Результаты освоения элективного курса 10-11 класс «Сложные вопросы русского языка»
презентация к уроку по русскому языку (10, 11 класс)
Информационно-исследовательские проекты уч-ся 10-11 классов..Презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy._osipova.ppt | 801 КБ |
olitsetvoreniya._bykovskaya_kr._1.pptx | 2.8 МБ |
demyanova.pptx | 97.65 КБ |
artemova.pptx | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи проекта: изучить теоретические сведения о фразеологизмах; узнать историю происхождения некоторых фразеологизмов; углубить свои теоретические знания по данной теме; разработать и подобрать практические задания для учащихся для лучшего усвоения данной темы; подвести итоги исследовательской работы над проектом. Цель проекта: научиться использовать данные знания о фразеологизмах на примере 22 задания в тестах по русскому языку (ЕГЭ);
Объект исследования: русские народные сказки; роман М.Шолохова «Поднятая целина»; тесты ЕГЭ Предмет исследования: фразеологизмы ( теоретические сведения и история происхождения) Гипотеза: действительно ли фразеологизмы нужны в речи? Методы исследования: анализ русских народных сказок; поиск фразеологизмов в романе «Поднятая целина»; составление практических заданий
План: Теоретические сведения о фразеологизмах; История происхождения некоторых фразеологизмов; Примеры фразеологизмов с иллюстрациями; Фразеологизмы в сказках и произведениях; Практические задания для лучшего усвоения данной темы; Вывод по проекту.
Словарь Ожегова дает следующее определение: « Фразеологизм - устойчивое выражение с самостоятельным значением». Во многих учебниках и словарях написано, что фразеологизмы - это устойчивые сочетания, которые легко можно заменить одним словом: обвести вокруг пальца – обмануть, бить баклуши – бездельничать .
По происхождению одни фразеологизмы являются собственно русскими , другие – заимствованными . Большинство фразеологизмов исконно русского происхождения. Собственно русские фразеологизмы связаны с историей и культурой России, обычаями и традициями русского народа, например: топорная работа, прописать ижицу, небо показалось с овчинку . Многие возникли из пословиц: собаку съел, стреляный воробей ; художественных произведений: тришкин кафтан, медвежья услуга, как белка в колесе, на деревню дедушке . Некоторые фразеологизмы заимствованы из старославянского языка: нести свой крест, соль земли, манна небесная, фома неверующий ; из мифов разных народов: авгиевы конюшни, прокрустово ложе .
История происхождения некоторых фразеологизмов . Вот тебе, бабушка, и Юрьев день – выражение разочарования, удивления или огорчения из-за неудачи или непредвиденных обстоятельств. Выражение пришло из времен средневековой Руси, когда крестьяне могли по своему желанию переходить от одного помещика к другому. По закону, изданному царем Иваном Грозным, такой переход мог происходить только после окончания сельскохозяйственных работ, а конкретно - за неделю до Юрьева дня (25 ноября по старому стилю, когда праздновался день Великомученика Георгия – покровителя земледельцев) или спустя неделю. После смерти Ивана Грозного такой переход был запрещен, и произошло закрепление к земле крестьян. Тогда и родилось выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» как выражение огорчения из –за изменившихся обстоятельств. Кричать во всю ивановскую – кричать очень громко. Связано это выражение с Московским кремлем. Площадь в кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки – оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касающиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
Примеры фразеологических оборотов. Вставлять палки в колеса. Намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле, в осуществлении чего-либо.
В ежовых рукавицах. Строго, сурово, в большой строгости.
Не в своей тарелке. Не в обычном для себя состоянии, положении; неудобно, стесненно; не так, как обычно.
Спустя рукава. Небрежно, плохо, кое-как.
Вложить душу. Отдаваться чему-либо целиком, полностью, делать что-либо увлеченно, с любовью.
Фразеологизмы в сказках: Из народных сказок пришли фразеологизмы: и я там был, мёд-пиво пил, избушка на курьих ножках, Кащей бессмертный, Лиса Патрикеевна, ни в сказке сказать, ни пером описать поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. при царе Горохе , сказано – сделано, сказка – ложь, да в ней намёк сказка про белого бычка, три дня и три ночи. это всё присказка, сказка будет впереди.
Фразеологизмы в «Поднятой целине» М. Шолохова встречаются очень часто, поэтому, мы будем рассматривать это роман, как пример: Спасибо за хлеб-соль , Яков Лукич !-Угощение На этом деле можно в момент свернуть голову -Потерпеть поражение Дров с такими воззрениями ты можешь наломать сколько хочешь -Наделать глупостей, ошибок «Уничтожить кулака!..» И по-жа-луй-ста! В два счета -Очень быстро Черта с два его использую !-Этому не бывать Хоть и не раз шкуру с меня сымали , а я опять ею обрастал -Строго наказать Прижмут вас коммунисты, в бараний рог скрутят -Принуждать, заставлять быть покорными Такие дела разве зараз решают?.. Тут голову под топор кладешь -Погибнуть Вы все-таки дайте кинуть умом -Подумать
Тест по теме «Фразеологизмы» 1. Выпишите фразеологизм. У нее своя лошадь и новенький шарабан, купленный этим летом. Вообще живет она на широкую ногу : наняла другую дачу – особняк с большим садом и перевезла в нее свою городскую обстановку, имеет двух горничных, кучера. (А.Чехов) 2. Выпишите фразеологизм. Постоял в раздумье, сонно глядя на дверь, за которую смели прежде заглядывать только председатель, гласные да высшие члены управы; а затем, ничтоже сумняшеся , взялся за ее скобку и, затворивши на крючок, долго-долго пробыл за этой дверью. (И.Бунин)
3. Выпишите фразеологизм. Сердце неугомонного старика билось тревожно, он ходил по пустым своим комнатам и прислушивался. Надо было держать ухо востро : мог где-нибудь сторожить ее [Грушеньку] Дмитрий Федорович, а как она постучится в окно…, то надо отпереть двери как можно скорее. (Ф.Достоевский) 4. Выпишите фразеологизм. Около полудня с северной стороны надвинулась черная туча с разлохмаченными краями, и ветер сделался чрезвычайно сильным. Он сломал мачту нашей метеорологической станции. К сумеркам стали опасаться за крышу дома и на всякий случай привязали ее к соседним деревьям. (В.Арсеньев) 5. Выпишите фразеологизм. Надо знать, что русский народ даже в самые трудные и тяжелые времена своей истории никогда перед врагом-захватчиком шапки не ломал , но… брал навозные вилы и порол ему брюхо. (А.Н. Толстой)
Вывод: итак, все поставленные задачи и цели мы выполнили: изучили теоретические сведения о фразеологизмах; узнали значения наиболее часто употребляемых в речи фразеологизмов; узнали историю происхождения некоторых фразеологизмов; углубили свои теоретические знания по данной теме; создали фразеологический словарь значений и происхождения наиболее часто употребляющихся в речи фразеологизмов; разработали и подобрали практические задания для лучшего усвоения данной темы.
. Действительно, фразеологизмы играют большую роль в нашей жизни, они украшают нашу речь, делают её ярче, лаконичнее. И если мы хорошо усвоили эту тему, то без труда выполним 22 задание на экзаменах. Удачи на экзамене!
Используемая литература. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.; Быстрова Е. А. краткий фразеологический словарь русского языка/Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. – СПб.:отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994. – 271 стр.; Учебник русского языка (Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина); Тесты ЕГЭ по русскому языку под редакцией И.П.Цыбулько; Русские народные сказки; Роман «Поднятая целина» (М.Шолохов)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План: Поставить цель Выдвинуть предположение-гипотезу Определить задачи Собирание данных Результаты исследований Вывод
Цель: определить действительно ли олицетворение необходимо в русской речи. Задачи: изучить понятие “олицетворение” узнать историю происхождения подобрать примеры и задания для углубления и усвоения этой темы подвести итоги
Гипотеза: действительно ли олицетворения нужны в русской речи? Объект исследования: стихи С. Есенина роман М.Ю. Лермонтова “Мцыри” Тесты ЕГЭ Предмет исследования: олицетворение (теоретические сведения и история происхождения) Методы исследований: анализ стихотворений С. Есенина поиск олицетворения в романе М.Ю. Лермонтова “Мцыри” просмотр заданий в ЕГЭ
Что же такое “олицетворение”? Олицетворение - это перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия.Для создания образности и выразительности речи используются различные художественные средства, среди которых можно назвать олицетворение. В основе возникновения олицетворения лежит перенос свойств и качеств человека на неодушевленные предметы и явления окружающей действительности.
Откуда это пошло? Считается, что прародитель олицетворения – анимизм . Древним предкам человека было свойственно наделять неживые объекты «живыми» свойствами – так они стремились объяснить мир вокруг них. Из веры в мистических существ и богов и выросло вот такое замечательное изобразительное средство, как олицетворение.
Примеры Детали, что такое олицетворение и каковы его разновидности, нас не особо интересуют. В этом пусть разбираются профессиональные литературоведы. Стихотворцам гораздо интереснее, как олицетворение можно использовать в художественном произведении и, в том числе, в стихах. Первые лучи утреннего солнца прокрадывались через луг. Снег укутал землю, как мать младенца. Луна подмигнула сквозь высь облаков. Ровно в 6:30 утра мой будильник ожил. Океан танцевал в лунном свете. Я слышал, как остров зовет меня. Гром ворчал, как старик.
“Олицетворение” в творчестве С. Есенина Есенин воспринимал природу цельно, как живой организм, поэтому часто использовал олицетворение. «…Тихо льётся с клёнов листьев медь…»: «листьев медь» — метафора, медь «льётся» — олицетворение. «Отговорила роща золотая…», «О всех ушедших грезит конопляник…», «нашептал ковыль…»: природные образы (роща, конопляник, ковыль) наделяются человеческими способностями — говорить, грезить. «В саду горит костёр рябины красной…»: «костёр рябины» — метафора, костёр «горит» — олицетворение. «…Как метель, черёмуха / Машет рукавом» — сравнение («как метель») в сочетании с олицетворением. Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень - рыжая кобыла – чешет гриву… Ягненочек кудрявый-месяц Гуляет в голубой траве… Тучи с ожереба Ржут, как сто кобыл… Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани…
“Олицетворения” в романе М.Ю. Лермонтова “Мцыри” “Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры”. “Поток, усиленный грозой, шумел, и шум его глухой сердитой сотне голосов подобился. Хотя без слов мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине...”. “Растений радужный наряд хранил следы небесных слёз, и кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерёв прозрачной зеленью листов; и грозды полные на них, серёг подобье дорогих, висели пышно...И снова вслушиваться стал к волшебным, странным голосам; они шептались по кустам, как будто речь свою вели о тайнах неба и земли; и все природы голоса сливались тут...”. “Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за ней, как за добычею своей, объятья жадные раскрыв”. “И миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого куста.
Тест по теме “олицетворения” Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ 1. И жёлтые листы шумят под робкими шагами (М.Лермонтов). 2. Возле глаз собрав морщинки-трещины, смотрит в синий мрак седая женщина (Э.Асадов). 3. В пряже солнечных дней время выткало нить … (С.А.Есенин). 4. Дыхну - с ладони скатишься, чихну - в огонь укатишься, щелкну - мертва покатишься (Н.А.Некрасов). Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ 1. Чёрный ворон в сумраке нежном, чёрный бархат на смуглых плечах… (А.Блок). 2. Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег (С.А.Есенин). 3. Мне мало звёзд - десятков, сотен, тысяч (В.Тушнова). 4. Отплясал и отрыдал вокзал (В.Жуков). Найдите в текстах олицетворения. Объясните их употребление и выразительную роль. 1) Вешних дней минутны грозы, 2) На родину тянется туча, Воздух чист, свежей листы... Чтоб только поплакать над ней. (А. А. Фет) И роняют тихо слезы Ароматные цветы. (А. А. Фет
3) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка... выжженная солнцем трава глядит уныло , безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей... Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А. П. Чехов) 4) Солнце запуталось в серовато-желтых тучах за серебряной рекой. Над водой сонно клубится прозрачный туман. Тихий город спит , приютясь в полукольце леса. Утро, а грустно. День ничего не обещает, и лицо у него печальное. (М. Горький) 5) Злоба шипела змеей, извивалась в злых словах, встревоженная светом, упавшим на нее. (М. Горький) 6) Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска... с опущенной головой садилась на краешек постели, брала за руку — печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами — рука в руке. (Т. Н. Толстая)
Вывод: олицетворение помогает нам создать художественный образ, яркий и неповторимый, расширить возможности слова в передаче картины мира, ощущений и чувств, в выражении своего отношения к изображаемому.
Источники информации: http://festival.1september.ru/articles/310030/ http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/327-vyrazitelnyesredstvaleksikiupragneniyaitest.html http://russkiiyazyk.ru/leksika/chto-takoe-olitsetvorenie.html http://nsaturnia.ru/kak-pisat-stixi/chto-takoe-olicetvorenie-ili-pochemu-veter-duet/ http://vsesochineniya.ru/olicetvorenie-v-stixax-esenina.html Словарь С.И. Ожегова
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ход работы: 1.Поставить цель 2. Поставить задачи исследования 3. Объекты исследования 4. Выдвинуть гипотезу 5. Собирание данных 6. Результаты исследования 7. Анализ результатов 8. Вывод
Цели и задачи: Знать: условия выбора Н и НН в разных частях речи. Уметь: определять части речи; различать отыменные и отглагольные прилагательные, отглагольные прилагательные и страдательные причастия; использовать слова на изученную орфограмму в своей речи. Научиться выполнять задание 14 на ЕГЭ
Гипотеза : действительно ли нам нужно уметь определять написание –н- и –нн-? Объект исследования : - правила русского языка - тесты ЕГЭ Предмет исследования : написание – н - и – нн - в различных частях речи. Методы исследования: - теоретический - эмпирический - практический
От какой части речи образовано? От существительного Отыменное существительное (Н, НН) От глагола Причастие (НН) Отглагольное прилагательное (Н)
Н-НН в отымённых прилагательных Н НН В прилагательных, образованных от существительных -ан- песчаный - ян - серебряный -ин- пчелиный 2. В притяжательных прилагательных (олений, кабаний) Искл ! Стеклянный, оловянный, деревянный Зап ! Румяный, синий, зелёный, рдяный, свиной, пряный, багряный, рьяный, юный, но юннат В прилагательных, образованных от существительных - онн - революционный - енн - безветренный Искл ! Ветреный (день, человек) Зап ! Ветряной (двигатель, мельница, оспа) Но: безветренный, подветренная 2. Если прилагательное образовано от существительного с основой на Н: карман – карманный, сон – сонный Обратить внимание ! истинный, безымянный, глубинный, старинный, былинный, равнинный…
Запомнить! В кратком прилагательном, пишется столько букв Н, сколько их в полном прилагательном: ценная вещь – вещь ценна
Причастие (НН) 1. Образованные от глаголов сов. вида Решить – решённый, купить – купленный, дать - данное Искл ! Раненый (но: раненный в голову, израненный) 2. Образованные от глаголов с приставками (кроме приставки не-) Покрасить – покрашенный, сделать – сделанный Искл .! Смышленый, посаженый, названый 3. Если есть зависимое слов Крашенный краской забор 4. Если есть суффиксы – ова - (- ева -), ирова Маринованный, иллюстрированный, асфальтированный Искл ! Жёваный, кованый (но: изжеванный, кованная ночью решетка)
Причастие (Н) Краткое причастие: книга прочитана, свечи зажжены, дорога асфальтирована, забор выкрашен…
Отглагольные прилагательные (Н) 1. Образованные от глаголов несов. Вида Бешеный, соленый, мороженый, вязаный 2. Образованные от бесприставочных глаголов (кроме приставки не-) Крашеный, золоченый, стираный, непрошеный 3. Если нет зависимых слов Крашенный забор
Запомнить! Нежданный, неожиданный, нечаянный, медленный, желанный, виденный, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, священный, обещанный, отчаянный, деланный.
-Н- и -НН- в наречиях (как?, относится к глаголу!) В наречиях пишется столько букв Н, сколько в прилагательном или причастии, от которого оно образовано Искусственно – искусственный неожиданно – неожиданный НО: Девочка (какова?) удивлена (краткое причастие) вопросом. Лица (каковы?) всех детей сосредоточенны, сдержанны (краткое прилагательное)
Задание 14 в ЕГЭ Укажите все цифры, на месте которых пишется – нн -. Причи (1) о-следстве (2) ые отношения установить не так просто. Нередко яркие, но второстепе (3) ые факты трактуются как причина, а подли (4) ая , но более «скромно одетая» причина бывает оттесне (5)а на задний план. Ответ:____________
Задание 14 в ЕГЭ Укажите все цифры, на месте которых пишется – нн -. Причинно-следственные отношения установить не так просто. Нередко яркие, но второстепенные факты трактуются как причина, а подлинная, но более «скромно одетая» причина бывает оттеснена на задний план. Ответ: 1234
Задание 14 в ЕГЭ Укажите все цифры, на месте которых пишется – нн -. Для получения бумаги высокого качества раздробле (1) ые , пропита(2) ые особе(3) ым составом, варе(4) ые при особой температуре стволы деревьев должны быть превраще (5)ы в текучую массу. Ответ: ______
Задание 14 в ЕГЭ Укажите все цифры, на месте которых пишется – нн -. Для получения бумаги высокого качества раздробленные, пропитанные особенным составом, варенные при особой температуре стволы деревьев должны быть превращены в текучую массу. Ответ:1234 Ответ:1234
Задание 14 в ЕГЭ Укажите все цифры, на месте которых пишется – нн -. Просторная терраса дачи была очень ярко освеще (1)а лампой и четырьмя стари(2) ыми канделябрами, расставле (3) ыми на дли(4) ом чайном столе. Ответ:____
Задание 14 в ЕГЭ Укажите все цифры, на месте которых пишется – нн -. Просторная терраса дачи была очень ярко освещена лампой и четырьмя старинными канделябрами, расставленными на длинном чайном столе. Ответ:234
Задание 14 в ЕГЭ Укажите все цифры, на месте которых пишется – нн -. Как ни густы бывают студе (1) ые осе(2) ие туманы, моряки найдут дорогу к родному берегу по размере(3) ым , неторопливым ударам стари(4)ого колокола. Ответ:_____
Задание 14 в ЕГЭ Укажите все цифры, на месте которых пишется – нн -. Как ни густы бывают студеные осенние туманы, моряки найдут дорогу к родному берегу по размеренным, неторопливым ударам старинного колокола. Ответ:234
Вывод: Нам нужно уметь определять, где пишется одна буква –Н-, а где две для того, чтобы: 1. Знать правописание слов с – н - и – нн - 2. Сделать 14 задание на ЕГЭ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План: Поставить цель Выдвинуть предположение-гипотезу Определить задачи Собирание данных Результаты исследований Вывод
Цель : п овторение и обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи Задачи: -изучить понятие «местоимение» -учить находить и употреблять местоимения в речи; Формировать умение определять разряды местоимений Гипотеза : действительно ли местоимения нужны в русской речи?
Объект исследования: Тесты ЕГЭ Предложения из различных текстов Предмет исследования: Местоимения Методы исследований: поиск местоимения в тексте просмотр заданий в ЕГЭ
Местоиме́ние — часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
Личные местоимения я, ты, мы, вы, он (она, оно, они) – местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в речи Пример: Вероника не придет. Она занимается русским языком с репетитором.
Возвратное местоимение себя – местоимение которое обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо !!! Это местоимение не имеет формы именительного падежа, не имеет рода и числа. Пример : Каждому необходимо хоть раз взглянуть на себя со стороны.
Притяжательные местоимения . Мой, твой, наш, ваш, свой - эти местоимения, как и притяжательные прилагательные, обозначают принадлежность. Пример: Возьми мой учебник по русскому языку.
Указательные местоимения . Тот (та, то, те), таков (такова, таково, таковы), этот (это, это, эти); такой, таковой, экий (экой), этакий (эдакий), сей, оный, столько -все эти местоимения, кроме местоимения столько , могут иметь категорию рода, числа и падежа. Местоимение столько может только изменяться по падежам. Пример: Обязательно выучи эти разряды местоимений!
Вопросительные местоимения. Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, кой-эти местоимения используются в вопросительных предложениях для оформления вопроса. Пример: Кто готов заниматься серьезно и упорно?
Относительные местоимения . Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, кой, каковой-э ти местоимения омонимичны вопросительным, но отличить их нетрудно: относительные используются в сложноподчиненных предложениях в качестве средства подчинительной связи придаточной части предложения с главной. Здесь они обычно называются союзными словами. Пример: Я знаю, кто готов заниматься серьезно и упорно. Иногда относительные и вопросительные местоимения объединяют в один разряд: вопросительно-относительные.
Определительные местоимения . Весь, всякий (всяческий, всяк), сам, самый, каждый, иной, любой, другой. Пример: Я сам хочу всего добиться.
Отрицательные местоимения . Никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей- з начение отрицательных местоимений не раскрывается в контексте, что является их особенностью. Все отрицательные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставок ни- и не-. Приставка не- всегда ударная, а приставка ни- всегда без ударения. Пример : Некогда болеть, никогда не болеть. Запомните! Местоимения некого и нечего не имеют формы именительного падежа!
Неопределенные местоимения. Некто , кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь; нечто, кое-что, что-то, что-либо, что-нибудь; некоторый, который-либо, который-нибудь, какой-то, некий, кое-какой, какой-либо, какой-нибудь; чей-то, чей-либо, чей-нибудь; несколько-их значение не раскрывается в контексте. Образуются неопределенные местоимения от вопросительных с помощью приставок кое-, не- и постфиксов -то, -либо, - нибудь . Пример: Кто-нибудь поможет мне решить это задачу.
Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексических повторов и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. (1) Утром, когда к Сахалину подходили, на горизонте увидел я фонтан. ( 2) Посмотрел в бинокль — кашалот! ( 3) Спину изогнул, хвост показал над волнами, исчез. ( 4) Другой нырнул, третий... целое стадо . (5) Кашалоты плывут в южные моря. ( 6) Плывут они с Чукотского моря и от берегов Камчатки. ( 7) Там уже осень. ( 8) В море плавают зелёные льдины, и вулканы по ночам освещают облака розовым пламенем. Тест по русскому языку «Готовимся к ЕГЭ-2016. Задание 23. Средства связи предложений в тексте» для 11 класса 6
(1)Беляк увидел человека на скале, припал меж камней, а потом, сообразив, что это не спасение, огромными прыжками, с камня на камень, пошёл наутёк. ( 2) Собака, обнаружив зайца, с визгом, а затем с лаем кинулась за ним . (3) Под вечер на выходе из леса Торопыгин встретился с охотником Коростелевым . (4) Тот был кругом обвешан зайцами и походил издали на снежного деда-мороза. ( 5) Собака Пират, взятая на поводок, важно шагала рядом со своим хозяином. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения . Напишите номер этого предложения. 4
( 1) Засветив карманные фонарики, мы стали шарить по кустам, стараясь отыскать тропинку. ( 2) Но прошло более получаса, прежде чем мы на неё набрели . (3) Тропинка тянулась вдоль дороги, шагах в ста от нее, постепенно отдаляясь вправо. ( 4) Она сильно заросла травой и покрылась слоем прошлогодней листвы. ( 5) Здесь, видимо, редко ступала нога человека. ( 6) Деревья обступали её со всех сторон. ( 7) Их кроны повисали, как кровля, защищая тропинку от дождя, и Рожков напрасно искал на ней следы. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения . Напишите номер этого предложения. 7
ВЫВОД : местоимения помогают в тексте избежать повторений одного и того же слова, что разнообразит нашу речь, письменную или устную, делает ее более красивой и грамотной.
http:// www.saharina.ru/tests/test.php?name=test231.xml http:// pandia.ru/text/79/113/73019.php http:// uchim.org/russkij-yazyk/razryady-mestoimenij http:// www.tutoronline.ru/blog/mestoimenija Источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс в 9 классе "Избранные вопросы математики"
В связи с введением в 9 классе государственной итоговой аттестации в новой форме возникла необходимость в обеспечении интенсивного повторения школьного курса математики и подготовки учащихся к п...
Элективный курс "Начальная подготовка к ГИА по русскому языку в 7 классе"
Данный курс поможет подготовить учащихся 7 класса к написанию части С1 в ГИА по русскому языку....
Программа элективного курса "Сложные вопросы русского языка" (68 часов, на 2 года)
Элективный курс «Сложные вопросы русского языка» составлен в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего...
Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Практикум по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...
Рабочая программа по предмету (элективный курс) «Сложные вопросы русского языка» 10-11 класс 1 час в неделю
Рабочая программа составлена на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы с...
Рабочая программа по платным образовательным услугам Русский язык в 9 классе «Сложные вопросы русского языка»
Данная рабочая программа создана для помощи учителю в преподавании платных образовательных услуг в 9 классе по русскому языку...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 11-м классе "Сложные вопросы русского языка" (2023-2024)
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 11-м классе "Сложные вопросы русского языка" (2023-2024)...