Имя числительное как часть речи
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка Очур Г.В.
МБОУ Чербинской СОШ
Имя числительное как часть речи. 6 класс.
Цели: 1. Учащиеся должны знать основные признаки имени числительного как части речи.
2. Учащиеся должны уметь классифицировать имена числительные по грамматическому значению и структурным особенностям.
Ход урока.
1 организационный момент
Д/з § 59 упр 347
2. Введение в тему.
Ребята с сегодняшнего урока мы начинаем изучение новой темы, название которой я сформулирую позже, и вы мне в этом поможете.
Известный писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал о русском языке так: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…» . Есть в русском языке и слова, называющие числа. (Слайд)
Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Вы, наверное, уже и не помните, как в первом классе учились считать, узнавая цифру за цифрой. Вот перед вами числа разряда единиц, заменим их словами (слайд). Обратите внимание на написание безударных гласных в некоторых из них.
- А задумывались ли вы над тем, какой частью речи является слово? (Для этого необходимо проанализировать признаки данного слова и соотнести их с признаками известных частей речи. Если выявятся несовпадения, то можно сделать вывод, что перед нами слово другой самостоятельной части речи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_chislitelnoe.docx | 15.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка Очур Г.В.
МБОУ Чербинской СОШ
Имя числительное как часть речи. 6 класс.
Цели: 1. Учащиеся должны знать основные признаки имени числительного как части речи.
2. Учащиеся должны уметь классифицировать имена числительные по грамматическому значению и структурным особенностям.
Ход урока.
1 организационный момент
Д/з § 59 упр 347
2. Введение в тему.
Ребята с сегодняшнего урока мы начинаем изучение новой темы, название которой я сформулирую позже, и вы мне в этом поможете.
Известный писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал о русском языке так: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…» . Есть в русском языке и слова, называющие числа. (Слайд)
Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Вы, наверное, уже и не помните, как в первом классе учились считать, узнавая цифру за цифрой. Вот перед вами числа разряда единиц, заменим их словами (слайд). Обратите внимание на написание безударных гласных в некоторых из них.
- А задумывались ли вы над тем, какой частью речи является слово? (Для этого необходимо проанализировать признаки данного слова и соотнести их с признаками известных частей речи. Если выявятся несовпадения, то можно сделать вывод, что перед нами слово другой самостоятельной части речи).
- на какие признаки следует обращать внимание? (слайд)
1 значение слова
2 вопросы, на которые отвечает слово.
3. морфологические признаки слова.
4. синтаксическая роль в предложении.
- Какое значение имеют слова, обозначающие числа разряда единиц? (количество предметов)
-На какой вопрос отвечают? (Сколько?)
- Совпадают ли эти признаки с признаками известных частей речи? (Нет)
- Какой мы можем сделать вывод? (Эти слова представляют собой самостоятельную часть речи)
- Как бы вы ее назвали? (слайд)
Это имя числительное. Запишите в тетрадь тему нашего урока. «Имя числительное как часть речи». Сегодня на уроке мы рассмотрим основные признаки этой части речи, познакомимся с существующей классификацией имен числительных по грамматическому значению и структурным особенностям. (Слайд)
Слова первого десятка, с которыми сейчас работали, являются количественными именами числительными, потому что обозначают количество предметов. Именно от этих чисел фактически и возникает все многообразие числительных, позволяющих вести счет.
3. изучение нового материала.
Иногда нам необходимо назвать не количество предметов, а их порядок при счете: первый, второй, третий, четвертый, пятый (слайд)
Эти числительные называются – «порядковые».
- На какой вопрос они отвечают? (Какой?)
- У какой еще части речи есть такой же вопрос? (У прилагательного)
- Как же различать эти части речи между собой? (У этих частей речи разные значения: прилагательное обозначает признак предмета, а числительное – порядок предмета при счете. Поэтому вопрос к числительному можно задать так: «Какой по счету?» такое расширение вопроса можно использовать для различения прилагательных и числительных.)
Порядковые числительные, кроме слов первый, второй образуются от соответствующих количественных числительных.
Думаю, что сейчас самое время занести результаты наших наблюдений в таблицу, а после продолжить работу. (Слайд)
Продолжаем заполнять нашу таблицу. Переходим к морфологическим признакам.
- Какие морфологические признаки известных вам частей речи вы можете назвать?
- Давайте проверим наличие данных признаков у имен числительных: изменяются ли они по падежам ? (СЛАЙД)
Возьмем, к примеру, числительное ШЕСТЬ, образуем от него порядковое числительное ШЕСТОЙ и попробуем их просклонять.
- Как мы ответим на вопрос: изменяются ли числительные по падежам? (Слайд)
Внимательно изучите надписи к рисункам, вывод О каких грамматических признаках имен числительных можно сделать.
Порядковые имена числительные изменяются по родам и числам, количественные имена числительные не изменяются по родам и числам, за исключением числительных ОДИН и ДВА.
Числительное ОДИН изменяется по родам и числам, а ДВА только по родам, причем форма Мужского и среднего рода совпадает.
Занесем данные в таблицу. (слайд)
О синтаксической роли имен числительных прочитайте самостоятельно по учебнику страница 139.
Имена числительные могут быть любым членом предложения. Важно помнить, что количественные числительные в сочетании с существительным выступает как один член предложения.
Физминутка.
4. Обобщение.
Итак, мы закончили заполнение таблицы, и вот что у нас получилось (читаю по таблице)
У вас на партах имеются такие же распечатанные таблицы. Расскажите друг другу, используя их, об имени числительном как части речи.
- Мы познакомились с общим грамматическим значением имени числительного, а теперь рассмотрим, какими могут быть числительные по структуре (Слайд).
По строению числительные могут быть простыми, сложными, составными.
Прочитайте об этом самостоятельно на странице 141 учебника.
- Какие числительные называют простыми, составными?
- А как вы думаете, какие числительные сложные?
Вам знакомо понятие сложное слово – это слово с несколькими корнями.
- Какие примеры вы можете привести?
И последнее, количественные числительные подразделяются в свою очередь на три разряда: целые, дробные и собирательные.
Названия первых 2-х разрядов говорят сами за себя, и вы можете сами без труда привести мне примеры.
Примеры.
А про собирательные числительные прочитайте на странице 149 (Слайд)
Собирательные числительные образуются при помощи суффиксов –о-, -ер- трое, пятеро.
5. закрепление.
Устно выполним упражнение 356 на странице 144. Кроме предложенного задания, давайте охарактеризуем числительные полностью по данной схеме.
Например: семь – сколько? – это количественное числительное, простое , т.к. состоит из одного слова, целое, занесено в колонку правильно. (Слайд)
Обратите внимание, как пишутся составные и дробные имена числительные.
В составных отдельным словом записывается каждый ряд, десятки и единицы: двадцать два.
В дробных – отдельными словами целая часть, числитель и знаменатель: одна вторая. (Слайд)
Составьте небольшой рассказ о себе и о своем классе, вставляя вместо точек числительные.
Меня зовут … Мне …. лет. Я учусь в … классе. В нашем классе .. человек: … девочек и … мальчиков. Сегодня по расписанию у нас … уроков. Сейчас заканчивается … урок.
6. итоги.
- С какой частью речи мы познакомились?
- Что вы можете о ней рассказать?
Слайд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"
Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...
Урок «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»в 6 классе
Урок с использованием ЭОР...
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"
Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...
Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые
Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные" представляет собой разработку перв...
Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"
Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...
Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.
Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....