Работа с текстом на уроках русского языка как средство развития коммуникативных навыков и личности учащегося
презентация к уроку по русскому языку

Петунина Татьяна Михайловна

Совершенствование методики комплексного анализа текста на уроках русского языка связано с актуализацией универсальных приемов учебной деятельности: выразительного чтения и лексической работы. Цель данной работы - показать методы и приемы формированияумений и навыков речевого общения через использование текста в качестве дидактического материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_na_urokah_russkogo_yazyka.pptx1.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ Творческая лаборатория

Слайд 2

Цель: показать методы и приемы формирования умений и навыков речевого общения через использование текста в качестве дидактического материала Задачи: -представление приемов работы с текстом для учащихся разных возрастных групп; - распространение педагогического опыта

Слайд 3

Актуальность проблемы в свете модернизации образования Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Содержание государственного общеобразовательного стандарта по русскому языку ориентировано не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно говорить и писать в разных условиях общения.

Слайд 4

Современные подходы к развитию личности ребенка диктуют необходимость методики обучения родному языку, направленной на развитие речевых способностей.

Слайд 5

Ключевые компетенции в преподавании русского языка литературы --- языковая --- коммуникативная --- лингвистическая --- интеллектуальная

Слайд 6

Значимость коммуникативной компетенции Современная жизнь ставит перед учеником следующие цели: - свободное владение языком, - умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувство дискомфорта, неуверенности в себе.

Слайд 7

Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь (по мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева )

Слайд 8

ПРОТИВОРЕЧИЯ НЕОБХОДИМОСТЬ «активного использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач» Падение речевой культуры учащихся Падение речевой культуры учащихся

Слайд 9

В рамках деятельностного подхода очевидна эффективность текста как основной дидактической единицы на уроках русского языка. В тексте отражаются факты и особенности национальной культуры.

Слайд 10

Цель: формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации через использование текста в качестве дидактического материала.

Слайд 11

Задачи : 1) использовать на уроках русского языка формы и методы работы с текстом, способствующие развитию речи учащихся и формированию у них коммуникативной компетентности; 2) показать способы практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.

Слайд 12

Текст Это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды; Средство духовно-нравственного становления личности; и менно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе коммуникативная развивающая воспитательная образовательная

Слайд 13

Направление деятельности На уроках русского языка работа с текстом ведется по трем направлениям: 1) изучение системы языка на основе заданий к текстам, 2)развитие речи при анализе текстов-образцов, при создании учащимися собственных высказываний в письменной форме, 3) осуществление контроля знаний, умений, навыков.

Слайд 14

Формы и методы организации работы с текстом * комплексная работа с текстом; * лингвостилистический анализ текста; * « самодиктанты »; * сочинение-рассуждение ; * редактирование текста; * различные виды диктантов; * интеллектуально-лингвистические упражнения; * работа с текстами – миниатюрами; *коммуникативные и игровые ситуации.

Слайд 15

Виды работы с текстом сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, собирание текстов из фрагментов, выделение в тексте опорных слов, составление планов, определение темы текста и основной мысли, озаглавливание ,

Слайд 16

Виды работы с текстом определение отношения автора к предмету речи, анализ авторского заголовка, выделение структурных частей текста (зачина, основной части, концовки), сочинение по опорным словам, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме.

Слайд 17

Дидактические игры на уроке. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте. «Переводчик». Замените иноязычное слово русским. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

Слайд 18

Работа с текстом Начальный этап 5-7 класс Средний этап 8-9 класс Старший этап 10-11 класс

Слайд 19

Текст- центральное звено второй части экзаменационных работ. На основе текста строятся тестовые задания разного типа. Эти задания проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам курса: чтению и пониманию текста, оценке его содержания. Созданию собственного высказывания на основе предложенного текста.

Слайд 21

Выводы В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов: повышение интереса к русскому языку и литературе; повышение результативности обучения; умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации; умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров; повышение уровня сформированности коммуникативной компетенции.

Слайд 22

Выводы Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию личности ученика.

Слайд 23

Рефлексия Полученная информация была важной и интересной Продемонстрированные приёмы буду применять в работе Данные приёмы мне известны, но я их не использую в своей работе Для меня было недостаточно данной информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

Необходимостью повышения интереса учащихся к занятиям русским языком, поскольку недостаточный уровень интереса тормозит успешно обучение. Падение ин­тереса к чтению художественной литературы, низкая к...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

формирование умений и навыков  речевого общения или коммуникации через использование текста в качестве дидактического материала. ...

Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "

Сегодня ни для кого  не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"

Перед школьниками ставятся новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому форми...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Выступление на школьном методическом объединении на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...

Работа с текстом на уроке французского языка как средство развития коммуникативных компетенций учащихся.

В данной статье рассматриваются основные стратегии работы с текстом на уроках французского языка....