Рабочая программа по элективному курсу: "Сложные вопросы биологии" (10 класс)
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Настоящая программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnye_voprosy_biologii_gorchaninova_l.f.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 37» города Смоленска
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______/Е.А.Иванова / Протокол № ______ от « » августа 2017 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «СШ №37» ______/Г.Н. Звонарева / от « » августа 2017 г. | РАССМОТРЕНО Заседание педагогического совета. Протокол № _____ от « » августа 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СШ №37» _______/Г.В.Шуневич / Приказ №_____ от « » сентября 2017 г. |
Рабочая программа элективного курса
по биологии
«Сложные вопросы биологии»
10 класс
Учитель Л.Ф. Горчанинова
2017-2018 учебный год
Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса рассчитана на изучение биологии на углубленном уровне и составлена на основании:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 05.2012г. № 413;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- Примерной программы среднего общего образования по биологии;
- Авторской программы Захарова по биологии М: Дрофа;
- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СШ № 37»;
- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) МБОУ «СШ №37»;
- Учебного плана МБОУ «СШ №37» на текущий учебный год.
Согласно учебному плану МБОУ «СШ №37» на изучение элективного курса на этапе среднего общего образования в 10 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Промежуточная аттестация по биологии проводится по итогам учебного года, в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СШ №37»» и в соответствии с учебным планом МБОУ «СШ №37» на текущий учебный год в форме итогового тестирования.
Выпускник на углубленном уровне научится:
- оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;
- оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
- устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;
- обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;
- проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
- выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
- устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
- решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
- делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
- сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
- выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
- обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
- определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
- решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
- раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
- сравнивать разные способы размножения организмов;
- характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
- выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
- обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
- обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;
- характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
- устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
- аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
- обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
- оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
- выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержани
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
- организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
- прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
- выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
- анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
- аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
- моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
- выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
Содержание элективного курса: «Сложные вопросы биологии»
Общее количество часов ― 34 ч
Глава I. Жизнь как особое природное явление (5 ч).
Тема 1. Общая характеристика жизни (2 ч).
Введение: цели и задачи курса, краткая характеристика содержания и практической деятельности, форм обратной связи.
Понятие жизнь: виталистическая, механистическая, метаболическая, организационная, информационная и эволюционная трактовки. Свойства жизни. Иерархическая система. Уровни организации жизни. Понятие об элементарной единице и элементарном явлении уровней организации жизни. Проявление главных свойств жизни на разных уровнях ее организации.
Методическое обеспечение: демонстрации схем, отражающих многоуровневую организацию живого; портреты или изображения ученых (Аристотель, г. Тревиранус, А. Лавуазье, И.П. Павлов, Ф. Энгельс, А.И. Опарин, В.И. Вернадский и др.).
Дискуссионное занятие "Мир самого сложного – жизнь?"
Семинар с элементами исследовательской деятельности " Проявление главных свойств жизни на разных уровнях ее организации".
Тема 2. Система живой природы (1 ч).
Систематика, ее задачи, разделы: таксономия, номенклатура. Современные принципы классификации. Основные таксономические единицы, применяемые в системе растений и животных. Краткая история развития систематических взглядов на живую приро-ду. Современные направления развития систематики: кладистическая систематика, численная систематика, кариосистематика, хемосистематика, геносистематика.
Методическое обеспечение: демонстрация схемы живой природы Аристотеля, К., Линнея. Ш. Боне, Ж.-Б. Ламарка, А.Л. Тахтаджяна, портреты ученых.
Подготовка устных сообщений: "Краткая история развития систематических взглядов на живую природу", "Современные направления развития систематики: клади-стическая систематика, численная систематика, кариосистематика, хемосистематика, геносистематика"
Тема 3. Современная макросистематика (2 ч).
Примеры систем живых организмов. Понятие об империях. Систематическое положение вирусов. Прокариоты и эукариоты, принципиальные отличия их организации. Понятие о царствах организмов клеточного строения.
Методическое обеспечение: раздаточный материал: натуральные объекты, гербарий, комнатные растения, чучела и модели животных и грибов, фотографии и таблицы организмов.
Демонстрации схем, отражающих филогенетические отношения основных групп живых организмов; схем и таблиц, характеризующих строение, видо-вое разнообразие и распространение живых организмов в биосфере.
Практическая работа. "Составление характеристик царств живой природы, изготовление сводных таблиц по царствам"
Глава II. Клетка ― элементарная единица живого (15 ч).
Тема 4. Химические компоненты клетки (5 ч)
Элементы, содержащиеся в живых клетках. Вода, строение и свойства. Биологическое значение воды. Значение неорганических солей в клетке.
Органические вещества в клетке.
Углеводы, строение свойства, и биологическая роль. Моносахариды: альдозы и кетозы; оптическая изомерия. Дисахариды. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, каллоза, инулин. Соединения близкие к полисахаридам: хитин, гликопротеины и гликолипиды.
Липиды, строение свойства, и биологическая роль. Воска, фосфолипиды, стероиды и терпены, липопротеины и гликолипиды.
Белки. Строение и классификация аминокислот. Свойства аминокислот. Связи аминокислот в молекулах белка: пептидная, ионная, дисульфидная, водородная. Образование простых пептидов. Уровни организации белковой молекулы: первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура. Понятие об α-спирали и β-структуре (складчатый слой). Классификация белков по составу, структуре и функциям. Физико-химические свойства белков. Денатурация и ренатурация. Сложные белки и их биологическое значение.
Нуклеиновые кислоты. Структура ДНК Уотсона и Крика. Функции ДНК. Строение и функции РНК разных типов. АТФ.
Методическое обеспечение: реактивы и оборудование для проведения лабораторных работ, демонстрации таблиц, «Содержание химических элементов в живой клетке», «Содержание химических элементов в организме человека», «Периодическая система элементов Д.И. Менделеева», «Содержание химических элементов в земной коре», демонстрация объемных моделей органических молекул; дидактические карточки с индивидуальными заданиями.
Лабораторные работы: " Обнаружение белков, углеводов и липидов в биологических объектах"
"Выделение дезоксинуклеопротеида из ткани печени. Качественная реакция на ДНК"
"Определение динамики поглощения воды талломом лишайника".
Тема 5. Ферменты ― биологические катализаторы (4 ч).
Катализ и энергия. Строение и свойства ферментов. Активный центр. Механизм действия ферментов: гипотеза Фишера, гипотеза Кошланда. Кофакторы ферментов. Скорость ферментативных реакций и ее зависимость от условий: концентрация фермента, концентрация субстрата, температура, рН. Ингибирование ферментов: обратимое и необратимое. Классификация ферментов. Значение ферментов и энзимологии в биологии и медицине.
Методическое обеспечение: реактивы и оборудование для проведения лабораторных работ, демонстрации схем, иллюстрирующих различные гипотезы активного центра, классификацию ферментов, ингибирование ферментов, графики зависимости скорости ферментативных реакций и активности ферментов от различных факторов.
Лабораторные работы: "Гидролиз крахмала под действием амилазы слюны"; "Разложение мочевины в присутствии уреазы сои"; "Распределения каталазы в намоченных семенах гороха и влияние температуры на активность этого фермента"; "Зависимость активности фермента от рН, на примере амилазы слюны".
Обобщающий семинар: «Язык современной биологии – язык энзимов».
Тема 6. Типы клеточной организации (6 ч).
Прокариотическая, эукариотические растительная и животные клетки по данным электронной микроскопии. Поверхностный аппарат клеток и цитоскелет: плазматическая мембрана, цитоскелет, надмембранные структуры. Связь строения поверхностного аппарата с выполняемыми функциями: рецепция, транспорт, клеточные контакты.
Коллоидная система протоплазмы. Мембранная организация органоидов клетки. Принцип компартментации.
Метаболический аппарат цитоплазмы, связь ультраструктуры и функции: ЭПС, митохондрии, пластиды, рибосомы, Аппарат Гольджи, лизосомы. Взаимодействие мембранных структур в клетке.
Ядерный аппарат: ядерная оболочка, поровые комплексы и плотная пластинка (ламина), кариоплазма, хроматин. Структурная организация хроматина: нуклеосомная нить, хроматиновая фибрилла, интерфазная хромонема, метафазная хромосома. Особенности пространственной организации генетического материала в прокариотической клетке.
Методическое обеспечение: реактивы и оборудование для проведения лабораторных и практических работ, демонстрации: электронных микрофотографий; таблиц, иллюстраций, схем и фотографий различных типов клеток; фильма «Клетка».
Практическая работа "Распознавание клеточных структур растительной и животной клетки на электронных микрофотографиях "
Лабораторные работы: "Влияние температуры на проницаемость клеточных мембран для бетацианинов",
"Наблюдение за движением цитоплазмы в растительной клетке",
"Изучение морфологии и подсчет хромосом на временных препаратах из корешков кормовых бобов" .
Проектная деятельность "Создание моделей: прокариотической, эукариотической растительной, животной или грибной клетки"; создание динамической модели "Взаимодействие мембранных структур клетки".
Глава III. Клеточный метаболизм и его функции (10 ч).
Тема 7. Внутриклеточный поток вещества и энергии (5 ч).
Фотосинтез. Общая схема процесса, суммарное уравнение. Фотосинтетические пигменты: хлорофиллы, каротиноиды, фикобилины ― строение, спектры, поглощения значение. Понятие о фотосистемах. Биохимия фотосинтеза. Световая фаза: циклическое и нециклическое фотофосфорилирование, фотолиз воды. Темновая фаза. Цикл Кальвина.
Значение фотосинтеза в биосфере.
Хемосинтез и его значение в биосфере.
Биологическое окисление. Общая характеристика анаэробного и аэробного дыхания. Углеводы, белки и липиды как дыхательный субстрат.
Бескислородный этап дыхания ― гликолиз: локализация в клетке, химизм, конечные продукты, энергетический выход, значение. Применение различных типов брожения в промышленности и быту человека.
Кислородный этап дыхания: образование ацетил-коэнзима А. Значение ацетил-КоА в обмене веществ. Цикл Кребса: локализация в клетке, химизм, конечные продукты, значение. Дыхательная цепь и окислительное фосфорилирование. Синтез АТФ на мембране митохондрий. Суммарный энергетический эффект аэробного этапа.
Методическое обеспечение: реактивы и оборудование для проведения лабораторных работ, демонстрации схемы строения хлорофилла и других пигментов, спектра поглощения различных типов хлорофилла, схемы превращения веществ в клетке и в биосфере, схемы взаимодействия белков, жиров и углеводов в организме человека.
Лабораторные работы: "Выделение пигментов растений и их изучение";
"Выявление продуктов фотосинтеза и исследование условий необходимых для их образования";
"Качественные реакции на некоторые дыхательные ферменты в клубне картофеля"
Проектная деятельность создание динамической модели "Поток вещества и энергии в эукариотической клетке".
Тема 8. Внутриклеточный поток информации (4 ч).
Репликация ДНК. Принципы репликации. Репликативная вилка. Ферменты репликации. Этапы биосинтеза ДНК. Репарация ДНК.
Синтез иРНК на матрице ДНК. Генетический код. Транскрипция. Транскрипционный аппарат. Этапы транскрипции. Процессинг эукариотической иРНК.
Трансляция. Белоксинтезирующая система. Транспортные РНК. Рибосомы. Активирование АК. Этапы биосинтеза белков. Посттрансляционные преобразования белков.
Методическое обеспечение: реактивы и оборудование для проведения лабораторной работы, демонстрации презентации «Биосинтез белка».
Лабораторная работа: "Гигантские хромосомы в слюнных железах личинок комара хирономуса (мотыль)".
Проектная деятельность: создание динамической модели "Информационный поток в эукариотической клетке"
Глава IV. Закономерности существования клетки во времени (3 ч).
Тема 9. Способы деления клетки (3 ч).
Жизненный цикл клетки. Интерфаза, ее периоды и значение. Митоз. Центриоли и образование веретена деления. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Цитокинез. Митоз в растительных и животных клетках. Значение митоза: генетическая стабильность, рост (гиперплазия), бесполое размножение, регенерация и замещение клеток в физиологических и патологических условиях.. Особенности деления клеток прокариот.
Мейоз. Значение мейоза для процесса полового размножения и генетической из-менчивости. Фазы мейоза: профаза I (лептотена, зиготена, пахитена, диплотена и диакинез), метафаза I, анафаза I, телофаза I, интеркинез, профаза II, метафаза II, анафаза II, те-лофаза II. Сходства и различия между митозом и мейозом.
Методическое обеспечение: реактивы и оборудование для проведения лабораторной работы, демонстрации фигур митотического деления клетки в корешке лука и схемы; схем регенерации тканей у растений и животных; схемы развития нормальных и опухолевых клеток; схемы мейотического деления, таблицы «Сходства и различия между митозом и мейозом».
Лабораторные работы: " Митоз в клетках корешка лука",
"Изучение мейоза в пыльниках цветковых растений".
Итоговая конференция (2 ч): "Проявление единства организации клетки и ее жизнедеятельности".
Методическое обеспечение. Примерные темы выступлений:
1) «Роль биологических мембран в метаболических процессах клетки»
2) «Значение клеточного дыхания. Взаимосвязь строения митохондрий с процессами клеточного дыхания»
3) «Взаимосвязь фотосинтеза с определенными клеточными структурами. Роль фотосинтеза для всего живого»
4) «Поток информации. Роль ядра. Значение ДНК в хранении и реализации генетической информации»
5) «Поток информации. Роль рибосом в реализации наследственной информации»
6) «Гомеостаз ― обязательное условие существования открытых биологических систем»
7) «Целостность и дискретность систем живой природы, на примере эукариотической клетки»
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Основные виды деятельности обучающихся (на основе УУД) | Дата |
1. | Глава I. Жизнь как особое природное явление (5 ч). | Познавательные: : поиск решения проблемы , выдвижение гипотез, сравнение Регулятивные: умение выделять главное, составление плана действий Коммуникативные: умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, контроль Личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе | |
2. | Свойства жизни. Иерархическая система. Уровни организации жизни.?" | Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; Личностные:участвовать в творческом, созидательном процессе | |
3 | Тема 2. Система живой природы (1 ч). | Познавательные: : поиск решения проблемы , выдвижение гипотез, сравнение Регулятивные: умение выделять главное, составление плана действий Коммуникативные: умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, контроль Личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе | |
4. | Тема 3. Современная макросистематика (2 ч). | Познавательные: формулировка цели, поиск необходимой информации, сравнение Регулятивные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и однокласснками Личностные: Осмысливать важность изучения данной темы. | |
5. | Прокариоты и эукариоты, принципиальные отличия их организации. Понятие о царствах организмов клеточного строения. | Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; Регулятивные:выстраивать последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами;Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Личностные: Осмысливать важность изучения данной темы. Понимать важность взаимосвязи компонентов внутренней среды. Интерпретируют результаты своей деятельности. | |
6. | Познавательные: формулировка цели, поиск необходимой информации, сравнение Регулятивные: умение работать с текстом и атласом, выделять главное Коммуникативные: объяснять результаты работы в группе, сотрудничество, коррекция Личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе | ||
7. | Глава II. Клетка ― элементарная единица живого (15 ч). | Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. Регулятивные:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: Осмысливать важность изучения данной темы. | |
8. | Органические вещества в клетке. | Познавательные: умения приводить доказательства, рефлексия способов действия Регулятивные: самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней Коммуникативные: умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, выделять общую точку зрения в дискуссии; Личностные: формулировать собственное мнение, проявлять интерес к новому учебному материалу. | |
9. | Липиды, строение свойства, и биологическая роль. Воска, фосфолипиды, стероиды и терпены, липопротеины и гликолипиды. | Познавательные: постановка целей и задач, выдвижение гипотез Регулятивные: умение работать с текстом, выделять главное, планировать свою деятельность под руководством учителя Коммуникативные: планировать свою деятельность под руководством учителя Личностные: формулировать собственное мнение, проявлять интерес к новому учебному материалу. | |
10. | Белки. Строение и классификация аминокислот. Свойства аминокислот. Сложные белки и их биологическое значение. | Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. Регулятивные:Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные:участвовать в творческом, созидательном процессе | |
11. | Нуклеиновые кислоты. Структура ДНК Уотсона и Крика. Функции ДНК. Строение и функции РНК разных типов. АТФ. | Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; Регулятивные:выстраивать последовательность действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами Личностные: формулировать собственное мнение, проявлять интерес к новому учебному материалу. | |
12. | Тема 5. Ферменты ― биологические катализаторы (4 ч). | Познавательные: поиск решения проблемы , выдвижение гипотез, сравнение Регулятивные: умение выделять главное, составление плана действий Коммуникативные: умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, контроль Личностные: определять умения, которые будут сформированы на основе диалога | |
13. | Скорость ферментативных реакций и ее зависимость от условий: концентрация фермента, концентрация субстрата, температура, рН. Ингибирование ферментов: обратимое и необратимое. Л.р"Гидролиз крахмала под действием амилазы слюны"; | Познавательные: владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; получать биологическую информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта. Регулятивные:составлять план текста; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; Коммуникативные: уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группахЛичностные: Осмысливать важность изучения данной темы. Понимать важность взаимосвязи компонентов внутренней среды. Интерпретируют результаты своей деятельности. Рефлексируют. | |
14. | Классификация ферментов. Значение ферментов и энзимологии в биологии и медицине Л.р"Разложение мочевины в присутствии уреазы сои"; "Распределения каталазы в намоченных семенах гороха и влияние температуры на активность этого фермента"; | Познавательные: выдвижение гипотез, формулировка проблемы, поиск решения Регулятивные: умение работать с текстом, выделять главное, анализировать, прогнозировать результаты Коммуникативные: умение вести диалог, сотрудничество, оценка действий Личностные: готовность к саморазвитию | |
15. | Л.р "Зависимость активности фермента от рН, на примере амилазы слюны". | Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; Регулятивные:выстраивать последовательность действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | |
16. | Тема 6. Типы клеточной организации (6 ч). Поверхностный аппарат клеток и цитоскелет: плазматическая мембрана, цитоскелет, надмембранные структуры | Познавательные: формулировка цели и задач, рефлексия способов действия Регулятивные: умение работать с текстом, выделять главное, выделять цели обучения, Коммуникативные: умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, выделять общую точку зрения в дискуссии; Личностные: учиться освоению личностного смысла учения, желания учиться | |
17. | Метаболический аппарат цитоплазмы, связь ультраструктуры и функции: ЭПС, митохондрии, пластиды, рибосомы, Аппарат Гольджи, лизосомы. Взаимодействие мембранных структур в клетке. | Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные: выделять цели обучения, ставить учебную задачу Коммуникативные: приходить к единой точке зрения, умение вести диалог,выделять общую точку зрения в дискуссии; Личностные: освоить роль ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению | |
18. | Ядерный аппарат: ядерная оболочка, поровые комплексы и плотная пластинка (ламина), кариоплазма, хроматин. Структурная организация хроматина. Особенности пространственной организации генетического материала в прокариотической клетке. | Познавательные: Развитие умений выявлять и формулировать учебную проблему и находить пути ее решения; развитие умений выделять главное и делать вывод по изученному материалу. Регулятивные: Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. Коммуникативные: Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Личностные:Наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельност | |
19 | Практическая работа "Распознавание клеточных структур растительной и животной клетки на электронных микрофотографиях " | Познавательные: Проводить биологические исследования и делать выводы. Регулятивные: Постановка учебной задачи. Коммуникативные: Поиск информации в различных источниках. Умение грамотно и доходчиво объяснить свою мысль. Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | |
20 | Л.р "Наблюдение за движением цитоплазмы в растительной клетке", | Познавательные: Проводить биологические исследования и делать выводы. Регулятивные: Постановка учебной задачи. Коммуникативные: Поиск информации в различных источниках. Умение грамотно и доходчиво объяснить свою мысль. Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | |
21 | Л.р"Изучение морфологии и подсчет хромосом на временных препаратах из корешков кормовых бобов" | Познавательные: Проводить биологические исследования и делать выводы. Регулятивные: Постановка учебной задачи. Коммуникативные: Поиск информации в различных источниках. Умение грамотно и доходчиво объяснить свою мысль. Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | |
Глава III. Клеточный метаболизм и его функции (10 ч). | |||
22 |
| Познавательные: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Регулятивные:умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение Личностные: Различать виды ответственности внутри своей учебной работы;осваивать новые виды деятельности; | |
23 | Значение фотосинтеза в биосфере. | Познавательные: работать с текстом и иллюстрациями учебника. Регулятивные:работая по плану сравнивать свои действия с целью; сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их Коммуникативные: уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах; уметь договариваться друг с другом Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | |
24 | Бескислородный этап дыхания ― гликолиз. Кислородный этап дыхания. Синтез АТФ на мембране митохондрий. Суммарный энергетический эффект аэробного этапа. | Познавательные: использовать разнообразные приемы работы с информацией. Регулятивные:умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | |
25 | Лабораторные работы: "Выделение пигментов растений и их изучение"; | Познавательные: использовать разнообразные приемы работы с информацией. Регулятивные:умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | |
26. | Проектная деятельность создание динамической модели "Поток вещества и энергии в эукариотической клетке | Познавательные: Через занимательные задания развивать биологическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций. Регулятивные: Ставить цель и анализировать условия достижения цели. Прогнозировать ситуацию будущих событий. Коммуникативные: Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Повышение культуры общения, речи. Личностные:Наличие познавательного интереса, направленного на изучение темы | |
27. | Тема 8. Внутриклеточный поток информации (4 ч). | Познавательные: Работать с учебником, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно - следственные связи. Решать познавательные задачи, работать с рисунками и схемами. Регулятивные:Способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к анализаторам. Коммуникативные: Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Личностные:Устанавливать взаимосвязь, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | |
28. | Этапы биосинтеза ДНК. Репарация ДНК. | Познавательные: умеет структурировать текст, сравнивать, выделять главное; делать выводы, умозаключения; Регулятивные:умеет самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; оценивать возможности для достижения цели в самостоятельной деятельности;получает информацию из разных источников; Коммуникативные: умеет владеть письменной и устной речью; работать в группе, уметь сотрудничать;умеет осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимную помощь; Личностные: осваивать новые виды деятельности; | |
29. | Л.р"Гигантские хромосомы в слюнных железах личинок комара хирономуса (мотыль)". | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач. Регулятивные:составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами Личностные: :Наличие познавательного интереса | |
30. | Проектная деятельность: создание динамической модели "Информационный поток в эукариотической клетке" | Познавательные: Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, выступать с небольшими сообщениями. Регулятивные: Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные: Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества. Личностные:использовать приобретенные знания | |
31. | Глава IV. Закономерности существования клетки во времени (3 ч). Лабораторные работы: " Митоз в клетках корешка лука | Познавательные: Работать с учебником, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно - следственные связи. Решать познавательные задачи, работать с рисунками и схемами. Регулятивные:Способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к анализаторам. Коммуникативные: Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Личностные:Устанавливать взаимосвязь, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | |
32. | Мейоз. Значение мейоза для процесса полового размножения и генетической изменчивости. Фазы мейоза. ", | Познавательные: умеет структурировать текст, сравнивать, выделять главное; делать выводы, умозаключения; Регулятивные:умеет самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; оценивать возможности для достижения цели в самостоятельной деятельности; получает информацию из разных источников; Коммуникативные: умеет владеть письменной и устной речью; работать в группе, уметь сотрудничать;умеет осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимную помощь; Личностные: осваивать новые виды деятельности; | |
33. | Итоговая конференция: "Проявление единства организации клетки и ее жизнедеятельности". | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач. Регулятивные:составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами Личностные: :Наличие познавательного интереса | |
34 | Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование | Познавательные: Умение получать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (тексты, рисунки); обрабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре. Личностные:Сформированность познавательных интересов, направленных на изучение высшей нервной деятельности; умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию; осознание возможности применения нового знания. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу для 8-9 класса "Процентные расчеты на каждый день"
На изучение данной темы в курсе математике отводится малое количество времени. Данный курс позволяет изучить тему более глубоко. Элективный курс показывает на сколько важна тема "Проценты" в ре...
Рабочая программа по элективному курсу "Избранные вопросы математики"
Элективный курс «Избранные вопросы математики» ориентирован на учащихся 10-11-х классов и направлен на подготовку учащихся к государственной (итоговой) аттестации и поступлению в высшие учебные заведе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Избранные вопросы физики»10 класс
Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности, рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, к...
Рабочая программа по элективному курсу "Избранные вопросы математики" 9 класс
Разработка программы по элективному курсу "Избранные вопросы математики" 9 класс ( в рамках сетевого взаимодействия)...
Рабочая программа по элективному курсу "Актуальные вопросы обществознания" 10-11 классы
Рабочая программа по элективному курсу "Актуальные вопросы обществознания" для учащихся 10-11 классов...
Рабочая программа по элективному курсу "Избранные вопросы по математике"
Программа конкретизирует содержание учебного предмета «Математика: алгебра, начала математического анализа и геометрия» и дает примерное распределение учебных часов по содержательным компо...