Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" для 11 класса
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме
Элективный курс по русскому языку поможет в подготовке школьников к ЕГЭ. В рамках курса возможна некоторая вариативность материала с учетом особенностей группы выпускников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_russ_yaz_dlya_11_klassa.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №2»
«Рекомендовано» «Утверждено»
Протокол педсовета №12 Приказ №212
От 26 июня 2013 года От 30 августа 2013 года
Директор школы_____________
С.В.Полякова
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка»
для 11а класса
на 2013-1014 учебный год
Учитель Лях В.Л.
Г.Кингисепп
2013 год.
- Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» составлена на основе авторской программы Акимова Н.В. (Программы элективных курсов ИПК работников образования. 10-11кл. – Курган, 2003). и учебного пособия Мурашов А.А., Русецкий В.Ф. Культура русской речи: методические рекомендации. 10-11 кл. (М.: Просвещение, 2008.)
В данной рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на старшей ступени образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по русскому языку.
Чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации,
ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу.
ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.
Особое внимание уделяется теоретическому материалу по основным разделам русского языка. Теоретический материал подается в виде схем, таблиц. Подобная подача материала способствует максимальной наглядности, систематизации знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой изученной теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал по орфографии и пунктуации представлен в расширенном и углубленном виде.
В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
Цель и задачи курса:
- Обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
- Подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В)
- Формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С).
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения),
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах,
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов универсального профиля и рассчитана на 17 часов.
Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.
Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения основами культуры устной и письменной речи.
Организация занятий курса предполагает двусторонний подход к изучению материала:
- теоретическая часть (изучение, повторение теоретических понятий);
- практическая часть (выполнение упражнений, формирующих языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции).
В программе курса также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Система упражнений предусматривает различные формы работы с учащимися: исследования, решение тестов по типу тестов ЕГЭ, написание текстов по заданной проблеме, поисковая работа (использование различных каналов поиска информации: работа со словарями, библиотечными и электронными каталогами, Интернет и пр.) и т.п.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса сформулированы в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Для оценивания достижений учащихся по данному курсу используется оценочная система.
На каждом из этапов образования предусмотрены связи с другими предметами.
Наиболее тесные и органичные связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, рассуждение, описание). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для всех предметов виды работ (изложение, устное сообщение, сочинение)
Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера и отслеживания уровня усвоения программного материала в разрезе дидактических единиц. Итоговый контроль предполагает выполнение групповых и индивидуальных проектных заданий.
2. Содержание рабочей программы.
Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова). Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Переносное значение слова, тропы.
Словообразование. Образование слов, способы словообразования. Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.
Морфология. Морфологические нормы. Морфология и орфография. Морфологический анализ слова. Самостоятельные и служебные части речи. Морфология и речеведение. Морфологические средства связи предложений в тексте.
Орфография . Гласные в корнях слов, проверяемые и непроверяемые ударением.
Система правил, регулирующих написание гласных в корне. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, -е- и -э- в заимствованных словах. -о- и -ё- после шипящих. Правила, нарушающие единообразие написания корня (-ы- и -и- в корне после приставок), и понятие о фонетическом принципе написания. Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.) Корни-омофоны. Сложные слова без соединительной гласной: сумасшедший, аквапарк; с первым корнем числительным.Морфологический принцип написания приставок. Приставки не-и ни-; раз- (рас-) и роз-(раз-) Роль смыслового анализа при различении приставок пре- и при-.
Написание иноязычных приставок би-, де-, инфра-, под-, пара-, ре-, экстра-, пере-, эпи-
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: -о- и -е- после шипящих и -ц- в суффиксе и окончании; правописание -и- и -ы- после -ц- .
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн-, -есть- (-ость-), -ени- и другие. Суффиксы -ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности. Типичные суффиксы прилагательных и их значение –оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и другие. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-.
Типичные суффиксы глагола и их написание : -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. различение на письме глагольных суффиксов – ова- ( -ева-) и –ыва- . написание суффикса - а – или -и- в глаголах с приставкой – обез- ( обезлесить – обезлесеть ); - ться и –тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени ( посеять - посеявший – посеянный )
Слитное, раздельное, дефисное написание слов
Система орфограмм данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний ( многообещающий – много обещающий).
Употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно».
Культура речи. Нормы произношения.
Орфоэпические (произношение, ударение) и морфологические нормы. Морфологические нормы знаменательных частей речи.
Построение предложения с деепричастиями. Управление и однородные члены в предложении, согласование в предложении. Нормы лексической сочетаемости слов. Падежные формы числительных. Некоторые случаи согласования членов предложения.
Синтаксис и пунктуация
Простое и сложное предложение Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления. Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Обособленные члены предложения Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктационные отличия его от деепричастного оборота. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительными в косвенном падеже. Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями. Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания при вводных словах и конструкциях, обращение
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что, что ж как же, что же). Прямая и косвенная речь. Разные способы оформления на письме цитат. Знаки препинания в ССП. Знаки препинания в СПП. Знаки препинания в БСП. Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Речь. Текст. Стили и функциональные типы речи. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Выразительность русской речи. Средства выразительности речи. Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Речевая ошибка.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов различных стилей и жанров. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
Создание собственного текста на основе исходного. Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Отражение позиции автора исходного текста. Аргументация собственного мнения по проблеме.
3. Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения предмета «Избранные вопросы русского языка» ученик должен знать/понимать:
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Уметь:
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
- формулировать основную мысль( коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
- анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка.
- соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
- фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.
4. Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учащихся:
- Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004
- Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2012.
- Единый государственный экзамен. 2012: Русский язык. – М.: Просвещение, 2012
- Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2012
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2013
- Русский язык. Тематический сборник заданий. Под редакцией И.П.Цыбулько. М.: Национальное образование, 2012
Дополнительная литература
- Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2012
- Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 2007
- Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
- Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений- М.: Просвещение, 2003.
- А.Д. Дейкина, Т.М. Паханова. Русский язык. Учебник-практикум для ст. кл. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вербум-М, 2001.
- Банников С.В. Компьютерные технологии в работе учителя// Справочник классного руководителя № 12, 2007
- Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы/ сост. О.Н.Черненко. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Д. И. Архарова. Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Анализ текста и написание рецензии. (Курс подготовки к написанию сочинения. Задания типа С.) – М.: Айрис-Пресс, 2009 год.
- Н.В. Егорова. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. – М.: Вако, 2009 год.
- Электронное пособие. Сдаем ЕГЭ.
5. Календарно-тематическое планирование.
Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата прохождения | Виды и формы контроля | |
Всего | Контрольные работы | |||
Вводное занятие. Речь. Проблематика (Задания в микротексте). | 1 | |||
Морфемика и словообразование. (Разбор слова по составу и словообразовательный разбор). | 1 | |||
Орфография и морфология. | 1 | |||
Орфография и морфология. | 1 | |||
Зачетная работа №1 | 1 | Итоговая работа | Тест | |
Синтаксис. (Вводные слова и вставные конструкции. Прямая и косвенная речь). | 1 | |||
Пунктуация. (Знаки препинания при однородных членах с союзами). | 1 | |||
Пунктуация. (Знаки препинания в простом и сложном предложениях). | 1 | |||
Пунктуация. (Знаки препинания при обособленных членах предложения). | 1 | |||
Языковые нормы. (Орфоэпические нормы Морфологические нормы). | 1 | |||
Языковые нормы. (Синтаксические нормы Лексические нормы). | 1 | |||
Комплексный анализ текста. | 1 | Самостоятельная работа | ||
Анализ изобразительно-выразительных средств. В8 | 1 | |||
Зачетная работа № 3 | 1 | Итоговая работа | Анализ текста | |
Анализ проблематики научно-популярного и публицистического текстов. | 1 | |||
Написание эссе | 1 | |||
Редактирование | 1 | |||
Итого | 17 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...
Программа элективного курса "Избранные вопросы русского языка" 9 класс
Рабочая программа курса по выбору «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса составлена на основе авторской программы М.М.Разумовский. Причина составления программы 2 вида связа...
Элективный курс "Трудные вопросы русской орфографии" (для учащихся 9 класса)
Данный элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку, к у...
Элективный курс по русскому языку "Основные вопросы русского языка"
Элективный курс предназначен для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ...
Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" 10-11 классы
Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" 10-11 класс. 34 часа - 1 час в неделю....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»
Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа и предназначена для обучающихся 10 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...