Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" для 11 класса
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Лях Вера Леонидовна

Элективный курс по русскому языку поможет в подготовке школьников к ЕГЭ. В рамках курса возможна некоторая вариативность материала с учетом особенностей группы выпускников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_russ_yaz_dlya_11_klassa.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №2»

«Рекомендовано»                                                                 «Утверждено»

Протокол педсовета №12                                                                 Приказ №212

От 26 июня 2013 года                                                                 От 30 августа 2013 года

                                                                                    Директор школы_____________

                                                                                     С.В.Полякова

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка»

для 11а класса

на 2013-1014 учебный год

Учитель Лях В.Л.

Г.Кингисепп

2013 год.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» составлена на основе авторской программы Акимова Н.В. (Программы элективных курсов ИПК работников образования. 10-11кл. – Курган, 2003). и учебного пособия Мурашов А.А., Русецкий В.Ф.  Культура русской речи: методические рекомендации. 10-11 кл. (М.: Просвещение, 2008.)

В данной рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на старшей  ступени образования,  изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по русскому языку.

Чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

Курс призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации,

ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу.

ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.

Особое внимание уделяется теоретическому материалу по основным разделам русского языка. Теоретический материал подается в виде схем, таблиц. Подобная подача материала способствует максимальной наглядности, систематизации знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой изученной теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал по орфографии и пунктуации представлен в расширенном и углубленном виде.

В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

Цель и задачи курса:

  1. Обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
  2. Подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В)
  3. Формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С).

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения),
  • самостоятельная работа;
  • работа в группах, парах,
  • индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов универсального профиля и рассчитана на 17 часов.

Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.

Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения основами культуры устной и письменной речи.

Организация  занятий  курса предполагает двусторонний подход  к изучению материала:

  • теоретическая часть (изучение, повторение теоретических понятий);
  • практическая часть (выполнение упражнений, формирующих языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции).

В программе курса также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Система упражнений  предусматривает  различные формы работы с учащимися: исследования, решение тестов по типу тестов ЕГЭ, написание текстов по заданной проблеме, поисковая работа (использование различных каналов поиска информации: работа со словарями, библиотечными и электронными каталогами, Интернет и пр.) и т.п.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса сформулированы в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Для оценивания достижений учащихся по данному курсу используется оценочная система.

На каждом из этапов образования предусмотрены связи с другими предметами.

Наиболее тесные и органичные связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, рассуждение, описание). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для всех предметов виды работ (изложение, устное сообщение, сочинение)

Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера и отслеживания уровня усвоения программного материала в разрезе дидактических единиц. Итоговый контроль предполагает выполнение групповых и индивидуальных проектных заданий.

2. Содержание рабочей программы.

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова). Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Переносное значение слова, тропы.

Словообразование. Образование слов, способы словообразования. Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.

Морфология. Морфологические нормы. Морфология и орфография. Морфологический анализ слова. Самостоятельные и служебные части речи. Морфология и речеведение. Морфологические средства связи предложений в тексте.
Орфография . Гласные в корнях слов, проверяемые и непроверяемые ударением.
Система правил, регулирующих написание гласных в корне. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, -е- и -э- в заимствованных словах. -о- и -ё- после шипящих.    Правила, нарушающие единообразие написания корня (-ы- и -и- в корне после приставок), и понятие о фонетическом принципе написания.    Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.)  Корни-омофоны. Сложные слова без соединительной гласной: сумасшедший, аквапарк; с первым корнем  числительным.Морфологический принцип написания приставок. Приставки не-и ни-; раз- (рас-) и роз-(раз-) Роль смыслового анализа при различении приставок пре- и при-.

Написание иноязычных приставок би-, де-, инфра-, под-, пара-, ре-, экстра-, пере-, эпи-
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: -
о- и -е- после шипящих и -ц- в суффиксе и окончании; правописание -и- и -ы- после -ц- .

Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн-, -есть- (-ость-), -ени- и другие. Суффиксы  -ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности. Типичные суффиксы прилагательных и их значение –оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и другие. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-.

Типичные суффиксы глагола и их написание : -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-,  -ирова-, -ича-, -ану- и др. различение на письме глагольных суффиксов – ова- ( -ева-) и  –ыва- . написание суффикса - а – или  -и- в глаголах с приставкой – обез- ( обезлесить – обезлесеть ); - ться и –тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании  причастий прошедшего времени ( посеять - посеявший – посеянный )

Слитное, раздельное, дефисное написание слов
Система орфограмм данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме  служебного слова и морфемы. грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Образование и написание сложных  слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний ( многообещающий – много обещающий).

Употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно».


Культура речи. Нормы произношения.

Орфоэпические (произношение, ударение) и морфологические нормы. Морфологические нормы знаменательных частей речи.

 Построение предложения с деепричастиями. Управление и однородные члены в предложении, согласование в предложении. Нормы лексической сочетаемости слов. Падежные формы числительных. Некоторые случаи согласования членов предложения.

Синтаксис и пунктуация

Простое и сложное предложение Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления. Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Обособленные члены предложения Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктационные отличия его от деепричастного оборота. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительными в косвенном падеже. Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями. Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания при вводных словах и конструкциях, обращение
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что, что ж  как же, что же). Прямая и косвенная речь. Разные способы оформления на письме цитат. Знаки препинания в ССП. Знаки препинания в СПП. Знаки препинания в БСП. Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Речь. Текст. Стили и функциональные типы речи. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Выразительность русской речи. Средства выразительности речи. Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения.

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Речевая ошибка.

Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов различных стилей и жанров. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

Создание собственного текста на основе исходного. Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Отражение позиции автора исходного текста. Аргументация собственного мнения по проблеме.

3. Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения предмета «Избранные вопросы русского языка» ученик должен знать/понимать:

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Уметь:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
  • формулировать основную мысль( коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
  • анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка.
  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.

4. Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учащихся:

  1. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004
  2. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2012.
  3. Единый государственный экзамен. 2012: Русский язык. – М.: Просвещение, 2012
  4. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2012
  5. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2013
  6. Русский язык. Тематический сборник заданий. Под редакцией И.П.Цыбулько. М.: Национальное образование, 2012

Дополнительная литература

  1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2012
  2. Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 2007
  3. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
  4. Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.
  5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений- М.: Просвещение, 2003.
  6. А.Д. Дейкина, Т.М. Паханова. Русский язык. Учебник-практикум для ст. кл. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вербум-М, 2001.
  7. Банников С.В. Компьютерные технологии в работе учителя// Справочник классного руководителя № 12, 2007
  8. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы/ сост. О.Н.Черненко. - Волгоград: Учитель, 2007.
  9. Д. И. Архарова. Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Анализ текста и написание рецензии. (Курс подготовки к написанию сочинения. Задания типа С.) – М.: Айрис-Пресс, 2009 год.
  10.  Н.В. Егорова. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. – М.: Вако, 2009 год.
  11. Электронное пособие. Сдаем ЕГЭ.

5. Календарно-тематическое планирование.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата прохождения

Виды и формы контроля

Всего

Контрольные работы

Вводное занятие.

Речь.

Проблематика (Задания в микротексте).

1

Морфемика и словообразование. (Разбор слова по составу и словообразовательный разбор).

1

Орфография и морфология.

1

Орфография и морфология.

1

Зачетная работа №1

1

Итоговая работа

Тест

Синтаксис. (Вводные слова и вставные  конструкции. Прямая и косвенная речь).

1

Пунктуация. (Знаки препинания при однородных членах с союзами).

1

Пунктуация. (Знаки препинания в простом и  сложном предложениях).

1

Пунктуация. (Знаки препинания при обособленных членах предложения).

1

Языковые нормы. (Орфоэпические нормы Морфологические нормы).

1

Языковые нормы. (Синтаксические нормы Лексические нормы).

1

Комплексный  анализ текста.

1

Самостоятельная работа

Анализ изобразительно-выразительных средств.

В8

1

Зачетная работа № 3

1

Итоговая работа

Анализ текста

Анализ проблематики научно-популярного и публицистического текстов.

1

Написание эссе

1

Редактирование

1

Итого

17 часов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...

Программа элективного курса "Избранные вопросы русского языка" 9 класс

Рабочая программа курса по выбору «Избранные вопросы русского языка» для   9  класса составлена на основе авторской программы М.М.Разумовский. Причина составления программы 2 вида связа...

Элективный курс "Трудные вопросы русской орфографии" (для учащихся 9 класса)

Данный элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку, к у...

Элективный курс по русскому языку "Основные вопросы русского языка"

Элективный курс предназначен для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ...

Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" 10-11 классы

Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" 10-11 класс. 34 часа - 1 час в неделю....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»

Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа  и предназначена для обучающихся   10 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...