Уровневая рабочая программа по русскому языку 5 - 9 класс
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Галанская Людмила Елисеевна

Уровневая рабочая программа составлена для 5 - 9 классов, автор Ладыженская Т.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urovnevaya_5-9_rus.docx57.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                   

Приложение №                                                                                                                                                                              к ООП ООО                                                                                                                                                                                     МБОУ «Маломеминская ООШ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Русский язык»

5 - 9 классы

(базовый уровень,

нормативный срок освоения – 5 лет)

с. Малые Меми, 2019

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА                      «РУССКИЙ ЯЗЫК»

     Изучение русского языка в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

в направлении

- личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;  готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

- метапредметном направлении:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);

- в предметном направлении:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;  приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

В результате изучения курса русского языка 5 класса учащиеся научатся:

- сфере предметных результатов:

- понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

- использовать коммуникативно-эстетические возможности русского и родного языков;

- расширять  научные знания о языке, основных единицах и грамматических категориях языка;

- формировать навыки проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического);

- анализировать и осмысливать текст задания, извлекать необходимую информацию;

- работать с учебным лингвистическим текстом;

- выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями;

- правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; употребительные слова изученных частей речи;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;

- выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова, подбирать однокоренные слова с учётом значения слов;

- различать части речи; знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи;

- понимать значение письма и правописания для жизни людей, замечать орфограммы корня и дифференцировать их, владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных.

- в сфере метапредметных результатов:

- уметь определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- планировать учебную деятельность на уроке и ;

-  осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;

- ясно, точно грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

- в сфере личностных результатов

- воспитывать патриотизм, уважение к Отечеству, к русскому языку, чувство ответственности и долга перед Родиной;

- формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- оценивать личностную значимость тем или иных учебных лингвистических заданий;

- понимать значение русского языка в процессе получения школьного образования;

- различать основные нравственно-эстетические понятия;

- выражать положительное отношение к процессу познания.

Получат возможность научиться:

- в сфере предметных результатов:

- совершенствовать виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма);

- правильно  употреблять заимствованные слова; лингвистические термины; пользоваться лингвистическими  словарями;

- понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных;

- указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения;

- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; опознавать изученные способы словообразования в ясных случаях (приставочный, суффиксальный, сложение);

- составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;

- ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами, разделять запятой части сложного предложения при бессоюзной связи

- в сфере метапредметных результатов:

-ставить цели и задачи на каждом уроке;

- планировать учебную деятельность на уроке и дома;

- выполнять сбор информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде плана, таблиц;

- понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

- в сфере личностных результатов:

- оценивать личностную значимость учебных заданий;

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формировать осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям;

- освоить  социальные нормы, правила поведения,

- формировать  коммуникативную  компетентность  в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

В результате изучения курса русского языка 6 класса учащиеся научатся:

- в сфере предметных результатов:

- понимать основные сведения о языке, изученные в 6 классе;

- различать части речи; знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи;

-  различать основные единицы языка, их признаки; смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сферу и ситуацию речевого общения;

- совершенствовать основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 6 классе, речевого этикета;

- употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учётом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами;

- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

- свободно пользоваться различными видами лексических словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);

- определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе.

- в сфере метапредметных результатов:

- уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции)

- в сфере личностных результатов:

- воспитывать патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, воспитывать чувство ответственности и долга перед Родиной;

- формировать ответственное отношение к учению, готовность и

способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

- осваивать социальные нормы, правила поведения;

- развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

- формировать ценности здорового и безопасного образа жизни, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- осознавать значение семьи в жизни человека и общества, заботливое отношение к членам своей семьи;

- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Получат возможность научиться:

- в сфере предметных результатов:

- совершенствовать развитие видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма);

- понимать определяющую роль  языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;

- расширять  научные знания о языке; осознавать  взаимосвязи его уровней и единиц;

- осваивать базовые понятия лингвистики, основные единицы и грамматические категории языка;

- формировать навыки проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты.

- в сфере метапредметных результатов:

- планировать и осуществлять деятельность, направленную  на решение заданий исследовательского характера;

- самостоятельно ставить учебные цели;

- научиться основам саморегуляции в гуманитарной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

- находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации

- в сфере личностных результатов:

- принимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

- формировать портфолио учебных достижений;

- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

В результате изучения курса русского языка 7 класса учащиеся научатся:

- в сфере предметных результатов:

- совершенствовать  развитие  видов  речевой  деятельности  (аудирования,  чтения,  говорения  и  письма),  обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- формировать навыки проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического);

- правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;

- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;

- опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); переход слова одной части речи в другую;

- свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;

- распознавать части речи, знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

- характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание;

- правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;

- определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

- правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

- в сфере метапредметных результатов:

- ставить цели и задачи на каждом уроке;

- планировать учебную деятельность на уроке и дома;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;

- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

В сфере личностных результатов:

- оценивать личностную значимость тех или иных лингвистических заданий;

- контролировать процесс и результат собственной учебной предметной деятельности;

- способствовать принятию решений в проблемных ситуациях;

- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).

- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формировать ценность здорового и безопасного образа жизни;

- понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

- формировать портфолио учебных достижений;

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Получат возможность научиться:

в сфере предметных результатов:

- организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- обогащать активный и потенциальный словарный запас, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

- овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

- приобретать опыт их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

- стремиться к речевому самосовершенствованию;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

- в сфере метапредметных результатов:

- ставить цели и задачи на каждом уроке;

- планировать учебную деятельность на уроке и дома;

- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

- осуществлять  сравнение  и  классификацию  изученных  объектов  по  самостоятельно  выделенным  основаниям (критериям);

- строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте.

- в сфере личностных результатов:

- оценивать личностную значимость тех или иных учебных заданий для предполагаемой профессиональной деятельности;

- осознавать эстетическую ценность русского языка;

- проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- формировать портфолио учебных достижений;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этик;.

- формировать портфолио учебных достижений.

В результате изучения курса русского языка 8 класса учащиеся научатся:

в сфере предметных результатов:

- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;

- опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных ви- дов);  переход слова одной части речи в другую;

- разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;

- соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;

- правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств;

- уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами;

- правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;

- овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными).

- в сфере метапредметных результатов:

- уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).

В сфере личностных результатов:

- осознавать эстетическую ценность русского языка;

- проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- оценивать личностную значимость тех или иных учебных лингвистических заданий, ситуаций с точки зрения правил поведения и этики;

- воспитывать патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

- формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формировать осознанное, уважительное  и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,

культуре;

- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- формировать портфолио учебных достижений;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Получат возможность научиться:

в сфере предметных результатов:

- описывать реальные ситуации, проблемные статьи, портретные очерки, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре;

- находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; производить разнонаправленный речеведческий анализ текста;

- создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нём проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение, совпадающее совпадающее с мнением автора текста;

- вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни;

- Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчленённые предложения (парцелляцию), риторические вопросы восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.

- сфере метапредметных результатов:

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).

- обобщать, ясно, точно и грамотно излагать свои мысли;

- осуществлять сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

- в сфере личностных результатов:

- проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины

неудач;

- формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению и мировоззрению;

- формировать портфолио учебных достижений.

- направить учащихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

В результате изучения курса русского языка 9 класса учащиеся научатся:

- в сфере предметных результатов:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, строить сообщения в устной и письменной форме;

- работать с учебным лингвистическим текстом (извлекать необходимую информацию);

- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфографическим словарём;

- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;

- владеть приёмом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре, толковать значение слова;

- пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями; опознавать основные способы словообразования;

- распознавать изученные части речи и их формы, соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов, пользоваться грамматико-орфографическим словарём;

- различать изученные виды простых и сложных предложений;

- интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;

- правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

- в сфере метапредметных результатов:

- ставить цели и задачи на каждом уроке;

- планировать учебную деятельность на уроке и дома;

- осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;

- ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, - устанавливать аналогии.

- в сфере личностных результатов:

- оценивать личностную значимость  учебных лингвистических заданий;

- проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- проявлять готовность к самообразованию;

- контролировать процесс и результат собственной учебной лингвистической деятельности;

- формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

- формировать портфолио учебных достижений.

Получат возможность научиться:

в сфере предметных результатов:

- использовать коммуникативно-эстетические возможности русского и родного языков;

- расширять и систематизировать научные знания о языке;

- формировать навыки проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач.

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.

- в сфере метапредметных результатов:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять  сравнение,  сериацию  и  классификацию  изученных  объектов  по  самостоятельно  выделенным  основаниям

(критериям);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять  сравнение,  сериацию  и  классификацию  изученных  объектов  по  самостоятельно  выделенным  основаниям

(критериям);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

- в сфере личностных результатов:

- использовать в полной мере объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей чувств в процессе речевого общения;

- оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью;

- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику;

- формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- формировать портфолио учебных достижений.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Речь и речевое общение

Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Речевая деятельность

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Текст

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление плана текста, тезисов.

Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

Общие сведения о языке

Русский язык—национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.

Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, современном мире.

Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Фонетика и орфоэпия

Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

Орфоэпический словарь.

Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой. Графика

Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’].

Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях.

Морфемика и словообразование

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Словообразовательный и морфемный словари. Основные выразительные средства словообразования.

Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Лексикология и фразеология

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы.

Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

Морфология

Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Словари грамматических трудностей.

Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.

Виды односоставных предложений.

Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания.

Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.

Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

Сочетание знаков препинания.

Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Язык и культура

Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

5 КЛАСС

№ РАЗДЕЛА

НАИМЕНОВАНИЕ

КОЛИЧЕСТВО

РАЗДЕЛОВ

ЧАСОВ

1

Язык и общение.

5

2

ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ,

31

ИЗУЧАЕМ

3

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ.

39

КУЛЬТУРА РЕЧИ .

4

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА.

17

ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ .

5

Лексика. Культура речи.

14

6

Морфемика. Орфография. Культура речи.

26

7

Морфология. Орфография. Культура

речи.

Имя существительное.

22

8

Имя прилагательное .

13

9

Глагол .

30

10

Повторение и систематизация изученного

13

в 6 классе.

ИТОГО

210

6 класс

Вводный урок. Русский язык – один из развитых языков

1

мира.

Повторение изученного в 5 классе.

27

Лексика и фразеология. Культура речи.

17

Словообразование. Орфография. Культура речи.

29

Морфология. Орфография. Культура речи.

122

Имя существительное.

24

Имя прилагательное.

27

Имя числительное.

17

Местоимение.

25

Глагол.

29

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

14

ИТОГО

210

7 класс

НАИМЕНОВАНИЕ

КОЛИЧЕСТВО

РАЗДЕЛА

РАЗДЕЛОВ

ЧАСОВ

1

Русский язык - один из развитых

1

языков мира

2

Повторение изученного в 5-6 классах

13

3

Тексты и стили

4

4

Морфология  и  орфография.  Культура

речи.

Причастие

30

5

Деепричастие

12

6

Наречие

29

7

Учебно-научная речь

3

8

Категория состояния.

6

9

Служебные части речи.

1

10

Предлог.

13

11

Союз.

18

12

Частица.

22

13

Междометие.

4

14

Повторение и систематизация

19

изученного в 5-7 классах.

Итого

175

Тематическое планирование по русскому языку 8 класс

Кол-во час

№ п/п

Наименование

разделов и тем

1

Функции русского языка в современном мире

1

2

Повторение изученного в V–VII классах

9

3

Основные единицы синтаксиса

4

4

Словосочетание

6

5

Простое предложение

4

6

Главные члены предложения

14

7

Второстепенные члены предложения

15

8

Односоставные предложения

10

9

Неполные предложения

5

10

Простое осложнённое предложение

1

11

Однородные члены предложения

15

12

Обособленные члены предложения

18

13

Обращение

4

14

Вводные и вставные конструкции

6

15

Междометия

6

16

Чужая речь

10

17

Повторение и систематизация изученного в VIII

12

классе

Итого:

140

Тематическое планирование 9 класс

№п/п

Разделы,

Количество часов

темы

1.

Введение. Международное значение русского языка

2.

Повторение    пройденного    в    V-VIII

10 ч

классах

3.

Сложное предложение. Культура речи

2 ч

4.

Сложносочиненные предложения

6 ч

5.

Сложноподчиненные предложения

39 ч

6.

Бессоюзные сложные предложения

10 ч

7.

Сложные  предложения  с  различными

8 ч

видами связи

8.

Общие сведения о языке

5 ч

9.

Повторение. Систематизация изученного по  фонетике,  лексике,  грамматике  и правописанию, культуре речи

21 ч

Итого:

102 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...