сфере личностных результатов:
- использовать в полной мере объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей чувств в процессе речевого общения;
- оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью;
- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику;
- формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формировать портфолио учебных достижений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Текст
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление плана текста, тезисов.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Общие сведения о языке
Русский язык—национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Фонетика и орфоэпия
Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой. Графика
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’].
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях.
Морфемика и словообразование
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари. Основные выразительные средства словообразования.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Морфология
Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ РАЗДЕЛА | НАИМЕНОВАНИЕ | КОЛИЧЕСТВО | |||
РАЗДЕЛОВ | ЧАСОВ | ||||
1 | Язык и общение. | 5 | |||
2 | ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, | 31 | |||
ИЗУЧАЕМ | |||||
3 | СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. | 39 | |||
КУЛЬТУРА РЕЧИ . | |||||
4 | ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. | 17 | |||
ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ . | |||||
5 | Лексика. Культура речи. | 14 | |||
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи. | 26 | |||
7 | Морфология. Орфография. Культура | ||||
речи. | |||||
Имя существительное. | 22 | ||||
8 | Имя прилагательное . | 13 | |||
9 | Глагол . | 30 | |||
10 | Повторение и систематизация изученного | 13 | |||
в 6 классе. | |||||
ИТОГО | 210 |
6 класс
Вводный урок. Русский язык – один из развитых языков | 1 | |||
мира. | ||||
Повторение изученного в 5 классе. | 27 | |||
Лексика и фразеология. Культура речи. | 17 | |||
Словообразование. Орфография. Культура речи. | 29 | |||
Морфология. Орфография. Культура речи. | 122 | |||
Имя существительное. | 24 | |||
Имя прилагательное. | 27 | |||
Имя числительное. | 17 | |||
Местоимение. | 25 | |||
Глагол. | 29 | |||
Повторение и систематизация изученного в 6 классе. | 14 | |||
ИТОГО | 210 |
7 класс | ||||||
№ | НАИМЕНОВАНИЕ | КОЛИЧЕСТВО | ||||
РАЗДЕЛА | РАЗДЕЛОВ | ЧАСОВ | ||||
1 | Русский язык - один из развитых | 1 | ||||
языков мира | ||||||
2 | Повторение изученного в 5-6 классах | 13 | ||||
3 | Тексты и стили | 4 | ||||
4 | Морфология и орфография. Культура | |||||
речи. | ||||||
Причастие | ||||||
30 | ||||||
5 | Деепричастие | 12 | ||||
6 | Наречие | 29 | ||||
7 | Учебно-научная речь | 3 | ||||
8 | Категория состояния. | 6 | ||||
9 | Служебные части речи. | 1 |
10 | Предлог. | 13 |
11 | Союз. | 18 |
12 | Частица. | 22 |
13 | Междометие. | 4 |
14 | Повторение и систематизация | 19 |
изученного в 5-7 классах. | ||
Итого | 175 |
Тематическое планирование по русскому языку 8 класс
Кол-во час | |||||
№ п/п | Наименование | ||||
разделов и тем | |||||
1 | Функции русского языка в современном мире | 1 | |||
2 | Повторение изученного в V–VII классах | 9 | |||
3 | Основные единицы синтаксиса | 4 | |||
4 | Словосочетание | 6 | |||
5 | Простое предложение | 4 | |||
6 | Главные члены предложения | 14 | |||
7 | Второстепенные члены предложения | 15 | |||
8 | Односоставные предложения | 10 | |||
9 | Неполные предложения | 5 | |||
10 | Простое осложнённое предложение | 1 | |||
11 | Однородные члены предложения | 15 | |||
12 | Обособленные члены предложения | 18 | |||
13 | Обращение | 4 | |||
14 | Вводные и вставные конструкции | 6 | |||
15 | Междометия | 6 | |||
16 | Чужая речь | 10 | |||
17 | Повторение и систематизация изученного в VIII | 12 | |||
классе | |||||
Итого: | 140 |
Тематическое планирование 9 класс
№п/п | Разделы, | Количество часов |
темы | ||
1. | Введение. Международное значение русского языка | 1ч |
2. | Повторение пройденного в V-VIII | 10 ч |
классах | ||
3. | Сложное предложение. Культура речи | 2 ч |
4. | Сложносочиненные предложения | 6 ч |
5. | Сложноподчиненные предложения | 39 ч |
6. | Бессоюзные сложные предложения | 10 ч |
7. | Сложные предложения с различными | 8 ч |
видами связи | ||
8. | Общие сведения о языке | 5 ч |
9. | Повторение. Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | 21 ч |
Итого: | 102 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...