РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ
презентация к уроку по русскому языку
- обогащение словарного запаса;
- освоение орфоэпических норм;
- развитие орфографической зоркости;
- совершенствование навыков обращения со справочной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа со словарем на уроках русского языка Содержание: 1. Введение. Актуальность проблемы. 2. Типы словарей русского языка. 3. Обучающая функция словарей. 4. Использование лингвистических словарей на уроках русского языка в V - VIII классах. 5. Лингвистические словари на уроках русского языка в старших классах. 6. Заключение. 7. Список использованной литературы
Цель работы: - воспитание любви к слову; - формирование умения и желания глубоко вникать в содержание значения слова, высказывания; - совершенствовать форму выражения своих мыслей, потребности говорить красиво, выразительно, лаконично, остроумно.
Главные задачи: - обогащение словарного запаса; - освоение орфоэпических норм; - развитие орфографической зоркости; - совершенствование навыков обращения со справочной литературой.
Актуальность проблемы Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме. Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа». Каждый учитель основной «школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы подросток в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас.
Типы словарей русского языка орфографический словарь; орфоэпический словарь; этимологический словарь; фразеологический словарь; словарь иностранных слов; толковый словарь; словарь речевых неправильностей и трудностей; словарь языка писателей; словарь синонимов; словарь антонимов; словарь омонимов; словарь паронимов
Комплексный словарь — это идеальное учебное пособие «Универсальный учебный словарь русского языка» А.Н. Тихонова, Е.Н. Тихоновой, С.А. Тихонова, М.Ю. Зуевой, О.М. Чупашевой. Это 15 словарей в одном словаре: толковый, синонимический, антонимический, омонимический, грамматический, орфографический, орфоэпический, акцентологический, морфемный, морфонологический, словообразовательный, фразеологический, сочетаемостный, тематический, лексико-семантических групп.
Как заинтересовать учащихся работой со словарями? Знакомство с выдающимся деятелем науки о языке — с лексикографом Владимиром Ивановичем Далем. В течение 53 лет неустанно трудился, собирая слова и выражения, поговорки, сказки и загадки русского народа, и создал подлинную сокровищницу национального языка.
Словарь синонимов Словарь содержит ряды синонимов к тому или иному слову. Он помогает подобрать наиболее удачное слово или словосочетание для более точного и яркого выражения мысли. Каждая словарная статья представляет собой перечень слов – синонимов, их толкование и примеры из литературно-художественных произведений. Синонимы расширяют словарный состав языка, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее.
Фразеологический словарь В отличие от других словарей, здесь описываются не отдельные слова, а устоявшиеся в русском языке словосочетания – фразеологизмы. Основная задача словаря - помочь понять сложную и разнообразную жизнь устойчивых сочетаний слов, получить представление о свойствах фразеологизмов, овладеть нормами их употребления в речи и узнать их происхождение. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, синонимы и антонимы фразеологизмов, их происхождение. Словарные статьи расположены в алфавитном порядке.
Орфоэпический словарь Орфоэпи́ческий слова́рь — словарь , отражающий орфоэпическую норму, то есть современное ему литературное произношение и ударение. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в орфоэпическом аспекте.
Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля Объясните значение слова стол 1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь. 2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол. 3) Анна Ивановна работает в адресном столе. 4) В санатории нам определили пятый стол.
Работа со словарем синонимов Задание 1. Подберите синонимы к словам победить, задание, успех. Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук? свекл А б А рмен случ А й з А видно кв А ртал ж А люзи катал О г А гент ц Е мент б Е режливо бр А ла сл И вовый нам Е рение арг У мент бомбард И ровать нефтепр О вод
Объясните значения фразеологизмов.
Виды заданий с использованием словаря в V - VIII классах объяснить лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определить слово по данному толкованию (в кроссворде); дать толкование лексического значения слова путем подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов, рисунков; распределить слова по тематическим группам; определить с помощью словаря: однозначными или многозначными являются данные слова; найти в словаре и в тексте слова, употребленные в переносном значении; подобрать синонимы к данным словам; найти омонимы в словаре и составить с ними предложения, показывающие различия в их значении; дать толкование значений фразеологизмов; отгадать фразеологизмы по рисункам; подобрать синонимы (исконно русские слова) к заимствованным словам.
Использование лингвистических словарей на уроках русского языка в старших классах. Сопоставление материалов «Словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой и «Словаря иностранных слов» Н.Н. Андреевой и Н.С. Араповой . «Словарь русского языка» «Словарь иностранных слов» КАРЬЕРА, -ы, ж. 1. Род занятий, деятельности. Артистическая к. 2. Путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения. Блестящая карьера. Сделать карьеру. Карьера не удалась. // прил. карьерный, -ая, -ое. КАРЬЕРА -ы, ж. (1 пол. XIX в.). 1. Успешное продвижение в служебной или какой-л. другой деятельности. 2. Род занятий, профессия, деятельность на каком-нибудь поприще. — Франц. carriere — успешное продвижение по службе (с XVI и.) <— ипподром; карьер, самый быстрый ход лошади < ит. camera тж (с XVII в.) <— путь повозки, от сагго — повозка < лат. carrus ( carrum ) — телега, подвода.
Заключение Выводы: Словари вместе с учебником по русскому языку должны стать обязательным пособием учащихся. Они должны составлять единый учебный комплект. Ни один язык — будь то родной или неродной — невозможно полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать учащемуся все необходимые сведения о слове, помочь ему овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая в значительной степени определяет общую культуру человека. Словарь, чтобы он мог служить ученику всегда, с полной отдачей, должен быть в его личной библиотеке. Только тогда он станет подлинной настольной книгой ученика. Выпускник современной школы, гимназии, лицея не может считаться полноценным гражданином, если он не умеет пользоваться словарно-справочной литературой. У него нет основного ключа к сокровищницам знаний. Долг учителя русского языка — научить учащихся самостоятельно извлекать из словарей, справочников, энциклопедий нужную им информацию. Такие выпускники всегда будут шагать в ногу со временем, смогут мобилизовать все свои ресурсы, чтобы стать полезными членами современного общества.
Список использованной литературы 1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с. 2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Рус яз., 1999. - Т. 1: А-3. - 1999. - 699 с. 3. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: Просвещение, 1994. - 268 с. 4. Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. - М., 1983. - 426с. 5. «Русский язык» / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; - М.: Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
Методические рекомендации Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.
Методические рекомендацииИспользование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.На уроках русского языка учитель старается, чтобы речь детей стала разнообразнее, ярче,...
дипломная работа «Работа со словарем на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся основной школы»
Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключител...
Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников
Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...
Методические рекомендации СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, 2017
Несмотря на множество исследований, на наш взгляд, проблема развития речи умственно отсталых школьников остается актуальной.Прогрессивные педагоги прошлого и настоящего основной задачей изучения русск...
Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся
Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И. Сре...
Работа с текстом на уроках русского языка как средство развития коммуникативных навыков и личности учащегося
Совершенствование методики комплексного анализа текста на уроках русского языка связано с актуализацией универсальных приемов учебной деятельности: выразительного чтения и лексической работы. Цель дан...